- Что значит риторический стиль
- Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов.
- Примеры риторических вопросов
- Для чего требуются обычно такие вопросы?
- Пример риторического восклицания:
- Пример риторического обращения:
- Зачем нужны такие вопросы?
- Грамотное применение риторических вопросов
- Заключение:
- Риторический стиль
- Риторический стиль
Что значит риторический стиль
РИТОРИ́ЧЕСКИЙ СТИЛЬ — общее название ряда разновидностей лит. стиля, использующего приемы красноречия, что определяет их возвышенный эмоц. строй, пышный характер стилистики. В европ. лит. традиции признаки Р. с. — патетическая интонация, обилие тропов, риторич. фигур (см. Фигуры стилистические) и др. средств, восходящих к арсеналу антич. риторики, в русле к-рой и возникло явление и понятие Р. с. Художественно не мотивированное обращение к подобным приемам порождает т. н. риторичный стиль — резонерскую, выспреннюю, малосодержат. манеру, определяемую понятием «риторизм». Выразит. возможности Р. с. развивались в худож. лит-ре и публицистике тех историч. периодов, к-рые отличались расцветом риторики и ее влияния на лит-ру (античность, средневековье и др.), а также периодов обществ. подъема, актуализирующих возвышенный гражданственно-публицистич. характер лит-ры, потребность в «высоком стиле». Те или иные признаки Р. с. присущи отд. направлениям и течениям нормативного либо эмоционально-патетич. характера (барокко, маньеризм, классицизм, романтизм), нек-рым «высоким», сатирич., публицистич. и эпистолярным жанрам (песни, трагедии, послания, оды, гимны, эпиграммы и т. п.).
Отд. черты, присущие Р. с, применяются для воссоздания облика историч. эпохи, раскрытия исключит.
ситуации и в авторских отступлениях. Возрождение либо переосмысление Р. с. порой образует основу стиля конкретного писателя (Дж. Леопарди, В. В. Маяковский). Р. с. используют в стилизации (Гёте «Западно-восточный диван») и пародии («Энеида» И. П. Котляревского).
Лит.: Антич. теория языка и стиля, под ред. О. Фрейденберг, Л., 1936; Curtius E. R., Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter, Bern, 1948; Lausberg H., Handbuch der literarischen Rhetorik, Münch., 1960. См. также лит. при ст. Риторика и Фигуры стилистические.
Источник
Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов.
Существуют такие вопросы порой на которые не нужно стремиться искать ответов, поскольку такие вопросы задаются, как правило, с особыми целями.
Для того, чтобы уметь адекватно реагировать на различные не совсем стандартные обороты в нашей речи, следует прояснить что же это такое — риторический вопрос и для какой цели его обычно принято задавать?
По сути говоря, риторичный вопрос — это не что иное, как оборот в речи человека, который обычно даже и вопросом то не является, поэтому он, как правило, не претендует на какой-либо ответ.
Получается, что риторичный вопрос, это по сути такой вопрос, ответ на который попросту не нужен, потому что он просто очевиден для окружающих. На самом деле, риторический вопрос является обычным утверждением, которое заявлено в вопрошающем виде. К примеру, вот такой речевой оборот:
«Да сколько же еще может продолжаться эта несправедливость?»
Здесь не нужен никакой ответ, а наоборот, подчеркивается, что несправедливость продолжает быть. Происходит как бы намек на то, что пришло время уже перестать ее терпеть.
Примеры риторических вопросов
Риторические вопросы в литературе:
Для чего требуются обычно такие вопросы?
В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.
Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы , так и риторические обращения с риторическими восклицаниями . Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.
Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.
И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.
Риторическое восклицание обладает таким же условным характером, где вопросительная манера не выливается из предложения или из содержания самого слова, а придается ей обычно в свободном порядке, показывая этим прямое обращение к этому событию.
Пример риторического восклицания:
Какое лето, что это за лето! Да это ж просто колдовство!
Риторическое обращение также является неким условным обращением к тем предметам, к которым по сути нельзя обращаться. Сама структура данного обращения является такой же, как и в риторическом восклицании, а также в риторическом вопросе.
Пример риторического обращения:
« Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад .»
Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.
Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен, по наследству от древних ораторов.
Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.
Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.
Данные вопросы могут иметь как положительную, так и отрицательную подоплеку. В положительной — они говорят о поддержке, о неком сопереживании, а в отрицательной — как правило, цинизм, злобу и сарказм.
Зачем нужны такие вопросы?
Без таких вопросов, которые не требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания или статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.
Да и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, постоянно пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как правило, применяют для того, чтобы:
- Аудитория смогла сделать определенные выводы.
- Чтобы придать своей речи существенную окраску.
- Сделать разговор более значительным и ярким.
- Привлечь заинтересованность к своему высказыванию и непосредственно к своей персоне.
- Уметь делать плавные переходы от одной теме к другой, где риторический вопрос будет служить соединительным звеном.
- Заставить своих оппонентов начать действовать.
- Стараться переключаться на те детали, которые должны восприниматься автоматически.
- Иметь возможность указать плюс ко всему на опытность каких-то знаменитостей либо известных личностей.
- Заставить своих собеседников подключаться к диалогу.
- Данные обороты очень часто используют в рекламе.
- Также эта фигура, используемая в речи, иногда нужна для того, чтобы поставить своего собеседника в неловкое положение и заставить его среагировать какими-то ответными определенными действиями.
- Данные речевые обороты способны также выручить, когда в диалоге образовалась пустота, которую срочно необходимо чем-то заполнить.
Грамотное применение риторических вопросов
1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.
2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.
3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.
4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.
5. Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.
6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.
Заключение:
Необходимо помнить, что такие речевые обороты — это то, чем рекомендуется пользоваться очень грамотно и дозированно. В первую очередь, это относится к общению с маленькими ребятишками, поскольку они могут смириться с тем, что им всегда задают условно-вопросительные предложения и они могут начать принимать другие предложения соответственно, а там, как раз, будет и нужен необходимый ответ.
Хоть такие речевые обороты и превращают речь в более доступную для большего понимания, все-таки не стоит ею пользоваться очень часто, поскольку существует вероятность того, что все они со временем превратятся в довольно избитые фразы и вызывающие раздражение штампы.
Источник
Риторический стиль
Эмоциональное воздействие ораторской речи выражается в преднамеренном отборе средств, формирующих особый «риторический стиль», основу которого составляют языковые формы – единицы лексического и синтаксического уровней, а также их семантико-стилистические сочетания, апеллирующие в первую очередь к эмоциональным структурам человеческой психики, а также воздействующие на бессознательные компоненты речевосприятия. Как отмечают специалисты, эмоциональная форма выражения изменяет всю схему речевосприятия, действуя на механизмы мышления, памяти, внимания, облегчая внедрение информации в сознание адресата, в результате чего возникают социально-психологические эффекты внушения и эмоционального заражения (контагиозности) – ведущие механизмы психологического воздействия.
Эмоционально-экспрессивные формы речи интерпретируются слушателями как оценочное, личностное отношение оратора к тем объектам, явлениям и событиям, о которых идет речь, способствуя разрушению барьеров критического восприятия содержания, созданию атмосферы «общения». Возникающие при этом явления «эмпатии», эмоционального заражения и сопереживания формируют оценочный фон восприятия речи слушателями и способствуют созданию «образа» оратора.
Установление «общности» социальных взаимоотношений, оценок, убеждений, взглядов оратора и аудитории, лежащие в основе формирования имиджа, достигается в первую очередь путем активного использования так называемого «нагруженного языка», т. е. языковых средств, прежде всего лексики, характеризующейся наличием широкого спектра конденсированных смысловых, эмоциональных, идейно-политических коннотаций. С помощью коннотированной лексики оратор устанавливает общность ценностных оценок с аудиторией, «переключая» оценку со слова на образ, «приписывая» себе те или иные положительные качества, создавая представление об идейных и психологических чертах собственной личности.
Эмоционально-экспрессивные средства можно условно разделить на две группы. Первая – это эмоционально-оценочные слова («аффективы») – эмоциональные усилители, адресуемые к ценностным установкам аудитории и способные «приписывать» оратору целый ряд личностных свойств аксиологического характера: мудрость, сдержанность, религиозность, моральную силу, способность к состраданию и т. д. Говоря об использовании эмоциональной языковой информации в прагматических целях, исследователи указывают, что средства, несущие такого рода информацию, могут оказать целенаправленное воздействие на адресата, основанное на механизме эмоционального заражения. Являясь знаками эмоциональных проявлений коммуникатора, они эксплицитно репрезентируют эти явления, что позволяет наделять «образ коммуникатора» в сознании воспринимающей аудитории теми или иными чертами. Это такие слова и сочетания, как «человеческое достоинство», «милосердие», «вера в идеалы», «мечта», «истина», «духовность» и т. п.
Другой разновидностью «нагруженного языка», широко используемого в практике политической риторики, можно считать так называемые «слова-лозунги», или «политические аффективы». К ним относятся, например, слова «свобода», «прогресс», «национальные интересы» и т. п. Это слова-классификаторы, вызывающие однозначную реакцию массовой аудитории, представляют собой абстрактные понятия. Употребляемые без указания точного смысла, они теряют конкретное историческое, идеологическое и политическое содержание. Подобная лексика рассчитана на «наивного слушателя», который чаще всего не понимает, что значение этих понятий может меняться в зависимости от общего политического контекста. Апеллируя к высшим ценностям – чувству патриотизма, национальной гордости, человеческого достоинства и т. д., эти слова содержат в себе скрытую идеологическую оценочность положительного или отрицательного характера, оказывают суггестивное воздействие на слушателей, частично или полностью блокируя их рациональное сознание. Именно такого рода символы, по мнению некоторых исследователей, составляют специфический «язык политики».
«Нагруженная лексика» – традиционное средство риторического стиля – служит также способом индивидуализации речевого образа. Аффективы выполняют роль ключевых слов, позволяющих «нагружать» образ эмоциональными апелляциями в желательном для оратора аспекте. Так, исследователи отмечали широкое использование Дж. Кеннеди слов энергия и энергичный, несущих представление о волевом напоре и активности оратора.
Источник
Риторический стиль
Эмоциональное воздействие ораторской речи выражается в преднамеренном отборе средств, формирующих особый «риторический стиль», основу которого составляют языковые формы — единицы лексического и синтаксического уровней, а также их семантико-стилистические сочетания, апеллирующие в первую очередь к эмоциональным структурам человеческой психики, а также воздействующие на бессознательные компоненты речевосприятия. Как отмечают специалисты, эмоциональная форма выражения изменяет всю схему речевосприятия, действуя на механизмы мышления, памяти, внимания, облегчая внедрение информации в сознание адресата, в результате чего возникают социально-психологические эффекты внушения и эмоционального заражения (контагиозности) — ведущие механизмы психологического воздействия.
Эмоционально-экспрессивные формы речи интерпретируются слушателями как оценочное, личностное отношение оратора к тем объектам, явлениям и событиям, о которых идет речь, способствуя разрушению барьеров критического восприятия содержания, созданию атмосферы «общения». Возникающие при этом явления «эмпатии», эмоционального заражения и сопереживания формируют оценочный фон восприятия речи слушателями и способствуют созданию «образа» оратора.
Установление «общности» социальных взаимоотношений, оценок, убеждений, взглядов оратора и аудитории, лежащие в основе формирования имиджа, достигается в первую очередь путем активного использования так называемого «нагруженного языка», т. е. языковых средств, прежде всего лексики, характеризующейся наличием широкого спектра конденсированных смысловых, эмоциональных, идейно-политических коннотаций. С помощью коннотированной лексики оратор устанавливает общность ценностных оценок с аудиторией, «переключая» оценку со слова на образ, «приписывая» себе те или иные положительные качества, создавая представление об идейных и психологических чертах собственной личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник