Что значить регулируемые виды деятельности
2. Какие виды деятельности относятся к регулируемым видам деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
В соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) регулируемые виды деятельности, в том числе регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, определяются как виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).
Согласно пункту 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее — Основные положения), регулируемым видом деятельности является вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке) осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.
В соответствии с пунктом 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:
а) оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах;
б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;
в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;
г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
д) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ);
е) розничные цены на газ, реализуемый населению;
ж) специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения относятся виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию, а именно:
а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных Законом о теплоснабжении случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора;
б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Исходя из положений частей 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) регулированию подлежит плата за подключение объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке, а также следующие тарифы в сфере водоотведения:
1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод;
3) тариф на подключение к централизованной системе водоотведения.
Согласно части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение к централизованной системе водоотведения.
Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоотведения, указанных в статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, является исчерпывающим (часть 10 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
К регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:
1) холодное водоснабжение, в том числе:
а) транспортировка воды, включая распределение воды;
б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;
2) подключение к централизованной системе водоснабжения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения.
Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся:
1) горячее водоснабжение, в том числе:
а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения;
б) транспортировка горячей воды;
2) подключение к централизованной системе горячего водоснабжения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения:
1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
2) тариф на транспортировку горячей воды;
3) тариф на подключение к централизованной системе горячего водоснабжения.
Источник
Энциклопедия решений. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности. Закупки по Закону N 223-ФЗ: общее правило определения принадлежности
Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности. Закупки по Закону N 223-ФЗ: общее правило определения принадлежности
В п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ указано две категории юридических лиц, на которые этот Закон распространяется в зависимости от ведения определенных видов деятельности: субъекты естественных монополий и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Понятие естественной монополии раскрывается в ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон N 147-ФЗ), согласно которой субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом перечень сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям, приведен в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ, и по смыслу данной нормы этот перечень является исчерпывающим, закрытым (см. также письмо ФАС России от 10.09.2009 N АЦ/31448). Соответственно, к субъектам естественной монополии относятся только лица, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ. Также следует учитывать, что Закон N 147-ФЗ не ставит отнесение хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в зависимость от того, является ли для этого субъекта деятельность в сфере естественной монополии основной, равно как и от доли выручки от деятельности естественной монополии в общей выручке организации. Иными словами, любая организация, осуществляющая деятельность в сфере естественных монополий в любом объеме является субъектом естественных монополий.
Регулируемые виды деятельности п. 10 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяются как виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется регулирование цен (тарифов). Таким образом, определяющим признаком регулируемого вида деятельности является регулирование цен в отношении товаров, работ, услуг, производимых, выполняемых, оказываемых в рамках этого вида деятельности (см. также письмо Минэкономразвития России от 12.10.2011 N Д28-445). Как видим, деятельность в сфере естественных монополий также относится к регулируемым видам деятельности, хотя п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ и отделяет ее субъектов от организаций, осуществляющие регулируемые виды деятельности в иных перечисленных в этой норме сферах, помимо сфер естественных монополий. При этом определяющим фактором для последних также является само по себе осуществление регулируемого вида деятельности в одной из указанных сфер (см. также раздел 2 Разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12).
В то же время ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ предусматривает исключение из общего правила, установленного ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, указывая, что действие этого Закона не распространяется на юридические лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (публично-правовых образований — п.п. 5, 6 ст. 66, ст. 125 ГК РФ) в совокупности не превышает 50%, если выручка от указанных видов деятельности не превышает 10% от их общей выручки, а также на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, при соблюдении установленных этой частью условий. На наш взгляд, корректнее говорить, что при соблюдении установленных законом условий указанные организации исключаются из числа заказчиков. Данное исключение рассмотрено в отдельном материале.
Следует также заметить, что в случае реализации организациями, подпадающими под исключение, предусмотренное ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, включенных в соответствующий реестр инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка и стоимость (объем финансирования) которых превышает величину, установленную Правительством РФ, такие организации обязаны применять нормы Закона N 223-ФЗ. Однако как следует из ч. 5 ст. 1, ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ эти организации применяют положения Закона N 223-ФЗ только в отношении заключения для реализации указанных инвестиционных проектов договоров на приобретение товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством РФ (ч. 5 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ). Соответственно, указанные организации и при реализации упомянутых инвестиционных проектов исключаются из числа заказчиков по Закону N 223-ФЗ.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок «Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2021 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки» использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой
Источник
Регулируемые виды деятельности
К регулируемым государством видам деятельности в соответствии с комментируемым Законом относятся виды деятельности субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса.
К ним относятся:
— электроснабжение (включая услуги по передаче электрической энергии);
— теплоснабжение (включая услуги по передаче тепловой энергии);
— транспортировка нефти и нефтепродуктов;
Государство также определяет виды деятельности, которые подлежат государственному регулированию путем установления тарифов (цен). Так, в сфере электроснабжения в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности). В сфере теплоснабжения в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении» государственному регулированию подлежат: — тарифы на тепловую энергию (мощность); — тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; — тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; — плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; — плата за подключение к системе теплоснабжения. В сфере водоснабжения в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» государственному регулированию подлежат тарифы на водоснабжение и водоотведение (очистку сточных вод), а так же тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. Необходимо отметить, что перечень регулируемых государством видов деятельности является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию. Все иные виды деятельности, осуществляемые хозяйствующим субъектом, не подлежат государственному регулированию, и, следовательно, на них не распространяются положения 261 Закона.
Источник