Реактивное расстройство привязанности
4. Реактивное расстройство привязанности (РРП)
Синоним: психогенный аутизм. Распространенность расстройства не установлена. Основной причиной его развития считается недостаточная забота о детях. Предполагается, что дефицит заботы, в том числе эмоциональная депривация, нарушает процесс формирования привязанностей, а в связи с этим нарушается развитие социальных отношений (симпатий, солидарности, уважения, признательности, благодарности, дружбы, любви), интересов, увлечений и просоциальных моделей поведения. Как считают некоторые психологи, формирование привязанностей происходит в основном в первые 3–4 года жизни после родов. В последующем, по окончании этого критического периода, привязанности если и формируются, то оказываются ненадежными: поверхностными, непрочными, амбивалентными.
Главным признаком реактивного расстройства привязанности является отсутствие глубоких эмоциональных связей с родителями, близкими людьми. В клинически значимых случаях это приводит к тому, что в дальнейшем не формируются близкие отношения и с другими людьми. Общим результатом дефицита привязанностей становится неспособность пациентов принимать просоциальные воздействия и превращать их в качества своей личности. Тем самым развитие личности замедляется, искажается, особенно если дети попадают под влияние неблагоприятных социальных обстоятельств.
Часть таких пациентов (вероятно, их около половины) в детстве обращает внимание чрезмерной заторможенностью, замкнутостью, недоверчивостью, стремлением избегать общения с окружающими людьми, а также противоречивостью реакций на заботящихся о них людях. Предположительно, происходит это потому, что у детей глубоко укоренились тревога, страх общения, социальных ситуаций.
Другая часть пациентов, напротив, отличается «диффузной привязанностью» или «неразборчивой общительностью». Такие дети очень легко вступают в контакт даже с незнакомыми людьми, ведут себя с ними так доверчиво, будто давно и хорошо их знают. При этом они не испытывают беспокойства, опасений, не обнаруживают естественной осторожности. Они могут быть, пожалуй, несколько обнажены – рассказывают о себе все без утайки, даже о своих неблаговидных поступках, как бы не понимая границ того, что можно и чего не следует делать и говорить. Пациенты, кроме того, могут быть назойливыми, фамильярными, не способными считаться ни с возрастом, ни с социальным положением людей. Несмотря на внешнюю общительность, признаков надежных привязанностей у них не обнаруживается.
Обе категории пациентов никому из окружающих их взрослых не подражают, ни с кого не берут пример, чаще всего они не знают, кем и какими они хотели бы быть в будущем. Их трудно чему-то научить, даже если они умны и сообразительны, поскольку их интересы ограничены, поверхностны и нестойки. Пациентов трудно приобщить к дисциплине, аккуратности, порядку, к тому, чтобы чувствовать ответственность за свое поведение. Они необязательны, не выполняют своих обещаний, могут обманывать, не испытывая при этом угрызений совести. Поведение нередко отличается импульсивностью, зависимостью от сиюминутных импульсов и случайных внешних обстоятельств. Кроме того, они нетерпеливы, неспособны контролировать свои побуждения и непосредственные реакции. Обычно они любопытны, но стойкие и глубокие интересы им несвойственны. Иногда они могут легко чем-то или кем-то увлечься, но это бывает ненадолго, обычно же они неспособны увлечься чем-то надолго и серьезно, к кому-то привязаться, не умеют завязывать и поддерживать прочные межличностные отношения. Серьезных просоциальных увлечений у многих из них не формируется, а это, в свою очередь, препятствует профессиональной ориентации, овладению трудовыми навыками. Вряд ли они окажутся способными к отношениям дружбы, уважения и тем более любви в зрелом возрасте, не свойственно им и самоуважение, хотя их самолюбие может быть болезненно обостренным. Существуют сложности в формировании нравственных норм, нередко даже у взрослых пациентов выявляется значительный моральный дефицит.
Многие из них, воспитываясь в детских учреждениях, привыкают к праздному образу жизни, к тому, что педагоги и воспитатели их опекают, оберегают от трудностей жизни, отвечают за них, принимают за них решения, всегда готовы помочь советом, ободрением, участием. Воспитатели и педагоги сообщают, что им запрещают привлекать детей и подростков к труду, заставлять работать, так как действующими инструкциями, по их словам, это приравнивается к жестокому обращению. Внутренняя неготовность принимать опыт жизни других людей и поощрение иждивенчества приводят в итоге к тому, что дети не развиваются эмоционально и интеллектуально так, как это свойственно их сверстникам из благополучных семей.
Терапия. Могут быть рекомендованы психотерапия в разных ее вариантах, психологическая коррекция, совершенствование методов воспитания, в частности приучение к труду, дисциплине, формирование просоциальных потребностей и т. п., но лучшим, если не единственно радикальным выходом из ситуации является как можно более раннее помещение в хорошую приемную семью. В противном случае прогноз для большинства таких пациентов чаще всего неблагоприятный, поскольку у многих из них задерживается развитие не только привязанностей, но и эмоций, чувств, волевых качеств, в какой-то мере интеллекта, навыков социального поведения. По сведениям учителей и воспитателей школ-интернатов, успешно социализируются в последующем не более 10–20% пациентов.
Иллюстрация: молодой человек Б., 25 лет. Находится на лечении по поводу алкогольной зависимости: «заставили, я и сам давно хотел». Не женат, некоторое время состоял в гражданском браке, но семья вскоре распалась. Сын остался с матерью, отношений с ними не поддерживает. В армии не служил из-за ряда хронических болезней. В последнее время часто меняет места работы, по профессии сантехник, работает в ЖЭКе. Живет в общежитии. Отца не помнит, мать лишена родительских прав, будто бы давно умерла. С 3 лет воспитывался в детдоме, затем в школе-интернате, окончил профессионально-техническое училище.
Рассказал, что в последние 2–3 года с товарищами по работе и проживанию пьет пиво, предпочитает крепкое, до 2 л за вечер. Употребляет также вино, водку. Пьет по несколько дней подряд, пока есть деньги. В пьяном виде делается обидчивым, конфликтным, драчливым. Вот уже как год стал опохмеляться. Имел приводы в полицию за драки, мелкие кражи. Курит с 13 лет, пробовал и травку. В свободное от дел время ничем не занимается, интересов, увлечений не имеет, «книгу последний раз видел в школе». Не может сказать, чем любит заниматься, есть ли у него надежные друзья, чаще всего, говорит, ему скучно, нечем себя занять, «от скуки некуда деться». Сожительствует со случайными женщинами, знакомится с ними «по пьянке». Несколько раз болел гонореей. После лечения намерен «завязать» с выпивкой, думает «заняться бизнесом, машину купить». На лечение поступил под нажимом начальства на работе под угрозой увольнения.
Выглядит неряшливо, одежда помятая, рваная, в пятнах, волосы грязные, спутанные, под ногтями черная кайма, ощущается запах немытого тела, дурной запах изо рта. Ведет себя несколько развязно, даже фамильярно, не соблюдает дистанции в общении с врачом, но после строгого внушения становится подобострастным, угодливым. Ориентируется правильно. Речь несколько невнятная, с бедным лексиконом, аграмматизмами, словесными штампами, жаргонизмами. Внимание концентрирует недостаточно, при последовательном отсчете из 100 по 7 допускает много ошибок, не замечает их, не пытается исправить. Таблицу умножения знает наполовину. Не может разъяснить смысл простых пословиц («не все то золото, что блестит», «не в свои сани не садись» и т. п.). Например, «шило в мешке не утаишь» понимает так: «Оно острое, колется». Не знает столицу Франции, путает Африку с Австралией, не видит отличия между рекой и озером, заливом и проливом. Не понимает, отчего день сменяется ночью. На вопрос, что такое дружба, отвечает «пила», а что такое любовь – «неудобно выражаться». Звезду отличает от планеты тем, что первая – на фуражке, а вторая – на небе. Президентом страны считает В. Жириновского. Из артистов ему более других нравится Ф. Киркоров, особенно «под пиво». Не может описать свой характер, назвать сильные и слабые стороны своей личности. Считает себя здоровым и нормальным в психическом отношении человеком, «я – как все», увлечение алкоголем не расценивает как болезненное: «хочу – пью, не захочу – никто не заставит».
Источник
Реактивный темперамент. Воспитание детей
Существует четыре основных типа детского темперамента, — именно поэтому дети требуют различного подхода. Определите какой из них свойствен вашему ребенку и в соответствии с этим применяйте те или иные методы преодоления сопротивления. Если у ребенка преобладает один темперамент, это не значит, что все остальные ему совсем не свойственны. У некоторых детей черты всех темпераментов проявляются в равной степени, а у других сильнее развит один. Ни один темперамент не хуже и не лучше остальных — они просто разные. Поскольку существует бесконечное число комбинаций, каждый ребенок неповторим.
Третий темперамент — реактивный.
- Реактивные дети общительны и дружелюбны.
Они развивают чувство собственного «я» на основании своих взаимоотношений с людьми и реакций на внешний мир. Они стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить все, что может предложить жизнь. У этих детей широкие интересы, потому им больше, чем другим, требуется внешняя стимуляция.
Каждый новый опыт обогащает их существо. Новые впечатления вдыхают в них больше жизни. Эти дети любят перемены, но сопротивляются необходимости на чем-то сосредоточиться. Они нередко закатывают скандалы в ответ на просьбу совершить какое-то рутинное действие, например надеть пальто. Им требуется особенно много свободы для своих дел.
Они часто бросают дела на полдороги просто из желания взяться за что-то новенькое. Родителям важно отнестись к этой черте с пониманием и не волноваться.
- Такому ребенку необходимо постоянно менять вид деятельности.
Хаос для него — непременное условие процесса обучения. Если дать ребенку свободу исследовать, изменяться и быть собой, то со временем он научится сосредоточиваться на своих задачах, глубже вникать в проблемы и заканчивать начатое.
- Реактивных детей нужно отвлекать и направлять.
Дети с реактивным темпераментом, словно бабочки, непринужденно порхают от одного вида деятельности к другому. Им требуется много времени, чтобы исследовать, переживать и открывать для себя мир. Они очень легко отвлекаются, и поэтому им необходимо, чтобы их постоянно направляли к той или иной деятельности. Такой ребенок забывает указания взрослых вовсе не потому, что сопротивляется вашей воле или хочет досадить. Он действительно забывает. Нельзя стыдить его за эту склонность. Постепенно он научится сосредоточиваться. Новые возможности легко отвлекают этих детей. Именно эту способность отвлекаться и можно использовать для того, чтобы преодолеть их сопротивление.
- Реактивные дети познают себя по собственным реакциям на жизненный опыт.
Если реактивный ребенок сопротивляется вашей воле, нужно просто перенаправить его к новой возможности, новой деятельности или опыту. Эти дети нуждаются не в понимании и структурировании, но в отвлечении и направлении. Стоит отвлечь этого ребенка, и в нем просыпается та сторона его существа, которая готова к сотрудничеству.
Например, когда трехлетний малыш начинает скандалить, достаточно просто показать какой-нибудь яркий блестящий предмет, чтобы отвлечь его: ключи, зубную щетку, ракушку, стеклянный шарик то, что привлекает взгляд или слух, с чем хочется поиграть. Это действует на всех детей, но на реактивных — особенно.
- Реактивные дети обычно более жизнерадостны, ветрены и нетерпеливы. Они буквально питаются жизненными образами и переменами. Жизнь для них — приключение.
- Они общительны и болтливы. Такой ребенок легко заводит друзей и вообще симпатизирует людям. Эти дети часто бывают очаровательны, неотразимы и сговорчивы. Они не таят злобы.
Дети с реактивным темпераментом ни к кому сильно не привязываются и редко обижаются. Они тоже скандалят и сопротивляются воле родителей, но это обычно происходит в тех случаях, когда их заставляют сосредоточиться на том, что их не интересует, или делать то, что им не нравится.
- Хаос и эмоциональные колебания — неотъемлемая часть их жизни.
Они нередко бывают рассеянны, забывчивы и ненадежны. Им трудно следить за порядком — приходится снова и снова просить их об этом. Зная это, родители могут чувствовать себя спокойнее. Не ждите, что такой ребенок будет поддерживать вокруг себя порядок. Это — ваша забота. Ребенок с реактивным темпераментом не станет убирать в своей комнате, если ему не помогать. Вместо того чтобы с ним бороться, просто убирайте его комнату вместе.
Если позволить такому ребенку резвиться вдоволь и знакомиться со всем понемногу, он в конце концов обретет достаточно широкий кругозор и научится сосредоточиваться на предметах, вникать в них глубже. Со временем он сможет доводить дела до конца. После семи лет нужно поощрять его к сосредоточению. Проще всего этого добиться, помогая ребенку решать те или иные задачи.
Если реактивный ребенок не получает необходимой поддержки, то, достигнув зрелости, он не в силах принять свалившиеся на него обязанности и может стать безответственным или слишком рассеянным. Если же он получит соответствующее своему темпераменту воспитание, то станет ответственным, целеустремленным, сосредоточенным, уверенным в себе и целостным человеком.
Источник
Что значит реактивный ребенок
Панкреатит – воспаление поджелудочной железы. Существуют 2 основные формы этого воспаления: острое и хроническое. Эти формы чаще встречаются у взрослых.
В последние годы принято выделять еще одну – реактивный панкреатит (правильно говорить – реактивная панкреатопатия) – чаще встречающуюся у детей.
При воспалении поджелудочной железы ферменты, выделяемые железой, не выбрасываются в двенадцатиперстную кишку, а начинают разрушать её (самопереваривание). Ферменты и токсины, которые при этом выделяются, часто попадают в кровоток и могут серьёзно повредить другие органы: мозг, лёгкие, сердце, почки и печень.
В 97% случаев основной причиной появления панкреатита являются:
- неправильное питание;
- однообразная пища;
- регулярное переедание;
- острые отравления;
- предпочтение вместо здоровой пищи жареной, жирной, острой пищи и фастфуд.
Панкреатит имеет одинаковые признаки проявления независимо от формы заболевания: хроническая или острая. Основной признак болезни – острая боль в области живота.
Реактивный панкреатит
Реактивный панкреатит– это реакция поджелудочной железы ребенка на какие-то раздражители, она не является отдельным заболеванием.
Возможно возникновение симптомов реактивной панкреатопатии у ребенка, который недавно перенес:
- ОРВИ
- другие воспалительные заболевания
- отравление некачественными пищевыми продуктами,
- это может быть также реакцией на пищевую аллергию.
При реактивном панкреатите возникает спазм протоков поджелудочной железы и отёк самого органа.
У детей младше года возникновение реактивной панкреатопатии связывают с:
- неправильным введением прикормов;
- введением виноградного сока;
- введением мясных изделий;
- введением приправ раньше положенного возраста.
Эти продукты не только усиливают газообразование в кишечнике, но нарушают работу еще незрелой поджелудочной железы.
Наиболее частыми симптомами при реактивном панкреатите являются:
- резкая опоясывающая боль выше пупка, которая уменьшается в положении сидя при наклоненном вперед туловища;
- сильная тошнота;
- рвота желудочным содержимым;
- повышение температуры до 37°С, особенно в первые несколько часов от начала развития заболевания;
- разжижение стула;
- сухость во рту;
- белый налет на языке;
- капризность;
- раздражительность;
- отказ от игр.
При появлении вышеперечисленных симптомов, а особенно непрекращающейся боли в животе, надо немедленно обратиться к педиатру, гастроэнтерологу или вызвать «скорую помощь».
Помимо оказания первой помощи, врач назначит необходимые обследования (УЗИ органов брюшной полости, анализы). По результатам обследования – медикаментозное лечение.
Острый панкреатит
Боли не дают больному разогнуться. Движения, кашель или даже глубокое дыхание резко усиливают её. Только полная неподвижность в полусогнутом состоянии и поверхностное частое дыхание, особенно во время приступа, могут облегчить страдания больного. При прогрессирующем течении общее состояние ребенка быстро ухудшается:
- начинает повышаться температура;
- учащается пульс;
- появляется одышка;
- артериальное давление понижается;
- выступает липкий пот;
- язык становится сухим с обильным налетом;
- кожные покровы бледнеют, приобретают землисто-серый цвет;
- черты лица заостряются;
- при осмотре живот вздутый;
- частая рвота, не приносящая облегчения
- сухость во рту;
- тошнота;
- вздутие;
- газы
- иногда икота и отрыжка.
Лечение острого панкреатита проводится только в хирургическом отделении больницы (или в отделении реанимации)!
Во время приступа острого панкреатита категорически запрещается пить или есть. Никакой воды, еды! Полный покой поджелудочной железе!
Дышать лучше часто и поверхностно, чтоб не сдавливать диафрагмой поджелудочную железу и не вызывать новых приступов. Частое поверхностное дыхание, особенно во время приступа, облегчает страдания больного.
Приступ панкреатита может быть недолгим и наступает мнимое облегчение, в любом случае сразу вызывайте «скорую помощь» и не отказывайтесь от госпитализации.
Хронический панкреатит
Хронический панкреатит – это длительное (более 6 месяцев), медленно прогрессирующее нарушение работы поджелудочной железы, сопровождающееся недостатком выделения поджелудочного сока, необходимого для переваривания пищи.
Хронический панкреатит развивается либо после перенесенного приступа острого панкреатита (в 50-70% случаях), либо является первичным и развивается, постепенно и медленно (в 30-40% случаев). Периоды обострений сменяются ремиссиями.
Наиболее частыми причинами являются:
- заболевания желчного пузыря и желчных путей;
- прием лекарственных препаратов;
- наследственные факторы;
- а также все перечисленные выше причины острого панкреатита.
Со временем хронический панкреатит приводит к грубой деформации органа за счет замещения ткани железы рубцами. У 1/3 больных может развиться сахарный диабет.
При обострении хронического панкреатита появляется:
- вздутие живота;
- повышенное газообразование;
- урчание в животе;
- отрыжка;
- тошнота;
- боль обычно ноющая и усиливается после принятия пищи или спустя 1,5-2 часа после еды и часто провоцируется нарушением диеты.
При хроническом панкреатите аппетит обычно сохранен, но пациенты боятся есть, так как после приема пищи боли усиливаются. Поэтому, как правило, хронический панкреатит сопровождается похуданием.
Вначале болезни люди жалуются на периодические запоры и вздутие живота. Затем у них развивается картина вторичного панкреатического колита – стул становится жидким, со специфическим запахом, объем каловых масс увеличивается. Часто возникают кишечные колики, ребенка «мучают газы».
Источник