Что значит самоценность детства

Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека

Луценко Светлана Александровна
Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека

Часто в одной и той же семье к детям относятся по-разному. В результате у них формируются радикально разные самоимиджи, что приводит к радикальным отличиям в их жизни и создаваемым во взрослом возрасте человеческим связям….

Ни для кого не секрет, что детство играет огромную роль на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Именно в детстве, слушая маму и папу маленький ребенок начинает понимать разницу между плохим и хорошим, красивым и некрасивым, правильным и неправильным и этот выбор, зачастую, определяет качество всей дальнейшей жизни человека.

Но, несмотря на обоснованность важности детства практически всеми специалистами, многие родители считают детство своего ребенка, чем-то неважным, самим само разумеющимся этапом развития, который «к счастью» (так как детям необходимо уделять внимание, а потоке современной жизни на это не остается сил) быстро проходит. Многие родители искренне считают, что самоценность детства сильно преувеличенна психологами,

Дефектологами и прочими специалистами, обосновывая свое мнение аргументом, что-де сами-то они выросли и никто ими не занимался. и вообще, все это современные веяния науки, да и не науки даже, а так. какая же психология наука? Очень часто в своей деятельности мне приходится сталкиваться с подобной точкой зрения.

Однако, возьму на себя смелость напомнить, что идея самоценности детства имеет длительную историю, начиная с Ж. -Ж. Руссо и Ф. Фребеля (XIX век, сама идея заняла прочное место в умах научных исследователей в XX веке. Так, именно исследователи школы Л. С. Выготского раскрыли глубокое своеобразие отдельных сторон психического развития ребенка дошкольного возраста. Но, несмотря на то, что сама идея самоценности детства далеко не нова ни психология, ни педагогика и по сей день не превратила эту идею в отрефлексированное основание, которое можно было бы считать непреложной истинной для любого родителя.

Читайте также:  Adidas equipment что это значит

Вы можете задать вопрос: а нужно ли это? Не только нужно, но и необходимо, так как каждому родителю необходимо понять, принять и всегда иметь в виду, что ребенок – это не маленький взрослый, что он обладает своей неповторимой психологической спецификой, которая имеет право на существование и с которой необходимо считаться.

По данным современной психологии 80-90% программ нашего дальнейшего поведения закладывается в нас в детстве. В этот счастливый или не очень период своей жизни мы получаем систему предписаний и жизненных сценариев от значимых взрослых. Все полученное в этот важнейший период будет окрашивать нашу судьбу в тона оптимизма и творчества или уныния и рутины.Именно от родителей зависит: будет ли жизнь ребенка счастливой или нет.

Возьму на себя смелость напомнить основные этапы детства в психосоциальной концепции личности Э. Эриксона, для наиболее полного освещения выбранной темы, расширенные и подтвержденные современной психологией.

На стадии младенчества (от рождения до 1,5-2 лет) важнейшую роль играет мама, от которой полностью зависит будет ли ребенок на протяжении всей своей жизни доверять миру, считая его приятным, полным добра и радости местом, или, наоборот, страшным местом, полным врагов (плохих специалистов, глупцов и лентяев) в котором нельзя доверять никому. Это одно из самых важных убеждений формируется мамой, и главное здесь не кормление, а комфортная для ребенка обстановка в доме, внимание к ребенку, уверенность в себе мамы, а так же просто ее «счастливость».

На стадии раннего (с 2 до 4 лет) детства главным для ребенка является роль папы. Ребенок уже сам, при поддержке папы, решает задачу формирования своей независимости. В этот период родители могут нанести непоправимый вред стыдя и наказывая ребенка за его провинности. Результат этого периода – либо независимое ощущение «я» на всю жизнь, развитие самоконтроля, языковых способностей, воображения, либо неуверенность, вечные сомнения в себе, стыд и зависимость от других.

На дошкольной стадии (до 6-7 лет) игра занимает центральное место в жизни ребенка. Предметная игра развивает психические возможности человека, а ролевая помогает освоить отношения между людьми. В этот период формируется инициативность или пассивность, активность и предприимчивость, или вялость и чувство вины.

На этом позвольте остановиться. Надеюсь, что представленное эссе вызовет интерес к самоценности детства и, возможно, убедит сомневающихся родителей в том, что их любовь или равнодушие определит дальнейшую жизнь собственного ребенка.

Удачи всем и успехов в самостоятельном изучении этой крайне интересной и важной темы!

1. С. В. Ковалев «Нейропрограммирование успешной судьбы». –М. : Твои книги,2015. –592.

2. С. В. Ковалев «Мы родом из Страшного детства или как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего», книга вторая цикла «Коды вашей судьбы». Ростов-на-Дону,Феникс, 2006.

3. О. А. Шаграева «Детская психология:Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 –368с.

Фотоотчёт об общем детсадовском концерте «Наша дружная семья» Этот концерт был подготовлен и проведён к Международному Дню семьи» 15 мая. На этот концерт были приглашены многодетные семьи, чьи дети.

Уникальность и простота игр с песком в развитии детей раннего возраста Статья «Уникальность и простота игр с песком в развитии детей раннего возраста» Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница,.

Значение физической культуры и спорта в развитии человека «Значение физической культуры и спорта в развитии человека» Физическая культура – это область социальной деятельности, направленная на.

Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии ребенка 1. Каково значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников Основное назначение музыкально-дидактических.

Значение пения как вида музыкальной деятельности в общем развитии детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.

Консультация «Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка» Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка. ДОУ, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе. Начало школьной жизни — важный период на пути каждого человека» Начало школьной жизни – важный период на пути каждого человека. Он неизменно сопряжен со стрессом. Чтобы помочь малышу адаптироваться к.

Консультация для родителей «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей» Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Проект «Уникальность озера Байкал» для средней группы Проект «Уникальность озера Байкал» для средней группы АКТУАЛЬНОСТЬ Воспитание любви к природе родного края — одна из главных задач современного.

Уникальность и значимость живой музыки в детском театре Уникальность и значимость живой музыки в детском театре Дубинина Анна Игоревна, Не секрет, что музыка оказывает огромное воздействие на.

Источник

«Самоценность дошкольного детства»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье рассматривается вопрос самоценности дошкольного детства, как необходимого и важнейшего условия развития личности дошкольника.

Скачать:

Вложение Размер
samotsennost_doshkolnogo_detstva_.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Что такое дошкольное детство, каким оно должно быть?

У каждого из нас оно было разным, но осмелюсь предположить, что каждый хочет хотя бы ненадолго вернуться туда.

Ведь для многих это была счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники…

Став взрослыми и серьезными, люди подчас забывают о том, что было мило их сердцу в далёком детстве.

Изучая дошкольное детство, исследователи всё чаще приходят к выводу: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства – это понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Самоценность дошкольного детства прослеживается в основных принципах ФГОС ДО:

  1. Поддержка разнообразия детства.
  2. Сохранение его уникальности и самоценности.
  3. Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства.
  4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Некоторые родители (а иногда – увы! – и педагоги) считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы наилучшем образом подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка.

Родители пытаются начать подготовку к школе, едва их ребенок начнёт разговаривать, водят к педагогам на специальные занятия, причём считают: чем таких занятий больше, тем лучше. Занятия эти проводят специалисты начальной школы, которые знают психологические особенности школьников, а не дошкольников, и используют соответствующие приемы. И как результат, у ребенка в голове полный сумбур.

Прислушаемся к голосу детского психотерапевта Виленина Гарбузова: «До 5,5 лет ребенок должен накопить эмоциональный опыт отношений, ориентироваться не в знаках и схемах, а в себе, в людях, в реальной жизни, в природе. Он должен адаптироваться и ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире, рисовать лес, а не корабли инопланетян».

Научившись читать раньше, чем думать, получая готовую информацию из книг вместо того, чтобы видеть и наблюдать в природе и в жизни, мышление формализуется. Так получают профессию, не став в свое время личностью».

«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС ДО.

Сегодня дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов, «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Дошкольное детство — самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. И делать это следует, прежде всего, конечно через игровую деятельность. Ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Попросту говоря, развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Чтобы ребенок не испытывал в дальнейшем определенных трудностей, важно в дошкольном возрасте развивать психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Тогда к семи годам у ребенка мышление будет наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Важно сформировать у ребенка-дошкольника опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, тогда у него будет адекватная самооценка, ему легче будет устанавливать положительные контакты с людьми, он будет неравнодушен к результатам своей деятельности.

И ещё о самом главном: взрослые (родители и педагоги) должны не оценивать ребёнка, а ЦЕНИТЬ его самого и время, проведенное рядом с ним. Во всём поддерживать и поощрять его, играть с ним, а играя, развивать.

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Источник

«Самоценность детства»
статья на тему

«Самоценность детства — понимание детства, как важного периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий. Значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что на этом периоде есть подготовка к следующему этапу».

Скачать:

Вложение Размер
samotsennost_detstva.docx 572.64 КБ

Предварительный просмотр:

Фоменок Тамара Николаевна

ГБОУ «Школа № 305»/3 г. Москвы

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

Последние десятилетия характеризуются повышенным интересом к проблеме самоценности детства. При этом многие идею о самоценности детской жизни и детской личности воспринимают как новую, оригинальную и передовую. Между тем она имеет длинную историю. В педагогике идея самоценности детской жизни и детской личности провозглашалась, начиная с Ж. Ж. Руссо; в последствии она получила свое развитие в русле «теории свободного воспитания» (К. Н. Вентцель и др.).

Значимый вклад в становление, развитие идеи самоценности детства внес польский педагог Я. Корчак, воплотивший её не только в печатных работах («Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правда жизни» и др.), но и непосредственно в своей педагогической деятельности, взаимодействии с детьми. Согласно Янушу Корчаку, ребенок — это самостоятельная «отдельность» и независимая от другой воли личность. Он утверждает тезис о полноценности ребенка, как человека и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Корчак говорит, что дети — такие же, как и взрослые люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта. [1]

Активным защитником идеи самоценности дошкольного детства, как отдельного периода онтогенеза был выдающийся психолог, основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец. Он обосновал концепцию амплификации детского развития — его обогащения за счет ресурсов, присущих специфическим видам деятельности дошкольников (игре, продуктивным деятельностям, чтению художественной литературы, детскому творчеству и др.). Насколько мы понимаем Александра Владимировича, в самом точном смысле слова амплификация означает лишь одно: содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей. Благодаря этому сама деятельность (в ее многообразных видах) из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации — ребенка. Александр Владимирович — выступал против неразумной торопливости, искусственного форсирования, акселерации детского развития. В каждом возрасте «ребенок оказывается особо чувствительным, сензитивным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…» [2].

Ярким примером воплощения идеи о самоценности детства является Ш.А. Амонашвили, по мнению которого детство- это безграничность и неповторимость, особая миссия для себя и людей. «Ребёнок со своей миссией — это значит, что каждый ребёнок есть неповторимость и наделён от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть общие для всех возможности, и способности, но есть и своя изюминка у каждого» [3].

Дошкольное детство- пора «закладки всего и вся», где вершится судьба будущего развития. Сегодня человечество пришло к пониманию значения детства в жизни человека и ответственности взрослых перед детьми.

Задачи ФГОС дошкольного образования — сохранение уникальности и самоценности детства, социализация и развитие ребенка как субъекта деятельности; приоритетные формы организации образовательного процесса — игра и возрастосообразная деятельность, в которой обучение не лидирует. Ведущими становятся игровые ситуации, проблемные задачи и вопросы, проекты, экспериментирование и исследовательская деятельность детей. Принципиально важно развитие у ребенка в дошкольном детстве познавательных интересов, воображения и фантазии, разнообразия способов познания и целостной картины мира. Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребенка, его разностороннему и гармоническому развитию.

  1. Януш Корчак. Как любить ребенка. — Издательство «Книга», 1980.
  2. В.Т. Кудрявцев. А.В. Запорожец: от идеи самоценности детства- к принципам амплификации детского развития. — Опубликовано в сб.: Науки о детстве и современное образование. М., 2005
  3. А.Ш. Шахманова. Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми. – Человек и образование №1 (30) 2012

Источник

Оцените статью