- Региональное управление и его особенности
- Региональное управление — это. Понятие, особенности, сущность и цели
- Управление на местах
- Что такое регион?
- Муниципальный менеджмент
- Задачи, которые стоят перед муниципальной властью
- Управление в регионах как научная дисциплина
- Цели управленцев
- Классификация объектов местной власти
- Современная модель муниципального менеджмента
- О местном самоуправлении
- Подведомственные региональные органы
- Разделение полномочий
Региональное управление и его особенности
В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики
Региональное управление — это одно из направлений деятельности государства. Оно предполагает организующее и регулирующее воздействие органов государственной власти на жизнедеятельность населения территорий в целях ее упорядочивания, воспроизводства, повышения качества жизни путем развития экономики и социальной инфраструктуры. Главным отличием регионов от территорий является наличие особой общности интересов у людей, в них проживающих.
Большинство стран мира достаточно велики по размерам, их население многонационально, поэтому для качественного управления целесообразно их деление на части и выбор для каждой из них оптимальных методов воздействия. Это деление может иметь формальный (по линиям на карте или географическим объектам: рекам или горам) или социально обусловленный характер. Выделение территорий, обладающих общностью населения, основанной на единстве природно-климатических, экономических, исторических, культурных или иных условий, называется регионированием.
Принято выделять следующие типы регионов: часть земной поверхности с общим рельефом (горы, долины); площадь или место в пространстве (например, Северо-западная часть РФ или Евросоюз); административно-территориальная единица; местность с особыми условиями проживания, например загрязнения, и др.
Главной цельюрегионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым региональным интересам относятся:
• соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;
• наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);
• потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;
• наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;
• природрресурсный и экологический потенциал региона;
• стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.
С учетом региональных интересов формируются цели, принципы и методы регионального управления.
К основным принципам современного регионального управления как совокупности принципов целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, относятся принципы децентрализации, партнерства, субсидиарности, мобильности и адаптивности и, наконец, принцип выделенной компетенции.
Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального управления на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.
Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По этому принципу осуществляется перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Так же еще можно выделить основные задачи, которые стоят перед региональным управлением:
обеспечение высокого уровня и качества жизни
укрепление экономической базы
обеспечение экологической безопасности
развитие инфраструктуры
Процесс управления представляет собой совокупность и взаимосвязь функций управления. Планирование является одной из важнейших функций, которая определяет цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и соответствующую для этого систему показателей.
Выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование, стимулирование.
Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, которые обеспечивают высокий уровень жизнедеятельности человека, эта функция реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства .Особое значение эта функция приобретает в условиях переходного периода, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, встраиваться в межрегиональные экономические связи и рыночные отношения.
Функциярегулированияв региональном управлении реализуется в основном в системе объектов, которые относятся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться. Это происходит потому, что объем и полнота реализации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона. Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена к контролю за соблюдением договорных обязательств.
В условиях перехода экономики на новые условия хозяйствования особое место в региональном управлении отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном управлении методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к различным формам и видам собственности: федеральной, региональной, муниципальной, коллективной и т. п.
Основная сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Например, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства для строительства какого-либо объекта общерегионального значения. Но в то же время она может заключить договор с этим предприятием, в соответствии с которым последнее обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст предприятию определенные стимулирующие условия хозяйствования — освободит от налога на прибыль (в части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т. п.).
Существуют некие особенностирегионального управления:
Принципы регионального управления проявляются в компетенции органов самоуправления относительно местных государственных администраций, которые им подотчетны и подконтрольны, в части принятых последними к выполнению делегированных им полномочий.
К региональным органам управления относятся исполнительные комитеты местных органов самоуправления, их отделы, управления, другие подразделения. В их компетенцию входит широкий круг собственных (самоуправляющихся) полномочий регионального значения.
На региональном уровне выполняют свои функции предприятия и учреждения. Их администрация непосредственно, с учетом особенностей административно-территориальных единиц, осуществляет управление трудовыми коллективами, направляет их деятельность на выполнение задач производственного, социального и другого характера.
Источник
Региональное управление — это. Понятие, особенности, сущность и цели
Современное демократическое общество не может развиваться без комплексного функционирования общественно-политических институтов, одним из которых является региональное управление. Это своего рода проводник, механизм обеспечения потребностей населения, который функционирует с учетом специфики экономико-социальных показателей конкретного субъекта РФ.
Управление на местах
Для нормальной жизнедеятельности отдельной территории огромное значение имеет слаженность системы управления. Каждый субъект Российской Федерации наделен необходимыми полномочиями в различных сферах общественной жизни – экономико-правовой, финансовой, социальной. Все вопросы, связанные с жизнеобеспечением проживающих на территории субъекта РФ граждан, решаются муниципальными властями. Управленческое звено несет ответственность перед населением и центральными органами власти за благополучие области, края, республики.
Региональное управление – это не только представители государственной власти на местах, но и система местного самоуправления. Речь идет о самоорганизации граждан, принимающих участие в решении проблем населения. Местное самоуправление – это тесно связанная с государственными органами структура, которой делегированы отдельные полномочия для выполнения повседневных задач.
Что такое регион?
Четкого и однозначного определения данного термина не встретить ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Зачастую понятие «регион» отождествляется с «районом». Принципиальная разница между двумя этими терминами отсутствует, но в нормативно-правовых актах и юридической литературе чаще встречается понятие «регион». О нем упоминают часто географы, представители экономической и градостроительной сферы.
Данный термин предполагает наличие одновременно нескольких критериев:
- географического (расположение территории, площадь, численность проживающего населения);
- индустриального (преобладающие виды деятельности, производства);
- стадии урбанизации (характер застройки жилого сектора, наличие промышленных объектов, развитость инфраструктуры);
- социологические (коммуникативные особенности, поведение лиц, проживающих на конкретной территории).
Из-за наличия нескольких параметров передать значение термина «регион» одним определением невозможно. Регион – это комплексная сложная структура, которая должна рассматриваться как компонент территориальной организации народного хозяйства, системы расселения, социальной политики общества.
С географической точки зрения, регионом является участок территории в административных границах одного государства, которая характеризуется наличием действующей системы органов регионального управления.
Муниципальный менеджмент
В широком смысле региональное управление – это административная политика каждого субъекта РФ. Под этим определением скрывается возможность регулирования поведения управляемых объектов государственной и негосударственной формы собственности, коммерческих организаций, должностных лиц путем использования различных экономических, административных, правовых и идеологических инструментов.
Система регионального управления достигает своих целей, применяя методы стимулирования, запрета, принуждения, поощрения. Первостепенной задачей муниципального менеджмента является создание современных условий, безопасности, жизнеобеспечения, целостности и упорядоченности экономико-социальной системы. Их выполнение должно быть согласовано на всех уровнях регионального управления, а также соотноситься с общечеловеческими ценностями, способствовать улучшению качества жизни, гарантировать защиту прав и интересов граждан. Успешное управление субъектом РФ предполагает обеспечение демократии, социальной справедливости и достижений производственно-технического прогресса.
Как показывает практика, стабильность в работе системы регионального менеджмента – это важное, но не первостепенное и не единственное условие. В первую очередь важно адаптировать управленческий механизм к любым модификациям системы, динамике развития региона и потребностям населения. Кроме того, эффективная модель муниципального управления требует создания качественной материальной базы и кадровых ресурсов.
Задачи, которые стоят перед муниципальной властью
Говоря о системе регионального управления, чаще имеют в виду форму менеджмента, которая является совокупностью принципов, методов и средств воздействия на хозяйственную деятельность субъекта РФ. В условиях современной отечественной практики муниципальный менеджмент – это социально-экономические процессы развития рыночных отношений. Порядок перехода от планово-распорядительной модели руководства к региональному менеджменту должен состоять из нескольких элементов:
- решение социальных проблем и обеспечение условий для достойного уровня жизни населения – это должно стать главным ориентиром в деятельности муниципальных властей;
- отношение к жизни человека как наивысшей социальной ценности;
- формирование организационно-экономического пространства для самореализации и достижения хозяйствующими субъектами запланированных производственных целей;
- расширение инвестиционной политики области, края, республики;
- повышение спроса и предложений на рынке посредством изучения внутренних и межрегиональных потребительских запросов;
- усовершенствование местного маркетинга с целью реализации проектов региона стратегического значения;
- мониторинг статистической информационной базы для регулярного анализа социально-экономических, политических, экологических показателей на территории субъекта;
- объективная оценка конечных результатов и проделанной работы, в зависимости от уровня экономических показателей региона (бюджетное финансирование, безработица населения, рациональность перераспределения доходов, экологические критерии, демографическая ситуация и пр.).
Управление в регионах как научная дисциплина
Региональное и территориальное управление также может рассматриваться как учебная дисциплина или научная отрасль. Теоретические аспекты социально-экономических процессов субъекта РФ лежат в основе муниципального менеджмента как системы научных знаний, устанавливающей принципы, методы, механизмы и инструменты управленческого процесса.
Пока научный базис регионального государственного управления не сформирован до конца. Внедрение модели муниципального менеджмента зарубежных стран является нецелесообразным, поскольку не соответствует специфике административно-территориальной организации России с ее многообразием природно-климатических зон, национальностей, исторических особенностей, вероисповедания населения и т. д. В то же время перспектива использования опыта ведущих европейских держав может послужить образцом при проведении анализа собственной управленческой практики на местах. Кроме того, более эффективным решением может стать включение в систему регионального управления РФ отдельных элементов зарубежной практики.
Муниципальный менеджмент регламентируется ФЗ и нормативно-правовыми актами вышестоящих исполнительных органов. Управление должно осуществляться с учетом развития рыночной системы экономики и гибким регулированием социальных процессов в регионе. Именно поэтому региональный менеджмент как научное направление используется для поиска и разработки соответствующих механизмов, методов и средств, способных обеспечить достижение запланированных показателей развития субъекта РФ.
Цели управленцев
Региональное управление – это сложная иерархическая система, которая зависит от рыночных принципов хозяйственного регулирования в области, республике, крае. При переходе к модели торговых отношений вертикальные (субординационные) связи стремительно разрушаются, уступая место модели горизонтальных (координационных) и межрегиональных связей.
Следствием распространения рыночных отношений в аппарате регионального управления субъектов РФ меняются функциональные связи, что впоследствии приводит к дисфункции органов, сокращению численности штата, изменению организационной и иерархической структур. При этом значение опосредованных методов взаимодействия с вышестоящими субъектами и объектами усложняется их хозяйственными связями и имущественными отношениями. Все это является объективной основой для формирования и развития муниципального менеджмента, который, помимо задач планово-директивной системы, ставит перед собой следующие цели:
- расширение условий для улучшения демографических показателей региона, повышения уровня и качества жизни;
- социально-экономическая модернизация, анализ, программирование и прогнозирование развития хозяйства на любых уровнях регионального управления;
- перераспределение финансовых средств, создание условий для укрепления экономической базы субъекта РФ и его муниципальных образований;
- проведение новой экологической политики в регионе, предполагающей защиту окружающей среды;
- реализация инвестиционных и научно-технических проектов;
- усовершенствование модели рыночной инфраструктуры.
Классификация объектов местной власти
Существует целая классификация данной категории. Объекты менеджмента делятся по таким признакам:
- по форме собственности и принадлежности объекта регионального управления: федеральная собственность, имущество муниципалитета и субъекта РФ;
- по характеру продукции, производимой субъектом хозяйствования и конечному потребителю: сбыт произведенных товаров осуществляется внутри региона, продукция производится специально для экспорта или предполагается ее межрегиональное потребление;
- по степени влияния субъекта хозяйствования (политические, экономико-правовые, социальные, культурные, экологические процессы);
- по возможности применения условий для жизнедеятельности населения и удовлетворения потребностей населения вне производственной сферы (объекты здравоохранения, образования, культуре, социальной защиты и пр.).
Если проанализировать приведенную классификацию объектов муниципального менеджмента, можно сделать вывод о том, что в данную категорию можно включить все предприятия региона, ведущие хозяйственную деятельность. При этом с точки зрения федерального законодательства, актами которого в своей деятельности руководствуются органы регионального управления, непосредственными объектами управления считаются различные организации, предприятия, инфраструктурные звенья, являющиеся собственностью субъектов РФ. Они предназначены для воспроизведения условий жизнедеятельности населения региона вне производственной сферы. На указанные объекты муниципальный менеджмент воздействует прямо, а на субъекты хозяйствования – опосредовано.
Современная модель муниципального менеджмента
В каждом регионе есть свой законодательный орган – местный парламент, который издает нормативно-правовые акты, распространяющие свое действие на всей территории субъекта РФ. Законы о региональном государственном управлении позволяют управленцам на местах принимать собственные конституции, избирать президентов. В то же время федеральная власть в регионах ограничена, поскольку носит подчиненный характер в системе централизованной исполнительной власти, что закреплено на конституционном уровне.
Во всех субъектах РФ действует система двойного регионального управления. Главными в этой структуре являются федеральные органы. На территории региона государственные структуры занимаются общегосударственными вопросами, принимают нормативно-правовые акты, действие которых распространяется на территории указанного субъекта РФ, управляют подведомственными органами. Таким образом, федеральные органы осуществляют управление на местах по вопросам, отнесенным Конституцией к их компетенции.
У муниципального менеджмента есть ряд полномочий, которые позволяют ему создавать отдельные ведомства, службы, организации. При этом государственные органы ограничены не только строго установленной компетенцией, но и конкретной территорией.
О местном самоуправлении
В каждом административно-территориальном округе свою работу ведут органы местного самоуправления, которые руководствуются соответствующими законами о самоорганизации населения. Причем в каждом регионе действуют свои нормативно-правовые акты. На федеральном уровне устанавливаются только общие принципы.
Местное самоуправление отчасти можно назвать автономным механизмом регионального управления. Жилищные, экономические и социальные вопросы, проблемы здравоохранения и образования входят в сферу полномочий местного самоуправления. Кроме того, государственные власти субъекта РФ имеет право по своему желанию поручить выполнение отдельных функций самоорганизации населения. Однако делегируя отдельные полномочия, федеральные власти обязаны гарантировать финансирование, необходимое для реализация поставленных задач.
Что касается исполнительной власти в регионах, то ее не выбирает местное самоуправление. Губернатора области, края, республики назначает Президент РФ. В российских регионах местные власти избирают свое правительство. Губернатор, поставленный президентом РФ, самостоятельно назначает главу правительства, которое решает основные социально-экономические вопросы.
Подведомственные региональные органы
В каждой нише регионального управления свое место занимают органы, которые не относятся к структуре местных администраций и правительств, не подчиняются губернатору и выбранному им правительству, но взаимодействуют с органами представительной власти для осуществления своей деятельности. Эти структуры реализуют федеральные функции управления на территории субъектов РФ в рамках компетенции, возложенной на них Конституцией РФ для обеспечения общегосударственных и национальных интересов. К ним относятся региональные управления таможенной службы (ФТС), налоговой службы (ФНС), правоохранительные органы, подразделения МЧС, антимонопольной службы (ФАС), Роспотребнадзора и других органов, занятых в сфере:
- экономико-финансового управления;
- имущественных отношений;
- внешнеэкономических связей;
- промышленности;
- агропромышленного комплекса;
- управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- здравоохранения;
- образования;
- культуры;
- соцзащиты населения и др.
Причем каждый государственный орган в регионе – это целая система со своим субординационным устройством. Например, высшие позиции в структуре регионального управления образования занимает Министерство образования и науки РФ, а подчиняются ему областные, краевые, республиканские департаменты. Тем, в свою очередь, подведомственны городские управления образования в городских округах, районные комитеты и т. д. Также эти бюджетные организации занимаются проведением молодежной политики государства в субъектах РФ.
Отдельного внимания заслуживает вопрос регионального управления отходами. Сегодня в России на всех уровнях государственного управления отсутствует единая концепция по решению вопросов, связанных с переработкой мусора. Главной причиной отсутствия координации в данном вопросе является несовершенство законодательной базы. Кроме того, управление отходами на уровне субъектов РФ сопряжено с уровнем экономической активности региона, изменением демографической ситуации, уровнем жизни населения, общей структурой производства и потребления.
Разделение полномочий
Одним из самых сложных вопросов, с которым приходится сталкиваться в управленческой деятельности, связан с соблюдением границ компетенции федеральных региональных управленцев и местного самоуправления. В большинстве регионов муниципалитеты стремятся к расширению полномочий и захвату федеральной компетенции. Нередко и государственные административные органы вмешиваются в сферу самоорганизации населения.
Разногласия в разделении управленческих полномочий служат причиной сложностей в координации деятельности как муниципалитетов, так и региональных администраций. Нередко проблему усугубляет отсутствие четких инструкций в процессе осуществления совместных полномочий. В конституциях субъектов они обычно представлены общими формулировками, без конкретного разделения прав и обязанностей. С данной целью федеральные органы и субъекты местного самоуправления заключают договоры о разделении сфер деятельности. В результате таких соглашений одни полномочия передаются федерации, а другие – муниципалитету. В подписании договора могут принимать участие две стороны (региональная администрация и местное самоуправление). Иногда третьим участником соглашения выступает другой субъект РФ, территориально расположенный в границах конкретного региона (например, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
Двусторонние соглашения о распределении компетенции заключаются между Правительством РФ и органами исполнительной власти регионов. В рамках административно-федеративного устройства и автономности местного самоуправления приоритетными направлениями должны стать разработки по внедрению системы мер, которые обеспечили бы мотивацию управленческих органов на всех уровнях регионального управления России. В данном вопросе важно учитывать также площадь области и темпы наращивания экономического потенциала.
Финансовая помощь, предоставляемая из федеральных бюджетов, должна стать инструментом политики субъектов. Цель такой помощи – стимулирование экономического развития неблагополучных районов, но вместе с тем важно обеспечить динамику развития более успешных по всем показателям регионов в темпах, не ниже прежних.
Источник