Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда»
Ирина Применко
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда»
«Развивающая предметно пространственная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».
Развивающая предметно — пространственная среда в ДОУ.
Вопрос создания развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Среда развития ребенка в структуре ФГОС — это комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, социально – бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого – педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
Развивающая предметно — пространственная среда — это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья. Успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Формирование развивающей среды – динамичный процесс, который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе.
Цель развивающей среды — обеспечивать своим содержанием не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, способствуя обогащению ее содержания, обеспечивая через механизмы «зоны ближайшего развития» его дальнейшую перспективу.
Предметно развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту, она должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Предметно – развивающая среда несет в себе огромные возможности воздействия на ребенка, она воспитывает и развивает его.
Развивающая среда должна обеспечивать:
• реализацию образовательной программы;
• необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;
• учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей;
Предметно-пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие.
Окружающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяющих не только объединить, но и рассредоточить детей. Окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно — развивающей, пространственной средыследует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав – количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье. Только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей,мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Таким образом, сказанное позволяет понять, что нужно учитывать при организации развивающей предметно-пространственной среды для детей.
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Предметно-пространственная развивающая среда в.
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО» Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Предметный мир детства — это среда развития всех специфически детских видов деятельности.
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДО в соответствии с ФГОС для успешной реализации ОП до» Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,.
Предметно-пространственная развивающая среда группы Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией.
Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная организованным пространством, материалами, оборудованием.
Развивающая предметно-пространственная среда Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована.
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда» Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный.
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда» Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.
Развивающая предметно пространственная среда Развивающая предметно – пространственная среда средней группы «Зайчата» Создавая развивающую предметно — пространственную среду для детей,.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.
Источник
Развивающая предметно-пространственная среда
Тамара Минина
Развивающая предметно-пространственная среда
В дошкольной педагогике под термином предметно- развивающая среда понимается «комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических эргономических, эстетических, психолого- педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Развивающая предметно-пространственная среда — это
специфические образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п. в сочетании с определенными принципами разделения
Образовательная среда — должна обеспечивать
полноценное развитие личности детей во всех основных
образовательных областях,а именно: в сферах социально-
коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-
эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения
к миру, к себе и к другим людям,
Образовательная среда —
1. Гарантирует охрану и укрепление физического и
психического здоровья детей;
2. Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;.
Способствует профессиональному развитию
Создает условия для развивающего вариативного
5. Обеспечивает открытость дошкольного образования;
6. Создает условия для участия родителей (законных
представителей) в образовательной деятельности.
Требования к развивающей предметно-пространственной
среде:
обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала пространства группы, а также на участке для прогулок
(материалов, оборудования инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и
коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда
-возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения;
-реализацию различных образовательных программ;
-в случае организации инклюзивного образования —
необходимые для него условия;
-учет национально-культурных, климатических условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность;
Учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда
Насыгценностъ среды должна соответствовать
возрастным возможностям детей и содержанию программы: образовательное пространство оснащено
средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими, соответствующими материалами, в том числе
расходным игровым, спортивным,оздоровительным: оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой программы); организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании на участке)обеспечивают:
-игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной
и мелкой моторики, — участие в подвижных играх и
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей;
Транспортируемость пространства — возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся |интересов и возможностей детей.
Поли функциональность материалов:
«возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в группе
полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-
заместителей в детской игре).
Вариативность среды:
наличие в группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды:
-доступность для воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалид о в, всех помещений, где осуществляется образовательная, деятельность;
-свободный доступ детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
-исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды —
соответствие. всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования. .
Наполняя группу предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый
материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты
и т. д.). Приветствуется и активное участие детей в создании
развивающей среды (использование детских работ в
оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и
Подбирая развивающие материалы, нужно показывать ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними. Продумывая разные задания по работе с материалами. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей.
Задания должны учитывать уровень развития ребенка.
Основная задача организации предметно-развивающей среды —
создание условий для проявления ребенком самостоятельности
и активности, поэтому моя роль состоит в том, чтобы
стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую
Другая задача состоит в том, чтобы у детей была
возможность реорганизовывать свои интересы в совместной
деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки
развития социальных способностей — умения договариваться, находить компромисс, распределять активность, выполнять
разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку.
В группе среднего дошкольного возраста выделены следующие центры развития:
3) чтения художественной литературы;
5) сюжетно — ролевых игр;
6) сенсорного и математического развития;
7) настольно — печатных игр;
8) изо деятельности;
Предметно-пространственная развивающая среда. Условием для полноценного развития старшего дошкольника является формирование среды, способствующей раскрытию его потенциала. Развивающая.
Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД. Основная задача тем по безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у.
Развивающая предметно-пространственная среда Развивающую предметно-пространственную среду (РППС, создаю с учетом ФГОС ДО, основной образовательной программой МДОУ «Березка», которая.
Развивающая предметно — пространственная среда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Развивающая предметно – пространственная среда.
Развивающая предметно пространственная среда Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития.
Развивающая предметно-пространственная среда В детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, которая в полной мере отвечает требованиям федерального государственного.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы «Цветик-семицветик». Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему.
Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно — пространственная среда — это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве,.
Пространственная предметно-развивающая среда Пространственная предметно-развивающая среда При организации пространственной предметно-развивающей среды пользуюсь старым пособием Игрушки.
Источник