Что значит региональный компонент

Региональный Компонент
учебно-методический материал на тему

Информация теоретического характера.

Скачать:

Вложение Размер
rk_chelysheva_e.m.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

д етский сад №5 «Звездочка»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

воспитатель МДОУ №5

г.о. Власиха, 2015г.

Региональный компонент в дошкольном образовании

1. «Регион» — часть страны, отличающаяся от других какими-либо условиями или свойствами (словарь Ефремовой Т.Ф.).

2. Значение слова Регион по толковому словарю С.И. Ожегова:

Регион — Большая область, группа соседствующих стран или территории, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам.

Регионализация, одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране, что во многом определяется федеральным устройством Российского государства.

Усиление региональной проблематики — естественный ответ на длительный процесс гиперунификации (единообразие) и сверхстандартизации образовательной политики, длившийся многие десятилетия и приведшие к тому, что сфера образования перестала быть предметом самостоятельной творческой активности регионов, как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно-воспитательной деятельности.

НРК (национально – региональный компонент) ГОС было введено в Федеральном законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В статье 7 констатируется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. В редакции Федерального закона «Об образовании» № 71-Ф3 от 25.06.2002 г. были введены понятия региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

НРК ГОС обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов РФ и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.).

Национально- региональный компонент (НРК) может включать 10-15 % от общего содержания программы.

Содержание и объём регионального компонента определяются природно- экологическим,географо-демографическим,этническим,социально-экономическим и историко- культурным своеобразием региона.

ФГОС предполагает, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона , с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.

Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:

-Принцип региональности – ориентация на учет особенностей региона в учебно-воспитательном процессе

-Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.

-Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.

-Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным областям в единое целое с учетом задач и потребностей региона.

-Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в крае, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.))

РК в дошкольном образовании.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды .

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
  4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи народного быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.)))

Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» и др.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго .

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности .

Работа с педагогами

Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение.

Способность педагога связать базовый (инвариантный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ.

Существуют авторские программы по патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента и краеведению, которые могут быть использованы при разработке своих программ педагогами ДОУ, например, программа Н.Г. Камратовой «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет», М.Ю.Новицкой «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», Т.И. Оверчук «Мой родной дом» и др.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

— организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;

— комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая);

— создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

— учет специфики организации и построения педагогического процесса с обязательным включением всех его участников — детей, педагогов и родителей; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

С целью повышения знаний педагогов об истории заселения края, района, их символике, культуре — в методическом кабинете должен быть собран материал по подобрана аудиотека; картотека конспектов для занятий с детьми в данном краеведению: различная методическая и художественная литература; оформлены тематические альбомы; направлении; фотографии, отражающие разнообразные формы работы с детьми в детском саду. Оформлены мини-центры краеведения в группах, по возможности мини-музей в ДОУ и т.п.

Важно, чтобы на занятиях широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов — поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ

Живое слово земляков и о земляках на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экологии и др., воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации образования.

При ознакомлении с окружающим миром с детьми проводятся экскурсии в лес, на речку, в библиотеку, музеи; наблюдения и выбор темы для рисунка; посещение выставок местных художников, концертов.

Для эффективного обучения дошкольников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ педагога, аудио- и видеозаписи), зрительные (рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры).

В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценные ориентации, пробуждается интерес к родному краю, воспитывается любовь к родине.

Источник

Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента ООПДО»

Наталья Кондратьева
Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента ООПДО»

Сейчас реформы образования в Российской Федерации ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности образования. Поэтому система образования направлена на возрождение национальных и культурных запросов общества. Реализация регионального компонента набирает силу, и он должен быть включен в основную общеобразовательную программу.

Р. Р. Агишева, Р. Х. Гасанова, Т. А. Брюханова в настоящее время занимаются обновлением регионального компонента. Они делают акцент на проблемах регионального характера.

Рассмотрим понятие «Региональный«

А. И. Чистобаев дает понятие «Региона, как области, района, части страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых, экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностей национального состава населения» .

В. Буданова дает следующее понятие «региональный — это относящийся к конкретной части страны, отдельной территории».

В Большом Энциклопедическом Словаре дается определение «компонента«, как составной части, элемента чего-либо.

Философский словарь дает следующее определение : «компонент — содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат».

В педагогике термин «Регионального компонента» понимается как создание форм и способов осуществления образовательного процесса для данного региона.

Региональный компонент — это защита и развитие национальных культур, культурных традиций региона.

Региональный компонент — это прежде всего преемственность поколений.

Основные цели регионального компонента:

• создание педагогических условий в условиях региона;

• обеспечение единства в образовательном пространстве на территории региона.

Региональный компонент направлен на:

• вариативность общеобразовательной программы;

• овладение детьми культуры своего региона;

• воспитание чувства патриотизма и гражданственности у дошкольников.

Региональный компонент – это защита и развитие культурны и особенности данного региона. Все это дало возможность включить в него материал, отражающий региональные особенности.

Данный компонент способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей, развитию у них творческого потенциала.

А также предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Включение регионального компонента дает возможность организовывать занятия, направленные для изучения особенностей региона, языка данного региона и его литературы. Кроме того, ФГОС устанавливает объем регионального компонента в содержании основной общеобразовательной программы.

Для дошкольной педагогики важной задачей является приобщение дошкольников к культуре той местности, того региона на котором проживают. Региональный компонент недостаточно исследован, следовательно, появилась проблема интеграции регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что проблемы существуют. Региональному компоненту не уделяется должного внимания, то есть не уделяется внимание ценностным ориентирам, направленным на осознание принадлежности к семье, народу, единству со своей страной. Поэтому для формирования у ребенка чувства патриотизма должна вестись непрерывная работа.

Патриотическое воспитание посредством внедрения в образовательный процесс регионального компонента Слайд 1. Методический семинар на конкурс «Воспитатель года-2015» по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством введения регионального.

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: «Самотлор — черная жемчужина России!» Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Комплексы утренней гимнастики (с включением регионального компонента) Комплекс утренней гимнастики для детей младшего возраста (с включением регионального компонента) Автор стихов: Варвара Бардадым, кубанская.

Методические рекомендации по реализации интеграции регионального компонента в образовательной деятельности. Методические рекомендации по реализации интеграции регионального компонента в образовательной деятельности «Художественно — эстетическое.

Педагогический совет. Использование регионального компонента в ДОУ. Данная разработка содержит теоретический и практический материал по вопросам приобщения дошкольников к культуре, традициям и истории родного.

Пояснительная записка интеграции Регионального компонента в образовательную деятельность Пояснительная записка интеграцииРегионального компонента в образовательную деятельность «Художественно — эстетическое развитие» ООП Принцип.

Развлечение на экологическую тему с использованием регионального компонента ценарий развлечения для детей подготовительной группы. Экологическая тропа «Оживление леса родного края» (с использованием регионального.

Реализация регионального компонента в проектной деятельности «Защитим первоцветы Адыгеи» Природа более всего чудесна в малом. К. Линней. Воспоминания из детства Я родилась в ст. Ильинской Краснодарского края, тихом равнинном.

Содержание регионального компонента в музыкальных уголках для родителей и консультаций воспитателей Музыкальный руководитель Татьяна Фокина МБДОУ№16 г. Миасс Челябинской обл. Цель:раскрыть содержание одной из форм работы по реализации.

Конспект занятия с включением национально-регионального компонента «Домашние животные» Тема: «Домашние животные». Цель: ввести в активную лексику слова по теме «Домашние животные». Задачи: обогащать представления детей о домашних.

Источник

Читайте также:  Уровень junior что значит
Оцените статью