- TESTSOCH.RU
- Осоргин — Пенсне. Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть.
- М. А. Осоргин
- Школе NET
- Register
- Login
- Newsletter
- Главный Попко
- Лучший ответ:
- Суррикат Мими
- Ю Значения слов в буквальном смысле(своими словами,без интернета,увижу поставлю нарушение) Часы шагают,хворают,кашляют;Печка мыс
- М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика план-конспект урока по литературе (8 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Осоргин — Пенсне. Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть.
М. А. Осоргин
1. Расскажите, что вы узнали об Осоргине, прочитав статью.
Осоргин — это псевдоним писателя, а настоящее его имя Михаил Андреевич Ильин. Он родился в Перми, у него было счастливое детство. С юных лет любил читать, публиковать свои работы начал, когда был гимназистом 7 класса.
В студенчестве работал журналистом в местных газетах. В результате революционной деятельности оказался в тюрьме. После освобождения, в 1906 г, уехал в Италию. Работал в журнале «Вестник Европы», много путешествовал.
После революции работал в комитете помощи голодающим, но из-за конфликта с Лениным был арестован и затем выслан из страны. Жил в Берлине, Париже, много печатался в европейских журналах, но скучал по России и мечтал о русском читателе.
2. Познакомьтесь с рассказом Осоргина «Пенсне». Подумайте, какими представляются писателю окружающие его предметы. Случались ли с вами подобные истории? Расскажите об этом.
Окружающие предметы кажутся писателю одушевлёнными. Он читает, что у каждой вещи есть характер, который можно узнать, если внимательно приглядеться. Любой предмет повседневного обихода кого-то напоминает автору.
Часто бывает так, что вещи теряются, а потом неожиданно находятся. Причём кажется, что сам ты никак не мог положить ключи, телефон или нужный документ именно туда. Иногда прячутся продукты в холодильнике. «Теряются» обычно очень нужные предметы в такой момент, когда спешишь куда-то. Приходится напрасно тратить время на поиски, а потом, вернувшись, обнаруживаешь потерянное на привычном, самом видном месте.
«Пенсне» — ответы на вопросы.
1. Рассказ М. Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чем никто не должен сомневаться? В чем хочет нас убедить рассказчик?
В первом же предложении автор задаёт читателю вопрос: «Что вещи живут своей жизнью — кто же сомневается?» Осоргин делится с нами своими наблюдениями о характере вещей, а уже потом рассказывает практически детективную историю о потерянном пенсне. Рассказчик хочет донести до читателя мысль, что у вещей, которые неожиданно пропадают из поля зрения людей, а потом так же неожиданно возвращаются, есть веские причины для исчезновения. Цель рассказчика — опровергнуть представление о «пассивности и неодушевлённости» окружающих нас вещей.
Необычный по содержанию рассказ заставляет нас по-новому взглянуть на мир обычных предметов.
2. Кто же является героем этого рассказа? Как вы понимаете строки авторского текста: «. пенсне мое гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, — в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу»? Кто из писателей XIX века использовал приемы, которые есть в рассказе Осоргина? Приведите примеры.
Главный герой рассказа Осоргина — пенсне. Автор наделяет его характером, душой, которая может устать. Эта цитата делает пенсне похожим на подростка, который сбежал из дома, никого не предупредив, но после нескольких дней отсутствия вернулся усталым, душевно разбитым, раскаявшимся в своём побеге.
Весь рассказ Осоргина построен на олицетворении. Можно предположить, что он опирается на традицию Гоголя, у которого в рассказе «Нос» отрезанный нос чиновника начал жить самостоятельной жизнью.
3. Будьте внимательны к слову и к тому, как автор говорит о «жизни» вещей: часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей? Почему именно эти глаголы поставлены рядом с каждой из названных вещей?
Во всех случаях автор использует олицетворение, причём подбирает очень точные глаголы.
Часы шагают, хворают, кашляют — мы привыкли к выражению «часы идут», а здесь автор подбирает синоним «шагают», чтобы подчеркнуть свой особый взгляд. «Хворают, кашляют» — старинные часы издавали много звуков, которые можно истолковать как покашливание.
Печка мыслит — глядя на пламя в печи, хочется посидеть и подумать, живой огонь навевает приятные мысли.
Письмо подмигивает и рисуется — нераспечатанное письмо — это загадка, неизвестность, поэтому оно «подмигивает и рисуется», создаёт интригу.
Раздвинутые ножницы кричат — раскрытые лезвия ножниц напоминают рассказчику широко раскрытый рот кричащего человека.
Кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю — большое мягкое кресло такое же тяжёлое и неповоротливое, как старый дядя, но зато оно уютное и любимое.
Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках — в книгах хранятся мысли многих умных людей, поэтому они не могут молчать, им необходимо делиться друг с другом тем, что в них написано. Книги вообще являются самыми «живыми» из неодушевлённых предметов, ведь за ними стоят их создатели.
Источник
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Значения слов в буквальном смысле(своими словами,без интернета,увижу поставлю нарушение) Часы шагают,хворают,кашляют;Печка мыслит ;Письмо подмигивает и
рисуется;Раздвинутые ножницы кричат;Кресло сидит,с точностью копируя старого толстого дядю;Книги дышат,ораторствуют,перекликаются на полках.
Лучший ответ:
Суррикат Мими
часы шагают(или идут. то есть часы показывают время, путем передвижения часовых стрелок, их удлиненная форма ассоциируется с ногами-поэтому и идут, ходят). Хворают-сбивается движением, ритм стрелок. так, как будто им не здоровится), кашляют-когда начинают ломаться-кряхтят, как будто заболевший человек.
Печка мыслит-неторопливый треск дров создает впечатление о задумчивости, как будто пребираются мысли.
Письмо подмигивает и рисуется. Когда берем конвер в руки и переворачиваем его, заклееный уголок напоминает улыбку, и еще не читая его, часто сгораем от любопытства, вот тогда и чувствуется, как письмо улыбается и подмигивает в ответ на наше любопытство..
Раздвинутые ножницы кричат. Они кричат и при открытии, своим скрипом, дальше-крик словно продолжается-ведь открытые ножницы напоминают открытый рот.
Кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю..ведь оно такое же немного сгорбленное,, такое же пухлое, и ассоциируется с отдыхом, степенностью.
Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Книги несут мысль. то есть как будто думают..иногда у человека спрашивают-чем ты дышишь, это означает-какой у тебя образ мыслей. иногда книги несут нам конкретно большую информацию по какой-то тебе-говорят нам ее-ораторствуют. И часто-бывают несколько книг-с разными рассказами-но о времени из одной эпохи, или по-разному-но говорят на похожие темы-то есть перекликаются на полках.
Источник
Ю Значения слов в буквальном смысле(своими словами,без интернета,увижу поставлю нарушение) Часы шагают,хворают,кашляют;Печка мыс
Значения слов в буквальном смысле(своими словами,без интернета,увижу поставлю нарушение) Часы шагают,хворают,кашляют;Печка мыслит ;Письмо подмигивает и
рисуется;Раздвинутые ножницы кричат;Кресло сидит,с точностью копируя старого толстого дядю;Книги дышат,ораторствуют,перекликаются на полках.
Туча, деревья, порыв. — это всё подчёркиваешь 1-ой линией
Накатилась, зашелестели,поднял и блеснула — это всё двумя.
Ответ:
Возле двора рос красивый цветок.Люди любили им любаватся.Ну а у соседей росли какие то уродливые колючки.Однажды сосели сорвали этти колючки и выкинули на дорогу.Воспитанные соседи подняли и сказали:Какие наши соседи невоспитанные.
Источник
М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса. Цель урока: познакомить с фактами биографии М.А.Осоргина и рассказом «Пенсне», выявить роль художественных средств в раскрытии авторского замысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osorgin_pensne.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 8а класс урок №50 15.03.21
Тема : М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика
Цели: познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать внимание к внутренней, духовной жизни человека, к окружающему нас предметному миру.
Личностные: формирование внимательного отношения к окружающему нас предметному миру; формирование доброжелательного уважения к другому человеку, его мировоззрению.
Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
Предметные: выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора; понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитания читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.
Тип урока: приобретение новых знаний и умений
Оборудование: учебник, тетрадь, портрет писателя
2. Мотивация. Целеполагание
На доске картинки с изображением предметов из рассказа (письмо, ножницы, кресло)
— Как вы думаете, почему я разместила на доску именно эти предметы, какое отношение они имеют к уроку литературы?
«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…».
Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)
Это высказывание принадлежит писателю
Михаилу Андреевичу Осоргину.(Портрет)
«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», – с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая вдали от родины от невозможности печататься в России.
Это имя вам пока мало известно.
Сообщение темы урока
Формулирование целей урока (совместно):
- Познакомимся с краткими сведениями о жизни и творчестве писателя.
- Проанализирум рассказ «Пенсне»;
- Разберем художественные приемы, которые использует автор в тексте.
3. Усвоение нового знания
А) Знакомство и с биографией М.А.Осоргина
Задание : прочитайте статью учебника (стр. 115-116) и составьте тезисный план статьи
Тезис – это кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
Один ученик пересказывает статью учебника по составленному плану .
Б) Аналитическая беседа по рассказу «Пенсне»
– Кто знает, что такое пенсне? (Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).
– Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?
(Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».)
— В чём нас хочет убедить рассказчик?
— Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».
Давайте посмотрим в тексте, как «живут» предметы
— « часы шагают, хворают, кашляют»,
— «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров),
— «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз. ,
— «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно « кричать »,
— «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди ,
— «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках » (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга
- Вещам присущи человеческие качества , они наделены чувством юмора:
— « шляпа передразнивает своего владельца »,
— « лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»
— «чайник – «добродушный комик»,
— «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,
— у некоторых вещей «страсть к путешествиям».
- Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения :
- « демократический стакан»,
«реакционная стеариновая свечка», - «интеллигент-термометр»,
- «неудачник из мещан – носовой платок »
- «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».
– Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Вещам присущи человеческие качества- это олицетворение (страсть к путешествиям, демократический стакан, интеллигент)
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний- есть некое сравнение, но открыто оно не выражено – это метафора (часы шагают, письмо подмигивает, ножницы кричат)
— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?
— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.
Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.
- Все предметы , описанные Осоргиным, реальны
- Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах .
- Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью , обладают душой , характером , настроением , тягой к путешествиям . Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
- Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина? ( Н.В.Гоголь «Нос»)
Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
Какова основная мысль рассказа?
Идея рассказа — это заставить читателей фантазировать,
Осоргин убеждает, что наши вещи живут своей тайной жизнью. Люди уверены, что они обладают разумом и они сами всё решают, а автор предлагает дать свободу вещам проявить их индивидуальность ,чтобы посмотреть, что из этого выйдет, какие страсти закипят и куда приведёт эта.
Рассказ учит наблюдательности, отчасти отбросить логику и тогда жизнь намного интереснее: привычные вещи покажутся очень необычными, жизнь не будет скучной.
Смысл названия рассказа? (прямой смысл и переносный)
ПЕНСНЕ (взгляд на жизнь, стекло-препятствие или наоборот способ внимательно присмотреться к окружающему миру)
Резерв: составить синквейн на тему «Пенсне»
— Каковы ваши впечатления от рассказа?
— Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?
Домашнее задание: Прочитать «Древняя история», стр.124-133
Источник