Что значит развязка сюжета

Что такое развязка в литературе и кино?

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Определение развязки в литературных произведениях

Существует множество подходов к структуре произведения. Но наиболее классический и распространённый подход – это трёхактная структура Прежде чем перейти к определению развязки, нужно кратко описать, её место в структуре.

Первый акт начинается с завязки, а заканчивается обычно катализатором. Во втором расположено основное развитие сюжета, когда герой предпринимает активные действия по решению проблемы. Третий акт начинается с ещё более сильного усугубления, которое заканчивается кульминацией и развязкой. Подробнее о трехактной структуре можно прочитать в наших предыдущих материалах.

Развязка – это часть структуры произведения, в которой завершаются все его линии. Необходимо помнить, что линия – это всегда конфликт. В сюжете произведении должно быть несколько конфликтов – один основной и несколько второстепенных. В завязке произведения автор начинает эти линии, во втором акте они проходят активное развитие, когда герой сталкивается с препятствиями и жуткими проблемами, а в третьем акте, в развязке, каждому конфликту должно быть дано разрешение, а герои приходят к достижению своей цели или провалу.

Но прежде чем разбираться с развязкой, давайте сначала четко отделим этот термин от другого – финал. Потому что далеко не всегда эти слова означают одно и то же.

Читайте также:  Что значит консалтинговый бизнес

Чем развязка отличается от финала

Многие теоретики и практики в сферах литературы и сценарного мастерства по-разному используют термин “финал”.

Блейк Снайдер называет финалом события всего третьего акта. А Джон Труби, например, в своей книге “Анатомия истории” под финалом подразумевает кульминационную схватку, то есть драматический момент, когда протагонист и антагонист сталкиваются лицом к лицу, чтобы раз и навсегда решить, кому достанется победа.

В то же время Линда Сегер в книге “Как хороший сценарий сделать великим” разделяет эти понятия, подразумевая под финалом именно развязку.

Можно сделать вывод о том, что понятие финала не помогает на практике выстроить сюжет третьего акта. А использование именно этого термина не имеет принципиальной разницы. Остановимся на том, что финалом так или иначе называют завершение одного основного драматического конфликта произведения.

Мы уже знаем, что произведение заканчивается кульминацией и развязкой. Именно в таком порядке. Поэтому для сценариста проще согласится с подходом Снайдера и считать финалом все события третьего акта.

Поэтому давайте ещё на всякий случай вспомним, чем развязка отличается от кульминации.

Кульминация – это элемент структуры, в котором главный герой находится в наиболее опасном положении и очень ярко выходит из него, круто и даже шокирующе решает какую-то проблему или достигает цели. В кульминации зритель чётко должен увидеть, что действия героя по достижению цели увенчались успехом.

А развязка – это то, что происходит в следующий момент сразу после кульминации.

Теперь давайте разберем, в чём же роль развязки, и как она должна быть связана с кульминацией.

Значимая роль развязки

Ваш персонаж достиг своей цели: спас свою семью от бандитов, выиграл песенный конкурс или нашёл антидот для отравленной ядом матери. Какие события должны произойти дальше?

Попробуйте ответить в развязке на один или несколько из следующих вопросов:

  • что вашему герою дала кульминация?
  • что поменялось в герое, когда он достиг цели?
  • что поменялось в мире произведения после этого?
  • как герой видит себя после достижения цели?
  • как достижение цели героев повлияло на его близких?

Из ответов на эти вопросы и вытекает роль развязки в произведении.

Во-первых, развязка – это во многом и есть то, для чего вы рассказывали свою историю все предыдущие акты. В ней произойдет то, для чего герой и достигал своей цели.

Во-вторых, именно в развязке зритель считывает основное высказывание вашего произведения, которое по кусочкам выстраивали все предыдущие события. Это может произойти за счёт демонстрации изменения героя. В начале произведения герой был одним человеком, и именно в развязке герой осознает что-то или узнаёт новое о себе.

В-третьих, само достижение цели персонажем не даёт зрителю полного удовлетворения. Ему важно знать, как изменился персонаж, нашёл ли он успокоение, улучшилась ли его жизнь. Всё-таки зритель в течение всего романа, фильма или сериала эмоционально сочувствовал герою и желал ему самого лучшего.

В-четвёртых, развязка – то место, где находят мир и покой герои второстепенных линий.

Если мы говорим про полнометражный фильм или конец сериала, обязательно убедитесь, что развязка дает зрителю ответы на все поставленные сюжетом вопросы. Если же это конец эпизода шоу, дайте все ответы по вертикальной линии.

В любом случае можно уверенно сказать, что развязкой ни за что нельзя пренебрегать ни в литературе, ни в кинематографе, ведь она отвечает на основные вопросы истории.

Виды развязок

Развязка в литературе и кинематографе может быть двух видов: открытой и закрытой.

Закрытая развязка – это четкое достижение цели главным героем и момент окончательного разрешения основного конфликта. Например, Гарри Поттер в книге и одноимённом фильме “Гарри Поттер и философский камень” спасает философский камень от рук лорда Волан-де-Морта (кульминация), что мешает действиям злодея по возрождению в плоти и крови и завоеванию волшебного мира (развязка).

Открытая развязка – это развязка, которая содержит в себе ещё большую тайну или влечёт за собой ещё более опасные события. В рамках уже упомянутой франшизы в книге и фильме “Гарри Поттер и Кубок огня” как раз открытая развязка. Сама кульминация турнира трёх волшебников ясна чётко – Гарри добывает Кубок огня и побеждает в турнире.

Но развязка трагична: Гарри становится свидетелем возрождения лорда Волан-де-Морта, а это новая опасность, меняющая правила игры на долгое время вперед. Более того Седрик Дигори, соперник Гарри по турниру, погибает от действий Волан-де-Морта, но при этом все остальные не верят Гарри. Ни главный герой, ни зритель не получают завершения конфликта. Опасность нарастает, никто не знает, что делать. И остается сильное желание узнать, как это разрешится дальше. Именно эта часть литературной франшизы “Гарри Поттер” заняла пятое место в списке “200 лучших книг по версии Би-Би-Си”.

Примеры развязок в литературных произведениях

Ниже мы рассмотрим культовые произведения в литературе, оценённые во всем мире.

Сюжет романа английской писательницы Шарлотты Бронте “Джейн Эйр” повествует о судьбе девочки-сироты Джейн. Она находится в поиске себя и своего предназначения. Роман заканчивается драматическим воссоединением Джейн и уже слепого Эдварда Рочестера, хозяина, любовь которого она отвергла. Джейн осознает, что она любит его, а он – её, когда слышит его голос и слова, зовущие её сквозь пространство. Это кульминация. А развязка в этом произведении – это согласие Джейн выйти за него замуж и их благополучная семейная жизнь.

Одна из книг литературной серии “Хроники Нарнии” Клайва Льюиса “Лев, колдунья и волшебный шкаф” (снят одноимённый фильм) рассказывает о путешествии двух сестёр и двух братьев по волшебной стране Нарнии, которую они спасают от злой Белой Колдуньи. Кульминация книги – это победа детей и создателя мира Нарнии, Аслана, над злодейкой. А развязка — это коронация Питера верховным королём и правление детей Нарнией. Но композиция этой книги на самом деле кольцевая, и дети возвращаются обратно в свой мир в тот же момент времени, с которого началось их путешествие. Это тоже часть развязки.

В повести Михаила Афанасьевича Булгакова “Собачье сердца” действие происходит в 1924-ом году в Москве. Сюжет состоит на том, как выдающийся хирург, Преображенский, в ходе эксперимента создает человека из собаки, путём пересадки гипофиза. Классовый конфликт между буржуазным интеллигентом Преображенским и бывшим псом и нынешним пролетарием Шариковым, от слов доходит до огнестрельного оружия. Развязка состоит в том, что Преображенский и его ассистент возвращают Шарикову облик пса.

Примеры развязок в кино

Кульминационным моментом фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» является сражение Грома с Разумовским, т.е. Доктором. В это время подруга Грома Юлия записывает признание Разумовского злодеяниях на видео. Доктор повержен. Что происходит дальше? Развязываются линии с уличными беспорядками. Власти в фильме объявляют судебную реформу. Разумовского сажают, а Гром впервые понимает ценность своих друзей.

В фильме «Леон» герой Жана Рено героически спасает Матильду и мстит за убийство её родителей. Это кульминация. А смерть Леона и поступление Матильды в школу после этого – развязка.

Начинающему автору нужно учесть, что хорошая развязка – это залог финала, который оценят и читатели, и зрители. Одновременно с этим основа удачной завязки – интересные захватывающие конфликты.

Источник

что такое экспозиция,сюжет,завязка,кульминация,развязка. помогите плииз,

Любое художественное произведение имеет в себе запутанную нить, которую писатель и развязывает от главы к главе. Именно поэтому один из основных и обязательных элементов сюжета – это завязка (вспомним, что, например, экспозиция вовсе не является обязательной). Завязка в литературе – это то основное событие, которое и влечёт за собой все последующие действия. Она определяет собой всё то, что будет происходить в книге, являя собой замысел автора. Может присутствовать в виде одного эпизода, а может растянуться на несколько сцен.

Если же вспомнить, что любое произведение основано на конфликте (т. е. на столкновении двух точек зрения, взглядов, людей, вещей и прочее), то можно смело говорить, что завязка – это зарождение конфликта или его внезапное обнаружение. Например, вначале одной из величайших трагедий Шекспира принц Гамлет встречает призрак, который поведал ему страшную тайну. Именно в этот момент сердце принца было отравлено жаждой мести, которая и вела его от действия к действию в течение всей пьесы.

В принципе, довольно-таки чёткое определение даёт нам Свободная энциклопедия. Ссылка на это определение завязки в литературе.

Безусловно, завязка – это ключевой момент любого художественного произведения, ведь именно она является точкой отсчёта всего, о чём далее пойдёт речь. Конечно, чаще всего завязка совпадает с началом повествования, но может открываться и в самом конце. Например, только в окончании «Мёртвых душ» мы понимаем, зачем Чичиков постоянно ездил по поместьям и делал столь странные покупки.

Не следует думать, что завязка – это всегда исключительное событие, которое всё переворачивает вверх дном. Напротив, это может быть банальная сцена приезда одного героя (который потом разрушит семью и станет причиной личной трагедии). Какой-то случайный разговор в поезде, невольная встреча в магазине или нечто подобное. Одним словом, любое действие, которое мы совершаем изо дня в день, не придавая ему никакого значения. Впрочем, в этом есть особая прелесть: начать с того, что, казалось бы, не является чем-то важным и ценным. А потом – раз, — и удивить читателя тем, что он совершенно не ждал и к чему был явно не готов! Всё-таки в жизни всё взаимосвязано и играет определённую роль. Кстати, такую завязку можно смело назвать неявной. Тут ещё не присутствует никакого конфликта, однако жизнь героев несколько меняется, происходит толчок мыслей или чувств. Или того и другого вместе. Явная же завязка – это некий громкий спор, какая-нибудь потасовка, смерть и всё то, что сразу лишает привычного равновесия, открывая новые сферы размышлений. Такая завязка будет внезапной, бурной, эмоциональной. Чаще всего она не предполагает наличие экспозиции и сразу вводит читателя в курс дела. Кстати, завязка может предшествовать экспозиции (о чём уже упоминалось в предыдущей статье). Тогда она будет немотивированной.

завязка в литературе это

Как написать завязку правильно? Практические советы.

Теория относительно завязки в литературе крайне малочисленна и скромна. Гораздо сложнее даётся практика, особенно тем начинающим авторам, которые только начинают постигать премудрости текста. Давайте попробуем разобраться, какие основные моменты по поводу столь важного композиционного элемента существуют. Итак,

Завязка должна привлекать и увлекать. Если скучную и нудную экспозицию ещё можно пережить (обычно читатель терпит первые 10-15 страниц, ожидая чего-то масштабного), то пережить скучную и нудную завязку очень трудно. Можно даже сказать, что практически невозможно. Кто рискнёт читать о том, что ему совершенно неинтересно? Это значит, что ваша завязка должна быть тем ураганом, который сметает все сомнения и не оставляет читателю другого выбора, нежели как читать.

Источник

Что значит развязка сюжета

Что такое сюжет

Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.

Основные этапы развития сюжета

Экспозиция

Завязка

Развитие событий

Понятие кульминации

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

Виды сюжетов

Концентрический

В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.

В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:

Источник

Оцените статью