Формирование активного, рецептивного и потенциального словарей в процессе обучения ИЯ в современном ЯзВ
2. Формирование активного, рецептивного и потенциального словарей в процессе обучения ИЯ в современном ЯзВ.
Лексический навык – это способность автоматически вызывать из долговременной памяти слова и словосочетания и включать их в речь в конкретной ситуации для решения конкретной речевой задачи.
Коллокация – употребление слова в предложении.
Коннотация – ассоциации, которые вызывает слово у носителя языка.
— продуктивные – навыки правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации;
— рецептивные – навыки узнавания и понимания лексических единиц в рецептивных видах речевой деятельности (аудировании и чтении).
— большой объем словарного состава иностранного языка;
— сложность каждой лексической единицы;
— различные принципы словообразования;
— различия в значении слов иностранного языка и родного языка.
Активный (продуктивный) лексич минимум — слова, которые учащиеся должны употреблять в устной речи для выражения своих мыслей.
В пассивный (рецептивный) словарь входят слова, которые учащиеся должны понимать при чтении и на слух.
Потенциальный словарь обозначает слова, значения которых неизвестны носителю, но он способен установить их, опираясь на внутреннюю форму слова или контекст.
Требования: Учащиеся должны овладеть следующим рецептивным словарем дополнительно к продуктивному:
1 этап: 100 слов; 2 этап: 600 слов; 3 этап: 800 слов.
Для отбора как продуктивного, так и рецептивного словаря ориентируются на следующие лексические группы: о себе; дом и семья; магазины; школа; досуг и т.д.
Основные трудности: многозначность слов, ложные друзья переводчика (complexion – цвет лица), большое количество исключений из правил чтения, важность предлогов и частиц, сочетаемость (употребление слов в конкретных ситуациях: heavy snowfall, strong wind), существование пар типа (heart – cordial, tooth – dental), стилистические различия (heaven – sky).
Содержание обучения лексике
Овладение лексикой — процесс семантизации слов, процесс запоминания, приобретение навыков употребления слов и опознание их в речи.
Методика работы с лексикой:
1. Введение – это семантизация (объяснение значения слова)
2. Закрепление – тренировка формы, значения, употребления в конкретной ситуации.
3. Выход в речь – употребление слов в различных видах речевой деятельности.
Семантизация, т.е. раскрытие значения слова, может осуществляться различными способами:
1. Беспереводной способ:1)Демонстрация предметов, жестов, действий, картинок, рисунков.2)Раскрытие значения слова на иностранном языке при помощи определения
2. Переводной способ: 1)Перевод слова с соответствующим эквивалентом.2)Перевод – толкование (big – размер, величина).
Этапы работы над лексическим материалом:
1. Ознакомление с новой лексикой.
2. Первичное закрепление.
3. Развитие умения и навыков использования лексики в разных видах речевой деятельности.
Лексика должна отрабатываться как рецептивно, так и продуктивно. Упражнения строятся так, чтобы обеспечить ознакомление, первичное закрепление, тренировку и вывод в речь.
Упражнения делятся на (общее деление):
— упражнения на запоминание (тренировочно-имитационные – за учителем);
— дифференцировочные (синоним – антоним);
— трансформационные (прилагательное – наречие);
— условно-речевые (на воспроизведение – пересказ);
— речевые (составить рассказ).
1)Рецептивные (подготовительные) упражнения(на слух — распознавание, дать эквивалент, составить дефиницию; визуально – расположить по алфавиту, сгруппировать)
2) Рецептивно-продуктивные упражнения (повторить, дать однокоренные слова,записать под диктовку)
3) Продуктивные упражнения (назвать предмет на карт, придумать концовку рассказа и тд)
УПРАЖНЕНИЯ. Рецептивные (подготовительные) упражнения: Опознание лексической единицы на слух: прослушайте слово и проанализируйте его звуковой состав; выполните действие, называемое учителем (open your book); нарисуйте названные предметы; дайте русский эквивалент слова; сопоставьте значение слова и его дефиницию. Опознание лексической единицы визуально: расположите слова в алфавитном порядке; вставьте пропущенные буквы в слова; прочтите слова, иллюстрирующие определенные правила чтения; определите часть речи; сгруппируйте слова по различным признакам; произведите буквенный анализ слова. Рецептивно-продуктивные упражнения: повторите за диктором слово, словосочетание, предложение; образуйте слова из приведенных основ и суффиксов/ аффиксов; выберите однокоренные слова; дайте антонимы/ синонимы слова; запишите слова под диктовку; подберите прилагательные к данному существительному и наоборот; замените фразовый глагол словом или сочетанием слов (look for – search); объясните выделенные слова и выражения; подберите сочетаемость. Продуктивные упражнения: назвать предметы на картинке; записать слова и предложения к теме, составить рассказ; описать картинку с опорой или без; составить ситуацию по теме; придумать концовку рассказа; подобрать сочетаемость (to do the room, exercise. ;to make a bed, a mistake. ); ассоциации (house – room, garden); найти лишнее слово в ряду; match the words; лото; игры (например, все слова на букву «а»).
Формирование потенциального словаря происходит на среднем уровне и до конца. Чтение научно-популярных и литературно-художественных текстов способствует пополнению у учащихся запаса лексики, которой они оперируют в процессе чтения. Расширение рецептивного словаря проходит в процессе обучения, носит индивидуальный характер и не поддаётся чёткому контролю. В процессе чтения различных текстов развитие смысловой и языковой догадки постепенно приводит к созданию у них потенциального словаря. Встретив впервые в тексте новые лексические единицы (слова определённых типов), учащиеся догадываются об их значении, опираясь на их языковую форму, графическую форму и функции в тексте. К таким словам относятся:
— интернациональные слова (имеющие полное или частичное соответствие в родном языке) позволяют легко узнавать слова, впервые встретившиеся с ними в тексте по аналогии с русскими: climate, continent;
— конвертируемые слова из уже известных учащимися слов: the young, the eye и т.д.;
— производные лексические единицы (образованные от приставок и суффиксов, известных уже учащимися слов): helpless – help;
— сложные слова, образованные от известных уже учащимися элементов: hardworking;
— атрибутивные словосочетания : Moscow State Humanitarian University;
В целях создания условий для развития догадки в педагогическом процессе должны быть предусмотрены:
а) от освоения в тексте ряда лет наиболее продуктивных английских суффиксов и приставок;
б) отработка с помощью специальных упражнений догадки о значении данных слов, слов данных типов в предложениях по их форме и функции.
– ложные друзья переводчика.
В упражнениях учащимся предлагается прочитать предложения (фразы), содержащие лексические единицы данных типов и догадаться об их значении. Подобная предварительная подготовка проводится на уровне под руководством учителя. Она обеспечивает правильность формирования потенциального словаря в процессе познавательного чтения.
Все рассмотренные средства пополнения лексического запаса позволяют:
1) до минимума сократить количество незнакомых лексических единиц в читаемом или воспринимаемом на слух тексте;
2) создать оптимальные условия для чтения с непосредственным пониманием содержательно-смысловой стороны текста в процессе чтения.
Необходимость прибегать к словарю при чтении требует от учащегося умение пользоваться словарём. Это умение начинает формироваться у них на средней ступени обучения. Для этого учитель вначале объясняет им все необходимые условные обозначения, принятые в словаре данного типа и показывает, как трансформировать форму слова, слово из текста, чтобы найти его значение в словаре. После объяснения выполняются упражнения на определение значений многозначного слова, нужного для данного контекста. Учащиеся читают предложение про себя, содержащее незнакомые слова, и найти их значение по словарным статьям, приводившимся ниже на странице учебника. Эти упражнения проводятся на уроке. После тренировки учащиеся работают самостоятельно.
Источник
Статья «Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку. Примеры упражнений»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
«Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку. Примеры упражнений»
Феданкова Виктория Геннадьевна
Рецептивное усвоение связано с узнаванием. Здесь также требуется запоминание и сохранение в памяти грамматических форм и моделей; для узнавания не нужно, однако, той механической работы, которая требуется для воспроизведения. Поэтому рецептивных упражнений для создания речедвигательных, звуковых и зрительных образов может быть меньше, чем для репродуктивного усвоения. Для понимания грамматических явлений при чтении и на слух нужно уметь: а) распознавать грамматическую структуру по формальным признакам; б) соотнести форму со значением; в) дифференцировать ее от омонимичных форм.
Рецептивное усвоение грамматического материала включает 3 основных этапа: 1) ознакомление с новым грамматическим явлением; 2) тренировку и автоматизацию данного явления в чтении и слушании; 3) применение.
1. Ознакомление обучаемых с новым грамматическим явлением должно отвечать следующим методическим требованиям:
— Объяснение рецептивного грамматического материала следует проводить от введения признаков грамматической формы к раскрытию ее содержания, имитируя коммуникативный процесс чтения, аудирования.
— Все необходимые значения той или иной грамматической формы (если она многозначна) сообщаются сразу: поскольку учащиеся могут встретиться с любым из них, они должны научиться соотносить их с данной формой.
— Следует сразу же противопоставить новую грамматическую форму другим омонимичным формам, при этом нужно давать указания о том, как определить ее значение и отличить от других омонимичных форм.
— Все объяснения обязательно должны строиться с опорой на текст: формирование навыка распознавания грамматических явлений будет проходить успешнее, если учащимся последовательно предъявлять: а) контекст только с новым явлением; б) контекст с включением двух явлений, внешне сходных по форме, но совершенно различных по своему содержанию; в) контекст, где различению подлежат несколько грамматических форм.
— Основным приемом как ознакомления с новым материалом, так и его тренировки, должен быть анализ формы для определения содержания.
Рецептивный грамматический материал может сообщаться: а) с помощью правил (правил-инструкций и правил-сообщений); б) путем привлечения алгоритмов (рецептивных); в) в виде моделей; г) путем сочетания правил и моделей; д) в виде словоформы.
Ознакомление с новым грамматическим материалом включает презентацию, контроль правильности понимания, первичные упражнения в воспроизведении и распознавании новых структур.
Примеры упражнений предъявления нового грамматического явления:
1. Прочитайте пары предложений и установите, в чем их различие.
2. Прочитайте предложения с новой грамматической формой.
3. Просмотрите следующие предложения (текст) и найдите предложения с новым грамматическим явлением.
Примеры упражнений установления значения нового грамматического явления на основе анализа нескольких письменных контекстов:
1. Определите формальные признаки нового грамматического явления, опираясь на таблицу (инструкцию).
2. Скажите, как образуется…
3. Переведите предложения на родной язык.
4. Приведите эквиваленты данному явлению в родном языке.
5. Укажите возможные способы передачи данной мысли на родном языке.
Примеры дифференцировочных упражнений:
1. определите значение и функции данной грамматической формы в предложении.
2. Объясните употребление данной грамматической формы.
3. Определите синтаксическую функцию данного явления в предложении.
4. Подчеркните форму страдательного залога.
5. прослушайте пары предложений и скажите, чем они отличаются.
6. Определите значение грамматических форм.
7. Подберите эквивалентную форму глагола из предложенных.
8. Распределите грамматические явления по группам.
9. Прочтите предложение (текст), скажите, какие члены предложения подчеркнуты.
10. Прочтите текст (предложение), переведите…
11. Проанализируйте предложение, выявите…
12. Проанализируйте … и заполните таблицу.
13. Укажите признаки, с помощью которых можно узнать … в тексте ( предложении).
14. Прочтите текст и скажите, что выражает указанное грамматическое явление.
Примеры подстановочных упражнений:
1. Замените в предложении выделенную грамматическую форму, используя образец.
2. Заполните пропуски, выбрав подходящую словоформу из приведенных ниже.
3. Составьте предложение с помощью подстановочной таблицы.
4. Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
5. Составьте несколько разных предложений, используя одни и те же слова.
6. Составьте предложения, подбирая их части в правой левой колонках.
7. Прочтите начало предложения, дополните его по смыслу.
Примеры упражнений для контроля рецептивных навыков:
1. Прочитайте предложения и подчеркните…
2. Прочитайте предложения и скажите, в какой временной (видовой) форме употреблены глаголы и по каким признакам вы это определили.
3. Подчеркните слова, помогающие определить время (место) действия.
4. Прочитайте предложения; исключите из них те, которые не связаны с другими по смыслу.
5. Из данных слов выберите те, которые являются ключевыми к тексту.
6. Объясните употребление грамматических форм в тексте.
7. Скажите, какие глагольные формы используются для повествования (описания, сообщения, убеждения, размышления) в данном тексте.
8. Найдите в тексте грамматические омонимы и поясните их значение и употребление.
1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка – Мн.: Высшая школа, 2001. – 552 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Что значит рецептивное усвоение
Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
Продуктивные и рецептивные упражнения для усвоения учебного материала
При усвоении грамматической структуры студенты учатся усвоению операций по ее образованию и употреблению. На материале синтетического чтения строятся упражнения по развитию навыков диалогической и монологической речи. Меняется характер предложений и конструкций, употребляемых в речи студентов, преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Монологическая речь становится более развернутой, нередко студенты употребляют и сложноподчиненные предложения. В течение нескольких занятий весь материал полностью повторяется, а одно занятие используется для развития навыков беспереводного чтения текста.
Некоторые преподаватели отказываются от прежнего типа комбинированного занятия с его обособленными этапами, разъединяющими процесс обучения, и с неизбежным переносом большой части работы студента на домашнюю работу и заменяют его занятием, в котором процессы обучения и контроля знаний, умений и навыков студентов объеденены в единый процесс, с подчинением контроля обучающей функции с перенесением учебной работы студентов на занятие под руководством преподавателя. При введении такой системы обучения ясно видны успехи студентов. Подавляющее большинство студентов практически владеет изученным материалом в речи и при чтении – в пределах тематики, установленной программой. Условия обучения содействуют развитию активного мышления студентов, их инициативы, самостоятельности и интереса к предмету. Контроль знаний, умений и навыков
становится постоянным и полным, но он не тяготит студентов.
В процессе обучения точно устанавливается, как каждым студентом усвоен весь изученный материал без специальной затраты времени на занятии. Каждому студенту дается полная возможность подготовиться и повторно выполнить работу или выступить с диалогом с целью получения более высокой оценки. Таким образом создается условие для выработки у студентов сознания возможности и необходимости хорошо учиться, что в конечном счете дает значительное повышение успеваемости по предмету, уменьшает количество неуспевающих, резко увеличивает число отличников и хорошо успевающих студентов.
Рассмотренные выше способы обучения устной речи студентов применимы на начальном этапе обучения ко всем языкам. Главное внимание уделяется выработке навыка понимания и употребления в речи различных комбинаций изученных слов и выражений, чтобы добиться автоматизированного навыка. Такая система работы помогает развитию речевых навыков у студентов и приучает их к непринужденной беседе. Даже отстающие студенты, слушая много раз диалоги на одну и ту же тему, усваивают в конце концов минимальное количество фраз и могут их употреблять в собственной речи. В таком типе занятия выделяются два вида: первый, когда преобладают чисто тренировочные упражнения, направленные на автоматизацию употребления языкового материала в заученных комбинациях; второй вид, когда преобладают упражнения в применении усвоенного материала в новых комбинациях, когда тренеровочные упражнения переплетаются с речевыми. Речевые упражнения готовят к самостоятельному выражению мысли, когда внимание сосредоточено на содержании речи. Второй тип занятия содержит речевые упражнения и преобладание самостоятельной речи студентов.
И первый и второй тип занятия могут быть посвящены развитию определенного вида речи. Здесь можно учитывать разные сочетания видов речи:
— занятие, на котором преобладает развитие диалогической речи;
— занятие, на котором развивается диалогическая и монологическая речь;
— занятие, на котором присутствуют все виды речи;
— занятие, на котором преобладает обучение чтению.
Использование речевых упражнений и самостоятельной речи студентов органически связаны с обучением устной речи. Большое значение для активизации студентов на занятии имеют не только сами упражнения, но и форма их проведения. Одной из основных форм работы на занятии по иностранному языку является коллективная работа. Ее целесообразно использовать при заучивании лексических единиц, словосочетаний, образцов речи, при сопровождении высказываний комментариями. Еще более сложной формой коллективной работы является такая, когда участвует вся группа, но речь идет не о простом повторении или подтверждении сказанного, а когда задание выполняется всей группой, например, перевод, пересказ по теме, беседа. Часто эти упражнения проводятся в форме так называемой цепочки.
Наряду с коллективными широко применяются также индивидуальные формы работы, при которых задание дается всей группе, а выполняется индивидуально каждым студентом. В этой форме работы проявляются творческие способности каждого студента. Индивидуальные формы работы применяются преимущественно при составлении самостоятельного высказывания, составлении диалога, проверке понимания читаемого. При подготовке и проведении такого типа занятия складывается такая форма обучения, которая в наибольшей степени соответствует специфике предмета. Намечается стройная система упражнений, в которой особенно удачны тренировочные упражнения, потому что они обеспечивают усвоение языкового материала и приводят к непосредственному использованию его в речи. Выбор формы проведения упражнений приводится в соответствие с видом речи, который развивается, и в соответствие с этапом развития данного умения.
Источник