Самореализация это возможность реализации потенциала личности в различных сферах жизни. Человек сам выбирает приоритетное направление проявления своих качеств, талантов, навыков. Кто-то связывает это с профессиональной деятельностью, кто-то с воспитанием детей, а кто-то стремится добиться успеха в нескольких проектах. Достижение результата зависит от ряда факторов, но важной составляющей является свобода как условие самореализации личности. Рассмотрим подробнее стратегии, цели, механизмы самореализации личности.
Самореализация личности
Что такое самореализация личности можно объяснить с точки зрения нескольких аспектов:
это деятельность, присущая каждому человеку;
это процесс самопознания с целью развития собственных способностей, талантов;
это реализация приоритетных качеств личности с целью достижения определенных целей.
Но в любом из вариантов, неотъемлемой частью выступает деятельность, как условие самореализации личности, основанная на саморазвитии и самосовершенствовании. Важно понимать, что это длительный и непрерывный процесс, успех которого определяется множеством показателей, структурой.
Структура самореализации личности представляет собой совокупность взаимосвязанных составляющих:
самостоятельности, проявляющейся в способности к планированию своей деятельности, регулированию, контролю и целенаправленности;
свободы, определяющей способность личности к автономному поведению (свободе выбора, принятия решения и пр.), саморегуляции и межсубъектному взаимодействию;
творчества, позволяющего проявить креативность в деятельности.
В связи с тем, что период реализации потенциала достаточно длительный, то и цели данного процесса могут изменяться в зависимости от жизненного этапа на данный момент.
Процесс самореализации личности можно разделить на следующие отрезки жизни:
В соответствии с этими периодами формируются установки и цели саморазвития, самовыражения:
ДЕТСТВО
ЮНОСТЬ
ЗРЕЛОСТЬ
· учеба – направлена на развитие умственных способностей, формирование навыков и становление характера;
· общение с другими детьми — способствует формированию личности, определению сильных и слабых сторон;
· развитие творческого потенциала в процессе самоопределения
· выбор направления для профессиональной реализации;
· выбор спутника жизни;
· познание азов интимных отношений;
· совершенствование физической и духовной сферы
· достижение высокого уровня профессионализма и расширение компетенций;
· определение собственной значимости и формирование взаимоотношений в трудовом коллективе;
· построение гармоничных отношений в семье;
· достижение желаемого социального статуса в обществе
Таким образом, можно сделать вывод, что цель самовыражения в любой форме и возрасте — проявление индивидуальности, реализация потенциала в различных сферах жизни. Формирование целей самореализации во многом зависит от того, какой тип модели семьи создан родителями, и на каком этапе жизненного цикла семьи вы на данный момент находитесь.
Самореализация личности по А. Маслоу
Самореализация личности представлена в теории А. Маслоу, которая основана на существовании у человека потребностей разного рода, и следовательно на необходимости их удовлетворения. Данная система получила название «Пирамида Маслоу», основание которой включает базовые потребности (голод, жажда, сон и др.). Чем ближе к вершине пирамиды, тем меньше значимость и насущность их удовлетворения, и соответственно ниже степень мотивации.
Согласно теории, главными факторами в самовыражении личности являются виды неудовлетворенных потребностей, так как именно они являются актуальными для личности и мотивирующими к действию. Условно потребности делятся на три группы:
Потребности первой группы являются доминирующими, а каждые последующие активизируются только в том случае, когда удовлетворены нисходящие. Стремление человека к самореализации является высшей точкой его развития и находится на вершине желаний согласно пирамиде потребностей американского психолога Абрахама Маслоу.
Проблема самореализации личности
По статистике, примерно 4% людей способны достичь вершины пирамиды потребностей. Проблема самовыражения личности чаще всего заключается в том, что чем ближе к конечной ступени данной системы, тем меньше человек осознает свои желания и способности, в результате чего он не в состоянии двигаться в нужном направлении, достигая успеха с чувством удовлетворения.
Кроме этого встречаются и другие враги самореализации личности:
психологический аспект – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, степенью развития навыков и реализации опыта в реальном мире;
неблагоприятная географическая среда;
наличие физических дефектов или ограничений (слепота, тугоухость и др.);
прекращение перспективы реализовать собственные таланты или гениальные способности (например в результате болезни или травмы);
ограниченное материальное благосостояние или финансирование проекта третьими лицами.
Таким образом, самовыражение человека невозможно при отсутствии условий для его осуществления. Например, желание женщины стать матерью нельзя реализовать если она одинока или не может иметь детей по медицинским показаниям.
Факторы способствующие самореализации личности
Условия самореализации личности делятся на две составляющие:
Каждая социальная общность вырабатывает собственную систему воспитательных и образовательных процессов. То есть традиции, принятые в социуме, оказывают влияние на формирование навыков, способностей и мотивов реализации собственного потенциала.
Кроме этих факторов, специалисты выделяют другие условия развития становления самореализации личности:
Отсутствие ограничений любого характера (физических, моральных, материальных).
Самостоятельный контроль происходящих жизненных процессов (отсутствие давления со стороны близких, самостоятельное принятие решений и т.д.).
Способность адаптации к изменяющимся окружающим обстоятельствам.
Творческий потенциал.
Способность принимать решения.
Самореализация невозможно без целеустремленности личности и уверенности в собственных силах. Поставленная цель может быть достигнута только при условии трудолюбия, самостоятельности и наличии потенциала.
Сферы самореализации личности
У каждого человека, способности могут проявляться в различных сферах. У кого-то в творчестве, у кого-то в профессии, а у кого-то в науке или спорте. Добиться одинаково высоких показателей сразу в нескольких жизненных сферах мало кому удается, потому что чаще всего все ресурсы и возможности направлены на одну конкретную цель.
Чтобы определить свое направление, достаточно выполнить несложный алгоритм:
Объективно оценить свои таланты и способности. Проще развивать и реализовывать те сферы, в которых есть большой потенциал и талант.
Проанализировать свои положительные и отрицательные качества, не ориентируясь на мнение окружающих.
Выделить все виды деятельности, которыми интересно реализовывать себя.
Напротив каждого отмеченного вида деятельности записать те качества, которые помогут добиться успеха.
Проанализировать полученный результат. Расстановка приоритетов и определение талантов позволит правильно определить то направление, в котором с большей вероятностью получится добиться успехов.
Необязательно развитие потенциала возможно только в творческом плане. Поэтому и существует несколько видов самовыражения.
Виды самореализации личности
Специалисты выделяют три основных направления или вида самореализации личности:
Чаще всего, для личности приоритетный является только один вид из представленных вариантов.
Профессиональная самореализация личности
Что такое профессиональная самореализация – это достижение поставленных целей трудовой деятельности, в соответствии с выбранной профессией и занимаемой должностью на данный момент.
Для мужчин, в большинстве случаев, карьера рассматривается как способ самореализации личности. Раскрытие потенциала человека происходит в условиях общественно полезной деятельности, следовательно в профессиональной сфере открываются наиболее широкие перспективы.
Для самовыражения в данном направлении характерно формирование профессионального мышления:
понимание собственной принадлежности к выбранной профессии;
осознание своего места в иерархии профролей;
оценка степени признания в данной профессиональной сфере;
понимание своих сильных и слабых сторон в данном аспекте, адекватная оценка успехов и неудач;
понимание перспектив дальнейшего развития в работе и ее роль в жизни в целом.
Перечисленные характеристики позволяют определить уровень профессиональной самореализации.
Творческая самореализация личности
Творчество – неотъемлемый аспект деятельности человека. Материальные блага, которые нас окружают – результат трудов научных деятелей и великих мастеров. Творческая деятельность является базисом технического прогресса, развития материальной и духовной сферы человечества. Именно поэтому существует прямая связь между воплощением в жизнь творческих способностей человека и реализацией социально значимых аспектов общества.
Специалисты утверждают, что наиболее полноценное раскрытие творческих способностей проявляется при реализации в общественно значимой деятельности. Но в то же время должны быть учтены и внутренние потребности личности. В итоге в процессе творческого самовыражения происходит формирование личностного мировоззрения. Успешным результатом реализации потенциала в этой сфере является создание шедевра в области искусства или научное открытие, способствующее развитию человечества.
Социальная самореализация
Социальная самореализация затрагивает такой важный аспект, как взаимоотношения с людьми. Следовательно целью данного вида развития собственного потенциала является построение таких отношений, которые принесут чувство удовлетворения и ощущение счастья, свободы, самостоятельности. При этом личность ориентирована на единственно необходимые действия для себя, а не навязанные обществом.
В результате социальной самореализации формируются и развиваются такие качества личности, как ответственность, коммуникабельность, трудолюбие и др. Для данного вида характерно утверждение « Я для других». В этом случае не гарантировано профессиональное признание или высокий уровень дохода, успехом для личности является возможность осуществления деятельности для других людей.
Способы самореализации личности
Способы самореализации человека непосредственно связаны с видами раскрытия потенциала. Каждый день мы проявляем свои качества, способности и навыки в труде, в профессии, общении с людьми. Сейчас интенсивно развивается еще один способ – информационная сеть.
Несмотря на это, самым актуальным способом самореализации личности является творчество. Даже если нет способностей к искусству или науке, не стоит отрицать данный метод самореализации личности. Творческий аспект может присутствовать при решении профессиональных задач или жизненных проблем в любой сфере. Данный способ самовыражения способствует максимальной возможности раскрытия потенциала, саморазвитию и достижению целей в различных областях жизнедеятельности.
Стратегии самореализации личности
Процесс самореализации протекает всю жизнь, но действия, которые на нее направлены, изменяются в зависимости от постановки жененных целей и обстоятельств. То есть, другими словами, человек в разные этапы жизни придерживается определенной стратегии самореализации.
Если на начальном этапе человек стремится получить воспитание и образование, а далее происходит выбор спутника жизни и профессии, не получится выполнять один и тот же алгоритм действий, его придется менять, чтобы достигнуть желаемого результата.
Выбор определенной стратегии самореализации происходит в зависимости от возраста, характера, желаний и потребностей. Но не редки случаи, когда действовать приходится «здесь и сейчас», например, когда порядок действий очевиден или нет времени обдумывать их.
Самореализация является неотъемлемой частью развития и становления личности. Человек в праве самостоятельно выбрать направление для самовыражения: творчество, профессию или семью. В процессе взросления алгоритм действий для самореализации меняется в зависимости от смены приоритетов на каждом конкретном жизненном этапе. Свобода ответственность и самореализация личности взаимосвязанные составляющие, которые позволяют добиться цели и успеха в жизни.
Источник
Самореализация
Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.
Самореализация личности
Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.
Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.
Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.
Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.
Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.
Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.
Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.
Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.
Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.
Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.
Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:
объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
социально-психологических характеристик самой личности.
Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.
Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.
Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.
Творческая самореализация
Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.
Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.
Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.
Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.
Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.
Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.
В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.
Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.
Профессиональная самореализация
Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.
Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.
Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.
Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.
В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:
сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.
По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.
Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.
Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.
Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.
Социальная самореализация
Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.
Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.
Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.
Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.
Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.
Условия самореализации личности
Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.
Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.
Цели самореализации
Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.
Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.
В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.
Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:
потребность в признании в коллективе;
в развитии интеллекта;
стремление обзавестись семьей;
стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
стремление постоянно совершенствовать себя;
стремление к социальному статусу.
Процесс самореализации
Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.
Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.
В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:
агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.
Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).
Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.
Проблемы самореализации
К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.
В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.
Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.
После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.
Способы самореализации
Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.
С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.
Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.