Регулирование поведения людей в обществе. Вопросы к главе I
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 7 кл. Боголюбов◄
Вопрос 1. Что значит жить по правилам?
Жить по правилам – это очень просто. Это значит не нарушать правила, правила, формируемые общественным мнением в данный период времени. Сложнее жить по принципам, это жить по внутренним правилам, которые согласны нашему взгляду на мир и не противоречат нашей совести, но могут противоречить общественному мнению. Ещё сложнее жить по совести. Лучше жить по уму.
Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?
Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:
- обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
- моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
- нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
- правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
- эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
- политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
- религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
- корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.
Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков.
Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию.
Граница прав человека проходит там, где начинаются права другого человека.
Вопрос 4. Какие группы прав существуют?
В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично.
Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.
Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?
Каждый человек по рождению наделен определенными правами – как то правом на жизнь, на защиту чести и достоинства, правом на труд, на отдых. Но эти права человеку должен кто-то гарантировать и обеспечивать их соблюдение.
И, Государство, как субъект правовых отношений, создает и развивает соответствующие структуры. Но, опять же, по отношению к человеку – не безвозмездно, а обязывая его взамен к определенной линии поведения – самому соблюдать установленные Законом нормы поведения.
Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?
Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Законы нужны для соблюдения порядка.
Вопрос 7. В чём состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее – граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.
Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.
Подготовка к воинской службе — это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.
Вопрос 8. Что такое дисциплина?
Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.
В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п. Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.
Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.
Внешняя дисциплина — влияние, на ваши действия/привычки, извне.
Внутренняя дисциплина — это действия/привычки, контролируемые вашей силой воли.
Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое — противоправным?
Правовое поведение — социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.
Правомерное поведение — социально полезное поведение лиц, полностью соответствующее требованиям правовых норм.
Противоправное поведение (правонарушение) — социально вредное поведение лиц, нарушающее требования правовых предписаний.
Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?
- 1. Закон поддерживает равенство всех жителей нашей страны;
- 2. Закон определяет правила поведения в социальном обществе;
- 3. Конституция формирует определенные социальные аспекты защиты интересов каждого человека;
- 4. Наличие законов считается обязательным к исполнению, тем не менее, все законы изначально направлены на защиту каждого человека в отдельности.
Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:
- 1) либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений;
- 2) либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);
- 3) либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
К указанным задачам мы можем предложить добавить функции по предупреждению правонарушений и преступлений, т.е. включить превентивные меры в число задач правоохранительных органов.
Источник
Тест по обществознанию Что значит жить по правилам для 7 класса
Тест по обществознанию Что значит жить по правилам для 7 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.
Вариант 1
А1. Правила, регулирующие поведение людей
1) нормы
2) манеры
3) лицензии
4) принципы
А2. Правила создаются в обществе для того, чтобы жизнь людей
1) усложнить
2) украсить
3) упорядочить
4) изучить
A3. Дорожный знак «Круговое движение», который регулирует движение в указанном стрелками направлении, относится к числу
1) норм-ожиданий
2) неформальных норм
3) запрещающих знаков
4) предписывающих знаков
А4. Ритуалы и церемонии
1) появились впервые в наши дни
2) осуждаются обществом
3) зафиксированы в законах
4) совершаются по определенным правилам
В1. Установите соответствие между примером и социальной нормой. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ПРИМЕР
А. Празднование Нового года в ночь на 1 января
Б. Первым при встрече всегда здоровается мужчина с женщиной, младший со старшим
СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА
1. Церемония
2. Правило этикета
3. Обычай
Вариант 2
А1. Поведение в соответствии с социальными нормами
1) правомерное
2) формальное
3) рациональное
4) квалифицированно
А2. Социальные нормы помогают
1) развивать экономику
2) совершать открытия
3) избегать наказания
4) оценивать людей
A3. Положение статьи 29 Конституции РФ «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» относится к числу
1) норм-ожиданий
2) формальных норм
3) неформальных норм
4) предписывающих норм
А4. Ритуалы, в отличие от обычаев
1) действуют в обществе
2) многократно повторяются
3) помогают совершать одобряемые обществом действия
4) совершаются специальными лицам и в строгой последовательности
В1. Установите соответствие между примером и социальной нормой. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ПРИМЕР
А. Во время бракосочетания новобрачные обмениваются кольцами
Б. Не следует здороваться или разговаривать с сигаретой во рту
СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА
1. Церемония
2. Правило этикета
3. Обычай
Ответы на тест по обществознанию Что значит жить по правилам для 7 класса
Вариант 1
А1. 1
А2. 3
А3. 4
А4. 4
В1. А3 Б2
Вариант 2
А1. 1
А2. 4
А3. 2
А4. 4
В1. А1 Б2
Источник
II. Социальное регулирование поведения людей
Социальное регулирование бывает индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование имеет место тогда, когда один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему строго определенный вариант поведения. (Таков, например, приказ работодателя о приеме на определенную должность конкретного работника). Нормативное же регулирование осуществляется посредством создаваемых в обществе норм, содержащих предписаний общего характера и направляющих поведение широкого круга людей. Эти нормы носят название социальных норм. Их субстратом является не просто правило (эти правила существуют и в других несоциальных сферах, например грамматические, математические, технические), а правило поведения, То есть социально-волевые масштабы поведения людей и их коллективов в сформированные в целях социального (общественного) упорядочения их отношений.
Особенности социального регулирования:
1) представляет собой определенное внешнее воздействие.
2) социальное регулирование – это воздействие на поведение людей и различные их отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.
3) это воздействие осуществляется при помощи индивидуальных и нормативных средств.
4) социальное регулирование – это воздействие на поведение людей и их образования в целях их упорядочения.
Следовательно, социальное регулирование — это осуществляемое при помощи нормативных и индивидуальных средств воздействие на поведение людей и соответствующие отношения в целях их упорядочения.
Преимущественное значение имеет регулирование посредством социальных норм. Поскольку общественные отношения весьма разнообразны, то различны и регулирующие их социальные нормы. По своему содержанию и сфере отношений они могут быть подразделены на политические, нормы культуры, нравы, эстетические «правила игры» и т.д. Однако главное деление социальных норм — по их регулятивным особенностям, порядку принятия и основаниям. С этой стороны они классифицируются по нескольким группам:
— нормы морали (нравственности);
Все указанные виды норм, их содержание предопределены существующим экономическим и политическим строем общества и составляют определенное единство. Поскольку они в процессе регулирования взаимодействуют между собой, выполняя определенные функции и занимая определенное место в регулировании общественных отношений, можно говорить о единой системе социального регулирования.
Моральные нормы — это представления людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, постыдном и похвальном, стихийно сложившиеся в сознании людей и обеспечиваемые силой общественного мнения и совестью человека.
Нормы-обычаи — образовавшиеся в результате многократного повторения и вошедшие в привычку варианты поведения, обеспечивающиеся силой общественного воздействия.
Корпоративные нормы — правила, создаваемые в рамках определенной социальной организации и распространяющиеся на членов этой организации.
Религиозные нормы — правила поведения, образовавшиеся в рамках определенной религиозной конфессии, распространяющиеся на исповедующих данную конфессию и обеспечивающиеся в определенном конфессиональном порядке.
В рамках курса теории права важно выявить вопросы соотношения этих норм с правом.
Прежде всего, отметим общие черты. Как и право, так и все иные нормы являются социальными, то есть правилами поведения общего характера, направленными на регулирование общественных отношений. Указанное единство позволяет определить как их отличие от норм права, так и проследить их взаимодействие.
Будучи социальными регуляторами, иные нормы имеют принципиальные отличия от правовых. Это отличие по следующим направлениям:
1) по способам образования. Правовые нормы издаются государством. Иные нормы возникают стихийно, без воздействия государства;
2) по формам существования. Правовые нормы закреплены в формальных источниках. Моральные же нормы и нормы обычаи не имеют такого закрепления;
3) по способам защиты. Правовые нормы обеспечиваются государством. Иные нормы – силой общественного воздействия;
4) по характеру регулирования. Право воздействует на поведение людей с помощью специальных средств, образующих механизм правового регулирования. Иные же нормы — через непосредственное воздействие на сознание людей;
5) право в силу своей специфики обладает определенными признаками (особая нормативность, системность, общеобязательность и т.д.), которые не свойственны иным социальным нормам.
Вместе с тем, все социальные нормы активно взаимодействуют между собой в процессе регулирования общественных отношений.
III. Социальные регуляторы.
Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония во взаимодействии людей. Но общество всегда будет характеризоваться внутренней противоречивостью, т.к. люди не одинаковы, каждый человек имеет свои собственные интересы, систему ценностей, собственное мнение по различным вопросам. Поэтому порядок в обществе характеризуется не отсутствием конфликтов, а наличием специальных процедур их разрешения, позволяющих обществу существовать и развиваться.
Таким образом, в обществе создаются нормы, правила, определяющие:
1. требуемое, т.е. должное или возможное поведение людей. Определяются границы допустимого поведения людей.
2. порядок реализации установленных прав и обязанностей. Недостаточно только наделить правами и обязанностями. Нужно обеспечить возможность их фактической реализации.
3. порядок мирного, цивилизованного, во-первых, разрешения споров и конфликтов, во-вторых, возмещения причинённого вреда, в-третьих, привлечения к ответственности
Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений.
Регулировать (в социально жизни) – значит определять, каким должно быть поведение людей, чтобы общество могло существовать и развиваться как единая система.
Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
1) каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объём и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведёт к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нём противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.
2) по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического (природного) факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.
3) с усложнением социальной жизни её регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
Социальное регулирование – это воздействие на поведения людей путём установления для него определённых рамок с помощью норм, правил в целях обеспечения порядка в обществе.
Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.
Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):
Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных индивидуальных решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Используется такой социальный регулятор как «акты индивидуального регулирования».
Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей при помощи общих правил поведения, которые распространяются на неопределённый круг лиц (на всех, на любого, на каждого). Используется такой социальный регулятор как «социальные нормы».
Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. А индивидуальное регулирование позволяет конкретизировать отношения между чётко персонально определёнными субъектами с учётом их интересов.
Индивидуальное регулирование изначально лежит в основе развития общественных отношений, так как до создания общего правила люди, вступая в новые общественные отношения, вырабатывают компромиссные индивидуальные решения, на основе обобщения и анализа которых создаётся общая норма. И уже после сформирования общей нормы члены общества получают ориентир для выстраивания общественных отношений. В процессе реализации созданных норм выявляются недостатки в регулировании и общие нормы корректируются.
Мононорма.
Мононорма — это единое, общее для всех правило поведения (либо совокупность норм и правил). Першиц, выдающийся отечественный историк и этнограф, выделил следующие виды отношений:
1) семейные и брачные;
2) разделение труда по половому признаку;
3) правила ведения войны и охоты;
4) разделение пищи по половому признаку и социальной иерархии;
5) разрешение конфликтов между отдельными членами общины.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник