Что значит раздельный бухучет

Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов

Кому не обойтись без раздельного учета

Вопрос о необходимости ведения раздельного учета возникает, если компания или предприниматель в процессе своей деятельности:

  • сочетает различные режимы налогообложения;
  • осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции;
  • оказывает (наряду с обычными) услуги, цены на которые регулируются государством;
  • работает по госконтрактам (включая гособоронзаказы);
  • совмещает некоммерческую деятельность с коммерческой.

Раздельный учет может осуществляться не только в обязательных ситуациях, но и в добровольном порядке, к примеру в целях получения необходимой детализации информации в рамках управленческого учета.

Об управленческом учете подробнее читайте в материалах:

В последующих разделах остановимся на отдельных случаях, когда обязанность ведения раздельного учета регламентирована законом.

Как вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу (ГОЗ)

Обязанность ведения раздельного учета при исполнении ГОЗ установлена для головных исполнителей и исполнителей законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Если исполнители ГОЗ пользуются средствами федерального бюджета, им необходимо руководствоваться постановлением от 19.01.1998 № 47, в котором описаны правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для таких ситуаций.

Читайте также:  Подмывает спросить что значит

При выполнении требований закона № 275-ФЗ важно учесть следующие аспекты:

  • алгоритмы раздельного учета утверждаются приказом (распоряжением) руководителя (в составе учетной политики или отдельным внутренним актом);
  • учет по каждому ГОЗ ведется обособленно;
  • оформление расходов производится посредством составления первичных учетных документов на каждое отдельное изделие, группу изделий, работу и (или) услугу, предусмотренные в ГОЗ;
  • фактические затраты отражаются в аналитических учетных регистрах в разрезе прямых, накладных и коммерческих расходов;
  • формы применяемой при исполнении ГОЗ первички (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров (карточек учета фактических затрат по калькуляционным статьям, ведомостей затрат на производство и др.) утверждаются в учетной политике;
  • для расчета финансового результата по ГОЗ применяется формула:

ЦР — цена реализации (предусмотренная в ГОЗ договорная цена);

ФЗ — фактические затраты, исчисленные с учетом п. 3 постановления № 47.

Налогоплательщик, исполняющий ГОЗ, исходя из основополагающих требований постановления № 47, разрабатывает собственные алгоритмы раздельного учета с учетом специфики своей деятельности.

Нюансы раздельного учета доходов и расходов у субъектов естественных монополий

В соответствии с законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к числу субъектов естественной монополии (СЕМ) относятся компании, осуществляющие:

  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • иные СЕМ (ст. 4 закона № 147-ФЗ).

Раздельный учет СЕМ обязаны вести по видам деятельности в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ или уполномоченным им органом (п. 4 ст. 8 закона № 147-ФЗ). Для ряда вышеперечисленных СЕМ такой порядок утвержден на уровне министерства, например:

  • по железнодорожным перевозкам — приказом Минтранса РФ от 12.08.2014 № 225;
  • при оказании услуг СЕМ в речных портах — приказом Минтранса РФ от 27.08.2015 № 268;
  • услуги СЕМ в аэропортах — приказом Минтранса РФ от 05.12.2011 № 303.

Порядок ведения раздельного учета для СЕМ базируется на общепринятых нормах бухучета и учитывает специфику отдельных СЕМ, в частности:

  • определяет основу ведения учета — данные бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета;
  • детализированно расписывает номенклатуру доходов и расходов;
  • описывает принципы распределения расходов СЕМ по видам деятельности между регулируемыми и нерегулируемыми сферами;
  • конкретизирует формы отчетности о результатах ведения раздельного учета;
  • расшифровывает важные специфичные ученые аспекты (схемы распределения расходов СЕМ по субъектам РФ, показатели и алгоритмы для распределения расходов).

Детальная методика раздельного учета СЕМ способствует формированию необходимой информации для обоснованного госрегулирования цен на определенные виды услуг.

О том, как цены могут влиять на уровень налоговых обязательств, читайте в материале «При изменении цены проданных товаров нужно скорректировать прибыль периода реализации».

Раздельный учет при совмещении режимов налогообложения

Применение одновременно двух и более налоговых режимов является дополнительной нагрузкой для бухгалтера, который в такой ситуации:

  • производит анализ, разграничивая расходы, относящиеся к определенному виду деятельности напрямую, и расходы, подлежащие распределению;
  • устанавливает и описывает алгоритмы раздельного учета;
  • разрабатывает необходимые для такого случая аналитические учетные регистры;
  • оформляет методику раздельного учета;
  • утвержденную методику раздельного учета внедряет в учетный процесс и следует ей, осуществляя учет.

Существуют разнообразные варианты совмещения режимов — рассмотрим отдельные из них.

ЕНВД и упрощенка

В соответствии с п. 8 ст. 346.18 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ применение ЕНВД по отдельным видам деятельности предусматривает ведение раздельного учета доходов и расходов по специальным налоговым режимам.

В данном случае учитываются следующие аспекты:

  • применяется основной затратно-распределительный алгоритм (ст. 346.18 НК РФ) — расходы распределяются пропорционально долям доходов, полученным в рамках применения конкретного режима налогообложения, в общем объеме полученных доходов;
  • требуется установить период распределения затрат (рекомендуемый чиновниками способ — нарастающим итогом с начала года);
  • следует обеспечить сопоставимость доходов, полученных при ЕНВД и УСН (к примеру, организовать весь учет кассовым методом);
  • важно решить иные возникающие при совмещении режимов задачи (конкретизировать ответственных за раздельный учет лиц, закрепить аналитические счета учета в рабочем плане счетов и др.).

В организации раздельного учета при совмещении ЕНВД с упрощенкой помогут статьи:

ЕНВД и общая система налогообложения

В данной ситуации необходимо:

  • исходить из содержания гл. 26.3 (посвященной ЕНВД), гл. 21 (НДС) и гл. 25 (налог на прибыль);
  • расписать схему «затратного» распределения — пропорционально доходам, полученным от того или иного вида деятельности (абз. 3 и 4 п. 9 ст. 274 НК РФ) или иным способом (например, пропорционально площади помещений);
  • обеспечить раздельный учет НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ);

О том, как учитывать НДС при совмещении ОСН и ЕНВД, расскажет материал «Ст. 170 НК РФ: вопросы и ответы».

  • установить период распределения затрат;
  • организовать раздельный учет имущества (используемое в ЕНВД-деятельности имущество налогом не облагается по п. 4 ст. 346.26 НК РФ, за исключением оцениваемого по кадастровой стоимости);

Об особенностях освобождения от уплаты налога на имущество читайте в статье «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».

  • разработать иные алгоритмы и схемы раздельного учета (для распределения страховых взносов по видам деятельности, разграничения совокупности выплат в пользу работников по режимам и др.).

О том, как распределить вознаграждение работникам при совмещении режимов, узнайте из материала «Как правильно вести при ОСНО и ЕНВД раздельный учет?».

Нужен ли раздельный учет некоммерческим организациям

Исходя из ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческой называется организация:

  • не имеющая целью работы извлечение прибыли;
  • не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В абз. 3 п. 1 ст. 32 закона № 7-ФЗ указано, что раздельный учет надлежит организовать, если НКО получило деньги (или иное имущество) от иностранных источников, и такой учет должен включать:

  • учет доходов (расходов), полученных в рамках «иностранных» поступлений;
  • учет доходов (расходов), полученных в рамках иных поступлений.

Кроме того, без раздельного учета не обойтись, если помимо уставной НКО осуществляет предпринимательскую деятельность.

Подробнее о нюансах учета в НКО читайте в статье «Особенности и задачи бухучета в НКО».

Итоги

Ведение раздельного учета доходов и расходов может быть как обязанностью налогоплательщиков (при исполнении гособоронзаказов, при совмещении налоговых режимов и в других установленных законом случаях), так и осуществляться ими в добровольном порядке. Для организации раздельного учета потребуется создать его методику и установить алгоритмы распределения расходов.

Источник

Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу

Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?

Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:

  • головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
  • исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).

Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы ведете раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

  • поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:

  • осуществляются для федеральных нужд;
  • производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:

  • предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
  • при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
  • формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
  • учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:

  • отчитаться перед заказчиком;
  • обосновать расходование бюджетных средств.

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?

Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:

  • 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
  • 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
  • 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).

Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:

  • весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
  • по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:

  • на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
  • содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
  • исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
  • рационализаторство и изобретательство;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).

В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):

  • расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
  • рекламные и представительские расходы;
  • расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.

В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.

Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.

Для грамотной настройки «1С» необходимо:

  • расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
  • занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
  • определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
  • осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.

Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.

Итоги

Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.

О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов» .

Источник

Оцените статью