- Родина-мать зовет
- Статуя «Родина-мать зовет»
- Сэкономь на путешествии!
- Видео: Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»
- Основные моменты
- Авторская идея памятника
- История строительства памятника «Родина-мать зовет»
- Устранение недочетов конструкции
- Технические характеристики монумента
- Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»
- Как добраться
- Родина-мать: история великого символа от язычества до советской эпохи
- Язычество и христианство
- Просвещение
- Романтизм
- Век идеологий
Родина-мать зовет
Статуя «Родина-мать зовет»
«Родина-мать зовет» — название главной скульптуры мемориального комплекса, построенного на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде. Холм, на котором стоит фигура женщины с мечом, возвышается на 14 м, а сама статуя имеет высоту 85 метров. Она господствует над окружающей местностью и видна с расстояния десятков километров. Скульптура Родины-матери – один из самых посещаемых объектов Волгограда. Ежегодно сюда приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Цветы к монументу несут сами волгоградцы, туристы, приехавшие из разных частей России, и зарубежные путешественники.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»
Основные моменты
Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.
У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.
Лестница, ведущая к мемориалу Площадь Скорби
Авторская идея памятника
Инициатором создания величественного монумента стал известный советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вутечич. Он принимал участие в Великой Отечественной войне, в боях был контужен и в полной мере понимал всю тяжесть перенесенных народом испытаний.
Е. В. Вутечича считают одним из основоположников монументального стиля, который позже получил наименование «сталинского классицизма». Созданные им работы отличает гигантизм, использование традиций модерна и пафос сюжетов.
Скульптор Евгений Викторович Вутечич
Перед созданием мемориала «Родина-мать зовет» в Волгограде, Вутечич руководил масштабным художественным проектом в берлинском Трептов-парке. В соавторстве с архитекторами и инженерами им был создан ансамбль-памятник, посвященный воинам Красной Армии, центром которого стала выразительная бронзовая фигура Воина-освободителя.
К работе на берегу Волги скульптор приступил, обладая большим опытом художественных и технических решений. На открытых пространствах Мамаева кургана он предложил создать группу из нескольких скульптур большого масштаба, которые было бы хорошо видно с разных сторон. Фигура Родины-матери, по замыслу автора, должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам – защитить родную землю от врагов.
Существует несколько версий, кого именно Вутечич избрал в качестве прототипа для своей скульптуры Родины-матери. Кто-то утверждает, что Вутечичу позировала его супруга Вера. Другие говорят, что лицо на памятнике имеет портретное сходство с известной в СССР метательницей дисков и многократной рекордсменкой Ниной Яковлевной Думбадзе. Сами волгоградцы убеждены, что героиней скульптора стала официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова.
Построенный памятник «Родина-мать зовет» был признан выдающимся образцом монументального искусства и сделал имя скульптора широко известным не только в стране, но и за рубежом. В 1970 году авторскому коллективу, работавшему над монументом, вручили Ленинскую премию.
Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым
История строительства памятника «Родина-мать зовет»
Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году, когда еще сам Волгоград не был полностью восстановлен из руин. В те годы при проведении земляных работ находили неразорвавшиеся снаряды и мины, и поэтому возле работающего экскаватора саперы несли постоянное дежурство.
Макет памятника, выполненный Е. В. Вутечичем
Помимо Е. В. Вутечича, над памятником «Родина-мать зовет» работало еще несколько скульпторов. Команду архитекторов возглавлял Яков Борисович Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин. На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.
Кроме строительных работ, проект военного мемориала предусматривал «озвучивание» всех скульптурных композиций, включая памятник «Родина-мать зовет». Эта работа была поручена диктору Юрию Борисовичу Левитану, звукорежиссеру Александру Ивановичу Гераськину и режиссеру Виктору Кадиевичу Магатаеву. Роль консультанта по военным вопросам выполнял Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.
Первоначально скульпторы создали небольшую полуметровую версию памятника. Ее делали в мастерской, устроенной в подвале волгоградского магазина «Минск». Потом работа над памятником продолжилась на заводе «Газоаппарат». Там по изготовленному образцу соорудили пятиметровую версию монумента.
В первоначальном проекте фигур у памятника должно было быть две – женщины-матери и коленопреклоненного солдата. Предполагалась также, что женщина будет держать в руке развернутое знамя. Постамент планировали пышно декорировать.
Общий вид мемориала во время строительства
Однако, от всех этих идей скульптор Вутечич позднее отказался. Он не стал строить к памятнику лестницу, а ограничился пешеходной дорожкой, которая, как лента, опоясывала подножие монумента. Кроме того, в процессе производства решено было увеличить размер главной скульптуры воинского мемориала с 32 до 56 метров, а затем – и до 85 м.
Во время строительных работ организаторам приходилось решать самые разные проблемы. Слои бетона нужно было прочно скрепить друг с другом. Для этого необходимо было наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Чтобы грузовики с бетоном ничто не задерживало в пути, их снабдили цветными лентами. Водители получили разрешение проезжать на красный сигнал светофора, а сотрудникам ГАИ предписали не тормозить такие машины.
В мае 1965 года проверяющие строительство специалисты из Госстроя дали рекомендации значительно усилить железобетонную конструкцию. Опасения инженеров и технологов были вызваны состоянием грунта, на котором возводили памятник «Родина-мать зовет». Это была обводненная толща майкопских глин, и они постепенно «сползали» к волжскому берегу. Чтобы катастрофы не произошло, строители сделали дополнительное бетонирование в основании монумента.
Памятник во время строительства Перед установкой меча
Стройка продолжалась в течение нескольких лет, в основном в теплое время года. В октябре 1967 года все работы были завершены, и памятник торжественно открыли.
Скульптура «Родина-мать зовет» является частью триптиха, в который также входят памятники в Магнитогорске и Берлине. Уральский монумент «Тыл – фронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от захватчиков. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война, наконец, закончилась.
Скульптура «Родина-мать зовёт!». Инфографика
Устранение недочетов конструкции
Первые проблемы с памятником «Родина-мать зовет» выявили уже на следующий год после его открытия. «Слабым местом» монумента оказался меч, который Родина-мать держала в руке. Первоначально его сделали из прочных листов нержавеющей стали и обшили титаном. Однако, такое решение оказалось технически ошибочным. Большие размеры и вес меча привели к его излишней парусности. В том месте, где меч прикреплялся к руке, возникало избыточное напряжение. От раскачивания он слегка деформировался, и листы титана при ветре издавали неприятный гремящий звук.
Учитывая эти проблемы, в 1972 году старый меч заменили на другой, полностью изготовленный из стали. Кроме того, в верху меча проделали специальные отверстия, которые избавили его от излишней парусности. Меч соорудили из металла, выплавленного на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».
Рука с мечом Скульптура «Родина-мать зовет» внутри
В 1986 году весь памятник «Родина-мать зовет» обследовали специалисты. По их рекомендации железобетонную конструкцию дополнительно укрепили. В 2013 году архитектор из Москвы Владимир Церковников выступил с обращением в Министерство культуры и заявил, что фундамент знаменитой скульптуры был изначально рассчитан неправильно, и поэтому монумент находится под угрозой обрушения. Он ничем не скреплен с основанием и держится лишь за счет собственного веса.
Вид на памятник со стороны жилой застройки
Технические характеристики монумента
Бетонная скульптура «Родина-мать зовет» стоит на двухметровом постаменте. Все сооружение подпирает прочный фундамент, углубленный в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, сформирован искусственно. Чтобы фундамент смог выдержать огромный вес бетонной конструкции, сюда насыпали около 150 тонн земли.
Внутри статуя полая. Толщина сделанных из железобетона стенок составляет от 25 до 30 см. Бетонную оболочку поддерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн бетона. Металлические тросы находятся под постоянным натяжением, и их натяжение фиксируется специальными датчиками.
Фрагменты монумента «Родина-мать зовет»
Высота фигуры женщины без учета меча – 52 метра. Общий вес памятника превышает 8 тысяч тонн. Стальной меч имеет длину 33 м и весит 14 тонн. Держащая его рука, вытянута вверх на 20 м. Таким образом, высота всего памятника составляет 85 метров.
С 1966 года монумент «Родина-мать зовет» слегка отклоняется от основной оси, но показатели этих отклонений не превышают расчетных нормативов. Так, например, с 2000 по 2008 годы горизонтальное смещение верхушки памятника составило всего 16 мм.
Вид на Волгоград от верхней части памятника.
Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»
- В момент окончания строительства волгоградский монумент был выше всех статуй мира. На сегодняшний день он занимает 9 место среди самых высоких памятников планеты.
- По сравнению со средним ростом человека, скульптура Родины-матери увеличена в 30 раз.
- Знаменитый памятник изображен на флаге и гербе Волгоградской области.
- Вокруг памятника сложилось много легенд. Одна из них рассказывает об исчезнувшем внутри монумента рабочем. Это произошло, когда тот монтировал стальную конструкцию. Пропавшего человека так и не смогли найти.
- Недавно в 200 метрах от монумента построили православный храм Всех Святых. Он появился именно в том месте, где первоначально должен был стоять сам памятник.
«Родина-мать зовет» в вечерней подсветке Альпинист на памятнике Монумент и храм Всех Святых
Как добраться
К подножию Мамаева кургана, где установлен монумент «Родина-мать зовет», можно подъехать на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Здесь же делают остановки городские электрички и метротрам – скоростной трамвай Волгограда. Вход на территорию мемориала бесплатный.
Источник
Родина-мать: история великого символа от язычества до советской эпохи
Монумент Родина-мать в Волгограде
Образ матери на протяжении всей истории человечества имел сакральное значение, поскольку он символизировал начало жизни. Менялось мировосприятие, одна парадигма сменяла другую: религия вытесняла суеверия, наука вытесняла религию, – но образ матери непременно использовался для сакрализации символов соответствующей эпохи.
Язычество и христианство
Наши далекие предки, жившие в зависимости от природы, объясняли взаимосвязь явлений и вещей в природе через призму симпатической магии, т.е. идеи о том, что «подобное порождает подобное». Понимание того, как появляются дети, переносилось на процесс земледелия. Принимая в себя семена, земля беременеет, зреет и дает урожай. В славянской мифологии плодородие воспринималось как результат священного союза отца-неба и матери-земли, а гром, дождь и гроза воспринимались как непосредственный акт зачатия. Именно поэтому у славян, как, впрочем, и у других народов, верховным божеством считался громовержец Перун, соответствующий финно-карельскому Укко и греческому Зевсу.
Исходя из таких представлений, в случае неурожая или засухи люди прибегали к ритуальным половым актам для вызова дождя. Помимо символа начала жизни, земля символизировала и ее окончание, ведь после смерти тело человека предавали земле. Языческое почитание земли как матери сохранилось в нашем языке в образном выражении «Мать сыра земля».
У славян культ Матери сырой Земли был связан с культом богини плодородия Мокоши. С принятием христианства, ознаменовавшим борьбу с язычеством, почитание Мокоши было перенесено на Богородицу. Но такая борьба, как правило, приводит не к вытеснению культа, а к синкретизму, т.е. двоеверию. Об этом свидетельствуют труды православных богословов, например, Иоанна Златоуста .
В своем поучении против матерщины «Повесть св. отец о пользе душевней всем православным христианам» он пишет, что «не подобает православным христианам матерны лаяти. », т.к. «матерным словом оскорбляется Матерь Божия, родная мать человека и «третья мать» – Мать Земля. Христианское почитание Матери Земли объяснялось также дуалистическим представлением о природе человека, состоящего из души и тела. Душа вдыхается Богом в глину-тело, взятую из земли, и в эту же землю тело возвращается, когда душа покидает его.
Просвещение
В эпоху Просвещения, увенчавшуюся триумфами Американской и Французской революций 1776 и 1789 годов, священный образ Матери был перенесен с религиозных святынь на гражданские, чтобы наполнить их сакральным смыслом. У американцев появляется образ Колумбии , символизировавший новое государство с его идеалами свободы. Нам этот образ прекрасно знаком по заставке кинокомпании Columbia Pictures, но изначальное одеяние Колумбии представляло собой римский шлем и звездно-полосатую тунику. Образ Колумбии был вытеснен образом Леди Свободы, представлявший собой реминисценцию римской богини Либертас, выраженной в подаренной французами в 1886 году статуе Свободы.
И этот подарок был весьма символичен, ведь именно французы во время революции, следуя антиклерикальным убеждениям, возвели свободу в ранг божества, воплотив ее в женском образе. На картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая на баррикады», ставшей символом революции, босая женщина с отрытой грудью и флагом Республики, который символизирует свободу, ведет народ на борьбу за новые ценности. В ходе борьбы республиканцев с христианским культом Собор Парижской Богоматери был превращен в «Храм разума» и статуи Девы Марии были заменены статуями Свободы. По всей стране проводились праздники, на которых роль богинь Свободы исполняли актрисы (но случалось, что эта роль доставалась салонным куртизанкам). Со временем этот женский образ, символизировавший республику, получил название «Марианна». По сей день он используется как государственный символ Франции .
Нация, национализм, национальность как новый критерий самоидентификации человека также являются продуктами эпохи Просвещения. Импульс Французской революции привил европейцам национальные чувства, а для обозначения зарождающихся национальных сообществ по аналогии с французской Марианной использовались женские образы, среди которых «Британия», «Германия», «Мать Свея» в Швеции , «Гельвеция» в Швейцарии , «Иберния» в Ирландии , «Мать-Латвия».
России в этом аспекте не требовалось особых новаций, Русь-матушка в эпоху перехода из русского царства в царство русских стала Россией-матушкой. Любопытно, что Екатерине II Сенат настойчиво предлагал принять титул «Матери Отечества», но она от него отказалась, что было с ее стороны разумно и честно, поскольку у нее как немки имелся другой фатерлянд. Но за ней все же закрепился неофициальный титул «Матушки-императрицы».
Примечательна эволюция термина «Отечество». После падения монархии Франция перестала быть королевством, т.е. землей, принадлежащей монарху, именно в этот момент появляется понятие Отечества как земли отцов, за которую борются революционеры. Страх «революционной заразы» настолько охватил умы европейских монархических дворов, что это слово было под запретом. Так, российский император Павел I (сын Екатерины II) строжайше запретил использовать слово Отечество, предпочитая ему нейтральное «государство».
Романтизм
Идейным ответом французскому Просвещению стал немецкий Романтизм. Романтизм отрицал культ разума, провозглашенный Просвещением, ставя чувства и эмоции в статус более надежного способа познания мира. Кровь и революционный террор – вот плоды вашего разума, примерно так рассуждали романтики. Романтики отказывались от грозных, воинственных мужских понятий, таких как «Отечество», предлагая взамен мирное женское «Родина». Это понятие соединяло в себе языческий культ земли, христианский культ Богородицы и светский символ государства. Так появился символ «Родина-мать», а любовь к ней, наравне с любовью к Богу, стали восприниматься как добродетель на уровне личных убеждений и эмоций и нравственный долг на уровне государственной идеологии.
Из немецкого романтизма женский образ «Родина-мать» был заимствован всеми консервативными государствами. По печальной иронии судьбы именно этот образ стал использоваться против Германии . С началом Первой мировой войны союзники по Антанте ( Россия , Англия , Франция ) использовали женские образы Родины для обозначения своего союза в противостоянии с Германией .
На самом известном плакате той эпохи «Согласие. 1914 г.» Россия эклектично изображена в образе женщины в античной одежде, шапке Мономаха с православным крестом в руке, поднятым над головой. Франция и Англия представлены так же, только у одной из женщин на голове фригийский колпак с революционной кокардой, у другой – римский шлем и в руке якорь как символ морского господства. Поистине, не плакат, а невероятный набор символов.
В ходе войны русская военная агитация изображала Родину-мать в образе богатырки, низвергающей многоглавого змея. Этот образ был более понятен простым крестьянам, поскольку соединял былинные символы и православные, такие как образ Георгия Победоносца.
Век идеологий
После Октябрьской революции – искры, разжигающей пламя мировой революции, в котором должны были сгореть капиталисты, монархисты, духовенство, государственные границы и национальности, – образ Родины исчезает из символического арсенала России . Революция – вот новое божество. Но после прихода осознания невозможности мировой революции на смену идеи победы мирового коммунизма пришел проект «социализма в отдельно взятой стране», которая вновь стала Родиной.
C началом Великой Отечественной войны образ Родины-матери возвращается в символический дискурс. С началом войны наиболее эмоциональным воплощением образа становится плакат Тоидзе «Родина-мать зовет!», а по окончании войны – «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Сталинграде–Волгограде. На сегодняшний день эти образы имеют статус гражданских святынь, символизирующих подвиг советского народа.
Сегодня Родина-мать выступает как вневременная и внепространственная сущность метаистории страны, которая стремится примирить непримиримые исторические эпохи через простую мысль: государства у нас были разные, но Родина – одна.
Источник