- Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов
- Кому не обойтись без раздельного учета
- Как вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу (ГОЗ)
- Нюансы раздельного учета доходов и расходов у субъектов естественных монополий
- Раздельный учет при совмещении режимов налогообложения
- Нужен ли раздельный учет некоммерческим организациям
- Итоги
- Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу
- Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?
- Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?
- Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
- Как вести учет расходов по гособоронзаказу?
- Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»
- Итоги
Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов
Кому не обойтись без раздельного учета
Вопрос о необходимости ведения раздельного учета возникает, если компания или предприниматель в процессе своей деятельности:
- сочетает различные режимы налогообложения;
- осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции;
- оказывает (наряду с обычными) услуги, цены на которые регулируются государством;
- работает по госконтрактам (включая гособоронзаказы);
- совмещает некоммерческую деятельность с коммерческой.
Раздельный учет может осуществляться не только в обязательных ситуациях, но и в добровольном порядке, к примеру в целях получения необходимой детализации информации в рамках управленческого учета.
Об управленческом учете подробнее читайте в материалах:
В последующих разделах остановимся на отдельных случаях, когда обязанность ведения раздельного учета регламентирована законом.
Как вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу (ГОЗ)
Обязанность ведения раздельного учета при исполнении ГОЗ установлена для головных исполнителей и исполнителей законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Если исполнители ГОЗ пользуются средствами федерального бюджета, им необходимо руководствоваться постановлением от 19.01.1998 № 47, в котором описаны правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для таких ситуаций.
При выполнении требований закона № 275-ФЗ важно учесть следующие аспекты:
- алгоритмы раздельного учета утверждаются приказом (распоряжением) руководителя (в составе учетной политики или отдельным внутренним актом);
- учет по каждому ГОЗ ведется обособленно;
- оформление расходов производится посредством составления первичных учетных документов на каждое отдельное изделие, группу изделий, работу и (или) услугу, предусмотренные в ГОЗ;
- фактические затраты отражаются в аналитических учетных регистрах в разрезе прямых, накладных и коммерческих расходов;
- формы применяемой при исполнении ГОЗ первички (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров (карточек учета фактических затрат по калькуляционным статьям, ведомостей затрат на производство и др.) утверждаются в учетной политике;
- для расчета финансового результата по ГОЗ применяется формула:
ЦР — цена реализации (предусмотренная в ГОЗ договорная цена);
ФЗ — фактические затраты, исчисленные с учетом п. 3 постановления № 47.
Налогоплательщик, исполняющий ГОЗ, исходя из основополагающих требований постановления № 47, разрабатывает собственные алгоритмы раздельного учета с учетом специфики своей деятельности.
Нюансы раздельного учета доходов и расходов у субъектов естественных монополий
В соответствии с законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к числу субъектов естественной монополии (СЕМ) относятся компании, осуществляющие:
- железнодорожные перевозки;
- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- иные СЕМ (ст. 4 закона № 147-ФЗ).
Раздельный учет СЕМ обязаны вести по видам деятельности в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ или уполномоченным им органом (п. 4 ст. 8 закона № 147-ФЗ). Для ряда вышеперечисленных СЕМ такой порядок утвержден на уровне министерства, например:
- по железнодорожным перевозкам — приказом Минтранса РФ от 12.08.2014 № 225;
- при оказании услуг СЕМ в речных портах — приказом Минтранса РФ от 27.08.2015 № 268;
- услуги СЕМ в аэропортах — приказом Минтранса РФ от 05.12.2011 № 303.
Порядок ведения раздельного учета для СЕМ базируется на общепринятых нормах бухучета и учитывает специфику отдельных СЕМ, в частности:
- определяет основу ведения учета — данные бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета;
- детализированно расписывает номенклатуру доходов и расходов;
- описывает принципы распределения расходов СЕМ по видам деятельности между регулируемыми и нерегулируемыми сферами;
- конкретизирует формы отчетности о результатах ведения раздельного учета;
- расшифровывает важные специфичные ученые аспекты (схемы распределения расходов СЕМ по субъектам РФ, показатели и алгоритмы для распределения расходов).
Детальная методика раздельного учета СЕМ способствует формированию необходимой информации для обоснованного госрегулирования цен на определенные виды услуг.
О том, как цены могут влиять на уровень налоговых обязательств, читайте в материале «При изменении цены проданных товаров нужно скорректировать прибыль периода реализации».
Раздельный учет при совмещении режимов налогообложения
Применение одновременно двух и более налоговых режимов является дополнительной нагрузкой для бухгалтера, который в такой ситуации:
- производит анализ, разграничивая расходы, относящиеся к определенному виду деятельности напрямую, и расходы, подлежащие распределению;
- устанавливает и описывает алгоритмы раздельного учета;
- разрабатывает необходимые для такого случая аналитические учетные регистры;
- оформляет методику раздельного учета;
- утвержденную методику раздельного учета внедряет в учетный процесс и следует ей, осуществляя учет.
Существуют разнообразные варианты совмещения режимов — рассмотрим отдельные из них.
ЕНВД и упрощенка
В соответствии с п. 8 ст. 346.18 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ применение ЕНВД по отдельным видам деятельности предусматривает ведение раздельного учета доходов и расходов по специальным налоговым режимам.
В данном случае учитываются следующие аспекты:
- применяется основной затратно-распределительный алгоритм (ст. 346.18 НК РФ) — расходы распределяются пропорционально долям доходов, полученным в рамках применения конкретного режима налогообложения, в общем объеме полученных доходов;
- требуется установить период распределения затрат (рекомендуемый чиновниками способ — нарастающим итогом с начала года);
- следует обеспечить сопоставимость доходов, полученных при ЕНВД и УСН (к примеру, организовать весь учет кассовым методом);
- важно решить иные возникающие при совмещении режимов задачи (конкретизировать ответственных за раздельный учет лиц, закрепить аналитические счета учета в рабочем плане счетов и др.).
В организации раздельного учета при совмещении ЕНВД с упрощенкой помогут статьи:
ЕНВД и общая система налогообложения
В данной ситуации необходимо:
- исходить из содержания гл. 26.3 (посвященной ЕНВД), гл. 21 (НДС) и гл. 25 (налог на прибыль);
- расписать схему «затратного» распределения — пропорционально доходам, полученным от того или иного вида деятельности (абз. 3 и 4 п. 9 ст. 274 НК РФ) или иным способом (например, пропорционально площади помещений);
- обеспечить раздельный учет НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ);
О том, как учитывать НДС при совмещении ОСН и ЕНВД, расскажет материал «Ст. 170 НК РФ: вопросы и ответы».
- установить период распределения затрат;
- организовать раздельный учет имущества (используемое в ЕНВД-деятельности имущество налогом не облагается по п. 4 ст. 346.26 НК РФ, за исключением оцениваемого по кадастровой стоимости);
Об особенностях освобождения от уплаты налога на имущество читайте в статье «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».
- разработать иные алгоритмы и схемы раздельного учета (для распределения страховых взносов по видам деятельности, разграничения совокупности выплат в пользу работников по режимам и др.).
О том, как распределить вознаграждение работникам при совмещении режимов, узнайте из материала «Как правильно вести при ОСНО и ЕНВД раздельный учет?».
Нужен ли раздельный учет некоммерческим организациям
Исходя из ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческой называется организация:
- не имеющая целью работы извлечение прибыли;
- не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В абз. 3 п. 1 ст. 32 закона № 7-ФЗ указано, что раздельный учет надлежит организовать, если НКО получило деньги (или иное имущество) от иностранных источников, и такой учет должен включать:
- учет доходов (расходов), полученных в рамках «иностранных» поступлений;
- учет доходов (расходов), полученных в рамках иных поступлений.
Кроме того, без раздельного учета не обойтись, если помимо уставной НКО осуществляет предпринимательскую деятельность.
Подробнее о нюансах учета в НКО читайте в статье «Особенности и задачи бухучета в НКО».
Итоги
Ведение раздельного учета доходов и расходов может быть как обязанностью налогоплательщиков (при исполнении гособоронзаказов, при совмещении налоговых режимов и в других установленных законом случаях), так и осуществляться ими в добровольном порядке. Для организации раздельного учета потребуется создать его методику и установить алгоритмы распределения расходов.
Источник
Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу
Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?
Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:
- головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
- исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).
Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы ведете раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:
Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?
Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:
- поставку товаров;
- выполнение работ;
- оказание услуг.
От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:
- осуществляются для федеральных нужд;
- производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.
Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:
- предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
- при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
- формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
- учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.
Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:
- отчитаться перед заказчиком;
- обосновать расходование бюджетных средств.
Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:
- 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
- 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
- 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).
Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:
- аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
- аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).
К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».
Как вести учет расходов по гособоронзаказу?
Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:
- весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
- ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
- по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:
- на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
- содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
- исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
- рационализаторство и изобретательство;
- охрану труда и содержание пожарной службы;
- иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).
В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):
- расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
- рекламные и представительские расходы;
- расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.
В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.
Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»
Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.
Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.
Для грамотной настройки «1С» необходимо:
- расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
- занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
- определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
- осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.
Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.
Итоги
Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.
О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов» .
Источник