Что значит родители с овз

Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?

Ирина Польшина
Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами«, «дети с особыми нуждами«, «нетипичные дети«, «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети«, «исключительные дети«. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха ;

2. Дети с нарушением зрения ;

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

А теперь давайте рассмотрим некоторые категории детей с ОВЗ более подробно.

5. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специализированном учреждении.

6. Задержка психического развития (ЗПР)-нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР относится к разряду слабо выраженных отклонений в психическом развитие и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Поэтому чрезвычайно важно вовремя оказать помощь ребенку с ЗПР. Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогический коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Суть её заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом. Если психокоррекции недостаточно, её подкрепляют медикаментозным лечением. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже об умственной отсталости.

7. Ранний детский аутизм (РДА) является врожденным синдромом, для которого характерен особый тип нарушения психического развития. Критериями постановки данного диагноза являются трудности коммуникации, т. е. аутизм как таковой – стереотипное поведение ребенка, особая задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции, раннее проявление (до 2,5 лет) указанных расстройств.

Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях,являются:

а) выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;

б) эмоциональная холодность или безразличие к близким;

в) страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке;

г) однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Обычно выделяют три основные области,в которых аутизм проявляется особенно ярко:

• речь и коммуникация;

• воображение, эмоциональная сфера.

Формирование навыков коммуникации является важной целью коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом. Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе. Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования — создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило — доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации. В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности. Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям. Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего». Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения. В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком. В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

В заключение хотелось бы призвать всех педагогов дошкольных учреждений к внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых детских садах — одно из проявлений гуманизации общества. Мы хотели бы, чтобы данное выступление вызвало у педагогов желание изучать детей с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе сверстников, а главное — наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Фотозарисовка «Какие разные цветы» Фотозарисовка «Какие разные цветы» Воспитатель: Назарова Т. А. Цветы чисты, красивы и невинны, И дарят сил прилив и красоту. И ощущаю я.

Фотоотчет «Вот какие мы большие» Фотоотчет «Вот какие мы большие» Татьяна Плюхина В 2-2,5 года каждый ребенок может одеваться сам! Если взрослые помогут ему овладеть процессами.

Консультация для родителей «Какие они, наши дети» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Какие они, наши дети». Не.

Лэпбук «Рыбы: какие они» Использование лэпбуков в работе с воспитанниками позволяет воспитателю дошкольного образования с помощью игровых заданий познакомить с.

Педагогический проект «Ох, какие сказки!» Вид проекта: творческий, взросло-детский. Участники проекта: дети, родители группы, специалисты детского сада. Срок реализации проекта:.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Источник

Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования

Колданина Галина Николаевна
Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования

Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования.

Каждый ребенок имеет право на особую защиту и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети, которые имеют разную степень инвалидности.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

• Ценность человека не зависит от его способностей и достоинств.

• Каждый человек способен чувствовать и думать.

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

• Все люди нуждаются друг в друге.

• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Главный принцип инклюзивного образования- не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка.

Участники образовательного пространства: дети, педагоги, родители, специалисты.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте» (закон Российской Федерации «Об образовании»).

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и дети, не имеющие дефектов, способны под влиянием необходимой медицинской помощи, средств реабилитации, воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. В основе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья находится социальная адаптация и реабилитация. В свете адекватного и продуктивного включения детей в социум коррекция нарушений развития рассматривается как одно из важнейших условий. В основе Российской модели инклюзии лежат положения Л. С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность воспитания и обучения ребенка непосредственно определяется степенью социально — психологической адаптированности родителей, что предполагает их информированность об особенностях развития собственного ребенка, основных характеристиках качества психического развития и их соответствия возрастным нормам, о роли эмоционально- позитивного общения, игровой деятельности и т. д. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Относительно развития ребенка с ОВЗ возникают некоторые затруднения, связанные влиянием окружающей среды в широком смысле и таким детям требуется существенно повышать усилия для решения задач, достижения целей и в силу этого увеличиваются требования к личности. Это повод обращения к своим ресурсам, их реализации. Эти состояния проецируются и на родителей. Вышесказанное становится основой для формирования причины неготовности к поддержке инклюзии на уровне микросистемы семьи – это отсутствие компетентности в принятии решений относительно своей жизни и жизни своего ребенка. Эта компетентность зависит не только и не столько от знаний, которые есть у конкретного родителя, от отношения к проблеме инвалидности ребенка и от внешней поддержки, но и от того «ассортимента» услуг, который предлагается для особого ребенка и его семьи, а также от взаимоотношений между семьей и специалистами. Человек с нарушениями имеет право вести такую же жизнь, как и остальные члены общества. Для детей это, прежде всего, возможность жить в семье, быть рядом с обычными сверстниками, ходить в обычную школу или обычный детский сад. Таким образом, на смену сегрегации в специальных учреждениях пришло понимание необходимости интеграции и включения детей с особыми потребностями в среду обычных сверстников. Но среди населения преобладает бытовая модель отношения к особым детям, сформированная под действием биологической модели инвалидности. Следствием этого может стать и нежелание специалистов «допустить» особого ребенка в обычный детский сад, и неготовность родителей обычных детей к приему в группу особого ребенка.

Модель сопровождения семьи и ребенка с ОВЗ.

Целью сопровождения семьи и ребенка является создание оптимальных условий психического и социального развития, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специального организованного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

Создание необходимой развивающей среды;

Разработка и применение индивидуальных мер коррекции;

Стимуляция потенциальных возможностей ребенка;

Осуществление профилактики неблагополучного развития ребенка.

Работа с родителями ребенка – инвалида ведется по направлениям:

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии с родителями стоит дифференцировано подходить к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

• вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

• научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

• сформировать адекватную самооценку.

Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Работа с семьей ведется по 2 направлениям:

• повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ;

• вовлечение в непосредственно образовательную деятельность.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Дальнейшая работа с родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия:

• анкетирование (для анализа настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в ДОУ);

• индивидуальные беседы и консультации анализ социального статуса семьи, установление партнерских отношений; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

• праздники (создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки).

Проведение анкетирования, личных бесед помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать формы взаимодействия с семьей. А последующие формы взаимодействия помогут родителям активно влиться в процесс образования. Организация взаимодействия педагогов и семьи, основанное на сотрудничестве позволяет родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, что способствует личностному развитию детей и поддержания их познавательной активности.

Организация инклюзивного образования в ДОУ Большое внимание организации инклюзивного образования уделяется в Белгородской области. Как правило, процесс вовлечение детей с умственными.

Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОУ В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья — дети с ОВЗ, имеют равные со.

Изучение готовности сотрудников ДОУ к реализации инклюзивного образования Аннотация: В данной статье рассматривается уровень готовности педагогов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Автор: Сашина Юлия Владимировна,.

Проект консультативного пункта для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, получающих дошкольное образование в семье Целью создания консультативного пункта является обеспечение права родителей, обеспечивающих получение детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.

Проект «Организация элементов инклюзивного образования для детей с ОВЗ в летний период» Тип проекта: творческий. По продолжительности: краткосрочный (июнь-август 2018 года) По количеству участников: дети группы №2, дети и педагоги.

Проектная работа «Фетрушка» для родителей и детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья ГБУ РС (Я) нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования,.

Роль родителей в реализации стандартов дошкольного образования Роль родителей в реализации стандартов дошкольного образования Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны,.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Необходимо учитывать следующий спектр обеспечения условий инклюзивного образования детей с.

Источник

Читайте также:  Что значит поздороваться кулаками
Оцените статью