- Технология развивающего обучения статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Технологии развивающего обучения
- Характеристики развивающего обучения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Технология развивающего обучения Л. В. Занкова
- Технология развивающего обучения Эльконина—Давыдова
- Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе по В. Н. Зайцеву
Технология развивающего обучения
статья на тему
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvivayushchego_obucheniya.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,
А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Выделяют следующие признаки технологии обучения:
1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности
преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и
2) совокупность приемов, методов;
3) проектирование и организация процесса обучения;
4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития
личностного потенциала учащихся.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Основные характеристики педагогической технологии
Развитие личности и ее способностей
Ориентация учебного процесса
На потенциальные возможности человека и их реализацию
Вовлечение учеников в различные виды деятельности
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:
- вне деятельности нет развития;
- знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
- ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
- Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла – к опробованию – достраиванию – к решению – к действию;
- Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;
- Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
- Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;
- Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся;
- Слияние учебной и внеурочной деятельности.
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Организация учебной деятельности
в рамках технологии развивающего обучения
При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу. Методические приемы:
- Использование специально отобранного дидактического материла
- Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
- Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование «лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
- Исследовательский проект
Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:
— ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
— он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
— он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.
Источник
Технологии развивающего обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристики развивающего обучения
Развивающее обучение – это способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированный на потенциальные возможности учащегося и его всестороннее, полноценное развитие.
Развивающее обучение выстраивается таким образом, чтобы сделать процесс обучения учащихся самостоятельным. т.е. у учащихся формируют навыки самостоятельного познания и стремление к развитию.
Развивающее обучение является подходом к организации педагогического процесса, продуктивной технологией образования. Оно выстраивается с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и опорой на закономерности этого развития.
Развивающее обучение обладает следующими характеристиками:
- Опора на совместную деятельность педагога и учащихся;
- Принятие учащегося в качестве субъекта образовательного процесса;
- Обучение строится на основании планирования и проектирования педагогической деятельности;
- Создание комфортного психологического микроклимата и оптимальных условий для раскрытия природного потенциала учащихся в образовательной деятельности;
- Приобщение учащихся к различным видам и направлениям деятельности;
- Деятельностный подход к развитию учащихся, т.е. развитие возможно только в ходе определенной деятельности;
- Формирование у учащихся знаний о собственных возможностях, как условие их дальнейшего продуктивного развития;
- Проявление активности в познавательной деятельности и ориентация на ее развитие.
Теория развивающего обучения получила активное развитие во второй половине XX столетия. Основными трудами в данной области стали концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В их трудах обучение и развитие рассматриваются как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Технологии развивающего обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современная система образования основывается на теории развивающего обучения. При этом, были разработаны различные технологии развивающего обучения, которые ориентированы на развитие самостоятельной личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в социальном пространстве, наделенной нравственными ориентирами деятельности, волевыми и эстетическими качествами.
Рисунок 2. Технологии развивающего обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технология развивающего обучения Л. В. Занкова
Технология развивающего обучения, предложенная Занковым, была основана на следующих принципах построения учебной деятельности на любом ее уровне и этапе:
- Высокий уровень сложности учебной деятельности. Только преодоление трудностей, стремление к достижению цели помогает раскрыть природный потенциал учащихся.
- Самостоятельное осознание учащимися хода своей интеллектуальной деятельности.
- Приоритетная позиция научной теории.
- Обучение основывается на опоре на эмоциональную сферу личности. Это означает, что обучение должно вызывать эмоции у учащихся. Положительные эмоции мотивируют к учебной деятельности, стимулируют к активному познанию.
- Педагог помогает развиваться каждому учащемуся, учитывая его потенциальные возможности.
Развивающее обучение Занкова основывается на создании условий для активизации познавательной деятельности учащегося. Для этого, обучение строится на основе самостоятельной деятельности учащихся и их эмоциональных переживаний.
Технология развивающего обучения Эльконина—Давыдова
Данная технология основывается на формировании теоретического мышления учащихся. Они учатся видеть процессы и явления окружающего мира и отражать свой взгляд на них в словесной форме.
Образовательный процесс выстраивается на основании организации на каждом учебном занятии коллективной мыслительной деятельности. Для этого, применяются методы дискуссии, а также делового обсуждения учащихся. Также, технология развивающего обучения Эльконина—Давыдова опирается на методы проблемного обучения при построении образовательной деятельности.
Оценка учебных успехов учащихся реализуется, исходя из их потенциальных возможностей. Она отражает уровень индивидуального развития учащегося и его продвижения в учебной деятельности.
Учебная деятельность носит целенаправленный характер. Она ориентирована на получение внутренних итогов развития учащегося, т.е. развитие его теоретического мышления и интеллектуальных способностей. Суть такого обучения заключается в проявлении активности учащегося в ходе познания, ориентированной на собственное изменение, преобразование своей личности, развитие своих навыков и способностей.
Учебные задачи предлагаются педагогом в качестве проблемных ситуаций, которые стимулируют учащихся к поиску путей их разрешения. Поиск решения проблем является путем вывода личности на путь развития.
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе по В. Н. Зайцеву
Данная технология основывается на концепции развивающего обучения. Она предполагает построение образовательной деятельности на основании преемственности всех уровней обучения т.е. дошкольного образования, начального школьного, среднего школьного, обучение в старшей школе.
В основе данной технологии лежит развитие чтения младших школьников, как ведущий фактор успеваемости учащихся.
Обучение, основанной на данной технологии, выстраивается в соответствии со следующими принципами:
- Разделение учебного года учащихся начальной школы на три четверти.
- Организация дополнительных занятий в течение школьных каникул или выполнение коротких упражнений дома.
- Мотивация учащихся к познавательной деятельности, посредством устранения негативных отметок. Деятельность учащихся начальной школы оценивается только «отлично» и «хорошо».
- Стимулирование развития положительных эмоций учащихся от учебной деятельности за счет применения игровых технологий обучения и положительных отметок.
- Развитие навыков осмысленного чтения т.е. понимание содержания текста и умения выделить основную мысль.
- Подготовка дошкольников к начальной школе: дети должны освоить навыки работы по инструкции, уметь слушать и пересказывать тексты, копировать рисунки, владеть навыками элементарного счета, знать алфавит.
Источник