- Образовательные рейтинги: как это работает и чем может помочь
- Кто и как составляет рейтинги
- Что показывают рейтинги
- Как читать рейтинги российскому абитуриенту
- Что необходимо учесть при выборе вуза
- Составить личный рейтинг с Allterra Education
- Правда о рейтингах университетов
- Помощь в поступлении за границу с UniPage
- О пользе рейтингов
- Недостатки и критика рейтинговых систем
- Отрицательное влияние рейтингов университетов
- Заключение
- Поделиться в
- Помощь в поступлении за границу с UniPage
Образовательные рейтинги: как это работает и чем может помочь
Если вы задумались о том, чтобы получить высшее образование за рубежом, выбор университета в этом случае – ключевое решение, и подойти к нему нужно со всей серьёзностью.
Количество высших учебных заведений за рубежом впечатляет. Только в США их насчитывается более 2000, также существуют тысячи вузов в Великобритании, Франции, Германии, Чехии и т. д.
Конечно, упорядочить информацию в голове, выбрать лучшие университеты помогут образовательные списки. Однако прежде чем безоговорочно им доверять и рассылать заявки в вузы мировой двадцатки, будет полезно разобраться в некоторых вопросах.
Кто и как составляет рейтинги
Представим список из 5 основных авторитетных рейтингов:
- QS World University Rankings
- Academic Ranking of World Universities (Shanghay Ranking)
- Times Higher Education World University Rankings
- The Times (для британских вузов)
- U.S. News & World Report (для вузов США)
Информация о вузах, как правило, обновляется ежегодно.
Место вуза в рейтинге определяется индексом, который формируется на основе оценок нескольких факторов. Они могут незначительно различаться от рейтинга к рейтингу, однако чаще всего это
- цитируемость научных публикаций на факультет
- качество научных исследований
- число зарубежных студентов и преподавателей-иностранцев
- соотношение количества преподавателей и студентов
- академическая репутация и др.
Некоторые рассматривают также репутацию вуза с точки зрения работодателей, а Шанхайский рейтинг подсчитывает количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди преподавателей и выпускников.
Первые строчки большинства рейтингов – здесь без сюрпризов – занимают всемирно известные университеты: американские Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Caltech) и британские Кембридж и Оксфорд.
Что показывают рейтинги
Следует понимать, что ни один из рейтингов не может быть полностью объективен. Сами рейтинги различаются масштабом, географией, специализацией и т. д. Критерии оценивания хоть и похожи, но имеют разный вес при формировании итогового индекса: для одного рейтинга важна академическая репутация, для другого в приоритете соотношение преподавателей и студентов, некоторые подсчитывают процент трудоустройства. Обычно университеты участвуют сразу в нескольких образовательных «гонках», соревнуясь по разным критериям.
Итак, образовательный рейтинг – это отражение состояния университета в конкретный промежуток времени. Практика показала, что в верхних строчках задерживаются те вузы, которые умеют быстро подстраиваться под требования современного мира, будь то введение новой академической программы, онлайн-обучения или постройка кампуса.
Как читать рейтинги российскому абитуриенту
Молодёжь стремится попасть в лучшие вузы, в этом нет ничего удивительного. Однако какую информацию российский абитуриент может взять из зарубежного рейтинга?
Как ни парадоксально, чаще всего рейтинги более полезны для местных абитуриентов, так как составляются на основе образовательный системы и вступительных требований вуза той страны, в которой он находится. На место в рейтинге влияет комбинация таких показателей, как соотношение количества студентов и количества преподавателей, процент отличников, уровень трудоустройства выпускников-граждан страны в первые полгода после получения диплома и т. д. Но это не те факторы, которые должен учитывать иностранный абитуриент, выбирая университет.
Это не значит, что надо отказаться от изучения рейтингов при выборе зарубежного учебного заведения. Выход есть: найти важные и нужные именно вам критерии обучения и составить личный образовательный рейтинг.
Что необходимо учесть при выборе вуза
Приступая к выбору учебного заведения в первую очередь нужно понять свои приоритеты и пожелания, и выбрать идеальный вуз на основе нужных вам показателей.
Если ваша цель не просто учиться за рубежом, а стать специалистом в определённой области, то стоит посмотреть рейтинг университетов по специальности. Результаты могут удивить.
Так, программа нефтяной инженерии в Texas A&M University – лучшая в США, при том, что в мировом рейтинге этот вуз занимает 189 место на 2020 год.
Конкурентную программу по журналистике и массовым коммуникациям c зарубежными стажировками предлагает британский City, University of London, при том что в мировом рейтинге вуз находится на 349 месте.
Ещё одна задача для абитуриента, которая может оказаться сложнее, чем предполагалось: здраво оценить свои возможности. Сюда можно отнести уровень владения языком, оценки в аттестате, индивидуальные достижения. Существует вероятность, что вузы первой тридцатки или даже сотки придётся пропустить.
Но это не беда! Престижным считается тот университет, который входит в топ-500 лучших вузов мира.
Составить личный рейтинг с Allterra Education
Потратить месяцы на сбор информации, вычитку рейтингов и подготовку – вполне стандартный сценарий при самостоятельном подборе учебного заведения. Кроме поиска идеальных академических программ, нужно учесть:
- Расположение университета (в больших городах стоимость жизни выше, а дорога от дома до вуза занимает больше времени)
- Стажировки (некоторые вузы предлагают эксклюзивные стажировки в крупнейших мировых компаниях)
- Двойные дипломы и ускоренные программы
- Программы довузовской подготовки (Foundation, Pathways, Transitional Year)
- Изучение дополнительных иностранных языков
- Уникальные возможности исключительно для выбранной программы (например, глубоководные исследования в Атлантическом океане в University of New Hampshire)
Но это ещё не все трудности. Некоторые современные популярные специальности, вроде Interior Design, Game Development и пр., не участвуют в рейтингах из-за малой выборки. При выборе образования по таким специальностям придётся учитывать множество других факторов.
Обратитесь за консультацией к специалистам Allterra Education. Мы предложим варианты учебных заведений с учётом вашего уровня английского языка, поставленных целей, пожеланий по уровню жизни.
Запишитесь на бесплатную консультацию по выбору зарубежного вуза с помощью формы обратной связи или по телефону
Источник
Правда о рейтингах университетов
Австралия принимает первых иностранных студентов, Южная Корея «теряет» университеты, а Китай проводит лекции для школьников из космоса. Рассказываем, что еще интересного произошло за эту неделю в зарубежном образовании.
С началом 21 века мировая университетская система вступила в новую фазу своего развития, когда учебные заведения начали получать свою публичную оценку на страницах глобальных рейтингов университетов, призванных информировать общественность о самых лучших вузах мира.
В настоящее время можно говорить о развивающейся «рейтинговой лихорадке» и во многих странах разворачивается большая работа, связанная с составлением национальных рейтингов, но наибольший интерес проявляют читатели к международным рейтингам университетов, определяющих репутацию вуза в мире.
Между тем, определить, какой университет лучше, а какой — хуже, по ряду причин представляется проблематичным. Если речь идет об университетах разных стран, обладающих разным уровнем экономического развития и культурой, то оценка их качества дополнительно осложняется.
Помощь в поступлении за границу с UniPage
Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.
О пользе рейтингов
В условиях постоянно ускоряющегося роста объема доступной информации, инструмент, позволяющий сжать чрезмерные объемы информации до объемов, приемлемых для потребления, может быть очень полезен. Это также касается и рейтингов университетов, которые могут оказывать положительное влияние на университеты:
- Рейтинги предоставляют пользователям полезную и легко сопоставимую информацию, собранную и представленную в одном источнике. В то время как информация, предоставляемая самими вузами может оказаться недостаточной, особенно когда вузы естественным образом умалчивают о слабых сторонах своей деятельности и потому предоставляют потенциальным студентам выборочные сведения.
- Рейтинги могут использоваться научными сотрудниками вузов при определении желаемого места работы, таким образом высокие позиции в рейтинге позволяют привлечь к работе в университете наиболее высококвалифицированных ученых и интеллектуальную элиту.
- Работодатели используют рейтинги при отборе на работу выпускников разных вузов, имеющих аналогичный уровень квалификации.
- В некоторых странах реализация стратегии продвижения в рейтингах обусловлена существенной зависимостью бюджета высшего образования от количества иностранных студентов, а значит, и от высокой репутации образовательной системы страны на международном рынке.
- Сами университеты, несмотря на существующее критическое отношение их администрации к рейтингам, стремятся повысить в них свое местонахождение, что позволяет привлечь к учебному заведению больше талантливых студентов.
- Составление рейтингов порождает развитие конкуренции и дифференциацию между вузами, что может способствовать улучшения качества образования в них.
- Привлечение к учебным заведениям, попавшим в ТОП-группы, новых партнёров и источников финансирования, в том числе увеличение государственного финансирования для укрепления позиции в рейтингах.
Недостатки и критика рейтинговых систем
Академические сообщества разных стран считают, что международные рейтинги ориентируются в первую очередь на оценку исследовательской составляющей деятельности вузов и не в полной мере учитывают, а некоторые совсем не учитывают исторические особенности развития национальных образовательных систем, культурный контекст и языковые особенности.
Соответственно, основной проблемой в при составлении глобальных рейтингов является оценка высших учебных заведений разных стран, обладающих разным уровнем экономического развития, разными культурами и образовательными системами.
В связи с этим слабые стороны рейтингов зачастую умалчиваются рейтинговыми компаниями и источниками, публикующими рейтинговые результаты. Следовательно, недостатки систем рейтингов остаются скрытыми для читателей и для администраций вузов, которые, планируют развитие своих учебных заведений, опираясь на несовершенные рейтинговые методологии.
В большинстве методологий университеты ранжируются путём проецирования на шкалу научно-исследовательской деятельности другие критерии, такие как международная деятельность университета.
В связи с этим идеальный рейтинг должен быть управляемым пользователем, представляя возможность упорядочивать список вузов, указав основные критерии, которые важны пользователю. Соответственно абитуриент, планирующий заняться научной деятельностью, укажет именно этот аспект при фильтрации.
Отрицательное влияние рейтингов университетов
- Переизбыток бумажной работы (перевод научных трудов на английский язык, стремление публиковать научные труды только в определенных изданиях), написанной для участия в рейтингах. Это отвлекает непосредственно от занятий наукой и управления университетом и требует дополнительного расхода средств.
- Меры, предпринимаемые вузами по улучшению своего позиционирования в погоне за более высокими рейтинговыми позициями, являются чисто формальными по отношению к основным задачам деятельности учебного заведения и не оказывают прямого положительного влияния на качество образования и научно-исследовательскую деятельность.
- Нецелесообразное объединение ВУЗов с целью совместного достижения более высокой позиции в рейтинге на основе применяемых в них критериев (например, количество научных публикаций), так как в международных рейтингах при оценке многих параметров не учитывается масштаб организаций, однако, объединившись, они теряют свою уникальность.
- Многие вузы взяли курс на повышение «значимости» и повышение уровня цитируемости своей научно-исследовательской работы путем увеличения количества соавторов своих публикаций. Иногда такой список соавторов достигает 2-3 страниц текста.
- Многие университеты развивающихся и развитых стран стремятся «подражать элитным университетам», а не развивать свои собственные уникальные преимущества.
Таким образом, погоня за повышением позиций в рейтингах не обязательно приводит к реальному повышению качества работы вузов и порой потраченные усилия не приносят ожидаемого результата. Однако подобная деятельность оптимизирует выполнение учебным заведением его одной и важной миссии — передаче знаний в общество.
Заключение
Необходимо признать, что феномен рейтингов университетов есть, и не учитывать его нельзя, надо приспосабливаться к его существованию. Следствием этого мы наблюдаем возрастающую активность администраций университетов, которые, с одной стороны, проводят все более явную политику открытости рейтинговым компаниям, а с другой стороны, определенным образом воздействуют на их политику, давая рекомендации по изменению методологий.
Но на современном этапе, рейтинг вузов не может рассматриваться в качестве объективного и, тем более, всестороннего механизма оценки качества образования. Так, как устоявшегося понятия качества образования ещё не сложился и каждый понимает этот термин по-своему.
Все это ставит перед создателями рейтингов две основные задачи
- необходимость совершенствования рейтинговых методологий путём ведения диалогов с представителями вузов и понимания потребности будущих абитуриентов.
- Повышение осведомленности клиентов использующих рейтингов о целях, преимуществах и недостатках, о специфики критериев оценки, методов сбора и обработки данных.
Таким образом, университетские рейтинги, при своей популярности, в большей степени способны помочь вузам в конкурентной борьбе, привлекая к учебным заведениям, новые источники финансирования, талантливых ученых и способных студентов, нежели дать адекватную оценку деятельности вузов и являтся инструментом принятия управленческих решений. Однако стратегии развития университетов должны разрабатываться и с учетом независимых оценок вузов.
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.
Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.
Источник