Что значит речевая школа

ГБОУ школа №3

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Речевая школа. Мифы и реальность

Данная статья адресована прежде всего родителям, чьи дети посещают логопедические группы детских дошкольных образовательных учреждений. Зачастую родителей пугают речевой школой, считая видимо, что эта школа сильно отличается от обычной общеобразовательной, и значительно ограничивает возможности ребенка в получении базового образования. Это первый миф. Следующий миф состоит в том, что дети, обучающиеся в речевой школе, якобы, имеют выраженные отклонения в развитии. Третий заключается в том, что попав в коррекционную школу, ребенок уже никогда не сможет обучаться в общеобразовательной школе и не получит хорошего профессионального образования в будущем.

В реальности же все обстоит несколько иначе.

В Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школу №3 (обратите внимание, в названии школы нет ни малейшего упоминания о коррекционном статусе учреждения), реализующее адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), принимаются дети, имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, тяжелое фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения лексико-грамматического строя речи, письма и чтения), степень выраженности которых, препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. При этом у ребенка должны быть сохранными физический слух и интеллект.

В отличие от обычной общеобразовательной школы, учащиеся речевой школы получают основное общее образование и аттестат государственного образца за 10 лет обучения. I ступень (1-4 классы) — 4 года, II ступень (5-10 классы) — 6 лет. Основу образовательного процесса в речевой школе составляет единство обучения, воспитания, развития и коррекции.

Помимо образовательных задач важнейшей целью является преодолению речевого и, связанных с ним, особенностей психического развития, воспитание личности, способной адаптироваться к жизни в современном обществе и успешно реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

Читайте также:  Javascript что значит let

В школе сегодня реализуются новые федеральные государственные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО. С этим связано введение предмета «Иностранный язык» с 5 класса (этого предмета раньше не было в учебном плане речевой школы), увеличено количество часов на изучение русского языка. Важной составляющей новых стандартов стала внеурочная деятельность, в которой реализуются курсы коррекционно-развивающей направленности и другие курсы.

Самым сложным и ответственным периодом в обучении детей с нарушениями речи является начальная школа. Первый год обучения для ребенка с речевой патологией становится диагностическим. В первые два месяца обучения первоклассники проходят углубленное обследование. При этом уточняется структура речевого дефекта, прослеживается динамика развития основных психических функций и компенсаторных механизмов. Исходя из этого, составляется программа коррекционной работы и дальнейшего обучения для каждого ученика.

Очень важно, что в каждом классе начальной школы учителем работает специалист-логопед. Именно это позволяет реализовать принцип единства обучения, развития и коррекции. Обучение ведется по программам и учебникам общеобразовательной школы, (УМК «Школа России»). Учитель-логопед в процессе работы видит, с какими трудностями сталкивается ребенок в овладении знаниями, и на дополнительных часах логопедии после основных уроков проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Однако, усилий только учителя было бы недостаточно для достижения необходимого результата. Условия речевой школы позволяют создать предпосылки для оптимально эффективной коррекционной работы. В первую очередь, это наполняемость классов до 12 человек. Школа работает по типу школы полного дня, то есть каждый класс это класс-группа продленного дня ( с 1 по 6 класс), где дети могут находиться с воспитателем до 17-18 часов. Воспитатель координирует посещение детьми различных занятий коррекционной направленности, кружков, помогает с выполнением домашних заданий, совместно с классным руководителем планирует и ведет воспитательную работу.

Кроме того, штатное расписание речевой школы позволяет создать качественную систему сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Ученик с тяжелыми нарушениями речи не может не испытывать трудностей в период обучения. Помимо проблем, обусловленных речевым недоразвитием, эти дети часто отличаются слабым соматическим здоровьем, гиперактивностью, психо-эмоциональной неустойчивостью, недостаточной социальной адаптацией. На помощь педагогам приходят психологи, логопеды, учитель-дефектолог, социальный педагог, а также врач-невролог, медсестра, инструктор ЛФК, валеолог. У каждого из этих специалистов свои задачи, но цель одна – помочь ребенку справиться с трудностями и как можно лучше освоить учебную программу.

Дети, у которых в ходе обучения и коррекционной работы нормализуется речевая деятельность, могут продолжить свое обучение в обычной общеобразовательной школе.

Успешность и результативность обучения данного контингента учащихся во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к коррекции речевых нарушений.

В этой связи, хочется отметить высокий профессионализм, творческий подход к делу всего педагогического коллектива. Учителя корректируют учебные программы, адаптируя их к особенностям развития учащихся школы, ведут экспериментальную работу, разрабатывают авторские программы и методические пособия. В последние годы в учебный процесс активно внедряются современные педагогические и информационные технологии. В коррекционной работе используются компьютерные программы «Дельфа», «Логодиакорр» (последняя разработана и апробирована при участии учителя-логопеда школы Павловой Л.Н.). В школе два компьютерных класса. На базе одного ведутся логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи, а также занятия психолога и дефектолога по коррекции нарушений психических функций. В другом классе проводятся уроки информатики, ОБЖ. Многие предметные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, что позволяет учителю вести уроки на современном уровне.

Нам очень важно, чтобы наши ученики не чувствовали себя какими-то особенными, не такими как их сверстники в общеобразовательных школах. Хотя учеба дается им большим трудом, педагоги радуются любому их успеху, поддерживают, помогают. Главное, чтобы дети не потеряли уверенность в себе, преодолели страх собственной речи. И если ребенок не стал лучшим в учебе, он обязательно будет лучшим в спортивных соревнованиях, в творческом конкурсе, сможет проявить себя в любой другой деятельности.

Это подтверждают ежегодные успехи учащихся школы в различных городских и районных мероприятиях. Мы можем гордиться спортивными достижениями, победами в конкурсе дистанционных проектов, предметном конкурсе «Эврика», участием в районной конференции для учащихся «Мир науки» и многим другим. Наши ребята вообще очень любят петь в хоре, танцевать, читать стихи, делать инсценировки. Они удивительно толерантны друг к другу и талантливы, и каждый может почувствовать себя членом «команды», быть успешным и подставить плечо товарищу.

Важнейшей составляющей успешности и результативности обучения ребенка с нарушением речи, мы считаем роль родителей, как полноправных участников образовательного процесса. Хотя некоторые считают, что отдав ребенка в речевой сад или в речевую школу, они все свои проблемы решили. Или напротив, родители демонстрируют чрезмерные амбиции по типу: «Я хочу, чтобы мой ребенок учился по такой-то программе, изучал английский язык с 1 класса и т.п.». Родителям следует четко понимать, что учеба для ребенка с нарушением речи – тяжкий труд. Ему нужна постоянная помощь, поддержка, направленность на успех – тогда не пропадет желание учиться.

Родители вправе рассчитывать на хороший результат, если пройдут весь сложный путь обучения в школе вместе со своим ребенком.

Наши выпускники после 10 класса чаще всего поступают в профессиональные училища, колледжи или идут в 10 класс общеобразовательной школы. Многие в будущем получают высшее образование и становятся прекрасными специалистами.

Речевая школа – это шанс для определенной категории детей, шанс справиться со своими проблемами с помощью специалистов, получить базовое образование и состояться в жизни.

Источник

Положение о речевых классах

на педсовете ГОУ СОШ № 000

Директор ГОУ СОШ № 000

О РЕЧЕВЫХ КЛАССАХ

1.1. Данное Положение является неотъемлемой частью Устава образовательного учреждения.

1.2. Классы для детей с нарушениями речи (речевые классы) являются одной из форм организации учебного процесса в образовательном учреждении и предоставляют детям с нарушением речи обучение, воспитание, а также преодоление нарушения речи и связанные с ними особенности психофизического развития ребенка.

1.3. Основные цели и задачи речевых классов соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность образовательного учреждения. Речевые классы:

— предоставляют учащимся оптимальные условия для получения начального общего и среднего общего образования

— создают условия для рационального сочетания обучения и коррекционно-развивающей деятельности, предупреждают развитие заболеваний (дислексии, дисграфии);

— обеспечивают социализацию личности;

— способствуют формированию и развитию фонематических процессов и коррекции дефектного звукопроизношения;

— способствуют своевременному предупреждению и коррекции нарушений письменной речи, расширяют, уточняют, обогащают и активизируют словарный запас ребенка, развивают устную монологическую речь;

— обеспечивают психо-медико-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с учетом состояния речевой функции, возможностей и личностных особенностей каждого учащегося.

1.4. Речевые классы открываются совместно Учредителем и образовательным учреждением, количество классов зависит от числа заявлений, поданных родителями.

1.5. Речевые классы открываются на I ступени обучения (1-4 классы), продолжают работу на П ступени обучения (5-9 классы).

1.6. Классы работают в режиме комплекта.

2. Порядок комплектования речевых классов

2.1. Комплектование речевых классов осуществляется в соответствии с «Правилами приема детей в школы Санкт-Петербурга» и «Положением о приеме в 1 класс ГОУ СОШ № 000» в конкретном учебном году.

2.2. Речевые классы открываются в общеобразовательном учреждении для детей:

— с общим недоразвитием речи;

— с нередко выраженным общим недоразвитием речи.

2.3. Прием во 2-4 классы осуществляется по рекомендации районной медико-психолого-педагогической комиссии, в т. ч. в течение текущего учебного года.

2.4. Наполняемость речевых классов составляет 8-12 человек. В исключительных случаях она может достигать 15 человек.

2.5. По результатам обследования, проводимого учителем-логопедом в конце учебного года, учащиеся могут быть переведены в общеобразовательные классы.

2.6. Решение о продолжении обучения учащихся в классах П ступени (5-9 классы) принимается районной медико-психолого-педагогической комиссией в апреле-мае 4 класса по результатам обследования детей.

2.7. Не подлежат приему в классы для детей с нарушениями речи:

— имеющие снижение слуха;

— имеющие интеллектуальные нарушения;

— с психопатоподобными расстройствами;

— не обслуживающие себя в силу тяжелых физических нарушений;

— с речевыми нарушениями, которые могут быть исправлены на занятиях при логопунктах.

3. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса

3.1. Организация образовательного процесса в речевых классах строится на основе базисного учебного плана, учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5 вида, методических рекомендаций, разработанных КО СПб для работы в классах данного вида, программ с использованием коррекционно-развивающих методов в работе, индивидуального образовательного маршрута, разработанного медико-психолого-педагогической службой сопровождения в соответствии с особенностями ребенка..

3.2. Учебные планы и программы учебных дисциплин утверждаются на педагогическом совете школы. Программы являются скорректированными с учетом речевой направленности классов.

3.3. Образовательная программа включает и программы коррекционно-развивающие (занятия учителя-логопеда, педагога-психолога, ЛФК и другие).

3.4. На основании результатов обследования детей медико-психолого-педагогической службой сопровождения определяется уровень речевого развития детей, их потенциальных возможностей, особенностей познавательных интересов личности, формируется индивидуальный образовательный маршрут.

3.5. Обучение в классах осуществляется по программам 1-4 классов, 5-10 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5 вида и зависит от результатов образовательной и коррекционной работы педагогов и учителя-логопеда учреждения.

3.6. Знания учащихся оцениваются в установленном порядке МО РФ, но с учетом специфики речевых нарушений.

4. Управление речевыми классами

4.1. Управление речевыми классами проводится в соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка.

4.2. Педагогический коллектив для работы в речевых классах формируется из числа высококвалифицированных педагогов школы, имеющих специальное образование или прошедших специальную подготовку.

4.3. Учителя, классные руководители, воспитатели назначаются в установленном порядке.

4.4. Руководство деятельностью речевых классов осуществляет заместитель директора по УВР, который:

— организует деятельность педагогического коллектива по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию учащихся;

— контролирует осуществление дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;

— отвечает за своевременное выявление и коррекцию речевых нарушений;

— осуществляет контроль за правильностью ведения речевых карт;

— организует методическую работу по вопросам обучения и коррекции учащихся с нарушениями речи.

4.5. Профилактические мероприятия, медицинскую помощь, лечение детей осуществляет медико-психолого-педагогическая служба образовательного учреждения и специалисты детской поликлиники № 64.

5. Финансовое обеспечение

5.1. Финансирование речевых классов осуществляется в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании», «Типовым Положением об общеобразовательном учреждении» из бюджетных средств СПб.

5.2. Ставки учителей, работающих в речевых классах, могут быть повышены на 15-20% в пределах выделенных бюджетных средств.

5.3. Питание учащихся осуществляется в соответствии с Законом СПБ «Об организации питания учащихся общеобразовательных школ СПБ».

5.4. Оплата труда специалистов медико-психолого-педагогической службы производится за счет бюджета образовательного учреждения.

5.5. Учредитель обеспечивает образовательному учреждению для обслуживания учащихся и дополнительно устанавливает штатные единицы на один класс:

— учитель – 1 ставка (на класс);

— воспитатель – 1 ставка (на группу продленного дня);

— педагог-психолог – 0,5 ставки (на 2 класса);

— учитель-логопед – 0,5 ставки (на 2 класса);

— медсестра ЛФК – 0,5 ставки

5.6. К финансированию речевых классов могут привлекаться дополнительные внебюджетные средства.

6. Действие Положения

6.1. Порядок и сроки действия данного Положения определяются нормативно-правовыми актами РФ и СПб в образовании, а также иными локальными актами ОУ.

6.2. Образовательное учреждение вправе вносить изменения и дополнения в настоящее Положение.

Источник

Оцените статью