- Размер фирмы
- Предприятие и его функции в экономике
- Размер предприятия
- Готовые работы на аналогичную тему
- Положительный и отрицательный эффект от масштаба
- Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты
- Базовые понятия
- Основные характеристики предпринимательства
- Малые компании
- Средние предприятия
- Большой или крупный бизнес
- Критерии отнесения к малому, среднему или крупному бизнесу
- Преимущества малого бизнеса
- Минусы и риски
- Отличия
- Основы успеха
- Нормативный регламент
Размер фирмы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предприятие и его функции в экономике
Предприятие (фирма) – это экономический субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, целью которой является максимизация дохода с помощью факторов производства.
Экономические системы строятся на процессе общественного воспроизводства. Он включает в себя четыре этапа:
- Создание благ, необходимых и востребованных обществом, а именно, товаров и услуг.
- Распределение благ с помощью рыночного механизма или государственного вмешательства в экономику.
- Сбыт продукции и услуг с целью их доведения до потребителя.
- Полное потребление готовой продукции и услуг конечным покупателем.
Предприятие выступает основной экономики, связывая между собой государство и домашние хозяйства. Реальный сектор приносит наибольших доход в государственный бюджет, тем самым обеспечивая жизнедеятельность аппарата управления. Кроме того, предприятия обеспечивают потребности общества в товарах и услугах. Они могут функционировать на различных этапах производственного процесса, создавая блага, либо осуществляя их сбыт потребителю.
В экономике предприятие выполняет ряд значимых функций. Прежде всего, на нем осуществляется создание благ согласно отраслевой принадлежности и профилю. Предприятия могут продавать готовые товары и услуги потребителю, обеспечивать послепродажное обслуживание. В сферу функций компаний входит обеспечение материальной и технической базы, работа над повышением качества продукции. Максимизация прибыли в современных условиях связана с уменьшением переменных издержек производства. Кроме того, предприятие обязано выплачивать часть своих доходов в пользу государства, соблюдать действующие стандарты и нормативы. Функции предприятия в экономической среде напрямую зависят от ряда факторов, а именно, его размеров, принадлежности к отрасли, участии в кооперации или специализации, наличия социальной инфраструктуры, а также способа взаимодействия с местными органами власти.
Размер предприятия
Специализация труда привела к появлению большого числа отраслей, каждая из которых обладает своей спецификой, влияющей на размеры предприятия. Для каждой отрасли размер фирмы определяется следующими параметрами:
Готовые работы на аналогичную тему
- Оптимальным размером производства.
- Условия транспортировки материалов, сырья и готовой продукции.
- Территориальное расположение предприятия и другое.
Считается, что размер предприятия оптимален в том случае, если предприятие способно выполнять свои обязательства по действующим договорам. Важно учитывать фактор времени. Производство готовой продукции должно отвечать оптимальным временным затратам.
Для каждой конкретной отрасли существуют свои оптимальные размеры компаний. Этот размер объективен с точки зрения эффективности производства, принципов его организации и размещения. Однако, часть отраслей накладывает свои специфические особенности. Например, в сельском хозяйстве большое значение имеют такие показатели как радиус сбыта и плотность сырья.
На практике используют два метода определения оптимального размера предприятия. Первый метод привязан к эффективному уровню затрат. Масштаб предприятия должен делать его постоянные и переменные издержки оптимальными. На графике показан метод определения оптимального размера предприятия с помощью построения кривых внутрипроизводственных (А), внепроизводственных (Б), и полных затрат (П).
Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оптимальный размер предприятия находится путем установления точки K, где издержки минимальны, а объем выпуска является максимальным для данного уровня издержек. Западные исследователи основываются на сопоставлении эффекта от масштаба. То есть, рассматривается не оптимальные размер предприятия, а его минимальный размер, способный выполнять возложенные на компанию функции.
Положительный и отрицательный эффект от масштаба
Известно, что постепенное увеличение предприятия ведет к снижению общих средних издержек. Однако, это не может продолжаться бесконечно. В определенный момент масштабы предприятия начинают увеличивать количество издержек, что со временем делает производство нерентабельным. Такое явление в экономике называется отрицательным и положительным эффектом от масштаба.
Положительный эффект проявляется тогда, когда расширение производства приводит к уменьшению общих издержек. Это происходит под влиянием следующих факторов:
- Чем больше размер предприятия, тем больше возможностей у сотрудников специализироваться на конкретном виде деятельности, что положительным образом сказывается на производительности труда. Специализация так же обеспечивает уменьшение потерь времени.
- Распределение функций между менеджерами разного уровня управления, что так же положительно сказывается на общей производственной деятельности.
- Более эффективное применение имеющегося капитала. Крупные предприятия обладают ресурсами для приобретения оборудования, отвечающего последним достижениям науки и техники.
- Возможность создавать сопутствующие товары или услуги.
Все вышеперечисленные факторы положительным образом сказываются на снижении средних издержек. При этом каждая дополнительная единица выпуска приносит доход предприятию. Отрицательный эффект от масштаба проявляется в проблемах управления производственными процессами. На определенном этапе становится сложно осуществлять централизованное управление большим субъектом хозяйствования.
Практика показывает, что малые предприятия способны выживать в любых экономических условиях. Их устойчивость вызвана гибкостью, узкой производственной специализацией, применением современных технологий, получение субсидий от государства. Крупные предприятия обладают большими финансовыми возможностями. Они способны реализовывать различные стратегии. Основная проблема заключается в том, что на определенном этапе возникает сложность в организации гибкого управления. Оптимальным вариантом для крупных корпораций является поиск сочетания разных по масштабу предприятий, входящих в ее состав.
Источник
Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты
Крупные предприятия — это организации с большим количеством собственных ресурсов, масштабным товарооборотом, значительным уровнем реализации услуг и высокой капитализацией. Представители — международные компании, функционирующие на глобальных рынках.
Разбираться, в чем отличие малого и среднего бизнеса от крупного, следует всем, особенно начинающим предпринимателям. Еще на начальных этапах — при определении идеи вашего дела и написании бизнес-плана — следует иметь представление о будущем занятии.
Базовые понятия
Малый бизнес — это самая распространенная форма предпринимательства. У таких фирм минимальная численность (до 100 человек) и невысокий годовой доход (не более 800 млн руб.). У средних компаний есть обширные ресурсы и высокая ежегодная доходность. Малый и средний бизнес — это субъекты МСП. Организации, которые включены в реестр малого и среднего предпринимательства, вправе претендовать на налоговые и бухгалтерские льготы (209-ФЗ от 24.07.2007). Крупные предприятия — это компании с большим количеством сотрудников (от 250 человек) и доходами от 2 млрд рублей за предшествующий год (209-ФЗ, ПП РФ № 265 от 04.04.2016).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в налоговые каникулы у ИП. Используйте эти инструкции бесплатно.
Основные характеристики предпринимательства
Каждая форма коммерческой деятельности отличается друг от друга экономическим масштабом. Разбираем критерии малого, среднего и крупного бизнеса и их основные характеристики.
Малые компании
Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, но и юридические лица. Среднегодовая численность сотрудников — не более 100 человек (пп. “а” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ). Территориальная деятельность этих компаний небольшая. В список их сферы деятельности входят:
- магазины;
- фирмы с небольшим объемом производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- турфирмы;
- медицинские кабинеты (стоматологические и т. д.);
- образовательные и учебные курсы и т. д.
Для малого предпринимательства срок проведения неналоговых проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов.
В 209-ФЗ указано, чем отличается малый бизнес от среднего, — критерии изложены в п. 1.1 ст. 4. Вновь зарегистрированным ИП предоставляются двухлетние налоговые каникулы. Возможность их получения есть у предпринимателей, которые:
- проходят регистрацию в первый раз;
- осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
- оказывают услуги населению.
Малый бизнес в 2021 и 2022 гг. освободили от плановых контрольно-надзорных мероприятий (ПП РФ № 1969 от 30.11.2020, ПП РФ № 1520 от 08.09.2021). Но внеплановые контролирующие ведомства провести вправе, список их с 1 июля 2021 года значительно расширен (248-ФЗ от 31.07.2020).
Основные примеры малого бизнеса — это индивидуальные предприниматели и ООО с небольшой численностью. Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса. Необходимо придерживаться ограничений по доходу, количеству работников и доле участия в уставном капитале (ст. 4 209-ФЗ от 24.07.2007). Если вы превысите лимиты, то вас исключат из реестра МСП после подачи бухгалтерской отчетности — 10 августа следующего года (письмо ФНС № СД-4-3/8479@ от 22.05.2020).
Средние предприятия
В ст. 4 209-ФЗ приведены и характеристики среднего бизнеса — это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры средних предприятий из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2021:
- АО «Артемовская золоторудная компания» — добыча металлических руд;
- ООО «Хозрасчетная строительно-технологическая фирма “Фобос”» — строительство;
- АО «Литейно-механический завод “Стройэкс”» — металлургия;
- АО «Завод Химреактивкомплект» — производство лекарств;
- АО «Авиа менеджмент групп» — воздушный транспорт.
Большой или крупный бизнес
В нормативах нет точного определения, что такое крупный бизнес, но с экономической точки зрения крупными являются предприятия с высокой обеспеченностью ресурсами, обширным объемом производства и миллиардной прибылью. Крупные компании имеют множество филиалов и представительств, в которых работают тысячи сотрудников. Пример российских крупных компаний — ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк».
Критерии отнесения к малому, среднему или крупному бизнесу
Налоговики ведут реестр МСП. В него включают компании, удовлетворяющие условиям для малого и среднего предпринимательства. Категорию экономических субъектов определяют по ряду критериев финансово-хозяйственной деятельности:
- размер доходов;
- среднесписочное количество работников;
- доля участия других компаний в уставном капитале.
Для сравнения привели в таблице характеристики крупного бизнеса средних и малых предприятий.
Критерий | Признаки малого бизнеса | Признаки среднего бизнеса | Признаки крупного бизнеса |
---|---|---|---|
Доход | До 800 млн руб. | До 2 млрд руб. | Более 2 млрд рублей |
Количество сотрудников | 100 работников | Среднесписочное количество сотрудников среднего бизнеса: 101–250 работников | Стандартная численность крупного предприятия — более 250 работников |
Доля участия третьих лиц в уставном капитале | Совокупная доля участия РФ, субъектов РФ, государственных учреждений, общественных, религиозных организаций и фондов не более 25 %. Для других юридических лиц (иностранных и тех, которые не являются субъектами МСП) максимальная доля — 49 %. Если участники относятся к МСП, то их доля не ограничена. |
- лиц, имеющих акции экономического высокотехнологического сектора;
- лиц, участвующих в проекте «Сколково»;
- компаний, практически применяющих новейшие технологии, которые разработаны их владельцами из числа бюджетных и научных учреждений;
- компаний, чьи учредители внесены в правительственный список лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности.
Если у ИП нет работников, то его статус определяется по годовому доходу. Если ИП и ООО только включены в единый реестр МСП, то их статус устанавливается по количеству работников.
Преимущества малого бизнеса
Малый бизнес (в том числе и микропредприятия) имеет определенные льготы:
- им разрешается не устанавливать лимит остатка денег в кассе (только для микропредприятий — Указания ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014);
- у них есть возможность вести упрощенный бухгалтерский учет и начислять амортизацию 1 раз в год;
- для них установлены преференции в государственных и муниципальных закупках.
Основные плюсы малого бизнеса:
- наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
- небольшие расходы на ведение предпринимательской деятельности;
- возможность быстро реагировать на изменения в рыночной сфере;
- высокая оборачиваемость собственного капитала;
- тенденция роста свободных вакансий, вовлечение населения в рабочий процесс.
Преимущества средних компаний:
- создание новых рабочих мест;
- большая продуктивность капиталовложений;
- относительно высокая доходность;
- конкурентоспособность;
- финансовая мобильность.
Плюсы крупных предприятий:
- обеспечение экономической стабильности в стране;
- изменение внешней среды бизнеса;
- экономия производственных издержек;
- внедрение в бизнес современных технологий;
- экспансия на мировых рынках и т. д.
По сути, для владельца компании неважно, к какой форме относится его ООО, — это малый или средний бизнес или даже микропредприятие. Главное — это конкурентоспособность, стабильный доход и низкие издержки.
Минусы и риски
Перед тем как начать собственное дело, сопоставьте все плюсы и минусы для различных экономических масштабов. Основные минусы малого бизнеса:
- большой уровень экономического риска;
- зависимость от более крупных игроков на рынке;
- высокое влияние персонала на конечный результат;
- невысокий профессионализм управленцев;
- сложности при получении кредитов и субсидий.
Имеет значение и размер первоначального капитала. Чем выше этот показатель, тем больше шансов продержаться во время кризиса и не обанкротиться.
Недостатки среднего бизнеса:
- жесткая конкуренция и угроза поглощения крупными предприятиями;
- трудности при получении лицензий и патентов;
- периодическая нехватка денежных средств в обороте.
Риски владения крупной компанией:
- избыточная экономическая концентрация;
- локализация хозяйственных отношений;
- блокировка горизонтальных коммерческих связей, отсутствие возможности выйти за рамки конкретного предприятия.
Отличия
Наглядная схема, чем малый бизнес отличается от среднего в части бизнес-процессов.
Основы успеха
Успех небольшого предприятия зависит от стратегии — долгосрочного плана развития. Средний бизнес легко подстраивается под изменяющиеся условия рынка, а его успех практически всегда зависит от наличия эффективного менеджмента.
В ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ от 24.07.2007 разъясняется, как определить большой бизнес — проверить численность (больше 250 человек) и доход (свыше 2 млрд рублей) компании. Успешное развитие крупного предприятия зависит от эффективных бизнес-моделей, которые разработаны на долгосрочную перспективу — даже через десятки лет такие компании продолжают работать, справляясь с кризисом и принося огромный доход.
Нормативный регламент
Вопросы функционирования малого, среднего и крупного бизнеса регулируются:
Источник