Что значит сакральное пространство

Сакральное Пространство

Словарь символов . 2000 .

Смотреть что такое «Сакральное Пространство» в других словарях:

Сакральное — (от англ. sacral и лат. sacrum священное, посвященное богам) в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей,… … Википедия

Пространство (значения) — Пространство понятие, используемое (непосредственно или в словосочетаниях) в обыденной речи, а также в различных разделах знаний. Пространство на уровне повседневного восприятия Математика Трёхмерное пространство Аффинное пространство Банахово… … Википедия

Пространство культуры — ☼ важнейший аспект модели мира, характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отд. культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой наполненности для человека… … Энциклопедия культурологии

ПРОСТРАНСТВО В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — ПРОСТРАНСТВО В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Индийская мысль не выработала единого понятия пространства, аналогичного соответствующей категории европейской философии. Философская концепция пространства в Индии (как и в Европе) создавалась через… … Философская энциклопедия

ПРОСТРАНСТВО — культуры важнейший аспект модели мира, характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отд. культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой… … Энциклопедия культурологии

Иеротопия — (др. греч. ἱερός священный и др. греч. τόπος место, пространство) это создание сакральных пространств, рассматриваемое как особый вид духовного и художественного творчества, а также специальная область историко культурных… … Википедия

Пространственная икона — Пространственная икона пространственный образ посредник, призванный соединить земную реальность и божественный мир. Термин предложен Алексеем Лидовым[1] как основное понятие иеротопии, обозначающее определенную категорию иконических… … Википедия

Читайте также:  Что значит заманчивая девушка

Софийский собор (Вологда) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Собор Софии Премудрости Божией … Википедия

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Лидов, Алексей Михайлович — Алексей Михайлович Лидов Дата рождения … Википедия

Источник

Подпишитесь на обновления

Спасибо за интерес к нашему проекту!
Не забудьте, что у нас есть подкаст и страницы в социальных сетях!
Подпишитесь на наш канал в YouTube!

Сакральное пространство и архитектура

Слово сакральное происходит от латинского sacrum — священное, посвященное Богу. Сакральное место в разных религиях определяется по-разному. Роль именно архитектуры в контексте разных культур/религий не всегда столь велика, ведь пространство сакральным делает вера людей, оттого сакральной может стать роща, холм, что угодно. Сама земля может считаться священной.

Сама по себе архитектура, как область пограничная, связанная с изобразительным искусством и скульптурой с одной стороны, и инженерными науками с другой, работает с пространством.

Это не разговор про наличие стен и крыши (это не основное), а про движение, и, соответственно, жизнь в пространстве. Это режиссура пространства, объемная композиция; и так же, как композиция печатного издания — это режиссура пространства журнала/книги, решение ритма, движения, архитектура решает задачи создания ритма, задаёт путь. И оттого, что архитектура может взаимодействовать со зрителем не опосредованно, а напрямую, ведь он сам помещён в её среду, она становится мощнейшим средством эмоционального воздействия.

Это эмоциональное воздействие связано с работой света в архитектуре. Пространство в архитектуре тесно связано со светом, и через использование света решается масса задач. Свет влияет на восприятие объема и пространства: он увеличивает его, расширяет, выделяет необходимые элементы, усиливает контраст, или, наоборот, смягчает форму. И оттого свет в архитектуре сакральных пространств очень важен.

Помимо того, нужно отметить, что принципиально можно выделить два вида пространства в архитектуре по отношению к сооружению: внешнее и внутреннее. Взаимоотношение этих пространств и определяет архитектуру.

В разных культурах понимание сакрального пространства разное. У языческих народов сакральными могли быть рощи, горы, и другие места поклонения духам, в зависимости от варианта культа в том или ином месте. Примеров сооружений можно привести массу по всему миру.

Из ныне действующих, наиболее значительные в плане архитектуры — синтоистские и буддийские святилища Японии, Китая, и т.д. В этих странах, как и в России, сформировалась своя национальная школа деревянной архитектуры, в рамках которой возникли определенные типы храмовой архитектуры.

В Китае, а особенно в Японии (японская архитектура непосредственно происходит из китайской), архитектура тесно связана с природой, и этот принцип выражается в современных культовых сооружениях. В общем-то, она рассматривается продолжением природы, её частью. Задача — растворение объекта в природе, в отличие от русской православной архитектуры, которая цементирует пространство, одухотворяет его.

Лавандовый Будда. Фотография: Shigeo Ogawa. Архитектор: Тадао Андо.

Лавандовый Будда. Фотография: Shigeo Ogawa. Архитектор: Тадао Андо.

Напротив, традиционная христианская архитектура несет в себе совершенно другие смыслы и решает другие задачи.

Пожалуй, можно охарактеризовать её общим движением к небу, к Богу. Мощным, устремлённым вверх движением, обращённым к окружающему миру, направляющим за собой окружающее пространство.

Нотр Дам де Пари.

Нотр Дам де Пари.



Ощущение пространства в русском православии очень точно описал Евгений Трубецкой в своём «Умозрении в красках»: «В древнерусском храме не одни церковные главы — самые своды и сводики над наружными стенами, а также стремящиеся кверху наружные орнаменты зачастую принимают форму луковицы. Иногда эти формы образуют как бы суживающуюся кверху пирамиду луковицы. В этом всеобщем стремлении ко кресту все ищет пламени, все подражает его форме, все заостряется в постепенном восхождении. Но, только достигнув точки действительного соприкосновения двух миров, у подножия креста, это огненное искание вспыхивает ярким пламенем и приобщается к золоту небес. В этом приобщении — вся тайна того золота иконописных откровений, о котором мы уже достаточно говорили: ибо один и тот же дух выразился в древней церковной архитектуре и живописи.
В этой огненной вспышке весь смысл существования „святой Руси“. В горении церковных глав она находит яркое изображение собственного своего духовного облика; это как бы предвосхищение того образа Божия, который должен изобразиться в России».

Тут всё пространство мира воспринимается сакральным, посвящённым Богу, и храм — как модель мира, и мир — как храм, в котором все творение возносит хвалу Господу. Рукотворные небеса в храме отсылают к небесам настоящим, божественным, предстоящие в молитве святые и народ оказываются в этом пространстве как в модели идеального мира, хвалящего Бога.

Помимо тех самых луковичных глав, особенность именно древней русской православной архитектуры заключается в том спокойствии, точности пропорций, монументальности; всё в древнерусском храме нацелено на то, чтобы сосредоточить человека на молитве, обращении к Богу.

Отсюда более мягкие традиционные формы, нет сверхактивных световых или объемных решений, как, например, в некоторых современных католических или протестантских храмах.

Церковь света, архитектор Тадао Андо.

Церковь апостола Павла в Фолиньо, архитектор Массимилиано Фуксас.

Эта традиция позволяет избежать излишнего действия на чувства человека через световые или какие-то иные мощные внешние эффекты, использующиеся в некоторых современных церквях, построенных по проектам известных архитекторов. Эти эффекты скорее отвлекали бы от молитвы; напротив, скромность, которая присуща нашей традиции, помогает человеку сосредоточиться на молитве, и переключиться с чувственного на духовное. Мощь древней архитектуры скорее внутренняя, чем внешняя.

Церковь Рождества Богородицы (от пролома), Псков. Фотография Сергея Гаечникова, temples.ru.

Церковь Рождества Богородицы (от пролома), Псков. Фотография Сергея Кантерина.

Псков, фотография Дженнет Щедриной.

Кижи, фото Александра Макарова, CC BY-SA 3.0.

Торжок, Церковь Тихвинской Божьей Матери. 2018 г. Фотография Ивана Матвеева.

Поскольку в православии весь мир — творение Божие, то и весь мир воспринимается как огромный храм, и это, естественно, выражается в нашей древней архитектуре.

Источник

Что такое «сакральное»: значение и толкование слова Сакральные знания Сакральное место

Конец XX — начало XXI века — это уникальное во многих отношениях время. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны — сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия.

Этимология слова

Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого — «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный — это не просто отделенный (от мира, в противоположность профанному), а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности.

Области распространения сакрального

Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли.

Сакральное искусство

Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание.

Виды такого искусства

В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие:

— Сакральная живопись. Под этим подразумеваются произведения искусства религиозного характера и/или предназначения, например, иконы, статуи, мозаики, барельефы и т. п.

— Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. д.

— Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид.

— Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age.

Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение.

Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия.

Сакральное пространство

Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др.

Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место.

Время

Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. д. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр.

В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов.

Знания

Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека.

Сакральные тексты

Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это — сакральные тексты.

Действие

Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела.

В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее.

Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем.

Источник

Оцените статью