Что значит развитие ребенка младшего школьного возраста

Основные этапы развития младших школьников

В начальной школе, в возрасте 7-11 лет дети совершают большие скачки в развитии и познании, они начинают слышать себя и учатся ладить с другими. В этой статье мы собрали подробную информацию о типичных этапах развития младших школьников в возрасте 7- 11 лет.

  • Влияние сверстников играет все большую роль в отношениях детей в младшем школьном возрасте.
  • Первоклассники, как правило, становятся лучше в совершенствовании своих бытовых навыков
  • Во втором и третьем классах дети начинают понимать более сложные идеи, такие как причина и следствие.
  • Десятилетние и 11-летние дети все больше заинтересованы в том, чтобы проводить время с друзьями.
  • В четвертом-пятом классах многие дети начинают общаться с более невербальным языком, например, позой и тоном голоса.

Физическое развитие

Первоклассники обычно начинают год нескоординированным и неуклюжим, потому что большие мышцы рук и ног лучше развиты, чем мелкая моторика, используемая для небольших движений.

В возрасте 7 и 8 лет ваш ребенок продолжает работать над совершенствованием своих физических навыков. Моторный контроль и выносливость могут улучшиться.

В возрасте 11 или 12 лет девочки и мальчики начинают развиваться с разной скоростью. Девочки имеют тенденцию к росту в возрасте от 9 до 11 лет, в то время как мальчики активно растут в возрасте от 11 до 12 лет.

Рекомендации для родителей:

  • Тренируйте мелкую моторику: для этого можно тренироваться с ножницами, научить ребенка плести браслеты из бисера или резиночек, ежедневно тренировать письмо, учить ребенка завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии
  • Следите за аппетитом ребенка и помните, что ему нужно больше времени для сна
  • Танцуйте с музыкой, возможно, даже добавляя крутые движения, такие как вращение на месте, не двигаясь с одного места

Когнитивное развитие

В младшем школьном возрасте формируется умение мыслить и умение решать проблемы. Дети склонны говорить на более взрослом уровне и начинают проявлять интерес к конкретным видам деятельности, которые их интересуют. Большинство детей в возрасте возрасте 7-9 лет:

  • Ищут причины, лежащие в основе вещей; задают вопросы для получения дополнительной информации
  • Способны понимать причину и следствие и делать более глубокие связи (например, понимают 6 + 2 = 8, затем 8 — 6 = 2)
  • Начинаю планирование вперед; могут создать рисунок чего-либо для построения или план для эксперимента
  • Увеличивают время внимания; могут сидеть и обращать внимание на то, что их интересует, по крайней мере, 30-45 минут
  • Любят коллекционировать вещи

Дети 3-4 классов обычно начинают больше думать об абстрактных идеях, а не о вещах, которые они могут наблюдать. Улучшается умение организовывать мысли и планировать. Тем не менее, вашему ребенку все еще сложно сортировать факты из мнений. Большинство детей:

  • Понимают, что мысли являются частными и люди видят других иначе, чем сами себя
  • Начинают прогнозирование последствий действия
  • Могут спорить не только с одной стороной проблемы
  • Начинают использовать социальные сети, друзей и новости, чтобы получать информацию и сформировать мнения
  • У них развивается чувство ответственности; они могут следить за младшими братьями и сестрами и все больше помогать по дому
  • Начинают понимать, как все связано; могут понять последствия изменения климата, например, или как поведение или настроение одного человека в доме может повлиять на всех остальных

Языковое развитие

В течение этого периода развитие языка обычно продолжается неуклонно. Словарь растет, и дети начинают проверять слова, которые они прочитали, но не услышали. К концу третьего класса большинство детей могут делать следующее:

  • Понимают, что они читают, и начинают двигаться от «обучения чтению» к «чтению, чтобы учиться»,
  • Изучают лексику через чтение
  • Начинают играть со словами, чтобы делать каламбуры; понимать шутки и загадки
  • Используют «плохие» слова для ударной ценности
  • Используйте письмо как способ выразить чувства, рассказать истории и обобщить информацию

Социальные и эмоциональные вехи

Младшие школьники могут быть немного грубыми социально и эмоционально.

Дети начинают сужаться до нескольких хороших друзей, но эти дружеские отношения могут быстро измениться. К концу третьего класса большинство детей:

  • Испытывают моменты крайней незащищенности и нуждаются в большом поощрении от родителей
  • Часто меняют свое настроение
  • Испытывают ощущение, что все против них, а затем могут быстро вернуться в состояние, что все просто отлично

Дети в возрасте 10-11 лет имеют очень активную социальную и эмоциональную жизнь. В этом возрасте ваш ребенок может изо всех сил пытаться найти свои таланты, одновременно пытаясь выглядеть как все. Дети в этом возрасте часто:

  • Не уверены в себе и изменениях в своем телах
  • Имеют перепады настроения и низкую самооценку (это проявляется более выражено у девочек).
  • Проверяют родителей и учителей на прочность, пытаясь выяснить, какие правила являются предметом переговоров, а какие нет
  • Все более независимы от семьи и у них растет интерес к своим друзьям
  • Может столкнуться с сильным давлением со стороны сверстников и трудно сопротивляться, если у них проблемы с самооценкой

Рекомендации для родителей:

  • Начните видеть вещи с других точек зрения и включите их в повседневную жизнь
  • Поддерживайте ребенка
  • Проводите совместное время досуга и личное время с каждым ребенком
  • Воспитывайте не словом, а примером
  • Говорите детям, что любите их и гордитесь ими
  • Скажите, что ребенок может вам доверять
  • Развивайте ребенка, не зацикливайте развитие на посещении только школьных занятий и игр в планшет.

Этапы развития младших школьников типичны, но помните, что дети развиваются в своем собственном темпе. Если вы обеспокоены развитием своего ребенка, рекомендуем лично поговорить со своим врачом или учителем. И школа, и врач могут помочь вам разработать план, куда идти дальше. Полезно и важно общаться с другими родителями и предупреждать возможные сложности.

Именно для предупреждения возможных сложностей и для того, что бы в системе развивать младших школьников, создан клуб Гениальных детей.

Клуб развития ребенка — это школа развития вашего ребенка прямо у вас дома. Это 365 полезных занятий по семи сферам развития:

В основу Концепции годовой программы и названий дней развития легли увлекательные книги для детей.
Все 365 дней клуба — это 365 детских книг и историй, порой невероятных, сказочных, порой волшебных, часто не выдуманных.

Каждый день — новая книга и приключение. А какое задание скрыто за ее названием, узнают участники клуба Гениальных детей.

Путешествие в страну развития ждет вас не выходя из дома.

Зачем записывать ребенка в клуб гениальных детей?

— Для развития памяти и внимания
— Чтобы ребенок подготовился к школе или стал лучше учиться
— Всестороннее развитие и общее развитие
— Расширение кругозора за пределами школьной программы
— Разностороннее развитие в одном месте
— Регулярное получение знаний с удовольствием
— Подготовка к школе, обучение важным жизненным навыкам
— Показать, что обучение может быть в радость.
— Показать, чтоо получать знания необходимо не для оценки, а для себя и для применения их в повседневный жизни.

Каков формат клуба?

В течение целого года на почту будут приходить видео-уроки, на разные сферы развития наших детей. Уроки в формате видео-заданий отправляются ежедневно один раз в день в 12 часов дня.

Итогом выполнения задания могут быть — видео-ролики, снятые детьми на заданную тему, рисунки, ответы к задачам или головоломкам, мнение ребенка или изобретения.

Уроки можно делать ежедневно, или выполнять все задания один раз в неделю.

Вам останется лишь подключить ребенка к системе и показать, как загружать ответы. Это не только полноценная школа развития у вас дома, но и уникальная возможность познакомиться с другими ребятами и родителями, подружиться и поверить в себя.

Будут ли ежедневно проверяться уроки?

Ежедневно уроки проверяться не будут, будут выборочные проверки и ответы детям. Мы данным образом обучаем детей делать не потому что «проверят и сделают а-та-та», а потому что самому нравится и хочется.
Воспитанные постоянной проверкой в школе, в институте дети получают свободу и не умеют работать, когда нет постоянных проверок. В итоге из-за свалившейся свободы дети отчисляются с первых курсов повсеместно.

Однако наша команда будет проверять и комментировать работы детей с большим удовольствием.

Оплата за клуб единовременная за год обучения и 365 развивающих уроков по всем семи сферам. Никаких дополнительных оплат за продление доступа не потребуется

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

В психологии – детской и педагогической, одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.

Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).

В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.

Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.

З.Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 — 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;

2) дооперативный (2 — 7 лет);

3) период конкретного мышления (7 — 11 лет);

4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 — 18 лет и далее)

На возраст 7 — 11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.

Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина).

В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.

Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.

Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.

Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.

Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.

1. В.С. Мухина, Возрастная психология. — 4-е изд., — М.: Academia, 1999. — 456 с.

2. Н. Семаго, М. Семаго, Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.

3. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

4. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

5. П.П. Блонский, Психология младшего школьника. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 575с.

Источник

Читайте также:  Что значит с пикабу или нет
Оцените статью