Сенсомоторное развитие.
Раиса Алексеевна Исакова
Сенсомоторное развитие.
Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)
Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики, его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребёнка, тем развитие ребёнка происходит более эффективно.
Ребёнок растёт,начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.
Особенности сенсомоторного развитияв младенческом возрасте:
— Складывается акт рассматривания предметов;
— Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;
— Устанавливаются зрительно-двигательные координации;
— Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.
Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.
Сенсомоторика работает на уровне рефлексов.Показательный пример: мы идём по улице,глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.
Ещёпример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будет, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.
Ещёпример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)
Теперь мы понимаем насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.
Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Л. Н. Толстой.Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.
Чтобы познакомиться с каким-то предметом,его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.
Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.
В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.
Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д.
Для детей, имеющих отклонения в развитии, — отмечал Л. С. Выготский, — необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.
Игры по познавательному развитию детей.
— «Угадай-ка» — создание проблемной ситуации.
— «Подумай-ка» — дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.
— «Узнавай-ка» — решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.
— «Делай-ка» — знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.
— «Запоминай-ка» — проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.
— «Упражняй-ка» — тренировочные упражнения.
Игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз», но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Игры — занятия по познавательному развитию лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.
Игра: «Найди шарик» — развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.
Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Скок-скок», «Спрячь в ладошку», «Спрячь в коробочку»). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.
Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом,дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.
Игра «Весёлые крышки»
Цели: — учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
— воспитывать интерес к обучению, усидчивости.
Игра «Цветные шарики»
Цели: — учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;
— развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память;
— воспитывать учебные навыки.
Игра «Будь внимателен»
Цели: — учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания;
— закреплять знания цветов, развивать точность движений рук, зрительно- двигательную координацию.
Игра «Забавные прищепки»
Цели: — учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;
— развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
— воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д.В задачи обучения и воспитания входит:
— учить выделять и называть основные цвета и формы;
— учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно (при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательного (при восприятии плоскостных форм или объектов). Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.
Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «укусить» за пальчик.
Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.
— Смотрит солнышко в окошко,
— Смотрит в нашу комнату.
— Мы похлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.
Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.
— Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышко мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлки зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой — чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.
Игра «Змея в траве» — Дети по образу прикрепляют к прищепке два круга – это глаза змеи. Далее к этой прищепки прикрепляются все остальные друг за другом в длину, зигзагообразно. К картону зелёного цвета любой формы дети прикрепляют зелёные прищепки, так получается трава. В заключении можно «положить змею в траву», послушать, как она шипит (дети произносят звук (ш) громко и тихо, долго и кратко, придумать про змею сказку и т. д.
Учитывая особенности наших воспитанников,необходимо:
Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.
Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Но ведь можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!
На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.
В статье использовались труды: Л. А. Савелова- (воспитатель, Г. Е. Блинова -(воспитатель, Ф. Р. Елагина –(учитель- дефектолог)
О. Н. Писковенко-(учитель-дефектолог, Е. В. Левинская-(учитель-дефектолог, И. А. Фролова- (учитель-логопед) С. Б. Горбушина- (учитель- дефектолог, А. В. Наумова- (учитель-дефектолог).
Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте. Одним из наиболее важных процессов в развитии детей раннего возраста является активизация речи и её развитие. На втором году жизни начинает.
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным.
Источник
Что значит сенсомоторное развитие
Итак, рассмотрим проблему: почему у абсолютно здоровых детей без нарушения слуха или поражения нервной системы, наблюдаются задержки в развитии речи.
Считается, что главное от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, у ребенка формируется звукоподражание, в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги и слова. Поэтому родители получают совет больше разговаривать с ребенком. Маленький ребёнок должен видеть лицо говорящего, следить за губами. Родители удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняется отдельными звуками и жестами. Это заставляет усомниться в том, что развитие речи малыша определяется только количеством времени общения, много или мало с ним говорят.
Здесь невольно приходит на память шуточная загадка: Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? Обычно отвечают, что в темноте, но правильный ответ другой: когда дверь открыта. Эта загадка рассчитана на некоторую шаблонность нашего мышления, ответ как бы подсказывается указанием на черный цвет кошки. Однако если все двери закрыты, то и темнота не поможет кошке проникнуть в дом.
Говоря о развитие речи ребенка, мы привычно связываем его со степенью речевого общения со взрослыми – это также как бы подсказывается самой постановкой вопроса. Но может быть мы забываем о какой-то «двери», которую нужно открыть? .
В исследованиях психофизиологии человека была обнаружена особенность, которая заключается в том, что в коре головного мозга область речи и двигательная область находятся рядом, речевая и двигательная зона мелкой моторики перекрывают друг друга. Помимо этого, около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Следовательно, можно предположить, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Также, в процессе изучения деятельности детского мозга, психики детей, было отмечено большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда. (М.М.Кольцова)
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, отмечающие тесную связь функции речи и руки. Так, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесным образом связаны с речью и способствовали ее развитию. А в исследовании, проведенном Т.П.Хризман и М.И.Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. У правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области – сенсорная речевая зона. И если ребенок производит ритмичные движения сгибания и разгибания пальцев правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височных зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активацию в правом полушарии. То есть, речевые области развиваются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев обеих рук. Также известно, что у большинства людей ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии.
Пальцы помогают говорить.
Ребенок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, ребенок получает необходимый стимул для развития.
В.А.Сухомлинский писал: «Источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности (общей и ручной). Начало развитию мышления дает рука.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазодвигательной координации, наглядно–действенного мышления и развитием речи.
Поскольку доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука, то систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. И как результат — ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам:
1. развивающий характер обучения
2. систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении
4. учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет
В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать умение играть, придумывая, обсуждая и соблюдая правила. Кроме того, это отличный способ для развития творческих способностей ребенка совершенствовать развитие мелкой моторики рук.
Следовательно, если у ребенка обнаружена задержка речи, с ним необходима работа по активизации сенсомоторики, которая должна соответствовать возрасту и включать в себя:
1.Массаж рук, лица.
Массаж ладоней и пальцев рук колючими массажными мячиками, гранеными карандашами.
Рекомендуемая литература: Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005; П.Г.Моисеева «Готовим руку к письму. -СПб.: Речь, 2004 – с19, 24; Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006; О.С.Гомзяк Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе лого группе. -М.: Издательство Гном иД, 2007; С.Е.Гаврина и др. Готовим руку к письму Олма – Пресс 2001, с39-46;
2. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Так, в некоторых играх требуется участие обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «над», «под» и т.д. Но, дети от года до двух лет воспринимают пальчиковые игры, выполнимые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают игры, выполняемые уже двумя руками, скажем одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Дети 4 – 5 лет предпочитают игры со множеством событий. Более того охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитами – мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.
Рекомендую книгу: П.Г.Моисеева «Готовим руку к письму. -СПб.: Речь, 2004 – с30; Лопухина И.С. Логопедия –речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. — с59.
3. Различные виды театра. Теневая игра, которая сопровождается различными сценками, которую можно посмотреть в книге: готовим руку к письму П.Г.Моисеева.
4. Дидактические игры «пазлы», «конструктор», «найди лишнюю пробку», отлично развивают мелкую моторику, внимание, мышление, логику, зрительное восприятие. Игра «сделай правильно», учит пользоваться прищепкой, развивать мускулатуру пальцев рук, подбирать прищепки по цвету. Игра «Покорми птичек» — учит различать цвета, развивать тактильную чувствительность рук. Настольная игра «Занимательные фигуры» формирует у детей представление о цвете, форме, развивает координацию движений пальцев, соотносящие действия.
5. Игры с природным материалом развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Игра «Накорми поросенка». Игры с бусинами, макаронами, отлично развивают руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается, можно использовать пластиковые бутылки и цветные пробки – замечательный материал для изготовления пособий по сенсорике. Проделать в пробках дырочки – и предложить малышу нанизывать их на шнурок, как бусы. И полезно, и занимательно.
6. Игры шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Можно использовать игры Воскобовича «Шнур малыш» для детей от 1,5 до 6 лет, «Шнур затейник» для детей от 3 до 8 лет, а также игру головоломку «Змейка», которая позволяет развивать сенсорные способности: умения различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры, мелкую моторику рук, творческие способности и интеллект. А также можно использовать Палочки Кюизенера «Волшебные дорожки» для самых маленьких 2-4 лет.
7. Изобразительная деятельность, лепка, мозаичное конструирование, рисование пальцами, рисование цветным песком, рисование по крупе, аппликации с использованием мелких деталей.
8. Оригами. М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин «Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых.» –СПб.: КРИСТАЛЛ. – с175 – 329.
9. Графомоторные упражнения. А.Зарин Волшебные рисунки. Рисуем играя от 5 до 10 лет. В пособии представлено около 70 рисунков образцов, которые являются несколько необычными контурными изображениями узоров или реальных объектов окружающей действительности. Такой вид работы способствует развитию у детей зрительно – кинестетического восприятия, зрительно двигательной координации, произвольности, плавности, ритмичности и точности движений, а положение, в котором ребенок их выполняет дает возможность совершенствовать работу разных групп мышц, принимающих участие в рисование и письме.
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжи ряд.
10. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
11. Игры с пуговицами – подберите пуговицы разного размера и цвета. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, бусы и т.д. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы.
Вышеуказанные методы решают множество задач в развитии ребенка:
— способствует овладению навыками мелкой моторики
— помогает развивать речь
— повышает работоспособность головного мозга
— развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение
— развивает тактильную чувствительность
Поскольку общеизвестно, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то дети с удовольствием принимают участие в пальчиковых играх.
Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.
Процесс возбуждения создает активное поле, формирование нервных связей. Возбуждение зоны мелкой моторики руки распространяется на речевую зону в коре головного мозга и заставляет ее активнее работать.
Так вот где оказалась открытая дверь, в которую смогла пробраться наша «черная кошка» — речь!
Вашему вниманию предлагаю занятие по развитию сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Определение формы предметов
Развитие общей и мелкой моторики
Уточнение представлений детей о форме предметов, упражнения в соотнесении предметных картинок с соответствующей геометрической формой.
Активизация в речи слов, обозначающих форму предметов: круглый, квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный.
На каждого ребеночка тарелочки, картина с изображением предметов разной формы, шаблоны геометрических фигур (круга, овала, квадрата, треугольника, прямоугольника
Игра «Чудесный мешочек»
Упражнения по развитию моторики
1.Дыхательное упражнение: встать, на ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На медленный вдох руки плавно разводят в стороны и вверх, на выдохе опускают вдоль тела ладонями вниз.
2.Упражнения для развития тактильной чувствительности – игра «Чудесный мешочек»: опознать фигуры и мелкие знакомые предметы правой и левой руками.
Игра «Кто быстрее найдет предмет указанной формы».
Назови геометрические фигур.
Рассмотреть предметные картинки, назвать их.
Найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на круг (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
На какую геометрическую фигуру похож этот предмет? (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.)
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда,
Разбегайся кто куда!
Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами или руками.
Работа в тетради
Обвести шаблоны геометрических фигур и рядом нарисовать предметы соответствующей формы.
Подведение итогов занятия.
Предлагаю Тесты проверки зрительно – моторной координации
Копирование письменных букв (тест Керна — Йирасека)
Копирование группы точек (тест Керна — Йирасека)
Кодирование (задание из теста Векслера)
Линеограммы (методика Мира — Лопеца)
Зигзаги (методика Мира — Лопеца)
Тест Черначека «Квадрат и круг»
Их можно найти в сборнике: Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. – Санкт – Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1996.-с.14-23.
Источник