Что значит сектор образования
Реформирование системы образования в стране, и высшего образования в особенности, неразрывно связано с социально-экономическими и общественно-политическими процессами в обществе. Это значит, что в его ходе необходимы меры, обеспечивающие эволюционную смену организационно-экономического механизма функционирования высших учебных заведений в соответствии с общим проектом переустройства социально-экономической жизни общества. Содержанием реформирования российской высшей школы, все более выступающей в настоящее время как индустрия образования, является её вхождение в рыночные отношения.
Перестройка высшего образования в условиях рыночной экономики нуждается в теоретически обоснованной стратегии развития и функционирования всех сфер деятельности высшей школы, в том числе связанных с финансированием образовательного процесса. Коммерциализация применительно к образованию представляет собой изменение функционирования вузов как субъектов рыночных отношений с целью их адаптации к новой социально-экономической системе, рационализации с учетом рыночных принципов, включая достижение равновесия спроса и предложения, улучшение качества тех услуг, которые соответствовали бы изменяющимся запросам потребителя.
Новые российские реалии требуют специалистов, вооруженных новыми знаниями (юристов, менеджеров, социологов, психологов, например), постсоветская же государственная система образования удовлетворить «заказ» общества в полной мере не могла в силу своей «инженеризации». Данное противоречие явилось одной из основных причин становления сети негосударственных вузов, которые надолго стали предметом дискуссий как с позиции обсуждения терминологии, так и более широких проблем: правомерности развития платности образовательных услуг и коммерциализации высшей школы.
Другой предпосылкой развития негосударственного сектора явилась проблема финансирования государственных образовательных учреждений. В середине 90-х годов XX века хозяйственная деятельность государственных вузов условно разделилась на бюджетную, подразумевающую только государственное финансирование; некоммерческую, в которой делался упор на собственные силы вуза и привлечение средств из других (внебюджетных) источников финансирования; смешанную, которая предполагала использование как бюджетных (государственных) средств, так и привлеченных. Проблема бюджетного финансирования была весьма актуальной, так как государственные средства, выделяемые на финансирование образования, на протяжении ряда лет практически не увеличивались, зачастую даже принятая бюджетная часть расходов не выполнялась, не говоря уже о дополнительном финансировании.
Политика же негосударственного образования в условиях самофинансирования формировалась по экономическим законам, где основным механизмом, регулирующим жизнедеятельность вуза, являлись рыночные образовательные отношения, в которых спрос определяет предложение образовательных услуг, его вариативность, качество продаваемого продукта, социально-экономические гарантии. В лице потребителя, субъекта образовательных отношений, выступает как сам студент и его родители, так и общество в целом.
Основой жизнедеятельности негосударственных вузов, по-мнению члена Совета Ассоциации негосударственных вузов Российской Федерации Н.М.Прусс, является качество во всех его проявлениях: это, во-первых, качество знаний, получаемых студентом в вузе, учебно-воспитательного процесса, а также культура вуза в системе морально-этических и социальных ценностей и приоритетов; во-вторых, это качество профессорско-преподавательского состава, учебных программ, их мобильность и гибкость, надежность и государственность документов об образовании, сюда же необходимо отнести и социально-экономические гарантии, которые обретает потребитель после окончания вуза.
При очевидной необходимости развития негосударственного сектора выделяется проблема негативного отношения части населения к негосударственным вузам. Это объясняется тем, что ряд открываемых вузов начинают работать без лицензии на образовательную деятельность, учебные программы специальностей этих вузов не соответствуют государственному образовательному стандарту, главной целью деятельности ставится извлечение прибыли, нежели качество даваемого образования.
Среди других проблем становления и развития негосударственного высшего образования можно выделить:
- кадровое обеспечение учебного процесса (отмечаются случаи, когда к преподаванию привлекаются лица, базовое образование которых не соответствует преподаваемым дисциплинам);
- финансирование (не предусмотрен минимальный объем финансовых или имущественных средств учредителя при создании или реорганизации негосударственного образовательного учреждения с целью обеспечения финансовой устойчивости вуза);
- малоисследованна проблема места и социокультурной роли негосударственного образования в сфере высшего образования.
Таким образом, в настоящее время появилась необходимость выработки новой государственной политики в сфере образования, основанной на понимании негосударственного образования не как случайного или альтернативного государственному образованию явления, а как вполне корректной реакции на возникшие в обществе новые интересы и потребности, обусловленные самой жизнью. Негосударственное образование, обеспечивая запросы различных социальных групп, становится особым объектом государственной образовательной политики.
Источник
Информационно-аналитический журнал
Негосударственный сектор образования России стал заметным «игроком» в научно-исследовательском пространстве страны: сегодня в негосударственных учебных заведениях обучается более полутора миллионов учащихся; уже более 30 процентов производимых вузовской наукой открытий и изобретений приходится на НОУ.
Ноу-хау НОУ
Негосударственному сектору образования России в этом году исполняется 20 лет. Этому событию был посвящен состоявшийся в апреле Всероссийский съезд руководителей негосударственных образовательных организаций страны, где были подведены некоторые итоги развития негосударственного образования. То, что этот сектор стал заметным «игроком» в научно-образовательном пространстве страны – факт неоспоримый: сегодня в негосударственных учебных заведениях обучается более полутора миллионов учащихся; уже более 30 процентов производимых вузовской наукой открытий и изобретений приходится на НОУ. В большой степени именно негосударственный сектор обеспечивает нашим согражданам доступность высшего образования, и именно это не позволяет «заржаветь» социальному лифту окончательно.
К настоящему времени в негосударственных учебных заведениях России обучается более полутора миллионов учащихся. Сектор негосударственного образования, который включает около: 450 вузов, 200 ссузов и 650 школ, имеющих государственную аккредитацию, а также сотни детских садов и тысячи организаций дополнительного образования.
Да, есть проблема качества. Но этот, увы, ставший уже институциональным порок поражает вузы вовсе не по признаку учредительства. Пожалуй, напротив, – сегодня разделение вузов по этому принципу даже искусственно консервирует нерешенность злободневного вопроса некачественного образования. Кроме того, как справедливо заметил в своем выступлении на Всероссийском съезде глава Экспертного совета по негосударственному образованию Госдумы Олег Смолин: «Дискриминация негосударственного сектора – это дискриминация части российских детей и молодежи. Между тем, негосударственных детей и студентов не бывает, государство должно позаботиться о хорошем образовании, а значит, об образовании для всех».
Большие надежды у представителей негосударственных образовательных учреждений вызвала позиция Президента РФ Дмитрия Медведева, обозначенная в президентском Послании в декабре 2009 года, о необходимости «скорейшего решения одной из главных проблем негосударственного образования страны – законодательное закрепление равенства государственных и негосударственных организаций». Опасение, что это пожелание так и останется «на бумаге» у профессионального сообщества, конечно, есть – подобные пожелания от чиновников самого высокого ранга звучат далеко не первый год. И все-таки на это раз надежды действительно могут оправдаться. По словам председателя Комитета по образованию Госдумы Григория Балыхина, который также выступил на апрельском съезде, уже готовятся соответствующие законодательные предложения о возможности бюджетного финансирования образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, вне зависимости от формы учредительства. Кстати, уже после съезда, в мае, на необходимость внесения соответствующих поправок в проект нового интегрированного закона «Об образовании» указал Экспертный совет Федеральной антимонопольной службы. Так что уверенность в том, что о поправках «не забудут», есть.
Тем временем, развернувшийся экономический и демографический кризис достаточно серьезно отразился на негосударственном секторе образования. Если до начала кризиса количество НОУ ежегодно росло – по данным Национального аккредитационного агентства* в 2008 году в России действовало 675 негосударственных вузов, то на сегодняшний день, по информации представителей Национального союза негосударственных вузов, негосударственных высших учебных заведений – около 450. В 2009 году – такие данные привел Г. Балыхин – негосударственные вузы потеряли 25-30% своих студентов. И пока дальнейшие прогнозы остаются негативными – сокращение негосударственного образовательного сектора может продолжиться.
Выход? Его сегодня ищут все. Но, судя по данным исследования ГУ-ВШЭ** потенциал роста платежеспособности населения за образовательные услуги практически исчерпал себя еще накануне финансового кризиса в 2008 году (см. диаграмму). «Бюджеты семей, дети которых получают профессиональное образование, перенапряжены, за исключением верхних 10% населения. Рост возможен только с темпом роста доходов», – сделали вывод эксперты Высшей школы экономики.
Тем не менее, есть другие инструменты. Например, Г. Балыхин, обращаясь на съезде к ректорам негосударственных вузов, высказал следующую мысль: «Думаю, чтобы решать эту проблему (выхода из кризиса), необходимо более активно работать со школьниками, причем не только с выпускниками, но и заглядывать в 9-е и 8-е классы. Это ваше будущее и настоящее, вы без этих ребят просто не сможете существовать».
Есть также огромная ниша «образования для взрослых». Кроме того, коммерциализация интеллектуального продукта, гибкое реагирование на запросы рынка труда, а также – при их законодательном закреплении – равные условия в конкурентной борьбе за государственный заказ могут стать главными «моторами» дальнейшего развития негосударственного образования в России.
Источник
Памятка «Обязанности секторов класса».
Планирует с классом работу на месяц, планирует КТД( коллективное творческое дело) класса.. Следит за работой секторов в классе, за посещением членами совета школы заседаний совета школы и за доведением информации членов совета школы до классного коллектива. Оказывает помощь классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий. Отвечает за явку учащихся класса на общешкольные мероприятия в парадной форме.
Ответственный за ведение «Дисциплинарного дневника», за ведение дневников учащихся, помогает классному руководителю в заполнении дневников, организует взаимопомощь по предметам, ведет экран успеваемости, посещает занятия школьного учебного сектора.
Организует обсуждение неуспевающих учеников на классных часах.
Оформляет, обновляет классный уголок. Организует участие класса в общешкольных мероприятиях, посещает занятия школьного культмассового сектора. Отвечает за подготовку номеров художественной самодеятельности к школьным мероприятиям.
Организует ежедневное дежурство в классе и дежурство по школе (по графику). Во время проведения субботников распределяет обязанности, несет ответственность за инвентарь.
В конце учебного года организует помощь классному руководителю в ремонте наглядных пособий и уборке кабинета. Посещает занятия школьного трудового сектора.
Организует спортивную работу в классе. В классном уголке ведет колонку о спортивных соревнованиях в школе и в городе. Организует участие класса в спортивных соревнованиях, спортивных праздниках, турслёте. Посещает занятия школьного спортивного сектора.
Отвечает за выпуск материалов классного уголка. Выпускает классные газеты и общешкольную газету по графику. Оформляет материалы внеклассных мероприятий.
Источник
Сфера образования
О чем эта статья:
11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Совокупность образовательных стандартов и программ.
Органы управления образованием.
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
Обучение в учебных заведениях.
Образование в семье.
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;
образовательная — сам процесс обучения;
социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование. |
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
Органы управления образованием;
Совокупность образовательных стандартов и программ;
Сеть образовательных учреждений:
дошкольное образование (ясли, детские сады),
начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
высшая школа (вузы).
Принципы образовательной политики в РФ:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.
Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.
Источник