Что значит ребенок сидит сам

Освоение навыка сидения. Нужно ли помогать малышу?

Детство — удивительное время, каждый миг которого уже не повторить. Несмотря на это, родителям так хочется, чтобы все было «поскорее». Способность сидеть — один из жизненно важных этапов развития малыша, наступление которого мамы и папы необоснованно часто торопят. В статье попробуем ответить на вопрос: «Нужно ли помогать младенцу в освоении навыка сидения?».

Длинный путь…

Навык сидения является достаточно сложным процессом, базирующимся на совокупности ранее приобретенных навыков. До этого ребенку необходимо научиться уверенно держать голову, более осознанно использовать руки, также у малыша должен хорошо окрепнуть грудной отдел позвоночника.

Затем младенцу нужно овладеть навыком держания головы по средней линии (важнейшая способность, совокупная с выработанным правильным тонусом всего плечевого пояса). Постепенно малыш учится контролировать нижний отдел спины, ноги. В этот момент он начинает владеть своим телом все лучше и лучше, учится переворачиваться. Затем начинается очень интересный этап — ребенок ищет баланс. На этом этапе малыш ежедневно из раза в раз повторяет одни и те же движения, улучшающие координацию, и в итоге приходит к равновесию. Только пройдя все указанные этапы, кроха постепенно переходит к сидению. По нормам, которые озвучивают детские неврологи, навык сидения малыш может освоить до 9 месяцев и даже позже.

Читайте также:  Оборот что значит знаки препинания

Не самый короткий путь, правда? Если ребенок еще не сидит, родителям стоит проанализировать: а все ли этапы пройдены и достаточно ли закреплены предыдущие навыки? Дети начинают садиться (ползать, стоять и т.д.) только в тот момент, когда они к этому готовы. И «помогая» своим детям, подкладывая под них подушки, сажая их в кресло под 90 градусов, мы оказываем им медвежью услугу. От этих манипуляций мы не сможем сократить время, необходимое на приобретение навыка сидения, однако вполне способны сформировать у ребенка неправильную осанку из-за сильной нагрузки на неокрепший позвоночник. Помимо этого, насильственные меры могут сформировать неправильные паттерны, которые в будущем могут отозваться и в последующих навыках.

Что делать?

Если вам действительно хочется помочь своему ребенку, лучше организуйте подходящую среду для своевременного прохождения всего пути:

1. Чаще носите ребенка в вертикальном положении.

2. Выкладывайте на твердую поверхность, лежа на животике.

3. Минимум 2 раза в день освобождайте ребенка от одежды и давайте ему полежать голеньким — так крохе будет проще двигаться, познавать окружающую действительность, благодаря богатой сенсорной среде — подул ветерок, села муха, кто-то прикоснулся, сегодня он лежит на гладком (пеленке), завтра на ворсистом (полотенце) и т. д. К тому же без одежды малыш сможет дольше не уставать.

Примерно в 4,5-6 месяцев дети начинают работать с координацией и поддержанием равновесия. В этот период они раскачиваются, переносят вес тела на руки, пробуют различные позы на устойчивость. Лучшим помощником здесь будет твердая поверхность для постоянной тренировки. При этом не стоит вмешиваться и помогать ребенку, например, поддерживать или что-нибудь подкладывать. Просто наблюдайте и радуйтесь вместе с малышом!

Отметим, что прибегать к использованию поддерживающих устройств (кресел, шезлонгов, автолюлек вне машины) следует только при острой необходимости. Согласно статистике, немалая доля детских смертей связана именно с длительным нахождением в удерживающих устройствах и засыпанием в них.

Источник

Когда младенцы могут самостоятельно садиться?

Ух ты, только посмотрите! Ваш ребенок растет и делает скачки в развитии прямо на ваших глазах. Может показаться, что всего минуту назад он был всего лишь маленьким беспомощным младенцем, а теперь он становится все более подвижным и самостоятельным. И совсем скоро ваш малыш достигнет той стадии, когда дети могут самостоятельно сидеть. Узнайте, когда ваш ребенок может начать садиться сначала при вашей поддержке, а затем самостоятельно и без посторонней помощи. Кроме того, узнайте, как вы можете помочь своему ребенку научиться сидеть и что будет дальше.

Когда дети начинают сидеть?

Ваш ребенок может начать садиться с вашей поддержкой в вертикальном положении примерно в возрасте от 6 до 8 месяцев.

Затем, примерно в 8-9 месяцев, ваш ребенок, скорее всего, научится сидеть без поддержки.

Имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и развивается в своем собственном темпе, поэтому ваш малыш может развить эти способности немного раньше или позже указанного срока.

Каковы признаки того, что ваш ребенок почти готов сидеть?

Например, когда вы усаживаете ребенка в сидячее положение на полу, вы можете заметить, что он пытается встать на подножку, то есть наклоняется вперед, вытянув руки, чтобы сбалансировать верхнюю часть тела. Это один из первых признаков того, что скоро она сможет сидеть.

Находясь в таком положении, ваш ребенок работает над своим равновесием. Вскоре он сможет удерживать себя в сидячем положении, когда вы ставите его вертикально с поддержкой, а со временем и самостоятельно.

Как помочь ребенку научиться сидеть?

Чтобы ваш ребенок смог самостоятельно сидеть, ему необходимо развить силу и равновесие в туловище, спине, голове и шее.

Вот некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку научиться сидеть:

  • Как только ваш ребенок научится держать голову, начните поощрять его поднимать голову и шею от земли во время кормления, используя погремушку или красочную игрушку, чтобы привлечь его внимание. Грудничковое время отлично подходит для укрепления мышц спины и шеи, которые понадобятся для того, чтобы сидеть без посторонней помощи.
  • Если во время кормления вы увидите, что ваш ребенок достаточно окреп, чтобы поднять грудь, вы можете начать тренироваться сидеть. Держите ребенка в сидячем положении, поддерживайте его спину подушкой или прислоните его к углу дивана. Это поможет ей научиться сохранять равновесие в новом положении.
  • Ваш ребенок может начать стоять на подножке из положения сидя, то есть он будет наклоняться вперед, вытянув руки вперед для поддержки верхней части тела. Чтобы побудить малыша ставить подножку, положите перед ним яркую игрушку, чтобы он наклонился вперед и подошел к ней поближе.

Со временем ваш малыш сможет самостоятельно принимать сидячее положение без вашей помощи и без треноги. Она может положить руки по бокам, чтобы поддержать себя.

Примерно к 9 месяцам ваш ребенок сможет играть в течение длительного времени, сидя прямо на полу. Скорее всего, она сможет поворачивать туловище, чтобы дотянуться до игрушек.

Ежедневное пребывание на животике под вашим пристальным наблюдением помогает малышу укрепить мышцы спины и шеи, которые необходимы для того, чтобы сидеть без поддержки. Поощряйте его смотреть вверх и поднимать голову, шею и грудь во время сеансов «сидения на животике», подвешивая игрушки или изображая забавные рожицы и звуки. В конце концов, ваш ребенок сможет сидеть с опорой на спину; затем он будет использовать руки для равновесия, и вскоре он сможет сидеть без посторонней помощи.

Может ли 4-месячный ребенок сидеть?

Четырехмесячный ребенок, скорее всего, не сможет сесть. Этот навык формируется позже, как правило, в возрасте от 6 до 8 месяцев, когда у ребенка появляется необходимый мышечный контроль и сила, а также способность удерживать равновесие.

Должен ли 6-месячный ребенок уметь сидеть?

6-месячный ребенок уже может сидеть, но для многих детей это может занять немного больше времени. Большинство детей способны сидеть с поддержкой к 8 месяцам, а для сидения без поддержки требуется немного больше времени.

Не расстраивайтесь, если ваш ребенок еще не умеет сидеть в возрасте 6 месяцев. Ваш ребенок еще очень мал, и для развития необходимой силы и координации требуется время.

Поскольку все дети разные и развиваются в разном темпе, вашему малышу может потребоваться немного больше времени, чтобы развить навык сидения. Продолжайте ежедневно упражняться с животиком, и ваш малыш скоро достигнет этого!

Ползают ли младенцы или сначала садятся?

Ваш ребенок, скорее всего, научится сидеть раньше, чем ползать.

Сила и равновесие, необходимые для того, чтобы сидеть с поддержкой и без нее, обычно развиваются в возрасте от 6 до 8 месяцев, в то время как умение ползать обычно развивается в возрасте от 7 до 10 месяцев. Знайте, что некоторые дети вообще пропускают стадию ползания, находя другие способы передвижения, например, ползание на животике или передвижение на попе!

Помните, что каждый ребенок индивидуален, и что ваш малыш может развить определенные навыки немного раньше или позже, чем мы описали здесь.

Прежде чем ваш ребенок научится ползать, вы можете наблюдать следующие навыки и поведение:

  • Улучшение контроля над головой
  • Выгибание шеи вверх, чтобы осмотреться во время лежания на животике
  • Хватается за ноги или за предметы рядом с собой, лежа на спине
  • Самостоятельное переворачивание
  • Наклоняется (как на штативе), когда сидит
  • Сидение без посторонней помощи — перекатывание на живот из положения сидя, а затем обратно

Все вышеупомянутое развитие помогает укрепить его мышцы, что будет очень важно для того, чтобы со временем научиться стоять, а затем и делать первые шаги.

Младенцы обычно учатся сидеть раньше, чем ползать. Самое раннее, когда ваш ребенок сможет начать сидеть, это возраст около 6 месяцев. Ползание обычно происходит в возрасте от 7 до 10 месяцев.

Советы по безопасности, которые следует соблюдать до того, как ребенок начнет сидеть

Примерно в то время, когда ваш ребенок начинает учиться сидеть, хорошо бы уже закончить или добиться значительного прогресса в защите вашего дома от детей, потому что возможность сидеть — это верный признак того, что ваш ребенок становится более подвижным.

Вот несколько советов по безопасности, которые будут особенно важны для вас, пока ваш ребенок учится сидеть:

  • Прежде чем ребенок научится сидеть, опустите матрас кроватки до такого уровня, чтобы он не мог выпасть, опираясь на бортик или перебираясь через перила.
  • Проверьте устойчивость больших предметов мебели и торшеров. Такие предметы мебели, как книжные шкафы, комоды и подставки под телевизор, должны быть закреплены на стене, так как они могут стать неустойчивыми и опрокинуться, если ваш ребенок, держась за них, потянется, чтобы сесть или встать. Возможно, вам придется пока убрать некоторые предметы, например, торшеры или декоративные предметы на полу, если вы подозреваете, что ваш ребенок может случайно потянуть их на себя.
  • Установите замки для шкафов и ящиков на всех низких шкафах, где хранятся опасные предметы, такие как бьющиеся предметы, ножи, химикаты, чистящие средства и лекарства. Установите замки на все ящики без встроенных фиксаторов, чтобы предотвратить выдвижение всего ящика на ребенка, если он потянет за него.

Сидение — это лишь один из многих этапов развития ребенка в первый год жизни. Помогите малышу развить этот навык, поощряя много времени, проведенного на животике.

Не волнуйтесь, если ваш ребенок не может сидеть без посторонней помощи в возрасте 6 месяцев! Эта веха развития находится в диапазоне от 6 до 8 месяцев, и каждый ребенок развивается в своем собственном темпе.

Не успеете вы оглянуться, как ваш малыш сможет сидеть с поддержкой, а чуть позже — без поддержки. Затем в мгновение ока он будет стоять, передвигаться, ходить и бегать!

И все же, если вам кажется, что в этом аспекте развития вашего малыша есть задержка, обратитесь к медицинскому работнику вашего ребенка за индивидуальной консультацией.

Источник

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник

Оцените статью