Что значит разумное начало

Содержание
  1. Что значит разумное начало
  2. Теория Платона о трех частях души
  3. РАЗУМНОЕ НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ
  4. Значение словосочетания «разумное начало»
  5. Значение слова «разумный&raquo
  6. Значение слова «начать&raquo
  7. Делаем Карту слов лучше вместе
  8. Ассоциации к слову «разумный&raquo
  9. Ассоциации к слову «начать&raquo
  10. Синонимы к словосочетанию «разумное начало&raquo
  11. Предложения со словосочетанием «разумное начало&raquo
  12. Цитаты из русской классики со словосочетанием «разумное начало»
  13. Сочетаемость слова «разумный&raquo
  14. Сочетаемость слова «начать&raquo
  15. Понятия, связанные со словосочетанием «разумное начало»
  16. Афоризмы русских писателей со словом «разумный&raquo
  17. Отправить комментарий
  18. Дополнительно
  19. Значение слова «разумный&raquo
  20. Значение слова «начать&raquo
  21. Предложения со словосочетанием «разумное начало&raquo
  22. Синонимы к словосочетанию «разумное начало&raquo
  23. Ассоциации к слову «разумный&raquo
  24. Ассоциации к слову «начать&raquo
  25. Сочетаемость слова «разумный&raquo
  26. Сочетаемость слова «начать&raquo
  27. Морфология
  28. Правописание
  29. Карта слов и выражений русского языка

Что значит разумное начало

Что такое разум? Что бы мы ни определяли, мы определяем всегда только разумом. И потому чем же будем определять разум?

Если мы все определяли разумом, то разум по этому самому мы определять и не можем. Но мы все не только знаем разум, но только одного его знаем несомненно и знаем одинаково.

Достоинство человека — в том духовном начале, которое называется иногда разумом, иногда совестью. Начало это, поднимаясь выше местного и временного, содержит несомненную истину и вечную правду. В среде несовершенного оно видит совершенство. Начало это всеобще, беспристрастно и всегда в противоречии со всем тем, что пристрастно и себялюбиво в человеческой природе. Это начало властно говорит каждому из нас, что ближний наш столь же драгоценен, как и мы, и что его права столь же священны, как и наши. Оно велит нам воспринимать истину, как бы она ни противна была нашей гордости, и быть справедливым, как бы это ни было невыгодно нам. Оно же, это начало, призывает нас к тому, чтобы любовно радоваться всему тому, что прекрасно, свято и счастливо, в ком бы мы ни встретили эти свойства. Начало это есть луч божества в человеке.

Читайте также:  Что значит выучить меню официанту

Все, что мы знаем, мы знаем через разум. И потому не верь тем, которые говорят, что не надо следовать разуму. Те, которые говорят так, подобны людям, которые советовали бы затушить свет единственного фонаря, руководящего нами во мраке.

Мы должны доверять своему разуму. Это — правда, которую не надо и не должно скрывать. Вера в силу разума лежит в основании всякой другой веры. Нельзя верить в Бога, если мы умаляем значение той способности, посредством которой мы познаем Бога. Разум есть та самая способность, к которой только и обращено откровение. Только разумом откровение может быть понято. Если после добросовестного и беспристрастного использования наших лучших способностей известное вероучение кажется нам противоречивым и несогласным с главными принципами, в которых мы не сомневаемся, мы несомненно должны воздержаться от веры в это учение. Я более убежден в том, что моя разумная природа от Бога, чем в том, что какая-либо книга есть выражение Его воли.

Разум открывает человеку смысл и значение его жизни.

Разум дан не на то, чтобы научить человека любить Бога и ближнего. Это вложено помимо разума в сердце человека. Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь и что истина. А стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно.

Заблуждения и несогласия людей в деле искания и признания истины происходят не от чего иного, как от их недоверия к разуму; вследствие этого жизнь человеческая, руководимая обычаями, преданиями, модами, суевериями, предрассудками, насилием и всем, чем угодно, кроме разума, течет сама по себе, а разум существует сам по себе. Часто бывает и то, что если мышление и применяется к чему-нибудь, то не к делу искания и распространения истины, а к тому, чтобы во что бы то ни стало оправдать и поддержать обычаи, предания, моды, суеверия, предрассудки.

Читайте также:  Что значит любить родную землю

Заблуждения и несогласия людей в деле признания единой истины — не оттого, что разум у людей не один или не может показать им единую истину, а оттого, что они не верят в него.

Если бы они поверили в своей разум, то нашли бы способ сверять показания разума в себе с показаниями его в других. А нашедши этот способ взаимной проверки, убедились бы, что разум один во всех, и подчинились бы его велениям.

Разум один во всех людях. Общение людей, воздействие их друг на друга основано на разуме. Для каждого человека обязательно требование единого во всех разума.

Насколько человек правдив, настолько он божественен; неуязвимость, бессмертие, величие божественности входят в человека вместе с его правдивостью.

Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затемняющих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не верит разуму, тот истинно несчастен.

Одна из главных обязанностей человека состоит в том, чтобы заставить светить во всю силу то светлое начало разума, которое мы получаем от неба.

Я прославляю христианство потому, что оно расширяет, усиливает и возвышает мою разумную природу. Если бы я не мог оставаться разумным, будучи христианином, то я отказался бы от христианства. Я чувствую себя обязанным пожертвовать ради христианства собственностью, славой, жизнью, но ни для какой религии я не могу жертвовать тем разумом, который возвышает меня над животным и делает меня человеком. Я не знаю большего святотатства, как отречение от высшей способности, полученной от Бога. Поступая так, мы умышленно противимся тому божественному началу, которое живет в нас. Разум есть высшее выражение нашей мыслящей природы. Он соответствует единству Бога и вселенной и стремится сделать душу отражением, зеркалом высшего единства.

Человек, который не знал бы, что глаза могут видеть, и который никогда не раскрывал бы их, был бы очень жалок. Но еще более жалок тот человек, который не понимает, что ему дан разум для того, чтобы спокойно переносить всякие неприятности. С помощью разума мы можем справиться со всеми неприятностями. Непереносимых неприятностей разумный человек не встретит в жизни: для него их нет. А между тем как часто, вместо того чтобы смотреть прямо в глаза какой-нибудь неприятности, мы малодушно стараемся увернуться от нее. Не лучше ли радоваться тому, что Бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить Его за то, что Он подчинил нашу душу только тому, что от нас самих зависит? Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. Он, по благости Своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, — разумению нашему.

Разум дан нам Богом для служения Ему. И потому надо соблюдать его во всей чистоте, так, чтобы он мог всегда отличать истину от лжи.

Свободен человек только тогда, когда он в истине. Истина же открывается разумом.

Источник

Теория Платона о трех частях души

В известных диалогах «Государство» и «Федр» Платон описывает свое понимание рационального и духовного начал. Он выделяет три начала души: разумное, яростное и страстное.

1. Разумное начало обращено на познание и сознательную деятельность, отвечает за принятие взвешенных решений, умение отличать истинное от ложного, настоящее от мнимого.

2. Яростное начало отвечает за желания человека, когда он жаждет победы и славы. Если человек обладает справедливой душой, яростное начало укрепляет разум, и тот ведет человека. Волнения яростного начала провоцируют гнев и ощущение несправедливости.

3. Страстное начало отвечает за основные потребности и желания, например чувство голода или жажды. При этом аппетит может оборачиваться неразумным желанием или вожделением, например обжорством или сексуальной невоздержанностью.

Для объяснения трех начал души Платон рассматривает три разных сословия справедливого общества: сословие воспитателей (высшее), сословие воинов (стражей) и сословие кормильцев (прочих граждан). По Платону, разумное начало должно управлять решениями человека, яростное – помогать разуму, а страстное – подчиняться. Добившись правильного взаимоотношения между тремя началами души, человек достигнет личной справедливости.

Также Платон считал, что в идеальном обществе разумное начало представлено высшим сословием (философы, управляющие обществом), яростное – стражами (воины, обеспечивающие подчинение остального общества высшему сословию), а страстное – кормильцами (рабочие и торговцы).

Источник

РАЗУМНОЕ НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ

Что такое разум? Что бы мы ни определяли, мы определяем всегда только разумом. И потому чем же будем определять разум?

Если мы все определяли разумом, то разум по этому самому мы определять и не можем. Но мы все не только знаем разум, но только одного его знаем несомненно и знаем одинаково.

Достоинство человека – в том духовном начале, которое называется иногда разумом, иногда совестью. Начало это, поднимаясь выше местного и временного, содержит несомненную истину и вечную правду. В среде несовершенного оно видит совершенство. Начало это всеобще, беспристрастно и всегда в противоречии со всем тем, что пристрастно и себялюбиво в человеческой природе. Это начало властно говорит каждому из нас, что ближний наш столь же драгоценен, как и мы, и что его права столь же священны, как и наши. Оно велит нам воспринимать истину, как бы она ни противна была нашей гордости, и быть справедливым, как бы это ни было невыгодно нам. Оно же, это начало, призывает нас к тому, чтобы любовно радоваться всему тому, что прекрасно, свято и счастливо, в ком бы мы ни встретили эти свойства. Начало это есть луч божества в человеке.

Все, что мы знаем, мы знаем через разум. И потому не верь тем, которые говорят, что не надо следовать разуму. Те, которые говорят так, подобны людям, которые советовали бы затушить свет единственного фонаря, руководящего нами во мраке.

Мы должны доверять своему разуму. Это – правда, которую не надо и не должно скрывать. Вера в силу разума лежит в основании всякой другой веры. Нельзя верить в Бога, если мы умаляем значение той способности, посредством которой мы познаем Бога. Разум есть та самая способность, к которой только и обращено откровение. Только разумом откровение может быть понято. Если после добросовестного и беспристрастного использования наших лучших способностей известное вероучение кажется нам противоречивым и несогласным с главными принципами, в которых мы не сомневаемся, мы несомненно должны воздержаться от веры в это учение. Я более убежден в том, что моя разумная природа от Бога, чем в том, что какая‑либо книга есть выражение Его воли.

Разум открывает человеку смысл и значение его жизни.

Разум дан не на то, чтобы научить человека любить Бога и ближнего. Это вложено помимо разума в сердце человека. Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь и что истина. А стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно.

Заблуждения и несогласия людей в деле искания и признания истины происходят не от чего иного, как от их недоверия к разуму; вследствие этого жизнь человеческая, руководимая обычаями, преданиями, модами, суевериями, предрассудками, насилием и всем, чем угодно, кроме разума, течет сама по себе, а разум существует сам по себе. Часто бывает и то, что если мышление и применяется к чему‑нибудь, то не к делу искания и распространения истины, а к тому, чтобы во что бы то ни стало оправдать и поддержать обычаи, предания, моды, суеверия, предрассудки.

Заблуждения и несогласия людей в деле признания единой истины – не оттого, что разум у людей не один или не может показать им единую истину, а оттого, что они не верят в него.

Если бы они поверили в своей разум, то нашли бы способ сверять показания разума в себе с показаниями его в других. А нашедши этот способ взаимной проверки, убедились бы, что разум один во всех, и подчинились бы его велениям.

Разум один во всех людях. Общение людей, воздействие их друг на друга основано на разуме. Для каждого человека обязательно требование единого во всех разума.

Насколько человек правдив, настолько он божественен; неуязвимость, бессмертие, величие божественности входят в человека вместе с его правдивостью.

Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затемняющих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не верит разуму, тот истинно несчастен.

Одна из главных обязанностей человека состоит в том, чтобы заставить светить во всю силу то светлое начало разума, которое мы получаем от неба.

Я прославляю христианство потому, что оно расширяет, усиливает и возвышает мою разумную природу. Если бы я не мог оставаться разумным, будучи христианином, то я отказался бы от христианства. Я чувствую себя обязанным пожертвовать ради христианства собственностью, славой, жизнью, но ни для какой религии я не могу жертвовать тем разумом, который возвышает меня над животным и делает меня человеком. Я не знаю большего святотатства, как отречение от высшей способности, полученной от Бога. Поступая так, мы умышленно противимся тому божественному началу, которое живет в нас. Разум есть высшее выражение нашей мыслящей природы. Он соответствует единству Бога и вселенной и стремится сделать душу отражением, зеркалом высшего единства.

Человек, который не знал бы, что глаза могут видеть, и который никогда не раскрывал бы их, был бы очень жалок. Но еще более жалок тот человек, который не понимает, что ему дан разум для того, чтобы спокойно переносить всякие неприятности. С помощью разума мы можем справиться со всеми неприятностями. Непереносимых неприятностей разумный человек не встретит в жизни: для него их нет. А между тем как часто, вместо того чтобы смотреть прямо в глаза какой‑нибудь неприятности, мы малодушно стараемся увернуться от нее. Не лучше ли радоваться тому, что Бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить Его за то, что Он подчинил нашу душу только тому, что от нас самих зависит? Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. Он, по благости Своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, – разумению нашему.

Разум дан нам Богом для служения Ему. И потому надо соблюдать его во всей чистоте, так, чтобы он мог всегда отличать истину от лжи.

Свободен человек только тогда, когда он в истине. Истина же открывается разумом.

Источник

Значение словосочетания «разумное начало»

Значение слова «разумный&raquo

РАЗУ́МНЫЙ , —ая, —ое; —мен, —мна, —мно. 1. Обладающий разумом. Разумное существо. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «начать&raquo

НАЧА́ТЬ , —чну́, —чнёшь; прош. на́чал, —ла́, —ло; прич. страд. прош. на́чатый, —чат, -а́, -о; сов. (несов. начинать). 1. перех. или с неопр. Приступить к какому-л. действию. Начать лекцию. Начать репетицию. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова накачка (существительное):

Ассоциации к слову «разумный&raquo

Ассоциации к слову «начать&raquo

Синонимы к словосочетанию «разумное начало&raquo

Предложения со словосочетанием «разумное начало&raquo

  • Они думали, что, зная разумные начала людей, можно обеспечить становление царства просвещения, нравственности, искусства и науки.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «разумное начало»

  • И не возникла ли сама ошибка рационалистического сознания и отделение мыслящего субъекта от бытия из той неосознанной истины, что в основе бытия лежит Логос, разумное начало ?

Сочетаемость слова «разумный&raquo

Сочетаемость слова «начать&raquo

Понятия, связанные со словосочетанием «разумное начало»

Афоризмы русских писателей со словом «разумный&raquo

  • Человек должен уметь ценить природу.…Относиться к природе как к равному — разумно и вдохновенно.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «разумный&raquo

РАЗУ́МНЫЙ , —ая, —ое; —мен, —мна, —мно. 1. Обладающий разумом. Разумное существо.

Значение слова «начать&raquo

НАЧА́ТЬ , —чну́, —чнёшь; прош. на́чал, —ла́, —ло; прич. страд. прош. на́чатый, —чат, -а́, -о; сов. (несов. начинать). 1. перех. или с неопр. Приступить к какому-л. действию. Начать лекцию. Начать репетицию.

Предложения со словосочетанием «разумное начало&raquo

Они думали, что, зная разумные начала людей, можно обеспечить становление царства просвещения, нравственности, искусства и науки.

Было более разумным начать это путешествие как можно раньше и не оттягивать время прощания.

Речь здесь, по-видимому, идёт о тезисе, утверждающем разумное начало природы.

Синонимы к словосочетанию «разумное начало&raquo

Ассоциации к слову «разумный&raquo

Ассоциации к слову «начать&raquo

Сочетаемость слова «разумный&raquo

Сочетаемость слова «начать&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Оцените статью