Что значит размеры рисунка

Как измерить пропорции при помощи карандаша?

Кто хоть раз наблюдал в своей жизни как людей учат рисовать, вероятно, видел, что художники иногда как-то по-особому держат карандаш в вытянутой руке, прищуриваясь при этом. Это означает, что художник измеряет пропорции изображаемого предмета. Как известно, пропорции — это соотношение размеров частей единого целого. Чтобы измерить эти размеры художники наводят карандаш на изображаемый объект. Например, кончик карандаша может совпадать с верхушкой предмета, а большой палец на карандаше будет находиться на уровне его дна. Рука при этом должна быть выпрямлена в локте. Таким образом, карандаш в руке художника становится измерительной линейкой. Существуют два основных вида таких измерений:

  • измерение «Сравнение»;
  • измерение «Уровень».

А теперь рассмотрим подробнее каждый из этих способов.

«Сравнение»

Представьте, что вы рисуете натюрморт, в котором есть кувшин. Чтобы он получился похожим на себя, нужно сравнить его верхнюю и нижнюю части. Что больше? Для этого мы наводим карандаш на натюрморт, а точнее на кувшин. Фиксируем пальцем отрезок карандаша, соответствующий высоте верхней части кувшина. Затем наводим этот отрезок на нижнюю часть. Смотрим — что длиннее — этот отрезок карандаша или нижняя часть кувшина. Также определяем на сколько именно длиннее. Таким образом можно точно понять величины различных частей предмета. Но не забудьте, это измерение следует производить только на вытянутой руке, выпрямленной в локте. Если не соблюдать этого условия измерение будет неверным. Ведь по мере приближения карандаша к глазу (согнутая рука) он становится крупнее. А значит наш «измерительный прибор» будет менять свой размер и не сможет служить эталоном, по которому можно сравнивать величины.

Читайте также:  Что значит имя азнив

Кувшин в натюрморте — это самое простое, что можно измерять этим способом. Например, в рисовании портрета художники могут определять длину ног по отношению к длине туловища, сравнивать ширину плеч с размером головы и т. д. В пейзаже часто сравнивают размеры деревьев, расстояния между объектами в пейзаже, расстояния от линии горизонта до первого плана и до второго и т. д.

«Уровень»

Среди строительных инструментов есть такое приспособление с названием «уровень». Предназначен он для того, чтобы определять наклон поверхности относительно земли (горизонта). Например — ровно ли находится стол, не будут ли с него скатываться предметы — определяется этим устройством.

Подобное измерение происходит когда художники определяют в рисунке наклон линий относительно горизонта. К примеру, Вы рисуете стол, на котором стоит натюрморт. Как его поверхность расположена относительно листа — горизонтально или по диагонали? Если по диагонали, то определить угол его поворота можно сравнивая стол с горизонтом. А поможет в этом, опять же, знакомый нам инструмент — карандаш. Держим его параллельно горизонту и в таком же положении перемещаем его к поверхности стола. Сравниваем направление карандаша и направление поворота столешницы. Угол ее наклона будет очевиден.

На практике, использование карандаша в качестве инструмента для измерений довольно удобно. В рисунке художнику необходимо постоянно сравнивать размеры изображаемых предметов. От этого во многом зависит успех. И начинающим в этом отношении очень помогают вышеописанные способы измерений. Однако, по мере накопления опыта, у человека развивается хороший глазомер. И тогда все сравнения и измерения начинают происходить в уме. Но и в этом случае, иногда, карандаш может прийти на помощь как очень удобная «измерительная палочка-выручалочка».

Источник

Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

Содержание:

  • Введение
  • Рисунок — важнейшая область художественного творчества
  • Материалы и принадлежности для рисования
  • Графитный карандаш
  • Перо и тушь
  • Однотонная акварель
  • Бумага
  • Виды рисунка
  • Композиция рисунка
  • Понятие о перспективе
  • Работа над рисунком
  • Техника рисунка
  • Практическое значение рисования растений
  • Зарисовки листьев разных растений
  • Зарисовки цветов
  • → Понятие о пропорциях предметов
  • Построение каркасов куба, призмы, цилиндра, конуса
  • Понятие об объемной форме предметов
  • Тоновой рисунок
  • Рисунок куба
  • Рисунок цилиндра
  • Рисунок шара
  • Рисование натюрморта
  • Рисунок орнамента
  • Рисунок розетки
  • Рисование с натуры классической гипсовой вазы
  • Основы декоративного рисования
  • Рисунок в декоративно-прикладном искусстве
  • Практическое значение рисования головы человека
  • Рисунок слепка губ
  • Рисунок слепка носа
  • Рисунок слепка глаза
  • Анатомическая характеристика черепа человека
  • Тоновой рисунок черепа человека
  • Анатомическая характеристика мышц головы человека
  • Тоновой рисунок экорше головы человека
  • Рисование с натуры гипсовой модели головы человека (античная скульптура)
  • Памятка рисовальщику

Понятие о пропорциях предметов

Любое правдивое изображение какого-либо предмета передает в рисунке или картине его основные, характерные признаки, понятные зрителю.

Если задать себе вопрос, по каким внешним особенностям зритель узнает изображение, долго искать ответ на него не придется. Каждому из нас понятно, что «узнавание» изображения происходит благодаря переданным художником в произведении именно основным, характерным признакам предметов или явлений. Безусловно, такой передаче признаков способствуют многие факторы реалистического изображения: перспективные построения, светотеневые отношения, фактура поверхности и т.д.

Что же такое признаки предмета? Это свойства предмета, его приметы. На языке изобразительного искусства отличительные черты объектов рисования называются пропорциями и конструкцией.

Пропорции (лат. proportio — соразмерность) — соразмерность всех частей художественного произведения или архитектурного сооружения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.

Конструкция (лат. constructio — оставление, построение) — строение, взаимное расположение частей предмета, структура его формы.

Красота предмета образуется пропорциями, становясь строгой соразмерностью, гармонией всех частей, такой, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, и все детали, части должны взаимно соответствовать друг другу.

Итак, в окружающем нас мире все предметы характеризуются не только конструктивным строением, но и размерами. Возьмем, например, садовую лейку — предмет сложной комбинированной формы с неполной симметрией частей (рис. 13). При рисовании лейки с натуры важно увидеть, что две ее части — трубка и ручка — расположены в одной вертикальной плоскости, проходящей через ось симметрии цилиндрического корпуса, и тогда в зависимости от поворота модели не будет допущена ошибка при построении изображения. Одновременно рисовальщик обязан следить за соотношением основных величин предмета — его высотой и шириной, определяя их на глаз.

Натурные постановки из двух и более предметов заставляют рисовальщика учитывать пропорциональные отношения между ними. Например, при рисовании с натуры цветущих комнатных растений (возьмем кактус опунция и бегонию крупнолистную) из-за различных размеров внимание рисующего непременно сосредоточивается на их соотношениях, а при построении рисунка — на своеобразной композиционно-пластической и конструктивной выразительности. На этой основе образуются представления о натуре, организовываются в изображении ее объемно-пространственные свойства, пропорциональность, пластичность.

Грамотный рисунок — это прежде всего изображение пропорций предмета. Но это не значит, что предмет надо непременно рисовать в натуральную величину. Это невозможно, если принять во внимание наше зрительное восприятие, и не нужно, если учитывать расстояние от вашего места до натуры. Иное дело, что размеры предмета выдержаны в пропорциях, а также по отношению к окружающей среде и в любом уменьшенном виде выглядят правдиво. Следовательно, здесь все зависит от выбранного вами масштаба изображения. Это касается также и установления размеров отдельных частей предмета по отношению к общим массам.

Таким образом, выдержать пропорции в рисунке — значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах формата и выбранного масштаба изображения.

Но пропорции есть не только в соотношении величин предмета. В каждом светотеневом рисунке нужно передать еще и пропорциональные натуре отношения в тоне. Известно, что правдивого изображения натурной постановки рисовальщик достигает на основе передачи как раз взаимных отношений по светлоте. Вы уже знаете, что самая светлая на предмете в натуре часть или точка во много раз светлее самой белой бумаги, не говоря уже о карандаше, не способном проложить темного пятна, адекватного пятну в натуре. Что же должен делать в этом случае рисовальщик? Правдивости в тоне добиваются выдержанностью в рисунке тонального масштаба.

Пропорциональных натуре отношений достигают благодаря учету белизны бумаги и кроющей силе карандаша. А за основу таких отношений берут, например, блик и самое темное пятно в тени, сравнивая в рисунке с ними все остальные градации светотени. Умелое владение тоном завершает правдивую передачу натурной постановки.

При изложении понятия о пропорциях предметов нужно подробнее остановиться на так называемом «золотом сечении». Сведения о нем восходят ко времени расцвета античной культуры и упоминаются в трудах великих древнегреческих мыслителей Пифагора, Платона, Евклида. До сих пор считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход в VI в. до н.э. философ и математик Пифагор, позаимствовавший, вероятно, знание его у египтян и вавилонян, широко применявших это красивое пропорциональное соотношение величин при создании пирамид, храмов, рельефов, пальметок. Волею судьбы Пифагор посетил землю фараонов, где увидел нечто его глубоко поразившее, затем был пленен персами, от которых попал в Вавилон. Тамошние жрецы помогли любознательному греку изучить теорию чисел, музыку, философию. Вернувшись в зрелом возрасте на родину, Пифагор основал в городе Кротоне общество математиков и философов, занимавшихся не только геометрией и наукой мудрости, но и теорией музыки. Пифагор открыл знаменитое математическое соотношение: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Если Пифагор позаимствовал золотую пропорцию у египтян, то последние, вероятно, переняли ее у более древних предшественников, о которых мы уже, к сожалению, никогда не узнаем. Древний мир загадочен, и вот новые доказательства этого: при археологических раскопках палеолитической стоянки на реке Ангаре в Сибири была найдена пластинка из бивня мамонта с рисунком-календарем на ее поверхности. Удивляют размеры пластинки (13,6*8,2 см), с точностью до 1 мм отвечающие золотой пропорции. Возможно это случайность, но впечатляющая. Как тут не подумать о том, что законы красоты — в соизмеримости формы: эта пластинка для человека эпохи позднего каменного века только в таком соотношении сторон была приемлемой. Наш далекий предок, конечно, не мог знать о закономерностях зрительного восприятия и эмоционального воздействия вещи. Интуитивное познание мира привело человека, жившего 15 тысяч лет назад, к неожиданному для современной науки результату. Почему же тогда подобные пропорции выдерживались в разных других предметах и изображениях, найденных археологами?

Например, пропорции «золотого сечения» обнаружены в некоторых первобытных фресках пещер Франции, Испании и Швейцарии, в наскальных рисунках близ села Шишкино на реке Лене. Все это было бы странным, если бы не оказалось закономерным: наблюдательность человека подсказала ему эту пропорцию на основе природных проявлений данного соотношения. Поистине «божественная» назвал эту пропорцию современник великого Леонардо да Винчи монах-математик Лука Пачоли. И вообще, вся история учения о пропорциях связана с поисками теории гармонии и красоты. Античная эстетика и эстетика Ренессанса искали законы красоты в соотношениях отдельных частей и целого. Эти соотношения в формах предметов дают симметрия и золотая пропорция. Пропорции золотого сечения» и симметрия позволяют бесконечно разнообразить композиционные построения в произведениях искусства всех родов и видов.

Математики разных веков объяснили, изучили и глубоко проанализировали золотую пропорцию. Из пропорции вытекает, что если высоту или длину формата бумаги, картины разделить на 100 частей, то больший отрезок «золотого сечения» равен 62 частям, а меньший — 38. Эти три величины — целое, больший отрезок, меньший отрезок — позволяют построить нисходящий ряд отрезков: 100 — 62 = 38; 62 — 38 = 24; 38 — 24 = 14; 24 — 14 = 10. Значит, для художника числа 100, 62, 38, 24, 14, 10 являются рядом величин «золотого сечения», выраженных арифметически. Достаточно убедиться в этом при анализе, например, любого произведения Рафаэля: здесь все подчинено бесконечному разнообразию чисел золотого деления. Рафаэль, возможно, в процессе создания своих композиций использовал циркуль-измеритель, изготовленный из двух деревянных планок и скрепленный одной осью, находящейся на линии «золотого сечения» (62, 38). При работе этого циркуля длинные и короткие концы все время дают требуемое соотношение пропорциональных отрезков.

Благодаря повторению равных, чередованию равных и неравных величин в пропорциях «золотого сечения» в рисунке или картине создастся определенный ритмический строй, втягивающий зрителя в рассматривание изображения. О картинах Рафаэля убедительно сказал выдающийся художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: «К Рафаэлю. приходишь как на отдых. Эта нежная ясность, детская гениальная шаловливость с цветом и формой, то беззаботно жизнерадостная, то задумчивая и грустная. — она обезоруживает вас, распускает напряженные мускулы. Как совершенный в своих силах, Рафаэль не боится. композиционных канонов».

Но если даже. Рафаэль повторял и чередовал все величины в золотой пропорции лишь благодаря гениальному композиционному чутью и интуиции, то остается констатировать, что так устроила единство мозга и глаза человека сама природа, которая к тому же как бы приложила «божественную» пропорцию к себе самой.

Итальянский математик Леонардо из города Пизы, более известный под прозвищем Фибоначчи (сын Боначчи), в 1202 г. написал математический труд под названием «Книга об абаке» (абакой называли счетную доску), в котором собрал все известные тогдашним любителям счета задачи. Там, например, одна задача была связана с вопросом «Сколько пар кроликов в один год от одной пары рождается?» Поразмыслив на тему кроликов, Фибоначчи выстроил знаменитый ряд цифр: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 277, 610 и т.д. Особенность этого ряда такова, что каждый его член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих: 2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13; 8 + 13 = 21; 13 + 21 = 34; 21 + 34 = 55; 34 + 55 = 89 и т.д. (Это отношение же чисел ряда Фибоначчи все больше и больше приближается к отношению «золотого сечения» (21 : 34 = 0,617; 34 : 55 = 0,618). Таким образом, суммы, полученные Леонардо Фибоначчи, примечательны тем, что отношение рядом расположенных чисел в пределе стремится к золотой пропорции. Что касается ряда Фибоначчи в качестве задачи, то она оказала косвенное влияние на исследователей растительного и животного мира, приходивших в конце концов к этому ряду как арифметическому выражению закона золотого деления.

Альбрехт Дюрер разработал способ геометрического деления отрезка прямой по «золотому сечению»: ВС = ½ АВ; CD=BC (рис. 14)

Советский художник А. Н. Лаптев в 1954 г. написал в сборнике «Вопросы изобразительного искусства» статью «Некоторые вопросы композиции» и в ней, в частности, говорилось: «. Хочу упомянуть о давно известном, особенно в классическом искусстве, законе пропорций «золотого сечения». В силу некоторого свойства нашего зрительного восприятия эти пропорции (примерно 6 к 4) являются наиболее гармоническими и наиболее отвечающими общему понятию красоты и наиболее часто употребляемыми» (М., 1954. С. 66 — 67).

При изложении о пропорциях в рисовании с натуры какого-либо предмета нужно подчеркнуть, что точность определения соразмерных величин зависит от того, как развит глазомер рисующего. Глазомер развивается у каждого при условии систематических занятий изобразительной деятельностью.

Источник

Оцените статью