Что значит рука вверх рука вниз

Что значит рука вверх рука вниз

Имеются следующие символические положения рук: на груди — означает подчинение (поза слуги или раба); соединение рук — союз, мистический брак, дружба, верность, лояльность; сложенные руки — отдых, неподвижность; прикрыть глаза рукой — позор, ужас; руки, пересеченные в запястьях — связывающие или связанные; возложенные на что-то — перенос силы и благодати либо исцеление; руки на затылке — жертва; открытые руки — блаженство, снисходительность, справедливость; руки, сжатые в кулак, — угроза, агрессия; вытянутые руки — благословение, защита, гостеприимство; руки, вложенные в другие, — обет службы, правой рукой дают обет по жизненно важным вопросам; руки, сложенные вместе, — беспомощность, подчинение вассала суверену, низшее положение, безобидность, приветствие, лояльность; руки, сложенные ладоняни вертикально, — созерцание, восприимчивость; поднятые руки — восхищение, богослужение, молитва, приветствие, изумление, ужас, принятие прилива силы. Руки, поднятые ладонями наружу, — благословение, Божья Благодать и благосклонность; Поднятые обе руки — мольба, слабость, может означать невежество, зависимость, ка- мысль, забота. Здороваясь за руку, два человека образуют крест или анкх завета. Умыть руки — означает невинность, очищение, отбрасывание от себя вины. Заламывать руки — признак крайнего горя или жалобы.

В индуистских и буддийских традициях существует целый язык символов, включающий сотни положений и позиций руки и пальцев, представленных в религиозных ритуалах, танцах и театре. Жесты рукой (скорее сигналы, чем символы) имеют повсеместное ра спространение и общепринятое значение: сжатый кулак — угроза, агрессивная сила, тайна, власть (поднятый кулак темной силы); открытая и поднятая ладонью от себя рука — благословение, мир, защита, рука Будды; поднятая рука, три пальца вместе — христианская Т роица; поднятая рука, большой и два пальца подняты — принесение присяги; обе руки подняты — преклонение, принятие божественного благословения, капитуляция (сейчас, менее скромно, ответ победителя на аплодисменты); закрытые или спрятанные руки — почтение; с ложенные руки — спокойствие; ладонями вверх, друг на друге — медитация (поднятые ладони означают одновременно готовность отдавать и получать); ладони вместе — молитва, просьба, приветствие, смирение; сложенные на груди руки — покорность (также поза мудреца). Левый кулак на правой руке был символом покорности в некоторых частях Африки. Вкладывать обе ладони в ладони другого человека — более распространенный жест доверия или покорности (как в феодальном договоре о службе господину). Пожатие рук — самый универ сальный символ дружбы, братства, приветствия, соглашения, поздравления, примирения или, в браке, преданной любви.

Читайте также:  Что значит храповый механизм у сучкореза

Во всем мире понятен символический жест — покорно поднятые вверх руки — знак как пр екращения сопротивления, так и призыва к милосердию, законности или, в религиозном контексте, божественной милости.

Пассы, особые касания руками, суть акты контактной магии; возложение рук есть священнодействие, перенесение божественной благодати на посвящаемого; рукопожатие (похлопывание по плечу) означает дружественное принятие; воздетые или скрещенные руки — мольбу; определенным образом сложенные пальцы — клятву или благословение.

Воздетая открытая рука в византийской властной символикетрансформировалась в христианский жест благословения. Две воздетые руки выражают обращение к небесам и готовность молящегося воспринять их волю (см. Оран-жест).

Воздетая правая рука с тремя прямо торчащими пальцами (большим, указательным и средним) призывает Бога в свидетели при принятии клятвы или присяги.

При помощи языка жестов общались между собой разноязыкие североамериканские индейцы за пределами своего племени. Отдельные жесты такого рода восходят ко временам чуть ли не доисторическим и в большинстве случаев легко понимаются (как и мимика лица); язык глухонемых во многом основывается на таких жестах (См.т.ж. Фига-жест).

Ладонь закрытая символизирует диалектику, открытая же — полемику, красноречие (Согласно Зенону из Элет, около 490—430 гг. до н. э.).

Прикосновение ладони монаршей особы к больному золотухой, грыжей, в древности и в средние века считалось целительным.

Руки, обхватившие голову, стиснувшие ее, выражают растерянность, печаль, отчаянье. «И от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха» (Иеремия 2: 37). «… Посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою… » (Вторая книга Царств 13: 19).

Заламывать руки — горе, отчаянье. Умыванье рук — свидетельство невиновности в пролитии крови. Так было у евреев в античные времена, у римлян. Например, осудив Иисуса на смерть, Пилат умыл руки (Евангелие от Матфея 27: 24). В тоже время изображение юной женщины, омывающей руки, — олицетворение невинности.

Хлопанье в ладоши — в древности магическое действие, призывающее

дождь; позже — выражение восторга перед талантом артиста. У римлян существовало несколько видов рукоплесканий, имевших свои названия и отражавших уровень общего восхищения, например: «дощечки», «лодочки», «дождик», «накат морской волны» (прим. переводчика). «Восплещите руками, все народы, воскликните Богу гласом радости» (Псалом 46: 2). Хлопанье в ладоши может вызывать и возмущение, осуждение. «И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя» (Иезекииль 22: 13).

Вложить свои ладони между чьими-то ладонями: выразить верность, послушность. Так в средние века вассал поступал перед своим сувереном (покровителем), выражая полное согласие с его решениями.

Открытые ладони с расставленными пальцами — солнечные лучи. Указательные пальцы и мизинцы выставленные из обоих кулаков «рогами», — так называемая «джеттатура» против возможного «сглаза». Ладонь, вскинутая к своему горлу, — жест, намекающий на угрозу смерти.

С V века христианским молитвенным жестом является рука, творящая крестное знамение: ото лба до груди, и от левого плеча (у католиков и протестантов) до правого; и от правого до левого — у православных.

Руки, скрещенные на груди, — поза раздумья, размышления, ожидания.

Ладонь, прижатая к груди над сердцем — жест, говорящий о влюбленности и любви, уверение в чем-либо, поздравление… Ладонь, прижатая к груди — поза мудреца. Прижатая же к губам — знак сохранения какой-либо тайны, напоминание о необходимости молчания. Ладонь на глазах — ясновидение, воспоминание о прожитой жизни. «Руки в боки» — поза, говорящая о вызове, гордости, сознании независимости.

Рука, спрятанная в рукаве или засунутая под мышку, — готовность к службе. «Рука справедливости» была в Средневековье девизом монархов Франции — в то время король в этой стране являлся и верховным судьей.

Подать руку, пожать руку, стиснуть ладонь — согласие, единомыслие, дружба, любовь, супружество, встреча, открытость, заключение мира, мужское братство, солидарность. Рукопожатие изображалось на римских монетах, на надгробиях.

«Я твои вздохи, ты мои слезы поймем, и руки пожмем друг другу — вот польская беседа» («В альбоме князя Голицына» А. Мицкевича). Подать кому-нибудь руку, это означает помощь в несчастье, в нужде, в беде…

Простереть руку пред собой — власть, наследственная мощь, дружба, проклятье, просьба, нищенство (протянуть руку). «Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы, и покрыли землю Египетскую» (Исход 8: 6).

Поднятие одной руки — присяга, клятва, песнь, сигнал об опасности, молитва, смерть. Поднятие обеих рук — молитва, покорность, смирение. «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» (Третья книга Царств 8: 22). Опущенные же руки — усталость, окончание работы.

Рука, возложенная на кого-либо, — покровительство. «Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (Псалом 138: 5).

Наложение руки священнослужителя, жреца — может означать как благословение или поручение, наказ, так и снятие вины путем принесения жертвы. Например, наложение рук на «козла отпущения», жертвенное животное, на котором условно собираются все грехи данной общины. «И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деяния 19: 6).

В христианской литургии «воздетые руки означают мольбу о милости свыше и открытие души божественным благодеяниям». Поднятые руки — знак подчинения, «сдачи на милость», символизирующий прекращение борьбы. жесты служат целям коммуникации, для совершения всевозможных действий и т. д.

  • поднятая правая рука как знак могущества и командования,
  • простертая правая рука с вытянутыми вперед пальцами — знак божественного присутствия, символ всевидящего Бога, Бога-покровителя, его защиты и безграничной доброты.

Тем же значением наполнен благословляющий жест великой критской богини эгейского искусства, а также руки-дарительницы благодеяний на концах лучей, исходящих от лица солнечного бога Амиды-Авалокитешвары. В религиозных традициях жест единства рук, являющихся вместилищами потенциальных букв, воплощает единство священных имен. Архиерейская благословляющая рука является символом Всемогущества. Ее благословения простираются как сочленения пальцев, прикрепленных к ладони руки, а сама ладонь символизирует божественную сущность. Фаллическая рука (закрытая, большой палец между указательным и средним, или средний палец устремлен вверх, а другие пальцы прижаты к ладони) является фаллическим символом, талисманом от пагубных влияний, служившим украшением в эпоху античности. Этот жест, позднее названный фигой, имел дополнительное эротическое значение, и показывать его считалось самым унизительным оскорблением.

Вознесенные руки восклицающего могут означать благочестие, а в погребальной символике душу человека.

Поднятая ладонь — жест, означающий свидетельство или принятие клятвы. Рука, поднятая ладонью наружу, — это благословение, Божья Благодать и расположение; если подняты три пальца, они означают Троицу. В поднятой руке большой палец символизирует Отца, указательный — Духа Святого, средний — Христа, а безымянный и мизинец — две натуры Христа. Возложение рук при обряде конфирмации — есть передача Духа, силы и благодати. Рука, поднятая ладонью вперед — символическое выражение благословения Божьего.

Соединенные руки, как в церемонии бракосочетания, являются символом единения.

Иногда на картинах эта ладонь сжимает какой-либо предмет или протягивается к нему, но чаще всего ее изображают раскрытой, причем из пальцев три выпрямлены и из них струятся лучи света, ибо это — символ Троицы. Очень часто, но не всегда, руку окружает нимб.

Приложить/прижать руку к сердцу. Прикладывать руку к уху. Приложить руку к глазам (козырьком).

Перстосложение — определенное каноном расположение пальцев пальцев для благословения предстоящих перед священнослужителем люде.

В иконописи благословляющее перстосложение — обязательный атрибур иконографии Господа Вседержителя, святителей и преподобных.

Источник

Интерпретация жестов рук и тела

Основную часть науки о бессловесном языке составляет изучение жестикуляции — выразительных движений головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Например, встречаются два человека, жмут друг другу руки и — получают информацию: манера протягивать руку говорит не только о характере человека, но и об его отношении к партнеру, к общению.

Жестикуляция рук

В зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Движение руки (или рук) наружу ладонями к себе, когда оно слабое и медленное и идет сверху вниз, то означает отречение, смирение, отдачу. При этом высоко поднятые плечи только подчеркивают беспомощность. Когда же движение резкое, от себя наружу, то человек требует от партнера оставить его в покое, хотя такой жест может быть и символическим отбрасыванием в сторону какой-то неприятной мысли.

Если выпрямленная ладонь ребром вниз решительно опускается один или несколько раз, то становится как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом разрушении (разрешении) проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.

При положении кистей рук ладонями вниз действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх (при этом вся верхняя часть тела часто слегка приподнимается вверх) — например, призыв к порядку, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.

Когда мы сжимаем пальцы в кулак, то сгибаем их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному «Я». Но кулак — это и своего рода оружие. В положении «кулак» кисть руки складывается до своих минимальных размеров. Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей ее мимике.

Разжатые кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Подобным образом выражается нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление отречения от чего-либо, скепсиса или отчаяния. Если кисть руки разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.

Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, Вы как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты. Поза смущения, робости, затруднительного положения, боязливости (при этом всегда наблюдается некоторое напряжение). Данная поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Если эта поза кратковременна, то может выражать задумчивость, случающуюся и у активных людей, или кратковременное стеснение, а также самоуверенные ожидания у людей, осознающих свое значение и превосходство (например, учитель в своем классе, лидер в своей группе).

Если руки (или одна рука) спрятаны в карманы, то это компенсационная нагрузка при желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. Часто — подчеркнуто неформальное, «легкое» поведение для сознательного ускорения и развития контакта. Если во время разговора руки убираются в карманы ненапряженно (или подчеркнуто вяло) — это демонстрация скуки, потери интереса, невежливый жест. Если руки убираются резко и с последующей напряженностью в области плечи-шея-руки, то так прорывается активная оппозиционность, враждебная установка, подготовка к нападению, особенно при соответствующем выражении глаз и рта. У собеседника может (и должно) возникнуть чувство опасности.

Потирание рук означает, что человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей. Часто наблюдается у активных предпринимателей, когда они в хорошем настроении, у любящих поесть — в ожидании обеда. Потирают руки и в переживаниях после удачного свершения дела.

Руки, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость, глубокая печаль или затруднение. Потирание руками лба — стирание нехороших мыслей и разглаживание морщин, если движение медленное и задумчивое — концентрация на размышлениях.

Количество жестов «рука — лицо» заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Вот типичные движения при этом: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ.

Прикладывание одной или обеих рук к ушам служит для увеличения ушных раковин, чтобы уловить побольше акустических сигналов. И, наоборот, прижатие одной или обеих рук к ушам, чтобы скрыться от шума. Символическое зажатие ушей ладонями может также означать стремление перебить возражающего Вам человека, как бы говоря: «Не желаю слушать, что ты говоришь».

Прикосновение к носу в большинстве случаев знак смущения человека, застигнутого врасплох, или боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касание носа и ложь или попытка солгать очень часто происходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, т. е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.

Тянущаяся ко рту рука, как правило, свидетельствует, о тенденции к сдержанности. Бессознательно хотят что-то скрыть, обычно то или иное выражение лица. Наряду с этим прикосновение к губам может также являться символом поисков нежности. Это особо подчеркивается тем, что костяшки пальцев или сами пальцы прикасаются к губам.

Прикасание кисти руки ко лбу сбоку отгораживает (экранирует) от нежелательных раздражителей. Это жест концентрации.

Жестикуляция тела

Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов. Они могут находиться в следующих положениях:

Поднятые плечи — при этом слегка сутулая спина, более или менее склоненная голова, «втянутая» в плечи, — отражают хронический страх (например, родителей, супруга, хулиганов), запуганность, беспомощность, «ощетиненность», а также нервозность, идущую из эмоциональных глубин неуверенности, боязливость (при слабом напряжении).

Свободно опущенные плечи (шея открыта) — сигнал наступившего чувства уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.

Попеременное поднимание и опускание плеч — выражение сомнения и задумчивости, раздумья, скепсиса, изменений в плане защиты. Поднимание и опускание плеча с одной стороны говорит «не знаю» с подчеркнутым чувством сожаления.

Отведенные назад плечи выставляют вперед грудь, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и мужество; нередко переоценка себя.

Провисающие вперед плечи говорят о том, что человек проваливается сам в себя в отчаянии и слабости; выражают подавленность, покорность, комплекс неполноценности, «жалкий вид». Страх и ужас заставляют человека выставлять плечи вперед для уменьшения площади, открытой для нападения.

Поза, когда руки упираются в бедра, демонстрирует твердость, уверенность, стабильность, превосходство. Во время спора острые локти торчат в стороны, как оружие (притязания на большое пространство). У детей и начальства руки, упирающиеся в бедра, выражают вызов, браваду. Такая поза может быть сверхкомпенсацией скрываемого чувства слабости или смущения (особенно при широко расставленных ногах и оттянутой назад или приподнятой голове).

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо (стол, спинку стула, низкую трибуну и т. д.) — это поддерживающее верхнюю часть тела движение характерно для тех, кто слабо стоит на ногах. Может также выражать стремление к опоре при внутренней неуверенности.

Голова имеет особое значение в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшения восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны — отводится назад, при уклонении от чего-то — в сторону, а при сближении — склоняется вперед.

Голова, свисающая без напряжения: в просторечии в этом случае говорят, что человек «голову повесил». Таким образом выражаются безволие, апатия, безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь.

Склоненная голова (при обращенном вниз взгляде) — показатель подчинения. Если такой наклон головы используется при приветствии, то это вежливость, символическое подчинение. В сочетании с поклоном так выражается отказ от проявления своей воли. Обычный кивок головой означает молчаливое одобрение, согласие.

Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то возможны коварство или же осознании своей вины. Таким же образом осуществляется наблюдение, полное ожидания, или скрываемый поиск слабых мест у другого. Склоненная голова может сигнализировать и о задумчивости. В сочетании с широко раскрытыми глазами, расслабленными мышцами шеи и положением глаз, когда зрительные оси почти параллельны друг другу, проявляется состояние, когда человек «напал на какой-то след».

«Пустой» взгляд, уставленный при этом в какую-то определенную точку, выражает смущение, стеснение, стыд, плохие знания, неуверенность в себе. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх. Твердое ведении взгляда говорит о скрытности, незаметном подглядывании снизу.

Поднятая голова обычно у внутренне свободного и уверенного в себе человека. Поднятие головы выражает чувство собственного достоинства, готовность приступить к какому-либо делу, полную открытость и внимание к окружающему миру из-за интенсивных отношений с ним. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий вдох. Если голова поднимается слишком высоко, то тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость, а также критическая бдительность (взгляд сверху дает критическую дистанцию).

Запрокидывание головы назад в большинстве случаев возникает как реакция на соответствующий раздражитель. Так демонстрируется смелость. В сочетании с пронзительным взглядом откидывание головы производит впечатление вызова, а при повороте всего корпуса в сторону партнера — навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения, что может выражать решительный протест и оскорбление чести или чувства собственного достоинства. При спокойном варианте исполнения можно сделать вывод о чувстве превосходства, мужественности или готовности к деятельности. Так же может быть выражено безмолвное приглашение или немой вопрос (уточнит соответствующая мимика).

Выставленная вперед голова (особенно при сконцентрированном взгляде) свидетельствует о наличии интереса, напряженного внимания (глаза и уши подносятся еще ближе к партнеру). Может быть как позитивная, так и негативная (до враждебности) установка. Голова, выставленная вперед, при угрожающем поведении словно бы демонстрирует: «Я воспринимаю все, но не боюсь тебя».

Поворот головы. Полный поворот головы и обращение лица к партнеру (со взглядом прямо на него и легком напряжении) свидетельствует о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей, о внутреннем принятии другого, свободном выражении своих чувств, о готовности к соответствующим действиям.

При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру, зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое поведение воспринимается как оскорбительное.

Качание головой из стороны в сторону на всем протяжении (без напряжения; часто бывает при слегка приподнятых плечах и опущенных уголках рта) показывает нерешительность, в основе которой скепсис и осторожность.

Отворачивание головы от партнера свидетельствует о том, что заинтересованность в чем-либо отпала, интерес угас. Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. Отворачивание головы в сторону может выражать также чувство превосходства, а если лишь на мгновение, то — мгновенное самостоятельное обдумывание.

Источник

Оцените статью