Что значит санкции физического лица

Санкции: режимы, программы, правило 50 %, способ соблюдения

Мониторинг экономических санкций и контроль за их применением — пожалуй, наиболее сложная область комплаенса. Сейчас введение экономических санкций — это инструмент внешней политики. Их вводят против определенных стран, организаций или физических лиц.

Санкционные режимы делятся на несколько типов типов:

1. Замораживание активов / Блокирующие санкции SDN

2. Ограничения финансирования / Секторальные санкции SSI

3. Ограничения в нефтяной сфере

4. Эмбарго на поставку оружия

5. Ограничения в Крыму и Севастополе

Замораживание активов / Блокирующие санкции

Европейский союз запрещает:

  • Осуществлять деятельность с денежными средствами или другими экономическими ресурсами, которые принадлежат или контролируются лицами, включенными в список Европейского союза.
  • Совершать сделки с денежными средствами для предоставления преимуществ напрямую или косвенно лицам, включенным в список Европейского союза.
  • Предоставлять товары или услуги лицам, включенным в список OFAC.
  • Действовать в экономических интересах лиц, включенных в список OFAC.

Ограничения финансирования / Секторальные санкции

Отраслевые санкции применяются к отдельным субъектам в финансовом, энергетическом и оборонном секторах России. Лица США не имеют права участвовать в определенных сделках с организациями, которые определены в соответствии с одной из четырех директив:

  • Директива 1: as Amended Under Executive Order 13662 (November 28, 2017)
  • Директива 2: as Amended Under Executive Order 13662 (November 28, 2017)
  • Директива 3: Under Executive Order 13662 (September 12, 2014)
  • Директива 4: Under Executive Order 13662 (October 31, 2017)

Ограничения по финансированию применяются в отношении ряда банков, оборонных предприятий и нефтяных компаний.

Секторальные санкции США запрещают:

  • Предоставлять банкам кредиты или траншеи дольше, чем 30/14 дней.
  • Предоставлять нефтяным компаниям кредиты дольше, чем на 90/60 дней.
  • Предоставлять кредиты оборонным компаниям дольше, чем на 30 дней.

Секторальные санкции Евросоюза запрещают:

  • Предоставлять займы и кредиты дольше, чем на 30 дней.
  • Покупать или продавать выпущенные ими новые акции, облигации или «подобные финансовые инструменты» со сроком обращения более 90 дней, если они выданы после 1 августа 2014 года, или более 30 дней, если они выданы после 12 сентября 2014 года.

Те же политики применяется к дочерним компаниям и лицам, действующим от их имени.

Санкции США: обзор санкционных программ

1. OFAC SDN List. Список блокирующих санкций содержит 68 санкционных программ.

2. OFAC NON SDN. Consolidated Sanctions List Консолидированный список содержит 8 санкционных программ.

3. BISN Bureau of Internal Security & Nonproliferation. Консолидированный список содержит 11 санкционных программ.

Санкции ЕС, Швейцарии и UK: обзор санкционных программ

1. EU Consolidated List of Sanctions. Консолидированный список санкций ЕC содержит более 2 000 юридических и физических лиц по 29 санкционным программам. К ограничительным мерам относятся замораживание активов, запрет на въезд и т.д.

2. Финансовые санкции ЕС в отношении ряда стран не входят в консолидированный список. Финансовые санкции в отношении России.

3. Консолидированный список ООН санкций содержит более 1 000 юридических и физических лиц по 15 санкционным программам.

Все страны-участники ООН обязаны его соблюдать.

4. Списки SECO Швейцария Консолидированный список санкций содержит более 2 000 юридических и физических лиц к 21 санкционной программе.

5. Консолидированный список санкций Великобритании. К ограничительным мерам относятся: замораживание активов и инвестиционные запреты.

6. Финансовые санкции Великобритании в отношение некоторых стран.

Санкции других стран: обзор санкционных программ

1. Консолидированный список Австралия санкций содержит 8 санкционных программ.

Министерство иностранных дел и торговли «DFAT» ведет сводный перечень санкций.

2. Консолидированный список Канады содержит более 10 санкционных программ.

Департамент иностранных дел, торговли и развития ведет Консолидированный список.

3. Большинство стран Северной и Южной Америки выполняют требования ООН и не ведут своих локальных санкционных списков.

4. Большинство стран Европы выполняют требования ЕС и ООН и не ведут своих локальных санкционных списков. В некоторых случаях списки повторяют консолидированный список ООН.

Исключения — Франция, Германия, Люксембург, Гибралтар, Испания, Бельгия, Джерси, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Россия и Украина.

5. Большинство стран Африки и Среднего Востока не ведут своих локальных санкционных списков. Существует проблема с раскрытием информации.

6. Большинство стран Азии не ведут своих локальных санкционных списков.

Исключения — Япония, Гонконг, Сингапур, Китая, Индия, Пакистан, Азербайджан и Грузия.

Правило 50 %

Согласно правилу, любая организация, которая на 50 и более процентов принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Важно проверять контрагентов, чтобы быть уверенными в их защищенности от санкций.

Например, заблокированное лицо X владеет 50 % предприятия A и 50 % предприятия B. Каждому субъекту A и B принадлежит 25 % предприятия C. Получается, компанией С на 50 % владеют организации, находящиеся под санкциями. Значит, она тоже попадает под санкции.

Сотрудничать с компаниями, которые находятся под санкциями, опасно: это может привести к штрафам и судебным разбирательствам, из-за которых пострадает корпоративная репутация. Контур.Призма разработала глобальные санкционные списки, чтобы компании могли быстро проверять контрагентов не только по критериям 115-ФЗ, но и по требованиям международного законодательства.

Светлана Кирланова , эксперт в области законодательства 115-ФЗ по выявлению и анализу комплаенс-рисков, проект Контур.Призма

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Что такое санкции: виды, причины и последствия введения ограничений

Когда родители не могут или не хотят вести диалог с собственным ребенком, они прибегают к введению ограничений: запрет на компьютер, прогулку с друзьями, покупку нового телефона, сладкого и пр. Не всегда этот метод работает. Но его все чаще применяют не только в быту, но и в международной политике. В статье разберем, что такое санкции простыми словами, кто и за что их накладывает, к каким последствиям приводят подобные меры.

Понятие и виды санкций

Санкции – это ограничительные меры, которые одна заинтересованная сторона накладывает на другую с целью решения возникших противоречий в отношениях.

Это общее определение, его можно применить к разным сферам жизни. Например, ограничительные меры в правовых, международных, личных или семейных отношениях.

В сфере правовых отношений различают следующие виды санкций:

  1. Уголовно-правовые – заключение под стражу, штраф.
  2. Административно-правовые – административный штраф или арест.
  3. Дисциплинарные – выговор с занесением в личное дело, увольнение.
  4. Имущественные – лишение премии, обязанность возместить ущерб, выплатить компенсацию.

В сфере международных отношений санкции бывают:

  1. Персональные – запрет на въезд в страну, заморозка активов, арест недвижимости и другого имущества.
  2. Торговые – запрет на ввоз товаров отдельных стран или компаний, отмена льгот, повышение торговых пошлин, запрет на продажу отдельных товаров стране или компании.
  3. Экономические – арест имущества страны или компании за рубежом, блокировка банковских счетов, отключение от международных информационных технологий, например, системы SWIFT.

По степени охвата применяются:

  • всеобъемлющие – накладывают ограничения на всю финансовую и торговую деятельность страны;
  • секторальные – охватывают деятельность отдельной отрасли экономики;
  • адресные – направлены на ограничение деятельности отдельных юридических и физических лиц.

Что такое экономические санкции

В статье будем говорить об экономических санкциях, которые означают ограничения в торговле и финансовых операциях со стороны отдельных государств, международных организаций в отношении компаний, физических лиц или целых стран с целью заставить их играть по правилам, которые они сами и установили.

Основные каратели на сегодня:

На картинке ниже видно, кто и на кого накладывает санкции в современном мире.

Основные формы ограничений:

  • запрет на поставки оружия;
  • замораживание счетов;
  • замораживание имущественных активов (движимого и недвижимого имущества);
  • запрет на въезд определенных лиц;
  • ограничение на торговлю;
  • запрет на оказание финансовой помощи, инвестиции;
  • запрет на ввоз определенных товаров (предметов роскоши, высокотехнологичной продукции, драгоценных металлов);
  • запрет на проведение сделок;
  • запрет на удовлетворение исков;
  • запрет на экспорт/импорт товаров для определенных отраслей (энергетики, космической промышленности, добывающей и обрабатывающей отрасли, ядерной промышленности);
  • запрет на экспорт технологий;
  • запрет на воздушные перевозки.

Причины введения ограничений

Причины введения ограничений разнятся в зависимости от субъекта:

  • для США это защита собственных торговых интересов, национальной и международной безопасности, ответ на нарушение прав человека;
  • Совет Безопасности ООН следит за соблюдением мира во всем мире, в случае угрозы вводит санкции;
  • страны ЕС защищают национальную и международную безопасность, противодействуют терроризму, распространению оружия массового поражения, нарушению прав человека, незаконной аннексии территорий и защищают целостность независимого государства;
  • Россия в соответствии с Федеральным законом № 281-ФЗ применяет специальные экономические меры в случае возникновения угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, нарушения прав и свобод ее граждан.

Санкции – один из инструментов внешней политики государств. Когда дипломатические усилия не привели к нужному результату, а военные действия рассматриваются только как крайний и нежелательный вариант, страны и международные организации прибегают к санкциям.

Это позволяет им в некоторых случаях достичь цели быстрее и дешевле, чем другие меры воздействия. Но не утихают споры по вопросам эффективности ограничительных мер. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем рассматривать последствия введения санкций.

Исторические примеры

Первые упоминания о санкциях относятся к эпохе до нашей эры. Но мы затронем только яркие примеры последнего столетия.

В 1960 г., после конфискации американской собственности в ходе революции под предводительством Фиделя Кастро, США ввели санкции – запрет на импорт кубинского сахара. Далее ограничения ужесточались: запрет на торговлю с Кубой, в том числе иностранным государствам, въезд в страну американских граждан и пр. В 2016 г. возобновились дипломатические связи между странами, но до конца санкции сняты не были.

Еще одна страна, которая несколько десятков лет живет под санкциями. В разные годы действовали запреты на продажу оружия и оказание экономической помощи Ирану, запрет на импорт нефти из страны, отключение от международной системы переводов SWIFT, заморозка вкладов в американских банках, запрет инвестиций в нефтяную промышленность Ирана. Некоторые ограничения ослаблялись, отменялись, потом снова возобновлялись. Наибольший прогресс в смягчении был достигнут после заключения ядерной сделки. Но ситуация вновь обострилась после выхода США из нее.

Самая закрытая страна мира более 70 лет живет под давлением США, ООН и других стран. Основная цель – не дать реализовать стране свою ядерную программу. Однако положительного результата так и не удается достичь до сих пор. Северная Корея проводила и проводит ядерные испытания. ООН и другие страны ужесточают санкционную политику.

Антироссийские санкции

Отдельного раздела в статье заслуживают санкции против России. Они заключаются в ограничениях, которые были наложены США, Канадой, странами ЕС на юридических и физических лиц.

2013 г. – начало новой истории санкционной риторики в отношении РФ связано со смертью С. Магнитского и предположением западных политиков, что в этом замешаны российские коррупционеры-чиновники. Были наложены экономические ограничения на отдельных лиц и компании.

2014 г. – запрет на въезд и визовые ограничения, блокировка счетов отдельных граждан, запрет инвестиций в Крым для частных лиц и компаний, на получение иностранных кредитов некоторыми банками и энергетическими компаниями России, на экспорт продукции и услуг для нефтяной отрасли, оборонной промышленности. Основная причина – несогласие с присоединением Крыма к России и вина России в дестабилизации обстановки на Украине.

2015 г. – продолжение санкционной политики в отношении отдельных граждан РФ и компаний, значительное расширение списка. Из-за необходимости реализации европейских космических программ были ослаблены санкции в отношении российских космических предприятий.

2016 г. – продолжение санкционной политики, которая ужесточилась в связи с предполагаемым США вмешательством России в выборы.

2017 г. – к причинам давления добавили строительство Северного потока-2.

2018 г. – Россия оказалась виновата в строительстве Крымского моста, кибератаках и в нарушении соглашения о нераспространении оружия массового уничтожения. Расплачиваемся за отравление Скрипалей запретом на импорт некоторых видов продукции, например, газовых турбин, подводных аппаратов.

2019 г. – ЕС вводит ограничения за применение химического оружия, инцидент в Керченском проливе.

2020 г. – к Скрипалям присоединили Навального, США не понравилась экономическая помощь России Венесуэле, а ЕС подозревает нас в поставках оружия в Ливию.

РБК публикует интересную статистику по количеству физических и юридических лиц, внесенных в санкционные списки США в периоды правления Б. Обамы и Д. Трампа.

Основные причины санкционного давления на Россию расположены в порядке убывания количества введенных ограничений:

  1. Присоединение Крыма и дестабилизация обстановки на востоке Украины (293 физических лица и 483 юридических).
  2. Смерть С. Магнитского, коррупция, нарушение прав человека (57 физических лиц и 1 юридическое).
  3. Противники Америки (32 физических лица и 42 юридических).
  4. Кибератаки (44 физических лица и 15 юридических).
  5. Поддержка Сирии (12 физических лиц и 6 юридических).
  6. Торговля с КНДР, Сирией и Ираном (6 физических лиц и 16 юридических).
  7. Применение химического оружия (10 физических лиц и 1 юридическое).
  8. Поддержка Венесуэлы (3 юридических лица).
  9. Поставка оружия в Ливию (1 физическое лицо).

Россия познакомилась с санкционной политикой других стран задолго до 2013 г. Истории известны случаи еще со времен Ивана Грозного, когда Ливонский орден не пустил через свои границы мастеров-иностранцев, которых пригласил царь (1583 г.). Весь XX век мы находились под давлением: бойкотирование олимпиады в 1980 г., запрет на экспорт/импорт некоторых видов продукции, блокировка авиасообщения и пр.

Последствия и меры противодействия

Последствия санкционной политики в отношении любой страны, компании или физического лица в большинстве случаев негативные. Если кратко, то они могут привести к падению:

  • экспорта и импорта;
  • котировок на фондовом рынке и оттоку капитала;
  • уровня жизни населения;
  • курса национальной валюты;
  • доходов предприятий;
  • уровня занятости.

Но не всегда достигается эффект, на который рассчитывают страны, вводящие ограничительные меры против других государств.

Проблемы, с которыми часто приходится сталкиваться:

  1. Введение мер противодействия от страны, которая попала в санкционный список. Например, в России были приняты ответные санкции, сформирована и активно внедряется в жизнь политика импортозамещения, заключаются новые союзы с дружественными странами, разрабатываются системы, которые позволят быть более независимыми в банковской, космической сфере и пр. Санкции могут дать хороший толчок к развитию. Главное – рационально им воспользоваться.
  2. Несоответствие эффекта затратам на его достижение. Есть многочисленные исследования, которые показывают, что от санкционного давления на Россию страдает не только наша страна, но и экономики других стран несут многомиллиардные убытки.
  3. Усиление третьих стран за счет того, что они занимают освободившиеся ниши.
  4. Затрагивание интересов зарубежных компаний, которые до введения ограничений сотрудничали с физическими и юридическими лицами из санкционного списка. А это уже бьет по экономике государства, которое желает наказать другое.

Заключение

Что будет дальше? Вопрос волнует многих россиян. К сожалению, ждать смягчения или отмены санкций не стоит. Этот инструмент внешней политики выбран как оптимальный вариант среди других. Например, среди военной кампании, которая требует много денег, и дипломатических переговоров, которые растянуты во времени и часто ни к чему не приводят.

Ослабление потенциального противника и конкурента на международной арене – слишком привлекательная цель, чтобы от нее отказаться. Наша задача состоит в том, чтобы научиться не просто приспосабливаться и выживать в условиях санкционного давления, но и активно развиваться. Очень хочу, чтобы у нас это получилось.

Источник

Читайте также:  Саян что значит это имя
Оцените статью