Рельсовый автобус
Ре́льсовый авто́бус, реже и сокращённо рельсо́бус — синоним или наименование автомотрис и дизель-поездов малой составности (один-четыре вагона). Рельсовые автобусы относятся к дизельному моторвагонному подвижному составу и предназначены для обеспечения пригородных пассажирских перевозок, как правило, на неэлектрифицированных участках железных дорог в виде автономного одиночно следующего пассажирского транспортного средства с двумя кабинами.
Рельсобус не является самостоятельным видом (классом) транспортного средства (как, например, паровоз или электропоезд) и, тем более, — видом транспорта. Использование термина «рельсовый автобус» не одобряется большинством специалистов. Более корректный термин — «автомотриса». Однако, в документах Пассажирской дирекции ОАО «РЖД» РА-1 и РА-2 классифицируются именно как «рельсовые автобусы». На конец 2008 г. в Дирекции было 142 рельсовых автобуса, в том числе в эксплуатации 100.
Существовали также рельсовые гиробусы.
Другие значения
- Автобус, переоборудованный для движения по железной дороге (см. фото на Parovoz.com)
См. также
- Автомотриса
- Дизель-поезд
- Мотодрезина
- Рельсовые автобусы завода «Метровагонмаш»
- Рельсовые автобусы Крюковского вагоностроительного завода
- Городская электричка
- Шпурбус
Виды транспорта | ||
---|---|---|
Рельсовый | Железнодорожный: Моторвагонный подвижной состав (Электропоезд • Дизель-поезд • Автомотриса • Рельсовый автобус) • Маглев • Монорельс • Пригородный поезд • Городская железная дорога • S-Bahn • Высокоскоростная железная дорога • Фирменный пассажирский поезд • Фуникулёр • Историческая железная дорога Метрополитен: Лёгкий метрополитен • Метрополитен на шинном ходу • Автоматический лёгкий состав Трамвай: Канатный • Конка • Междугородный и пригородный • Легкорельсовый транспорт (Скоростной трамвай • Подземный трамвай • Трамвай-поезд) | |
Безрельсовый маршрутный | Автобус: Гиробус • Скоростной автобусный транспорт • Перронный • Экскурсионный • Школьный • Дальнего следования • Маршрутное такси • Джипни Троллейбус:Междугородный троллейбус Исторический: Дилижанс • Омнибус • Шарабан Гибридный: Шпурбус • Дуобус • Трамвай на шинах (Транслёр) • Паратранзит • Персональный автоматический транспорт | |
Водный | Паром • Пароход • Теплоход • Речной трамвай • Судно на воздушной подушке • Судно на подводных крыльях • Трекварт | |
Воздушный | Самолёт (Широкофюзеляжный • Узкофюзеляжный • Региональный • Местный • Сверхзвуковой) • Вертолёт • Дирижабль | |
Наёмный | Кэб • Такси • Извозчик • Велорикша • Моторикша • Рикша | |
Прочий | Carpool • Carsharing • Канатная дорога | |
Основные понятия | ||
Общие | Транспортная система • Пассажир • Багаж (Ручная кладь) • Салон • Маршрут (Маршрутоуказатель • Нулевой рейс • Экспресс) | |
Посадка и высадка пассажиров | Остановка: Конечная остановка • Остановочная платформа • Остановочный пункт • Остановка по требованию • Нетарифная остановка Станция: Железнодорожная (Узловая) • Станция метрополитена • Автостанция Вокзал: Железнодорожный • Аэровокзал • Автовокзал • Морской • Речной Порт: Морской • Речной • Пристань • Аэропорт Трап: Корабля • Самолёта (Откидной • Самоходный • Телескопический • Аварийный) Стоянка такси • Перехватывающая парковка • Транспортный узел | |
Оплата проезда | Билет (Электронный проездной • Безденежный билет • Сквозной билет) • Оплата кондуктору • Билетный автомат • Договор перевозки • Бесплатный транспорт • Оплата на остановке | |
Инфраструктура | Депо (Автобусный парк • Железнодорожное депо) • Обгонная полоса • Выделенная полоса • Одностороннее кольцо • Сплетение путей • Тяговая подстанция | |
Управление | Диспетчер (Авиадиспетчер) • Расписание • Индекс пробок • Спутниковый мониторинг • Транспортная полиция • Министерство • Провозная способность • Час пик | |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Рельсовый автобус» в других словарях:
рельсовый автобус — (РА) гибрид автобуса и железнодорожного вагона … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
рельсовый автобус — 67 рельсовый автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов. Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав подвижной.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Рельсовый автобус РА1 — РА1 рельсовый автобус, тип 1. Выпускается заводом «Метровагонмаш». Является автомотрисой, то есть самостоятельной подвижной единицей для перевозки пассажиров. Термин «автомотриса» большинством специалистов считается более корректным, однако … Википедия
Рельсовый автобус РА2 — Рельсовый автобус модели 750, он же РА2 РА2 рельсовый автобус, тип 2. Также обозначается, как модель 750. Выпускается заводом «Метровагонмаш». В отличие от РА1, больше попадает под определение «дизель поезд», так как используется уже в… … Википедия
Рельсовый автобус (метровагонмаш) — Рельсовый автобус так классифицируется подвижной состав для пригородного и местного железнодорожного сообщения серий РА1 и РА2, (а также РА Ч и РА В изготавливаемые на экспорт) выпускаемый объединением «Метровагонмаш» . Кузов, экипажная, ходовая… … Википедия
Рельсовый автобус серии 810 — Серия 810 … Википедия
Рельсовый автобус 620М — AS620M … Википедия
Львовский городской рельсовый автобус — Поезд № 852 «Львовский городской рельсовый автобус» … Википедия
Тамбовский рельсовый автобус — Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия
Автобус — У этого термина существуют и другие значения, см. Автобус (значения). Автобус Сочленённый городской автобус Ikarus 280 … Википедия
Источник
Рельсовый автобус: что это и зачем?
Некоторые участки железной дороги не электрифицированы, пускать длинные поезда под тепловозом там незачем — и тут на помощь приходит небольшой поезд, который ездит на дизеле. Это может быть один вагон или несколько, но по сути — да, это автобус, который приспособлен для езды по рельсам.
Этот вид транспорта, как и все другие, которые создавались для решения узких конкретных задач, в разных странах и в разные времена выглядел по-разному.
Их можно использовать (и используют) как городскую электричку, пригородный транспорт или даже междугородний.
Во всех рельсовых автобусах кабины расположены с обеих сторон. То есть, чтобы поехать обратно, не нужен разворотный круг, ж/д кольцо или другая инфраструктура. Машинист просто переходит в другую кабину, и рельсобус едет обратно.
Название «рельсовый автобус» не является официально признанным обозначением этого транспорта. Корректнее говорить «автомотрисса» или «дизель-поезд». Но «рельсовый автобус» понятнее.
Однако в документах РЖД автомотрисы РА-1 и РА-2, которые курсируют по нашим железным дорогам, называют именно так — рельсовыми автобусами. Их около сотни, и они курсируют в разных уголках России.
Рельсовый автобус РА-1 производства ОАО «Метровагонмаш» и первоначально разрабатывался на базе вагонов метро. Их выпускали с 1997 по 2006 год, и несколько десятков вагонов ещё курсируют по России. А две модификации предназначались для метро и на экспорт — это без их учёта.
Внутри кресла и в целом довольно просторно.
Второй вариант, РА-2, выпускали с 2005 по 2015 год. И сейчас они работают на пригородных линиях, помогая тысячам дачников. И, например, рельсовый автобус этой модели ходит между двумя областными центрами рядом с Москвой — Тулой и Калугой. Несмотря на то, что оба города достаточно большие и расположены в Центральной России, дорога между ними не электрифицирована. И если бы не дизель-поезда, между ними можно было бы перемещаться только по автодороге.
РА-2 может курсировать разным составом: сцепкой из двух головных вагонов ( с кабиной) или же с одним или двумя прицепными вагонами между ними.
Источник
Как устроен рельсовый автобус
Вы часто могли встречать у нас в текстах или на ЖД-станциях рельсовые автобусы «Орлан» и задавались вопросом: что это за зверь такой? Как он вообще появился? Почему так называется и что связывает его и с поездом, и с автобусом? Ответы в нашем сегодняшнем материале.
Так автобус или поезд?
Рельсовый автобус также называется дизель-поездом, но еще одно формальное название – автомотриса. В советское время самодвижущиеся вагоны с двигателем внутреннего сгорания дизельного или карбюраторного типа закупали в Чехословакии и Венгрии. В конце 90-х, до которых проработали венгерские автомотрисы Д1, пришло время думать об их замене. Разработкой отечественной замены занялся завод АО «Метровагонмаш» (входит в состав АО «Трансмашхолдинг»). Примечательно, что завод ранее не сталкивался с подобным типом подвижного состава, но справился с задачей очень достойно.
Немного о том, для чего вообще нужны дизель-поезда. Их цель – осуществлять пассажирские перевозки в местах без электрифицированных линий. Это отдаленные провинции, деревни и поселения с небольшим пассажиропотоком, куда везти один-два вагона тепловозом дорого. Они одновременно должны быть комфортными из-за дальних расстояний и вместительными из-за возможного габаритного багажа.
Дизель-поезд включает в себя головной вагон с дизель-генераторной установкой, моторный (для питания от контактной сети) и прицепные вагоны. От автобуса в нем длина и вместительность, от поезда — рельсы. Отличие от электричек в экономичности и меньшем изнашивании железнодорожного полотна.
Начало истории и РА1
Прототипом первого рельсового автобуса РА1 от Метровагонмаша был вагон метро «Яуза», от которого автобус унаследовал ходовую и экипажную части. Первый такой дизель-поезд был больше всего похож на автобус, потому что имел всего один вагон.
Начало разработки пришлось на 1997 год, тестовые запуски начались с 2000 года. Серийный запуск состоялся в 2004 году, и к 2006 году была выпущена 91 единица для российских дорог и 41 на экспорт. В этой модели предусмотрено 62 сидячих места и 78 стоячих.
Основное преимущество, которое сделало рельсовый автобус привлекательным для эксплуатации – это гибкая составность вплоть до одного вагона. Такой рельсовый автобус еще удобен тем, что имеет кабину в обоих концах вагона, то есть не надо разворачивать состав целиком, чтобы поехать в другую сторону.
Улучшения в РА2
В 2005 году началась разработка усовершенствованной модели РА1, которая получила логичное название РА2. Он имеет уже постоянную составность от двух до четырех вагонов, где два вагона – головные. Такая модель уже больше подходит для интенсивного пассажиропотока на неэлектрифицированных железнодорожных путях в пригородных и межрегиональных сообщениях.
Вместимость РА2 – 600 человек на 3 вагона, по 68 сидячих мест в головном вагоне и 86 в прицепном. Прицепные вагоны в этой версии безмоторные. Между вагонами предусмотрели герметичный переход, объединяющий пространство. Также новшеством стали туалеты в головных вагонах.
Третья версия рельсового автобуса от МВМ стала еще комфортнее. За 14 лет эксплуатации РА2 пассажирам надо было предоставить лучшие условия по комфорту и безопасности, а заказчикам – снижение затрат рельсовых автобусов на всем жизненном цикле, и «Орлан» эти задачи выполнил.
Самое главное – гибкая составность по системе многих единиц поддерживает возможность формирования состава от двух до шести вагонов. Все системы работают синхронно с управлением из одной кабины машиниста ведущего головного вагона.
Конструкционная скорость впервые увеличилась, по сравнению с предыдущими моделями – со 100 до 120 км/ч. Плавность хода обеспечивают пневморессоры в подвеске поезда.
Еще существенное изменение – крэш-система в передней части головного вагона. Она работает за счет поглощения энергии и в случае аварии деформирует конструкции так, чтобы обеспечить максимальную безопасность для пассажиров. Эта технология тоже применяется впервые на рельсовых автобусах.
По комфорту для пассажиров «Орлан» значительно больше похож на электричку, чем на автобус. В этой версии увеличили число сидячих мест до 229 в 3-х вагонах, появились подъемники и места для проезда маломобильных пассажиров в креслах-колясках, просторный санитарный модуль. Двери имеют двухступенчатую защиту от зажатия пассажира.
Безопасность проявляется не только снаружи, но и внутри салона, ведь наравне с системой микроклимата также осуществляется обеззараживание воздуха амальгамными бактерицидными лампами. Также салон оборудован камерами видеонаблюдения и информационными табло, а в освещении используются энергосберегающие светодиоды.
Сегодня на базе «Орлана» реализуется один из самых амбициозных и прорывных в техническом плане проектов – внедрение технологий тяги с применением водородного топлива. Это обусловлено общемировым трендом по повышению экологичности транспорта и снижению выбросов углерода. Эту задачу ТМХ решает совместно с правительством Сахалинской области, ОАО «РЖД» и ГК «Росатом».
Разработкой новой энергетической установки занимается Коломенский завод (предприятие входит в состав ТМХ). Испытания будут проходить на полигоне острова Сахалин. Планируется, что к 2023 году на сети будет внедрено 7 водородных «Орланов».
Источник