Что значит разбудить покойника

На следующий день после похорон

День похорон близкого человека является одним из самых страшных и печальных в жизни каждого. Независимо от того, умер старый человек или ребенок, члены его семьи пребывают в горести, испытывают боль от утраты. Важно помнить, что даже в горестных мыслях нужно думать о душе покойника, соблюдать положенные ритуалы и церковные правила, установленные в православии. Это необходимо для успокоения усопшего, а также это долг оставшихся в живых. Есть правила для погребения, поминок, нужно знать, что делать на следующий день после похорон.

Основные правила по организации и проведении похорон

Православные ответственно и с уважением относятся к порядку погребения умершего, к его памяти. Одним из проявлений уважение являются молитвы близких за душу покойника, проведение поминок, панихиды. П что носят на кладбище о верованиям в христианстве душа умершего остается 40 дней в доме, рядом с семьей. Этот период соблюдается несколько правил.

  • Перед погребением проводится омовение тела покойного, чтобы он мог предстать перед Богом чистым.
  • После омовения тело усопшего одевают в чистую одежду.
  • Возле гроба должны гореть свечи, а родные читают молитвы.
  • В доме следует закрыть все зеркала на 40 дней.

При погребении родным свойственно плакать, горевать за ушедшим близким человеком. Успокоить в горе может молитва и вера в то, что душа найдет защиту и милость у Бога. Не рекомендуется идти на кладбище, стоять возле могилы деткам, не ездят и беременные. После кладбища обязательно нужно помыть руки перед тем, как сесть за поминальный стон. Поминки проводятся не на кладбище, а в доме или в специально выделенном для этого месте.

Читайте также:  Что значит с французского ланфрен ланфра

Семье усопшего, после смерти его, с похоронами часто помогают соседи, родственники, коллеги, они ездят по ритуальным службам. Они разделяют боль утраты и дают возможность без суеты провести последние часы возле умершего. Когда люди хоронят любимых, им сложно думать о бытовых вопросах, заниматься подготовкой поминального стола или заказом катафалка. Но уже на следующий день членам семьи нужно собраться, чтобы правильно провести все обряды, помолиться. Как вести себя правильно в первый день после похорон, какие службы заказываются, нужно ли идти или ехать к могиле?

Посещение могилы после похорон

На следующий день после похорон родные также пребывают в горе, скучают за ушедшим на тот свет. И понятно их желание поскорее ехать на кладбище, посетить могилу, иногда родные ездят, ходят к ней издалека. По христианским поверьям, душа еще привязана к месту погребения, и семью поэтому тянет также туда. По традиции родные несут завтрак на кладбище на следующий день после похорон. Не все знают, зачем нужно приходить с завтраком. Им пришедшие хотят пробудить близкого человека и примирить душу покойного с тем, что она уже будет в загробном мире.

Что делать в часы посещения возле места погребения? Можно немного прибрать возле могилки, поправить венки, надо зажечь свечку. Раскладываются продукты, обычно носят те, которые остались с поминального обеда после похорон. Но надо приносить продукты и блюда, соответствующие православным правилам, придерживаться обычаев. Традиционно приносят:

  • бутерброды;
  • варенные яйца;
  • нарезку;
  • конфеты и печенье.

Не нужно излишеств, множества блюд, завтрак должен быть скромным, символичным. Конфеты и печень принято раздать нищим. Необходимо принести налить в стакан воды и поставить на могилку, а вот алкоголь будет лишним. Плохо поступают те, кто наливает алкогольные напитки в стакан и оставляет покойному, выливает содержимое на холмик.

Читайте также:  Что значит штефан найн штефан

Принесенные продукты нельзя трогать родным, но можно угостить ими других людей, сопроводив приглашение просьбой помянуть покойника.

Время для молитвы

Основной смысл того, чтобы ехать утром на кладбище, — помочь душе покойника привыкнуть к новой реальности. Близким также в первое время легче, если они ходят к захоронению, посещать кладбище. Обязательно следует молиться в такие часы, просить защиты и милосердия Божьего для усопшего. Искренняя молитва, полная веры, – лучшее, что можно сделать для почившего. Она станет и лекарством от горя для остальных.

Что делать с едой от похорон и поминок

Поминальный обед, завтрак после похорон на могилке — это выражения уважения к усопшему, память о нем. Следует собрать дома утром нужные продукты, взять свечи, принести цветы, поехать на кладбище. В конце ритуального завтрака продукты остаются возле могилки, их смогут забрать нищие, что ходят рядом. Выпечку носят в церковь, можно раздать тем, кто просит милостыню возле нее. Если с похоронного обеда остаются продукты, нельзя их выбрасывать — следует принести и отдать домашним животным. Продукты, отправленные на мусор, осквернять память покойного.

Значение и смысл утреннего визита к могилке

Почему после похорон на следующий день нужно идти на кладбище? Обычаи, связанные с погребением, следует соблюдать, так как в них заложен большой смысл. Почему после похорон нужно идти на кладбище, посещать его на 9-ый, 40-ой день? Душа почившего привязана к могиле и первое время ей тяжело, потеряна связь с семьей, с любимыми людьми. Горестные эмоции наполняют и живых. Посещение могилы, приготовление завтрака для мертвого позволяет успокоиться, почувствовать себя ближе к нему. Родственники носят традиционные блюда, накрывают стол возле холмика, раздают конфеты, можно сходить в церковь и отнести продукты. Простые действия дают некоторое успокоение, которое поддерживают молитвы и разговоры, воспоминания об ушедшем. Легче и душе, которая чувствует рядом близких, знает, что они ее не забудут и будут молиться. Похоронная трапеза помогает душе окрепнуть и приготовиться к встрече с Богом.

Поминальный завтрак в доме

Церковные правила не категоричны в этом вопросе. Если не получается поехать или сходить на кладбище, можно накрыть стол дома, чтобы помянуть покойника. Перед завтраком следует помолиться, попросить у Бога милосердия к новопреставленному. За столом собираются родственники, близкие люди, они вспоминают того, кого только потеряли, говорят о нем теплые, приятные слова. Блюда на стол несут постными, смысл трапезы не в том, чтобы наестся. Собравшись за одним столом, проведя время в разговорах о почившем, членам семьи легче переживать потерю, стоит зайти и в храм. Душа умершего также чувствует, что она не забыта. Когда есть сомнения в проведении обрядов, ритуалов, всегда можно прийти в храм, обратиться за советом к священнослужителю.

Церковь о завтраке на кладбище после погребения

Некоторые священники указывают на то, что завтрак на кладбище на второй день после похорон является ритуалом от язычества. Продукты не могут чем-то помочь покойному. Но запрета приходить от церкви нет, пришедшие должны только не забывать о молитвах к Богу. Небольшая утренняя трапеза на кладбище может просто немного успокоить горе, отвлечь.

При посещении могилки не нужно самим есть трапезные блюда, употреблять напитки, произносить тосты даже за упокой души. Распитие алкоголя является грехом. Оно не поможет усопшей душе.

Что нельзя делать после погребения

В православии есть правила поведения на после похорон, они включают запрет на некоторые действия. Душа покойного 40 суток находится еще в доме, рядом с близкими, нужно осторожно вести себя в этот период, не нарушать спокойную атмосферу. Не рекомендуется затевать ремонт, перестановки, переезды. Душе будет приятнее побыть последние часы в привычной атмосфере, обстановке, среди знакомых любимых вещей.

По этой же причине не стоит раздавать в первое время одежду покойного, его вещи. Сохранение привычной обстановки благотворно, успокаивающе действует и на живых, не так подчеркивает невосполнимость утраты и изменений в жизни.

Традиционно соблюдается и ритуал с закрытыми зеркалами, другими отражающими поверхностями. В доме не включается громко телевизор, музыкальная аппаратура, не устраиваются веселые и шумные застолья.

9 и 40 дней после смерти

Поминки по покойнику устраиваются еще на 9-ый и 40-ой день после дня погребения. На такие поминальные трапезы не нужно кого-то приглашать — родственники, соседи, коллеги приходят сами, чтобы почтить память почившего. Готовятся ритуальные блюда и обычные, рекомендуется не ставить на стол спиртное. Главная часть поминальной трапезы — молитва. Когда наступила дата 40-го дня, нужно посещать храм, где священнослужитель проведет панихиду, заказывается и сорокоуст. Нужно поминать в такой день покойника хорошими словами, ведь душа его покидает землю и отправляется на небо, чтобы предстать перед Всевышним.

Источник

Что значит разбудить покойника

Буди́ть (разбуди́ть, пробуди́ть, пробужда́ть) — прерывать чей либо сон, заставлять проснуться; вызывать к жизни; , возбуждать.

Этимология

Слово «будить» тесно связано с глаголом «бдеть», который происходит от ст.-слав. бъдѣти, русск. бдеть, болг. бдя — то же, др.-сербохорв. бди̑м, бдjе̏ти, словенск. bǝdė́ti. В результате чередования гласного произошли: ст.-слав. боудити, боуждѫ, укр. буди́ти.

Буди́ть — ритуальное действие в составе календарных обрядов и похоронно-поминального комплекса. В основе его семантики — сопоставление жизни и смерти с бодрствованием и сном (см. Бдение, Сон).

Похоронная обрядность

У вост. и зап. славян известен обычай будить домочадцев при кончине члена семьи, особенно в случае смерти хозяина или хозяйки дома, т.к. присутствие души умершего считалось опасным для спящих. В Белоруссии было принято будить спящих детей, если мимо двигалась похоронная процессия, поскольку «к сонному дитяти легче всего подступает смерть». В день смерти хозяина считалось необходимым также «будить» домашний скот, птицу и «объявлять» им о смерти хозяина, чтобы скот не погиб, пчелы не вымерли и деревья не засохли. Если умирал пасечник, то ходили к ульям, стучали в них, чтобы пчелы «не спали»; душа умершего может забрать с собой спящих. Поляки сразу после кончины кого-либо из домочадцев шли «будить» сначала рогатый скот и коней (их слегка били прутом или веткой, принуждая подняться), затем пчел (стучали в ульи и «сообщали» о смерти) и, наконец, садовые деревья (ударяли по стволу рукой или палкой и тоже «объявляли» о смерти хозяина).

Календарная обрядность

В календарных обрядах обычай «будить» скот, пчел, фруктовые деревья приурочен преимущественно к двум основным датам — к Рождеству и Пасхе (Полесье, запад Белоруссии и Украины, Польша, Чехия, Словакия, частично южнославянский ареал). Так в Полесье хозяева пабужали худобу утром в Чистый четверг: войдя в хлев с зажженной свечой, трижды произносили. «Гуляй ад ацёлу да ацёлу, кароука! (гомел.). В Штирии домашний скот и птицу «будили» в рождественскую полночь, а в других р-нах Словении — в пасхальное воскресенье до восхода солнца. Распространена была и практика «бужения» пчел: в юж. районах Польши и в Силезии в пасхальную субботу стучали в ульи или слегка двигали их; гуцулы делали это на Пасху, приговаривая: «Ци ти, матко, спиш, ци чуєш? . Уставай, бо Сус Христос воскрес!» В некоторых селах Галиции пасечник должен был несколько раз ударить на Пасху в колокол, чтобы пчелы «пробудились» от зимнего сна.

В западнославянской зоне (спорадически и у юж. славян) широко распространен обычай «будить» фруктовые деревья. В Моравии вечером в Сочельник или в рождественское утро хозяева трясли деревья в саду, стучали по ним звонком, произнося приговоры: «Деревце, вставай, плоды давай, сегодня щедрый день!». Приговорные формулы этого типа разрабатывали тему рождения и воскресения Христа. Ср.: «Дерево, спишь ли ти? Христос родился».

У католиков этот обычай часто приурочивался к Страстной субботе, когда возобновлялся колокольный звон: в этот момент надо было обежать все деревья в саду и успеть потрясти каждое. У сербов также известен рождественский обычай «будить» семена, вороша и перебирая их в амбаре.

На Рождество, Пасху и некоторые другие праздники производилось ритуальное бужение людей. В Моравской Валахии в пасхальный понедельник утром парни будили девушек ударами березовых или вербовых веток. У юж. славян в Игнатов день (или в некоторые другие дни) будили детей: матери поднимали их легкими ударами фруктовых веток. Болгары в Юрьев день будили спящих крапивой, чтобы они бодро и легко вставали весь год по утрам. В Словении на Троицу с шумом будили заспавшихся пастухов и т. п.

«Будить покойника»

Обычай, называемый будить покойника, в зап. Полесье сводится к посещению могилы родственника на второй или третий день после похорон с целью «окликания» покойника, «угощення» его обрядовой едой прямо на кладбище или для приглашения умершего в дом на поминальный завтрак. Ритуал совершается до восхода солнца: «Тёмно рано на другий день ходят побуждать. Несуть на моглице свечку, молятся, а дома вже снедають» (брест.). «На второй день после похорон собираются вместе, берут вино: «Пойдем будить покойника», — кажуть» (брест.). Часто бужение осмыслялось именно как приглашение на поминальный завтрак в дом, и тогда центральным моментом обряда было произнесение специальных пригласительных формул типа «Ходзй уже ёсьци з нами!» — на снедание звали, каб снёдаци ишоу до дому» (брест.), «Тату, приходьте до хати на снеданне» (Житомир.). В отдельных случаях обряда во время посещения кладбища принято было звонить в церковный колокол, женщины тогда отливали на могилу понемногу водки, «кануна», крошили еду, пришедшие отпивали и эакусывали сами, приглашали умершего к столу и возвращались домой, где устраивали поминальный завтрак.

Подобные обряды, называемые отвидать покойника, идти из сниданнем, носить померлому сниданне, известны на более обширной восточнославянской территории (см. Кормление).

Существует сербское свидетельство о том, что наутро после похорон родственники ходят на кладбище на «буженье», ср. также македонскую песню: «В пятницу Милка заболела, в субботу Милка душу отдала, в воскресенье Милка на кладбище, в понедельник Милку будят: «Встань, Милка, встань, милая дочка!»

В Турювско-Пинском Полесье некоторые пасхальные обычаи получают специфическое толкование, основанное на мотиве пробуждения, бужения. О крестном ходе говорят: «У час ночи Хрыста будыты надо ити»; ср. название крестного хода Христа побуждать. Обычай жечь в пасхальную ночь костры объясняют тем, что в это время «Суса Христа побужають». Ср. мотивировку бодрствования во время Всенощной: «Не можно спати, коб Исуса Хрыста збудити».

На Пинщине известен обычай побуждать покойника в Фомино воскресенье: родственники клали на могилу пасхальное яйцо и кликали на сниданне померлого: «Дорогенький, миленький, любый, ходи да будам йисты разом!», ср. пинское название этого дня Пробудная неделя . Ритуальное бужение покойников в поминальные дни известно и словенцем: считалось, что предки возвращаются домой трижды в году — на Рождество, в Иванов день и в день Всех святых, поэтому в ночь накануне этих праздников звонили в колокол, «чтобы предки пробудились от зимнего сна и защитили людей от грозы и других несчастий».

Источник

Оцените статью