- Что такое аренда с правом выкупа: правила оформления
- Понятие аренды помещения с последующим выкупом
- Отличие от лизинга/ рассрочки
- Подготовка договора
- Оценка имущества
- Переход правомочий собственника
- Досрочное расторжение договора аренды с последующим выкупом
- Учет сделки
- Для нанимателя
- Для наймодателя
- Аренда жилья с последующим выкупом
- Что такое покупка жилья в аренду с выкупом, как заключаются такие сделки и какие этапы необходимо пройти желающим купить жилье в аренду с выкупом, рассказывает руководитель «Федерального бюро выкупа жилья» Николай Овчинников.
- Шаг 1. Определить приемлемые условия покупки
- Шаг 2. Найти объект недвижимости
- Шаг 3. Согласовать условия и подписать договор
- Шаг 4. Заключить сделку
Что такое аренда с правом выкупа: правила оформления
Аренда с правом выкупа недвижимости является довольно распространенной ситуацией при продаже ценного имущества, включая квартиры, дома, землю, автомобили и другие объекты. Такие сделки выгодны для обоих сторон: покупатель, не имея полной суммы, получает право использовать объект для личных либо иных целей до выплаты всей стоимости арендуемой недвижимости, а продавцу поступают постоянные платежи до передачи право собственности.
Понятие аренды помещения с последующим выкупом
Арендные отношения с правом приобретения недвижимости предполагают её использование в определенных целях и дальнейший переход правомочий хозяина к новому владельцу. Причем происходит это по окончании периода действия соглашения о найме либо до его истечения при внесении покупателем всей суммы выкупа за помещение.
В ситуации, когда условие об оплате стоимости арендованного имущества не определено договоренностями сторон, оно может предусматриваться дополнительным документом между участниками правоотношений, которые вправе договориться о зачете ранее уплаченных взносов в счет выкупной цены недвижимости.
Преимуществами этого вида сделок считаются:
- Для наймодателя:
- Продажа недвижимого имущества по повышенной цене;
- Переход правомочий собственника после полной выплаты всей стоимости;
- Для нанимателя:
- Возможность использовать помещение до его полной покупки;
- Не привлекать кредитные средства;
- Отказаться от выкупа объекта в любой момент.
Проведение такой процедуры имеет свои недостатки для обоих сторон. Это:
- Для арендатора:
- До полной передачи прав, помещение является собственностью продавца, который вправе совершать с ней любые операции, в том числе, оформить его как залоговое имущество для получения займа;
- Остается риск расторжения договоренностей на любом этапе и отказ в возвращении денежных средств;
- В случае смерти владельца договоренностей придется достигать с его наследниками;
- Для арендодателя:
- Остается риск упущенной прибыли, если за период расчетов цена имущества увеличится;
- Объект может быть использован не по назначению.
Необходимо учитывать возможные риски и заранее их предусмотреть при совершении процедуры.
Отличие от лизинга/ рассрочки
Несомненно, эти договора имеют общие черты, что и приводит к путанице. К тому же лизинг иногда называют финансовым наймом. Различаются они тем, что в наем могут передаваться разные активы. В лизинг же приобретаются активы только утвержденные приобретателем лизинга.
В реальности сторона, предоставляющая объекты в лизинг выступает в качестве посредника, а в арендных отношениях отсутствует третьи лица.
Арендатор имеет приоритетное право выкупа помещения, если наймодатель примет решение о его реализации.
Соглашение о покупке товара в кредит с рассрочкой выплат также не может приравниваться к арендным правоотношениям с дальнейшим приобретением, так как при уплате приобретателем половины суммы его цены продавец не имеет права отказать в совершении сделки и потребовать продукцию вернуть.
Аренда имущества с возможностью её выкупа предполагает, что при окончании периода действия договора его участники выполнят свои обязательства, в том числе по выплате полной цены объекта. Если такое положение не исполняется, то наймодатель вправе затребовать объект назад.
Подготовка договора
Особенностью соглашения о найме недвижимости с дальнейшим её приобретением выражается в том, что он включает два вида договоренностей:
- Арендное соглашение;
- Договор о продаже.
Законодательно установлена обязанность государственной регистрации передачи правомочий собственника.
Структура документа должна включать:
- Данные участников процедуры. Указывается ФИО, паспортные сведения, место прописки и контакты участников.
- Предмет сделки. Обязательное условие, без него она не может быть заключенной. В данном случае в его роли выступает помещение, охарактеризованное наиболее полно. Указываются его параметры и технические параметры, место расположения, данные правоустанавливающей документации.
- Договорная цена. Устанавливает сумму, подлежащую выплате. Чтобы реально оценить помещение, необходимо заказать проведение независимой экспертизы.
- Условия оплаты покупки. Указывается периодичность уплаты взносов и их размер, последняя дата расчета. Выплата наличных средств производится при помощи расписок, которые необходимо сохранять до перехода прав собственника. Оплата может осуществляться безналичным расчетом.
- Момент регистрации перехода прав. Как правило, он связан с окончанием внесения платежей либо назначается по соглашению сторон.
- Арендные платежи. Определяет размер арендных платежей, порядок возмещения коммунальных услуг, правомочия и обязательства сторон. Важным уточнением является включение платы за наем помещения в общую стоимость объекта.
- Ответственность участников сделки. Предусматривает санкции за невыполнение либо ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
- Основания расторжения соглашения. Указываются причины прекращения правоотношений.
- Форс-мажорные ситуации. Вносится положение о смерти одного из участников. Существует возможность в договоре сразу указать данные правопреемника.
- Страховые случаи.
Необходимо помнить, что чем подробнее и полнее будут описаны договоренности, тем меньше вероятности возникновения спорных ситуаций.
Оценка имущества
Если помещение передано в наем на длительный срок, то возникает вероятность изменения его рыночной цены. Сторонам необходимо достигнуть договоренности о том, что такие изменения никак не повлияют на размер выкупной стоимости, и его нужно внести в формируемое соглашение. Это можно сделать двумя путями:
- Перерасчет размера выплат с учетом роста цены каждый месяц;
- Осуществление расчетов в иностранной валюте.
Во избежание возникновения конфликтных ситуаций в договор лучше вносить не окончательную цену недвижимости, а формулу её расчета.
Переход правомочий собственника
Передача прав осуществляется при наступлении следующих моментов:
- Истечения периода действия договорных обязательств;
- Выплаты стоимости объекта полностью.
В этот момент арендные отношения переходят в обязанности между продавцом и приобретателем. Одной из них является передача договора о продаже на регистрацию в Росреестр. По её окончании сведения о передаче прав вносятся в федеральный реестр и выдается выписка о состоявшейся процедуре.
Досрочное расторжение договора аренды с последующим выкупом
На основании положений статьи 619 ГК РФ, договоренности могут прекращаться по решению суда в ситуации, если арендатор:
- Использует имущество с существенным нарушением договоренностей о его предназначении;
- Глобально ухудшает помещение;
- Больше, чем два раза подряд не вносит установленную арендную плату в определенный договором срок;
- Не осуществляет капитальный ремонт недвижимости в период, регламентированный соглашением сторон, либо в разумные сроки, когда это является его обязанностью.
Участники сделки могут устанавливать и иные основания досрочного прекращения отношений. Процедура может быть реализована только после направления второй стороне письменного уведомления о необходимости исполнения им обязательств в определенный срок.
При извещении потребуется выставить претензию о неисполненных обязательствах по договору, рассчитать сумму неустойки за просрочку исполнения своих обязанностей, при её установлении соглашением, а также напомнить о возможности прекращения правоотношений.
Учет сделки
Арендное соглашение с дальнейшим выкупом недвижимого имущества реализуется в двух вариантах:
- Нанимателем перечисляются стоимость объекта вместе с взносами за наем в период действия контракта.
- Арендатором оплачивается лишь аренда помещения. По его окончании, участниками подписывается дополнительный документ о зачете выплаченной суммы в цену сделки по покупке недвижимости.
При этом налоговый и бухучет обоих участников будет различаться.
Для нанимателя
В бухучете должно быть внесено на счете 001 арендная площадь по цене, предусмотренной договоренностями. При этом амортизация не начисляется, так как оно находится в собственности наймодателя.
Когда цена объекта перечисляется по договору в период его действия, то такие суммы не включаются в затраты компании. Они считаются авансом и составляют задолженность по дебету, учитываемую на счете 60 или 76 в корреспонденции по счету 51.
Если имущество будет использовано в коммерческих операциях, арендные платежи нужно учитывать в комплексе затрат по обычным переводам. Взносы за аренду отражаются в дебете учета трат (20, 23, 26) и кредиту (76 или 60).
С передачей прав на недвижимость, оно должно быть принято к учету как основной актив по начальной цене выкупа. При этом такая стоимость вычитывается с забалансового учета. Потраченные на покупку имущества деньги аккумулируются на счете 08, при его введении в работу они списываются в дебет счета 01, а затем погашаются при расчете износа по счету 02 с затратами по 25, 26, 44 и другим счетам.
Налог на недвижимость не уплачивается до того момента, пока она не будет указана на счете 01.
Для наймодателя
Арендный объект остается во владении собственника и отражается у него на балансе. Он может быть отражен на отдельном субсчете 01 и на него начисляется амортизация.
Регулярные выплаты стоимости приобретаемой недвижимости для собственника считаются авансовыми платежами, формирующими кредиторский долг, и учитываются на счете 62 и не отражаются в составе прибыли. Когда же правомочия собственника переходят к приобретателю, деньги, поступившие как расчет за недвижимость, признаются прочими поступлениями, а остальная сумма выкупленного объекта — прочими затратами.
Заключение арендной сделки с дальнейшим выкупом недвижимости имеет свою специфику и нюансы правоотношений, что необходимо учитывать при его составлении, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций.
Источник
Аренда жилья с последующим выкупом
Что такое покупка жилья в аренду с выкупом, как заключаются такие сделки и какие этапы необходимо пройти желающим купить жилье в аренду с выкупом, рассказывает руководитель «Федерального бюро выкупа жилья» Николай Овчинников.
Сразу отмечу, считать аренду с выкупом по-настоящему инновационным механизмом не стоит. Гражданский кодекс РФ, регулирующий все вопросы аренды и найма недвижимости, предусматривает возможность передачи права собственности на объекты недвижимости не сразу, а после поэтапной выплаты всей его стоимости. Поэтому единичные сделки по аренде с выкупом на протяжении 15 лет уже фиксируются в нашей стране. При этом аренда с выкупом сегодня является нетиповой сделкой, с которой работать умеет лишь малая доля профессиональных участников рынка недвижимости.
В первом приближении сделка слабо отличается от стандартного найма жилья. В ней участвуют три стороны: собственник, покупатель и посредник в лице агентства недвижимости, ри е лтора или юриста, оказывающего сопутствующи е осуществлению сделки услуги. Стороны заключа ют договор , по условиям которого недвижимость переходит в собственность покупателя после внесения им полной с тоимости квартиры за оговоренный период. П окупател ь вносит платеж, который включает сумму в счет покупк и недвижимости и ежемесячн ую арендную плат у за пользование ей . Получается, что вы одновременно и покупает е, и арендует е жилье.
Все существенные условия сделки не заключены в строгие рамки, а регулируются на уровне договоренности собственника и покупателя. Поэтому а лгоритм покупки жилья в аренду с выкупом состоит из нескольких простых, но важных шагов.
Шаг 1. Определить приемлемые условия покупки
Отсутствие формализованных ограничений по условиям аренды с выкупом , с одной стороны , дает каждому вне зависимости от уровня доходов возможность найти подходящий вариант. Но с другой – может привести в состояние « сам не зна ю, чего хочу » . Необходимо четко оценить свои возможности, решить , какую сумму вы сможете выплачивать ежемесячно, какой объект вы хотите купить. От этого будут зависеть ключевые условия сделки: итоговая стоимость жилья, срок выкупа, величина выплаты, наличие или отсутствие первоначального взноса.
Шаг 2. Найти объект недвижимости
Можно осуществлять как самостоятельно, через знакомых или исследую ресурсы с объявлениями, так и с привлечением посредника – рие лтора или компании. К сожалению, аренда с выкупом – сделка нетиповая, поэтому и подобных предложений мало, но они есть.
Обращение к посредник ам для поиска подходящего жилья сопряжено с финансовыми затратами. Однако у посредников уже есть свои базы жилья , а поиск вариантов будет осуществлен не только по параметрам объекта , но уже с учетом приемлемых для вас условий покупки.
Например, в Федеральном бюро выкупа жилья сделка начинается с отправки электронной заявки на поиск объекта или записи на бесплатную консультацию к специалисту . На консультации , помимо общей информации , можно ознакомит ь ся с договором и получит ь подробные комментарии как о самой аренде с выкупом , так и возможных условиях сделки: какие выгоды можно получить, какие нюансы учтены в договоре, что необходимо делать в той или иной ситуации.
Шаг 3. Согласовать условия и подписать договор
Когда собственник и покупатель найдены, наступает самый важный этап – согласование условий сделки . Аренды с выкупом – процедура долгосрочная, и между сторонами могут возникнуть разногласия . Поэтому кажд ое значимое условие н еобходимо оговорить с учетом пожелания обеих сторон и найти приемлемое решение .
Гарантом успешного осуществления сделки выступает договор , заключить который можно самостоятельно либо обратившись з а помощью к профессионалу – юристу или агентству, оказывающ ему подобные услуги. Если между сторонами сделки уров е н ь доверия высокий (например, ее заключают близкие друзья или родственники ) , то можно обойтись без посредника. В остальных случаях лучше прибегнуть к услугам проф ессионала , оплатить его работу, но снизить риск невыгодн ой сделки к минимуму .
Шаг 4. Заключить сделку
Для покупателя этот этап очень прост. Нет необходимости собирать документы и справки, тратить время на посещение инстанци й, беспокоиться о кредитной истории, трудовом стаже, подтвержденном уровне доходов. Из документов нужен только паспорт.
Предполагаются определенные материальные вложения: оплат а госпо ш л ины (23 тысячи рублей), п лат а за перв ый месяц проживания, а также первоначальный взнос и залог , если он и предусмотрен ы условиям и сделки .
После заключения сделки вы сразу въезжает е в свою будущую квартиру и начинает е ей распоряжаться . Для успешного завершения сделки необходимо вносить выплаты до полного погашения всей суммы.
Источник