Что значит роль потребителя

Содержание
  1. какова роль потребителей? помогите пожалуйста
  2. Роль потребителя в рыночной экономике
  3. Особенности рыночной экономики
  4. Готовые работы на аналогичную тему
  5. Теория потребительского поведения
  6. Роль потребителя в рыночной экономике
  7. Поведение потребителей: что это такое и какие социальные и психологические факторы влияют на принятие решения о покупке товаров и услуг
  8. Что это такое
  9. Основные характеристики потребительского поведения
  10. Готовые решения для всех направлений
  11. Как принимается решение о покупке
  12. Как ведут себя потребители: изучение поведения покупателей на рынке
  13. Поведенческие мотивы покупателей: что оказывает влияние на них
  14. Культурные
  15. Социальные факторы, определяющие покупательское поведение потребителей услуг
  16. Личностные
  17. Психологические
  18. Как ведут себя клиенты: виды поведенческих тактик
  19. Главные этапы формирования потребительского поведения
  20. Осознание
  21. Поиск
  22. Оценка
  23. Принятие решения
  24. Реакция
  25. О мотивации
  26. Анализ потребителей и потребительского поведения

какова роль потребителей? помогите пожалуйста

потреблять
1. Роль потребителя в рыночной экономике

Исследованием соотношения спроса и потребнос¬тей занимались представители теории предельной по¬лезности, возникшей в последней трети XIX в. В со¬здание этой теории значительный вклад внесли У. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бём-Баверк. В своем анализе они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже всех факторов производства, она должна опреде¬ляться полезным эффектом, оцениваемым потребите¬лем. Эта исходная посылка предопределила такие черты их теории, как индивидуализм, субъективизм и маржинализм. Представители теории предельной полезности рассматривали индивидуальное хозяйст¬во, а экономические явления трактовали как резуль¬тат множества индивидуальных желаний, сталкиваю¬щихся друг с другом в процессе обмена. При этом ос¬нову поведения хозяйствующих субъектов они видели в психологии конкретного человека и мотивах его по¬ведения. Приоритет конкретного индивида привел к тому, что экономисты в своем анализе стали исходить из приоритета потребления над производством.

Читайте также:  Что значит which is heavier

В экономической теории существует несколько подходов к определению понятия «потребитель».
1) потребитель — некий субъект, предъявляющий спрос на товары и услуги.
2) потребитель — статистическая единица, домашнее хозяйство, отличная от фирмы.
3) потребитель — некий субъект, на оценке поведения которого построена большая часть микроэкономики.
4) потребитель — субъект рационального поведения.

Являясь центральным звеном экономической сферы жизни общества, потребитель стремится поступать рационально, максимизировать полезность от потребления в условиях ограниченности ресурсов. Больше полезности за те же средства, либо та же полезность при меньших затратах.

Он не только потребялет товары и услуги, но и предлагает свои трудовые ресурсы на рынке труда; платит налоги, получает трансферты.

Источник

Роль потребителя в рыночной экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности рыночной экономики

Экономическая система страны представляет собой процесс производства, включающая также процессы распределения, сбыта и доведения произведенных экономических благ до конечного потребителя. Система рыночных отношений подразумевает свободу экономических действий, как продавцов, так и потребителей. В отношении производителей здесь имеется ввиду свободное ценообразование и свободная конкуренция, где производитель имеет право не только реализовывать создаваемую им продукцию, но также самостоятельно распоряжаться своим имуществом и доходами. Потребитель же имеет право выбора для совершения покупки или отказа от нее, при этом свобода потребителя ограничена свободой продавца. Именно, последний устанавливает цену на свою продукцию, исходя из заложенных в нее стоимости производственных издержек и прогнозируемой нормы прибыли.

Надо сказать, что в настоящее время экономические системы различных стран представляются собой гибридные экономические модели. То есть, экономика страны обычно включает в себя элементы традиционной, командной, рыночной форм. Традиционные экономические отношения, как правило, представлены народными промыслами, которые в основном выполняют культурную функцию.

Командные элементы экономики выражаются в управлении определенными сферами хозяйственных отношений государством. Такое регулирование позволяет сохранять безопасность страны, а также защищать ее интересы на международном уровне. Кроме того, контролирующая функция государства в некоторых областях экономики позволяет сохранять стабильность социальной обстановки в стране. Рынок же охватывает собой все производственные сферы. Такой тип отношений позволяет создавать ресурсы для накопления капитала и денежных средств. Кроме того, рыночная экономика является гибким механизмом, способным реагировать на постоянно изменяющиеся факторы внутренней и внешней среды. В рыночных отношениях осуществляется взаимодействие между спросом и предложением, где спрос формируется потребителем.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория потребительского поведения

Вся цепочка производства, как правило, ориентируется на спрос конечного потребителя. Поведение потребителя обычно рассматривается не только с экономической, но и с психологической стороны. Объясняется это тем, что со стороны потребителя на решение о покупке влияют не только ограничения в денежных средствах, но и определенные не экономические факторы. Индивидуализация потребностей влечет за собой развитие качества предлагаемых экономических благ, с другой стороны, она может способствовать перераспределению спроса, а как следствие, к снижению предложения в определенных областях экономики.

В экономической науке большое внимание уделяется потребительскому поведению. Вызвано это рядом причин:

  • поведение потребителей не однородно, даже при некоторых схожих параметрах;
  • каждый потребитель обладает набором индивидуальных качеств, что определяет его потребности;
  • потребление имеет тенденцию к неограниченному росту;
  • потребность может быть удовлетворена разными благами, в зависимости от предпочтения индивида;
  • одно благо может соответствовать разным запросам;
  • внешние факторы действия на потребителя (реклама, социальный статус, возраст, половая принадлежность и т.д.);
  • ограниченность ресурсов.

Таким образом, необходимо привести все индивидуальные особенности потребителей к определенному общему знаменателю, чтобы иметь возможность максимально эффективно осуществлять предложение в условиях рынка.

В экономической теории существует несколько школ, занимавшихся вопросом определения поведения потребителя. Однако, стоит выделить один из важнейших факторов, определяющих потребительский спрос, а именно, полезность экономического блага.

В настоящее время теория спроса потребителя основана на следующих принципах:

  • ограничение денежных средств покупателя;
  • цена не зависит от спроса отдельного покупателя;
  • каждый покупатель знает свою предельную норму полезности приобретаемого экономического блага;
  • потребитель стремится к максимально возможной полезности.

При этом покупатели хотят потреблять различные экономические блага. Даже при обладании каким – либо товаром, потребитель стремится к получению дополнительного блага, если его полезность высока.

Потребитель рассматривается, как объект с определенным набором привычек, то есть, если он заинтересован в покупке некоторых экономических благ, то с большой долей вероятности он приобретет их аналоги. Если же потребитель индифферентен к определенной группе товаров, то скорее всего он будет равнодушен к любому, отдельному товару из этой группы. Однако, он будет готов поступится полезностью блага в пользу получения большего количества аналога.

Предельная полезность продукта обратно пропорциональна его количеству, находящемуся во владении покупателя.

Кроме того, по степени влияния потребностей можно выделить:

  • жизненно — важные, без которых невозможно существовать;
  • потребности, от которых можно отказаться, но без их удовлетворения уровень жизни будет низким;
  • потребности, влияющие на развитие потребителя (без них можно обойтись).

То есть, выбор покупателя зависит от его дохода и определяется его заботой о собственном благе. Основа выбора – предельная полезность приобретаемого экономического блага.

Роль потребителя в рыночной экономике

Целью экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений является получение максимальной прибыли. Для решения данной задачи производителем устанавливается цена, максимальное значение которой ограничено потребительским спросом. Покупатель прежде всего ориентируется на максимум полезности приобретаемого им блага. Для рыночной экономики характерно наличие большого числа производителей, то есть рынок, как правило, бывает насыщен, поэтому возникает конкуренция между продавцами за право продажи своей продукции или услуг. То есть, покупатель своим поведением влияет на оптимизацию издержек производства производителей. А так же, оказывает влияние на развитие технологических и сбытовых производственных стадий.

Стимулирование спроса возможно за счет использования не экономических методов, таких как, маркетинговые, рекламные мероприятия, повышение уровня сервиса и гарантийного обслуживания.

Источник

Поведение потребителей: что это такое и какие социальные и психологические факторы влияют на принятие решения о покупке товаров и услуг

Поведение потребителей, а также факторы, влияющие на принятие решения о покупке, — это то, на чем строится маркетинговая политика большинства компаний на сегодняшний день. Воздействуя на людей с помощью различных инструментов маркетинга, организации выстраивают целую систему. В статье мы подробно разберем, что влияет на решения людей о приобретении различных товаров, какие аспекты важно учитывать и как это можно использовать для продвижения бизнеса и его продуктов/услуг.

Что это такое

Рыночная система на сегодняшний день устроена так, что покупатель в ней — центральное звено. Именно он является объектом воздействия со стороны маркетологов, которые, так или иначе, стремятся найти оптимальные способы удовлетворения потребительских запросов и интересов. При этом важно, чтобы маркетинговые уловки отличались от конкурентных. Для этих целей создают, например, УТП — уникальные торговые предложения, проводят акции и различные рекламные кампании.

Стратегия в маркетинге формулируется таким образом, чтобы обеспечить потребителю больше ценностей, чем конкурентные компании, но при этом сохранить финансовую стабильность и эффективность. Как правило, это выражается в следующих понятиях и характеристиках: цены, каналы продвижения и коммуникации, сервисное обслуживание.

В постсоветском пространстве такая явная ориентация на закрытие потребностей и «болей» стала неким новшеством, так как в советские времена мнения и интересы людей не учитывались, а вся деятельность строилась на определенном государственном плане. В настоящее время компании стремятся к тому, чтобы привлечь внимание к своему продукту, несмотря на широкое ассортиментное разнообразие, представленное на рынке конкурентными фирмами.

Важно также отметить, что теория поведение клиентов является фундаментальной основой, которая помогает строить бизнес в любой сфере. Далее попробуем разобраться, чем руководствуются люди при принятии решения о покупке того или иного товара, продукта.

Основные характеристики потребительского поведения

  • Рациональность. Клиент выбирает товар в соответствии со своими вкусами, интересами, потребностями и финансовыми возможностями. Именно поэтому производители стремятся как можно больше расширить ассортимент, предоставить возможность выбора и сравнения продукции одной категории. Это и называется проявлением рационализма.
  • Независимость выбора. Тот случай, когда человек принимает решение о покупке самостоятельно.
  • Множественность. Количество предложений находится в прямой зависимости от действий покупателя и наоборот. Учитывая, что сегодня рынок товаров и услуг переполнен различными продуктами, которые могут удовлетворить интересы практически любого, поведение потребителей и факторы, определяющие его, становятся с каждым днем все более разнообразными.

Для тех компаний, которые ежедневно сталкиваются в своей работе с множественными рутинными операциями (например, инвентаризация товара на складе или маркировка, сортировка, приход, подбор заказа и т.д.), «Клеверенс» предлагает приобрести и внедрить специальное ПО и оборудование. С помощью нашего софта можно автоматизировать и оптимизировать рабочие процессы и за счет этого повысить эффективность предприятия в целом. Например, «Склад 15» позволяет осуществлять работу с ячейками, проводить инвентаризацию, подобрать заказы и т.д, а «Магазин 15» — отличное программное обеспечение, позволяющее наладить учет товаров, приемку по штрихкодам, а также организовывать инвентаризационные мероприятия прямо в торговом зале.

Обращайтесь к нашим менеджерам за подробной консультацией через обратную форму связи или по контактному номеру телефона.

Готовые решения для всех направлений

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Как принимается решение о покупке

Как правило, потребитель руководствуются следующими понятиями:

  • собственные интересы, вкусы, потребности;
  • заинтересованность в продукте;
  • польза;
  • финансовые возможности и расценки.

На основе перечисленных показателей формируется базовая поведенческая модель. Покупатель стремится выбрать именно тот товар, который будет соответствовать его интересам, приносить пользу, но при этом учитывается ценовой параметр. Если есть финансовые ограничения, то человек купит только один продукт или тот, что находится ниже в шкале убывающей полезности и доступный при этом по стоимости.

Как ведут себя потребители: изучение поведения покупателей на рынке

В зависимости от того, какую продукцию рассматривает человек для приобретения и потребления, — зубную пасту, сезонную обувь, дорогой компьютер или квартиру, его действия будут отличаться. Очевидно, что это обусловлено дороговизной приобретения и рисками. Чем большей ценностью обладает предмет, тем осторожнее и взвешеннее клиент принимает решение о покупке.

Далее рассмотрим основные поведенческие разновидности.

  • Сложное поведение. Наблюдается в случаях, когда в пределах одной категории товара предлагается большой выбор. В качестве примера можно привести покупку смартфона. Техника — не самая дешевая категория продукции, поэтому для покупателя важно оценить приобретение до мельчайших деталей. Он оценивает свойства, анализирует возможности и технические характеристики, поэтому главная задача продавца — это предоставить наиболее полную информацию.
  • Неуверенное. Возникает в ситуациях, когда на ограниченное предложение есть большой спрос, но при этом и огромный риск. Зачастую при выборе человек опирается на собственные вкусовые предпочтения, которые не всегда четко коррелируют с полезностью. В основном это категория товаров для самореализации. Задача, которая стоит перед продавцом в этом случае, — убедить клиента в правильности приобретения.
  • Привычное. Характерно для потребителей, когда они покупают знакомые, как правило, недорогие, продукты. У разных производителей они не сильно отличаются, поэтому не оцениваются свойства или другие характеристики. Скорее, покупка совершается из-за постоянной привычки приобретать именно этот продукт. Задача продавца — привлечь внимание, например, при помощи стимулирующих акций, скидок, бонусов, а также создания яркого логотипа.
  • Поисковое. Возникает, когда на рынке представлена широкая линейка производителей и продукции нужной категории. У клиента возникает желание попробовать все, что предлагается, поэтому часто меняет разные марки. Главная задача продавца — правильная расстановка акцентов для стимулирования покупателей на фиксирование бренда в памяти, а также создание акций и выгодных предложений.

Поведенческие мотивы покупателей: что оказывает влияние на них

Исследование процесса принятия решения о покупке в маркетинге привело к выявлению так называемых факторов влияния, определяющих потребительское поведение покупателей на рынке, — это культурные, личностные, социальные и психологические. Рассмотрим подробнее, что подразумевает каждый из них.

Культурные

Здесь принимается во внимание культура, субкультура, а также принадлежность к социальному классу. В первом случае — это общественно принятые нормы, ценности, взгляды, которые, как правило, воспитываются в школе, семье и других общественных институтах. Большое значение оказывает и жизненный уровень. Субкультура — составная часть культурного общества. Ее определяет набор ценностей и взглядов, характерных определенной группе людей, объединенных на основе какого-либо признака: регионального, национального, религиозного и т.д. Такие касты людей отличаются некоторым специфическим поведением. Так, мусульмане, вероятнее всего, не будут заказывать блюда из свинины, а поэтому этот фактор также надо уметь предопределять заранее. Это может быть одним из признаков выделения сегмента на рынке.

Наконец, принадлежность к социальному классу означает совокупность отдельных людей или семей, которые характеризуются похожими убеждениями, стилем жизни, интересами. Здесь учитывается и уровень доходов, и профессия, и ценностная ориентация, а также другие показатели.

Социальные факторы, определяющие покупательское поведение потребителей услуг

Ближайшее окружение человека — один из основных параметров влияния, который принимает во внимание потребитель при покупке. Мнение друзей, семьи, коллег — это то, на что он опирается при выборе.

Например, если он совершает покупку впервые, то узнать о цене, качестве товара, месте продажи он захочет, скорее, у окружающих его людей, близких знакомых и т.д.

В этом контексте важна и роль в социуме, которая определяется ожидаемыми действиями индивида на основе его статуса. Один и тот же человек может выступать и как отец, муж, руководитель. При этом и его покупательские действия будут отличаться в разных ситуациях.

Личностные

Здесь обычно подразумевается семейное положение, возраст, уровень доходов, стиль жизни, характер и личные качества. От этих показателей зависят многие нужды и потребности. Учитывая эти характеристики, многие маркетологи разрабатывают свои классификации образов жизни конкретных потребителей и выстраивают с помощью них маркетинговые стратегии.

Психологические

Это группа факторов, которая фактически оказывает решающее влияние на принятие решения о покупке. Сюда относится восприятие, отношение, усвоение, мотивацию. Здесь важно выявить направленность, то есть определить, почему человек приобретает тот или иной предмет, каковы его мотивы, какие потребности он намерен удовлетворить таким образом.

Как ведут себя клиенты: виды поведенческих тактик

Проблема изучения поведения потребителей, с точки зрения маркетингового аспекта, может решаться за счет следующей классификации:

1. Первичные действия. Характеризуются повторением покупки за счет приверженности к определенному бренду, марке. Стойкие и неоднократно подкрепленные предпочтения изменить крайне трудно.

2. Импульсивные действия. Это незапланированные траты, которые осуществляются под влиянием эмоций. При этом происходит сокращение этапов принятия решений.

3. Поиск разнообразия (новизны). Формируется на основе воздействия рекламных сообщений, рекомендаций знакомых, а также психологических особенностей покупателя, связанных со стремлением к новому.

Главные этапы формирования потребительского поведения

Далее рассмотрим, как поэтапно формируется поведенческая тактика покупателя, от чего это зависит, а также что подразумевает каждый шаг.

Осознание

Совершение покупки мотивировано влиянием определенных факторов. Например, физиологические или эстетические. При этом на выбор того или иного варианта также влияют внешние раздражители: запахи, вкусовые характеристики, цвет и т.д. Понимание того, как именно можно использовать это влияние, дает преимущество продавцу перед конкурентами.

Поиск

Раздражители заставляют человека искать информацию о товаре. Информирование происходит через разные источники (реклама, СМИ, рекомендации знакомых). После сбора данных потребитель проводит сравнение и, основываясь на полученном анализе, делает свой выбор.

Оценка

Сформированная на основе предыдущего этапа модель поведения в итоге приводит к принятию конкретного решения. Здесь важно понимать, через какие каналы сведения о товаре доходят до покупателя, какова его оценка, ведь для клиента это не просто предмет, а набор определенных характеристик, удовлетворяющих его запросы.

Принятие решения

Клиент уже составил некий рейтинг, на вершине которого располагается наиболее желанное приобретение, а внизу — соответственно, наименее.

Реакция

Формируется на основе предпочтений отдельно взятого покупателя, а также реальных свойств и качеств приобретенного товара. При этом человек может остаться довольным или, наоборот, разочароваться.

О мотивации

Как уже говорилось выше, этот фактор зачастую основывается на потребностях, желаниях и возможностях человека. Рассмотрим некоторые научные теории в этой сфере:

  • Пирамида Маслоу. Знаменитая иерархия потребностей, у основания которой стоят физиологические нужды (голод, жажда, половое влечение и т.д.), а на вершине — духовные (компетентность, достижение успеха, принадлежность к общности). Как только удовлетворяются базовые желания, они перестают мотивировать человека, также это работает и в обратном направлении — те, кто озабочен поиском еды, не задумывается о духовном и культурном развитии.
  • Теория Макклелланда, согласно которой главная мотивация для индивида — получение власти. На ее основе властных стремлений и формируется тактика, влияющая на выбор.

Анализ потребителей и потребительского поведения

Аналитика помогает разобраться в предпочтениях людей, их требованиях, отношении к другим производителям. Также с помощью оценки можно отследить уровень лояльности и удовлетворенности продукцией. Это позволяет адаптировать маркетинговую стратегию таким образом, чтобы она была наиболее эффективной: возможно, стоит улучшить ценообразование, оптимизировать каналы продвижения или изменить рекламную политику.

К основным направлениям комплексного анализа покупателей, а также к факторам, влияющим на их поведение в системе маркетинга, можно отнести следующие:

  • Анализ потребностей. Главная цель —понимание того, что нужно покупателю в настоящий момент, какие его желание не удовлетворены.
  • Анализ ожиданий. Здесь происходит изучение стандартов обслуживания, которое клиенты ожидают увидеть.
  • Исследование восприятия.
  • Качество обслуживания. Например, это могут быть технические или организационные аспекты.
  • Жалобы. Часто этот источник информации о работе компании рассматривается как положительный, так как помогает понять основные проблемы, устранить их или по возможности избежать их повторения.

Развитие новых сфер экономики способствует изменению покупательских приоритетов в сторону улучшения образа жизни, мотивации, убеждения. Так растет не только разнообразие и общий объем предложений на рынке, но и потребности становятся более разнообразными, что играет на руку бизнесу, связанному с инновациями.

Итак, мы рассмотрели основные факторы оценки личности и поведения потребителей при совершении покупки, выявили важные поведенческие характеристики (личностные, культурные, социальные, психологические), а также предпосылки и мотивы, которые были исследованы в маркетинге.

Надеемся, эти информационные сведения помогут вам в выборе и формировании правильной, успешной маркетинговой и рекламной стратегии, повышении продаж и эффективности бизнес-деятельности в целом.

Источник

Оцените статью