Что значит решить неравенство аналитическим способом

Понятие о квадратном неравенстве и его решении, аналитический способ решения — КВАДРАТНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ЕГО РЕШЕНИЕ — КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА

Цель: рассмотрение квадратного неравенства и его решения, аналитического способа решения.

I. Сообщение темы и цели урока

II. Изучение нового материала (основные понятия)

Понятие квадратного неравенства аналогично понятию квадратного уравнения. Если в одной части неравенства стоит квадратный трехчлен, а в другой — число нуль, такое неравенство называют квадратным. Например, неравенства 3х2 — 2х — 1 ≤ 0 и -5х2 + 3х + 2 > 0 являются квадратными. Вообще, если в части неравенства переменная х входит в степени 2 и ниже, то после несложных преобразований такое неравенство сводится к квадратному.

В неравенстве 2х2 ≥ 5х — 3 перенесем (изменяя знак) члены 5х и -3 в левую часть и получим квадратное неравенство 2х2 — 5х + 3 ≥ 0.

Напомним, что решением неравенства с одним неизвестным называется такое значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство. Решить неравенство — значит найти все его решения или доказать, что их нет. Например, для неравенства примера 1 число х = 2 является одним из решений, а число х = 1,2 — нет.

К квадратным неравенствам приводят многие геометрические и текстовые задачи.

Одну сторону квадрата увеличили на 2 см, а другую — на 6 см. Площадь получившегося прямоугольника стала больше 45 см3. Какова была сторона квадрата?

Пусть сторона квадрата равна х см, тогда стороны прямоугольника (х + 2) см и (х + 6) см и его площадь равна (х + 2)(х + 6) см2. По условию задачи получаем неравенство (х + 2)(x + 6) > 45 или х2 + 8х + 12 > 45, или x2 + 8x – 33 > 0. Разложим левую часть неравенства на множители (х – 3)(х + 11) > 0. Так как по условию х > 0, то и х + 11 > 0. Разделим обе части неравенства на положительное выражение х + 11, (при этом знак неравенства сохраняется) и получаем линейное неравенство х — 3 > 0, откуда х > 3. Итак, сторона квадрата больше 3 см.

На плану производит построение рота солдат, состоящая не менее чем из 72 человек. Оказалось, что шеренг на 6 больше, чем солдат в каждой шеренге. Сколько может быть солдат в каждой шеренге?

Пусть число солдат в каждой шеренге равно х, тогда число шеренг равно х + 6 и число солдат в роте равно х(х + 6). По условию задачи получаем неравенство х(х + 6) ≥ 72 или х2 + 6х – 72 ≥ 0. Разложим левую часть этого квадратного неравенства на множители (х + 12)(х — 6) ≥ 0. Так как по условию х > 0, то и х + 12 > 0. Разделим обе части неравенства на положительное выражение х + 12 (при этом знак неравенства сохраняется) и получаем линейное неравенство х — 6 ≥ 0, откуда х ≥ 6. Итак, в каждой шеренге находится не менее 6 солдат.

Заметим, что в двух последних примерах по условию задачи возникало дополнительное условие х > 0, что позволило легко свести квадратное неравенство к линейному неравенству и решить его. Теперь рассмотрим решение квадратных неравенств (без ограничений на х).

Решим неравенство x2 + 8х – 33 > 0.

Квадратное уравнение х2 + 8х — 33 = 0 имеет два корня x1 = -11 и х2 = 3. Поэтому квадратный трехчлен x2 + 8x — 33 можно разложить на множители x2 + 8x – 33 = (x + 11)(x — 3). Тогда данное неравенство имеет вид (х + 11)(х — 3) > 0. Произведение двух множителей положительно, если они имеют одинаковые знаки. Рассмотрим два случая.

1) Пусть оба множителя положительны, т. е. х + 11 > 0 и х — 3 > 0. Получаем систему линейных неравенств Решая систему, имеем откуда х > 3. Итак, все числа х > 3 являются решениями неравенства (х + 11)(x — 3) > 0.

2) Пусть оба множителя отрицательны, т. е. х + 11 0. Таким образом, решениями неравенства (х + 11)(x — 3) > 0, а следовательно, и данного неравенства х2 + 8х – 33 > 0 являются числа х 3. Итак, х 3.

Итак, при решении квадратного неравенства ax2 + bx + c > 0 или ax2 + bx + c 0 или а(х – х1)(x – х2) 0). Итак, при a = 2 решение данного неравенства х = 2.

3) Пусть a > 2. Тогда получаем две системы линейных неравенств: или (решение этой системы 2 ≤ х ≤ a) и или (такая система решений не имеет, т. к. а > 2). Итак, при а > 2 решение данного неравенства 2 ≤ х ≤ а.

Так как в задачах с параметрами очень важен правильный ответ, то выпишем ответ данной задачи: при а 2 2 ≤ х ≤ а.

Заметим, что аналогичный подход можно использовать и при решении неравенств с модулями. При этом надо помнить, что при возведении в квадрат неотрицательных частей неравенства знак неравенства сохраняется и получается равносильное неравенство (т. е. имеющее те же решения, что и данное неравенство). Учитывая свойство модуля |а| = а2, отпадает необходимость раскрытия модуля.

Решим неравенство

Возведем в квадрат обе неотрицательные части данного неравенства и получим: или (при этом знак модуля исчезает). Перенесем все члены неравенства в левую часть Используя формулу разности квадратов, разложим эту часть на множители. Имеем: или или Произведение множителей положительно, если множители х — 2 и х + 1 имеют одинаковые знаки. Получаем две системы линейных неравенств.

1) или Решение этой системы х > 2.

2) или Решение этой системы х 2.

Решим неравенство

Возведем в квадрат обе неотрицательные части данного неравенства и получим: или (при этом знаки модулей исчезают). Перенесем все члены неравенства в левую часть Используя формулу разности квадратов, разложим эту часть на множители. Имеем: или или Произведение множителей отрицательно, если множители 2 — х и 3х — 1 имеют разные знаки. Получаем две системы линейных неравенств.

1) или Решение этой системы x 2.

Итак, решение данного неравенства х 2.

III. Контрольные вопросы

1. Какое неравенство называется квадратным? Приведите примеры.

2. Что называется решением неравенства с одной переменной?

3. Что значит решить неравенство?

4. Как решают квадратное неравенство (опишите алгоритм)?

IV. Задание на уроке

№ 649; 650 (1, 4); 651 (1, 2); 652 (2, 3); 653 (1, 4); 654 (5); 655 (1, 4); 657.

V. Задание на дом

№ 650 (2, 3); 651 (3, 4); 652 (1,4); 653 (2, 3); 654 (6); 655 (2, 3); 658.

VI. Творческие задания

1. При всех значениях параметра а решите неравенство:

Ответы: а) при всех а х = a/2;

б) при всех а х — любое число, кроме х = -3/4а;

в) при всех а решений нет;

г) при всех а х — любое число;

д) при а 1, при а = 1 х — любое число, кроме х = 1, при а > 1 х a;

е) при а 1 2 ≤ х ≤ 2а;

ж) при а 3 3 -4 х ≤ -4 и х ≥ a;

и) при a > 0 х ≤ 2а и х ≥ a, при a = 0 х — любое число, при a > 0 х ≤ a и х ≥ 2a.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР.

Нужно ответить на поставленные вопросы.

ВОПРОС №1. Какие неравенства называются квадратными?

Ответ: Неравенства, у которых в левой части стоит квадратный трехчлен, а в правой нуль.

ВОПРОС №2. Какими способами можно решить квадратное неравенство?

Ответ: Квадратное неравенство можно решить аналитическим способом, т.е. используя системы, графическим способом и методом интервалов.

ВОПРОС №3. Как решить квадратное неравенство аналитическим способом, т. е., используя системы?

Ответ:Нужно разложить на множители соответствующий квадратный трехчлен, из вновь получившегося неравенства составить системы и решить их.

ВОПРОС №4. Всегда ли можно решить квадратное неравенство аналитическим способом?

Ответ: Нет, только в том случае если дискриминант положительный.

ВОПРОС №5. По какой формуле раскладываем на множители квадратный трехчлен?

ВОПРОС №6.По какой формуле находят корни квадратного уравнения?

ВОПРОС №8.Как решить квадратное неравенство графическим способом?

Ответ:Нужно определить направление ветвей параболы по знаку первого коэффициента, затем найти корни соответствующего квадратного уравнения (точки пересечения с осью Ох), построить эскиз графика и по нему определить промежутки, где функция положительна, а где отрицательна.

ВОПРОС №9. Что является графиком квадратичной функции?

ВОПРОС №10.Как решить квадратное неравенство методом интервалов?

Ответ: Нужно найти корни соответствующего квадратного уравнения. Отметить получившиеся числа на координатной прямой, определить знак неравенства на каждом из получившихся числовых промежутков, которые называются интервалами.

ВОПРОС №11.Какие числовые промежутки вы знаете?

Ответ: Отрезки, интервалы, полуинтервалы и лучи.

ВОПРОС №12. Почему в ответе могут получиться разные числовые промежутки?

Ответ: Это происходит, потому что неравенства бывают строгие и нестрогие. Строгие, в которых знак , нестрогие — в которых знак ≤ или ≥.

Хорошо, а теперь подведем итоги этого этапа.

Оцениваться будет ваша активность — поднятая рука и полнота ответа. Во время ваших ответов я буду помечать себе, кто как отвечает. И так, ставим в ваши листы контроля, следующие оценки:

Оценка «5» соответствует первому месту,

оценка «4» — второму, «3» — третьему, «2» — четвертому. Кроме этого в листах контроля отмечаем еще и «улыбку настроения».

А теперь «УСТНЫЙ СЧЕТ» —второй тур нашей разминки.

Работать будем с перфокартами. У вас на корточках даны задания с выбором ответа. Вам нужно выполнить предложенное задание, найти получившийся ответ и в окошечке около него поставить крестик. (Выдают ученикам перфокарты).

ЗАДАНИЕ №1.Решите неравенство:

8 – 4х -1 х > 1

ЗАДАНИЕ №2.Решить систему и записать ответ в виде числового промежутка.

— х > 8 2х + 7 > 0 ( — 3,5; 8) [-3,5; 8] (-3,5; 8] [-3,5; 8)

ЗАДАНИЕ №3.Изобразить на координатной прямой множество чисел, удовлетворяющих двойному неравенству: — 2

Ну вот, разминка закончилась. Переходим непосредственно к троеборью.

В виде троеборья будет проходить основной этап нашего урока систематизация и обобщение знаний.

3.Систематизация и обобщение знаний.

Дидактическая цель: выявление главного в изученном материале.

Задачи:подведение итогов работы учащихся; практическое применение знаний.

Способ решения:практикум по решению неравенств.

ТОЛКАНИЕ ЯДРА –первый этап троеборья

В этом виде спорта побеждает тот, кто дальше толкнул это ядро. У нас в роли ядра — ваши умения, а в роли метров — квадратные неравенства. Победит тот, кто больше решит квадратных неравенств.

Цель этого этапа:Проверить ваши умения в решении квадратных неравенств аналитическим способом. Для работы на этом этапе делимся на две группы:

lБолее слабые ученики: …

Вам даны карточки, на которых написаны квадратные неравенства. Вы должны их решить аналитическим способом. Ответ записываете в виде числовых промежутков. Решать неравенства можно в любом порядке, только указывать номер. Для той группы, на столах подготовлены карточки памятки по применению алгоритмов.

Карточка №1. (для более слабых учеников)

Карточка №2. (для более сильных учеников)

На выполнение этого задания вам отводится 10 минут.

Время вышло. Проверим ваши успехи. Поменяйтесь тетрадями с соседями по парте.

(Ответы записаны на доске.)

Если пример решен верно, то ставим «+».

Пять плюсов – оценка «5» и первое место.

Четыре плюса – оценка «4» и второе место.

Три плюса – оценка «3» и третье место и т.д.

А теперь рисуем улыбку.

Продолжим наши соревнования.

Следующий этап троеборья – «БЕГ»

Вы знаете, что в этом виде спорта выигрывает тот, кто быстрее всех пробежит дистанцию.

У нас с вами этой дистанцией будут предложенные квадратные неравенства, одно из которых нужно решить графическим способом.

Цель этого этапа:Проверить и закрепить умение решать квадратные неравенства графическим способом.

Карточка №1. (для более слабых учащихся)

3. x2 – 3x – 10 > 0

Карточка №2. (для более сильных учащихся)

Источник

Читайте также:  Максимальная мощность у колонок что это значит
Оцените статью