Что значит рефлексивный характер мышления по определению л с выготского

Задания психологического модуля на КПК
тренажёр по психологии

Ответы на вопросы психологического модуля курсов КПК. Вопрос 4: Какие высшие психические функции дают импульс творчеству в подростковом возрасте?

Ответ: Мышление и Воображение.

Скачать:

Вложение Размер
Задания с ответами психологического модуля на КПК 18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Запишите ответы на вопросы, используя содержание лекции.

Вопрос 1: Что такое социальная ситуация развития по определению Л.С. Выготского?

Ответ 1: Социальная ситуация развития – это особенное своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей действительностью, прежде всего социальном.

Вопрос 2: От чего зависит длительность подросткового периода?

Ответ 2: От обстановки и условий воспитания в конкретной семье, от того какие требования предъявляются к ребенку и что считается нормой поведения в этой семье, от ее устоев и отношения к ребенку.

Вопрос 3: Что значит рефлексивный характер мышления?

Ответ: Рефлексивное мышление – процесс, осуществляющийся на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и на основе осознания необходимости такой связи. Это особый тип мышления когда человек концентрируется на решении определенного вопроса взвешивая все факты, все возможные комбинации решения и их последствий на основе их оценки принимает решение.

Вопрос 4: Какие высшие психические функции дают импульс творчеству в подростковом возрасте?

Ответ: Мышление и Воображение.

У подростков 12-14 лет в последнее время оно какое-то деградированное или узконаправленное. Воображение и мышление воспроизводят переживания в подростковом возрасте. Воображение в переходном возрасте является приемником детской игры. Фантазия-как инструмент воображения начинает появляться в подростковом возрасте более явно. Изменение фантазии происходит через освобождение её от чисто конкретных, образных моментов. При этом фантазии подростка им же и осмысляются и для этого ему необходимо абстрактное мышление( заглянуть в будущее, спрогнозировать возможные последствия поведения в конкретном случае) Для фантазии характерно построение нового образа для подростка. Завершающим моментом фантазии является конкретность, но она достигается с помощью абстракции. А самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте, есть её раздвоение на субъективное и объективное воображение. Способствовать побуждению фантазии может — неудовлетворённое желание подростка. Очень часто такие фантазии подростка обращается в интимную сферу, потому что это связано с эмоциями подростка, которые находят себя в его фантазиях. Будущее подростка тоже выстраивается в фантазиях, что способствует осуществлению этого будущего.

Вопрос 5: Какие особые формы самосознания последовательно появляются в подростковом возрасте?

Ответ: В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Вопрос 6: Назовите центральное новообразование младшего подросткового возраста (11 – 13 лет).

  • Ответ: абстрактное мышление, самосознание, половая идентификация, чувство взрослости, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость, особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании.

Вопрос 7: Как проявляется чувство взрослости подростка?

Ответ: Дети хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым. А для этого они стремятся приобрести качества, свойственные взрослому человеку. Это влечет за собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Начинается она с подражания своим «кумирам». С 12–13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.).

Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12–13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость.

Девочки стремятся подражать тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства и т. д.

Вопрос 8: Что такое «Я-концепция »?

Ответ: Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. О своем образе, здоровье, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

Вопрос 9: К какому возрасту формируется «Я-концепция»?

Ответ : Я-концепция начинает свое формирование с раннего детства и формируется в течении всей жизни. Считается что она устанавливается в юношеском возрасте(17-19 лет) и далее лишь немного трансформируется в течении жизни с возрастом и сменой социальных ролей и опыта жизни.

Вопрос 10: Что будет, если всесокрушающее пушечное ядро

со всей силы ударит в наипрочнейший несокрушимый столб?

Ответ: Ничего. Два этих понятия не могут существовать одновременно. Если ядро всесокрушающее, то оно должно сбить столб. Но столб несокрушимый и его ничто не сможет изменить. А значит нет ядра которое сможет его сбить, сломать, сокрушить. То есть что-то из этих вещей не существует. Или оба они просто вымысел. Или существует только одно из них. Есть еще одна версия. Все замрет в бесконечности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение заданий ГИА. Модуль геометрия.

Данная презентация содержит задания для подготовки к ГИА: задания, где нужно выбрать верные утверждения. Эти задания позволяют повторить теоретический материал по геометрии за курс основной школы.

Взаимосвязь к заданию 2 модуль 1

взаимосвязь функций ИОС с результатами обучения.

Тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014 г. по математике 9 класс. Тематические тренировочные задания. Отработка заданий: модуль «Алгебра» Тема№2 «Решение линейных уравнений»

Представляю вашему вниманию очередной тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014г по алгебре по теме «Решение линейных уравнений». Подобраны упражнения, которые соответствуют типовым заданиям К.

Окружность. Касательная. Вписанные углы. ОГЭ (ГИА) задание 10 модуль «Геометрия»

Окружность. Касательная. Вписанные углы. .

решение заданий с модулями

данная тема используется в 11 классе на факультативных занятиях.

Типичные ошибки учащихся при решении пробных заданий ОГЭ (модуль «Алгебра») и методы их предотвращения

При выполнении пробных заданий ОГЭ учащимися допускается ряд типичных ошибок, в связи с чем, была предпринята попытка их систематизировать и предложить методы их предотвращения.

Урок в 8 классе «Решение практических задач (задание №14 модуля «Реальная математика» ОГЭ-9)»

Урок алгебры в 8 классе знакомит учащихся с содержанием КИМов ОГЭ по математике, открытым банком заданий ОГЭ по математике на сайте ФИПИ. На уроке учащиеся, работая в группах, решают задачи практическ.

Источник

Выготский Л. С. Развитие мышления подростка и образование понятий

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКА И ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ

Ключом ко всей проблеме развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях.

Это центральное явление всего переходного возраста, и недооценка значения интеллектуального развития подростка, то стремление оттеснить на задний план изменения интеллектуального характера по сравнению с эмоциональными и другими сторонами кризиса, присущие большинству современных теорий переходного возраста, объясняются в первую очередь тем, что образование понятий представляет собой в высшей степени сложный процесс, отнюдь не аналогичный простому вызреванию элементарных интеллектуальных функций, а потому не поддающийся внешнему констатированию, грубому определению на глаз. Перемены, совершающиеся в мышлении подростка, овладевающего понятиями, -это в огромной степени перемены внутреннего, интимного структурного характера, часто не выявляющиеся вовне, не бросающиеся в глаза наблюдателю.

Если ограничиться переменами только внешнего характера, мы должны будем согласиться с исследователями, которые полагают, будто в мышлении подростка не возникает ничего нового, что оно равномерно и постепенно растет в количественном отношении, заполняясь все новым содержанием и становясь все более верным, более логичным, более близким к действительности. Но если только от чисто внешнего наблюдения перейти к глубокому внутреннему исследованию, все это утверждение рассыпается в прах. Как уже сказано, в центре развития мышления в эпоху полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс знаменует собой действительно революционные изменения как в области содержания, так и в области форм мышления. Мы говорили о том, что с

методологической точки зрения совершенно несостоятелен разрыв между формой и содержанием мышления, который лежит в качестве молчаливой предпосылки в основе большинства теорий.

На самом деле форма и содержание мышления представляют собой два момента целостного процесса, два момента, внутренне связанных между собой существенной, а не случайной, связью.

Именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своем значении перед подростком. Блонский говорит: если интеллект ребенка в стадии смены зубов отличается еще достаточно сильным эйдетизмом, то интеллект подростка отличается стремлением быть логичным. Это стремление проявляется прежде всего в критицизме и большой требовательности к тому, чтобы высказываемое доказывалось. Подросток усиленно требует доказательств.

Ум подростка, скорее, тяготится конкретным, и конкретные естествознание, ботаника, зоология и минералогия (один из самых любимых предметов в школе I ступени) отходят у подростка на задний план, уступая место философским вопросам естествознания, происхождения мира, человека и т.п. Точно так же отходит на второй план интерес к обильным историческим конкретным рассказам. Место их теперь уже все более и более занимает политика, которой подросток очень интересуется. Наконец, со всем этим хорошо вяжется и то, что подросток в массе охладевает к столь любимому ребенком в предпубертатном возрасте искусству, как рисование. Самое абстрактное искусство — музыка — самое любимое подростком.

Развитие общественно-политического миросозерцания не исчерпывает собой всех изменений, которые происходят в эту эпоху в содержании мышления подростка. Это только одна, может быть, наиболее яркая и значительная часть происходящих изменений.

. Подросток, переходя к адекватному освоению такого содержания, которое может быть представлено во всей полноте и глубине только в понятиях, начинает активно и творчески участвовать в различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним. Без мышления в понятиях нет понимания отношений, лежащих за явлениями. Целый мир глубоких связей, лежащих за внешней видимостью явлений, мир сложных взаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и между ее отдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к нему с ключом понятия.

Это новое содержание не входит механически в мышление подростка, а претерпевает длительный и сложный процесс развития. Благодаря этому расширению и углублению содержания мышления перед подростком раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь человека. Блонский

справедливо говорит, что вся история ребенка есть постепенное расширение его среды, начиная с материнской утробы и кроватки и продолжая комнатой и домом с его непосредственным окружением. Таким образом, расширением среды мы можем определить развитие ребенка в его поступательном ходе. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир. Как известно, эту же мысль выразил Ф. Шиллер в известном двустишии, где он сопоставляет младенца, для которого его колыбель безгранична, с юношей, которого не может вместить целый мир.

. Мир внутренних переживаний, закрытый от ребенка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления.

В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний опять решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Слово есть настолько средство понимать других, насколько оно есть средство понимать самого себя. Слово с самого рождения есть для говорящего средство понимать себя, апперцепировать свои восприятия. Благодаря этому только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний. По правильному замечанию В.Гумбольдта, мысль становится ясной только в понятии, и только вместе с образованием понятий подросток начинает по-настоящему понимать самого себя, свой внутренний мир. Без этого мысль не может достигнуть ясности, не может стать понятием.

Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Во-первых, мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к познанию закономерностей, управляющих действительностью, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений. Речь есть могущественное средство анализа и классификации явлений, средство упорядочения и обобщения действительности. Слово, ставшее носителем понятия, является, по правильному замечанию одного из авторов, настоящей теорией предмета, к которому оно относится. Общее в этом случае служит законом частному. Познавая с помощью слов, являющихся знаками понятий, конкретную действительность, человек раскрывает в видимом им мире заключенные в нем связи и закономерности.

В наших опытах мы неоднократно наблюдали чрезвычайно интересную тесную связь различных понятий. Взаимный переход и связь понятий, отражая взаимный переход и связь явлений действительности, приводят к тому, что каждое понятие возникает уже

в связи со всеми остальными и, возникнув, как бы определяет свое место в системе уже ранее познанных понятий.

В наших опытах перед испытуемым стояла задача образовать четыре различных понятия. Мы видели, как образование одного понятия являлось ключом к образованию трех остальных и как эти три последних у подростка обычно развивались не тем путем, каким развивалось первое, а через уже выработанное понятие и с его помощью. Ход мысли при выработке второго, третьего и четвертого понятий всегда глубоко отличался от хода мысли при выработке первого, и только в исключительных случаях четыре понятия вырабатывались с помощью четырех одинаковых операций. Взаимная связь понятий, внутреннее отнесение их к одной и той же системе и делают понятие одним из основных средств систематизации и познания внешнего мира. Но понятие не только приводит в систему и служит основным средством познания внешней действительности. Оно является также основным средством понимания другого, адекватного усвоения исторически сложившегося социального опыта человечества. Только в понятиях подросток впервые систематизирует и постигает мир общественного сознания. В этом смысле совершенно справедливо определение Гумбольдта, который говорил, что мыслить в словах — значит примыкать своим личным мышлением к общему мышлению. Полная социализация мышления заключается в функции образования понятий.

Наконец, третья сфера, возникающая вновь в мышлении подростка в связи с переходом к образованию понятий, — это мир собственных переживаний, систематизация, познание и упорядочение которых становятся возможными только сейчас. С полным основанием один из авторов говорит, что сознание — явление, совершенно отличное от самосознания, которое возникает у человека поздно, тогда как сознание есть всегдашнее свойство его душевной жизни.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. —
Т. 4.-С. 376-385.

Источник

Читайте также:  Что значит если чешется анальности
Оцените статью