Что значит разберите как часть речи существительное

Разбор существительного как части речи

Что такое разбор существительного

Выполнить разбор слова с точки зрения его принадлежности к классу существительных — значит проанализировать:

  • что оно обозначает: предмет или явление,
  • какими морфологическими признаками обладает,
  • какую роль выполняет в предложении.

Такой анализ часто еще называют морфологическим разбором, поскольку с точки зрения лингвистики именно морфология изучает слово как часть речи.

Какие характеристики существительного относятся к морфологическим? Это его род, склонение, разряд (включает два признака), число, а также падеж. Первые три признака — род, склонение и разряд — не зависят от того, какое место в предложении занимает слово, поэтому называются постоянными. В отличие от них, число и падеж существительные могут менять, поэтому оба этих признака относятся к непостоянным характеристикам.

Правила разбора

Обычно разбор существительного как части речи происходит по стандартной схеме. Приведем ее.

  1. Указываем, что существительное означает (предмет или явление), какой вопрос ему можно задать, а также его начальную форму.
  2. Перечисляем постоянные и непостоянные морфологические характеристики:
    • в первую очередь постоянные признаки:
      • определяем одушевленность слова-существительного по простому правилу: одушевленные предметы — это все живое, они отвечают на вопрос кто?, соответственно, неодушевленные предметы — это все неживое, отвечают на вопрос что?;
      • определяем, какое перед нами существительное: собственное или нарицательное? Все собственные слова пишутся с заглавной буквы; к ним относят имена, фамилии, названия исторические, географические, различных произведений и тому подобное. Все прочие существительные относятся к нарицательным;
      • определяем, какой род имеет существительное. Иногда род этой части речи определить невозможно. Например, в предложении «Мой сосед — ябеда» существительное «ябеда», с одной стороны, относится к женскому роду, а с другой — к мужскому, так как характеризует слово «сосед». Здесь нужно учитывать второй аспект, то есть род определяем по смыслу предложения;
      • последний неизменяемый признак — склонение существительного. Различают три основных вида склонения, иногда встречаются разносклоняемые и несклоняемые слова;
    • непостоянные (изменяемые) характеристики:
      • определяем падеж существительного в контексте данного предложения. В русском языке известно шесть падежей;
      • последний морфологический признак — это число существительного — единственное или множественное. Иногда встречаются такие слова, которые имеют какую-то одну форму числа. Например, слова: молоко, железо, детство, Урал могут находиться только в единственном числе. А часы, ножницы, листва, деньги — только во множественном. Для таких существительных данный признак неизменен.
  1. На последнем этапе определяем, каким членом предложения является анализируемое существительное. В предложениях эта часть речи выступает либо в качестве главного члена — подлежащего, либо как второстепенный член — дополнение. Но бывают исключения.
Читайте также:  Когда человек трудится это значит что он выбрать неправильный ответ

Пример разбора существительного

Разберем в предложении «В воздухе витает запах дождя» слово «дождя» как часть речи по предложенной схеме.

  1. Существительное, обозначающее явление. Начальная форма — дождь. В предложении отвечает на вопрос родительного падежа: запах чего? — дождя.
  2. Морфологические признаки:
    • неодушевленное, нарицательное, мужского рода, II-го склонения;
    • отвечает на вопрос родительного падежа, находится в единственном числе.
  3. В данном предложении — дополнение.

Источник

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический раз­бор име­ни суще­стви­тель­но­го — это ука­за­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков суще­стви­тель­но­го как само­сто­я­тель­ной части речи.

Составим план, как после­до­ва­тель­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор суще­стви­тель­но­го. Приведем обра­зец и при­ме­ры раз­бо­ра суще­стви­тель­ных, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую форму.

Прежде чем узнать, как выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор суще­стви­тель­но­го, напом­ним, какие сло­ва мож­но отне­сти к этой части речи.

  • (кто?) сын, сосед, чело­век;
  • (что?) доро­га, небо, чер­теж.

Как выполнить морфологический разбор имени существительного?

Приняв о вни­ма­ние это опре­де­ле­ние, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ем с ука­за­ния части речи и обще­го грам­ма­ти­че­ско­го значения.

Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние име­ни суще­стви­тель­но­го заклю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти обоб­щён­но назы­вать предмет.

Затем выявим посто­ян­ные при­зна­ки име­ни существительного:

  • соб­ствен­ное или нарицательное;
  • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
  • отвле­чен­ное или конкретное;
  • веще­ствен­ное, собирательное;
  • род (муж­ской, сред­ний, женский)
  • скло­не­ние (пер­вое, вто­рое или третье).

У неко­то­рых суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком, если эти суще­стви­тель­ные име­ют фор­му толь­ко един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Остальные при­зна­ки явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

Морфологический раз­бор суще­стви­тель­но­го закон­чим ука­за­ни­ем его син­так­си­че­ской роли (какой член пред­ло­же­ния). Имя суще­стви­тель­ное может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния как глав­ным (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое), так и вто­ро­сте­пен­ным (опре­де­ле­ние, допол­не­ние, обстоятельство).

Эти эта­пы раз­бо­ра суще­стви­тель­но­го как части речи пред­ста­вим в виде плана.

План морфологического разбора существительного

I. Часть речи. Общее грам­ма­ти­че­ское значение.

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • соб­ствен­ное или нарицательное;
  • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
  • по зна­че­нию кон­крет­ное или абстракт­ное, веще­ствен­ное, собирательное;
  • род
  • чис­ло (у суще­стви­тель­ных толь­ко един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа);
  • скло­не­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

III . Синтаксическая роль

Источник изоб­ра­же­ния: http://razum.myinsales.ru

В пред­ло­же­нии может быть несколь­ко суще­стви­тель­ных. То суще­стви­тель­ное, кото­рое тре­бу­ет­ся разо­брать как часть речи, ука­зы­ва­ет­ся циф­рой 3 спра­ва над ним. Приведем при­ме­ры мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра существительного.

Образцы разбора

Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.

I. Слово «за зем­ля­ни­кой» — это суще­стви­тель­ное, обо­зна­ча­ет пред­мет, отве­ча­ет на вопрос за чем? Начальная фор­ма — «зем­ля­ни­ка».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • нари­ца­тель­ное
  • неоду­шев­лен­ное
  • веще­ствен­ное
  • жен­ский род
  • I скло­не­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • тво­ри­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль — дополнение.

У меня над голо­вой яркая сине­ва неба³.

I. Слово «неба» — это суще­стви­тель­ное, обо­зна­ча­ет пред­мет, отве­ча­ет на вопрос чего? Начальная фор­ма — «небо».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • нари­ца­тель­ное
  • неоду­шев­лен­ное
  • кон­крет­ное
  • сред­ний род
  • II скло­не­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • роди­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль — опре­де­ле­ние (несо­гла­со­ван­ное).

Слово «неба» пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное «сине­ва» и отве­ча­ет на син­так­си­че­ский вопрос:

Синева неба = небес­ная сине­ва.

I. Слово «на часах» — это суще­стви­тель­ное, обо­зна­ча­ет пред­мет, отве­ча­ет на вопрос на чём? Начальная фор­ма — «часы».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • нари­ца­тель­ное
  • неоду­шев­лен­ное
  • кон­крет­ное
  • мно­же­ствен­ное число
  • скло­ня­ет­ся как суще­стви­тель­ное мно­же­ствен­но­го числа

б) непо­сто­ян­ные признаки:

III . Синтаксическая роль — обстоятельство.

Вчера дядя Семен пой­мал огром­ную щуку³.

I. Слово «щуку» — это суще­стви­тель­ное, обо­зна­ча­ет пред­мет, отве­ча­ет на вопрос кого? Начальная фор­ма — «щука».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • нари­ца­тель­ное
  • оду­шев­лен­ное
  • кон­крет­ное
  • жен­ский род
  • I скло­не­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • вини­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль — дополнение.

Видеоурок

Источник

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой «3»: Над лугом 3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
  • склонение;

4. Непостоянные признаки:

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .

Птицу

1. Птицу — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж — кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя — моя птица .
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание — а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу .
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу .

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .

Птицу

  1. Птицу — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц 3 .

Птиц

  1. Птиц — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы 3 — сложная, но интересная игра.

  1. Шахматы — сущ. (что?).
  2. Н. ф. — шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Морфологический разбор слова в начальных классах

Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.

Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

3. Указать признаки:

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

Начальная форма — котёнок.

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

Котята — сущ., погнались (кто?) котята;

Н.ф. (начальная форма) — котёнок;

Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;

4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.

Морфологический разбор имени прилагательного

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.

Начальная форма — красивый.

В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

Красивая (мелодия) — прилаг.;

Мелодия (какая?) — красивая — определение.

Морфологический разбор имени числительного

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

число и род (если есть);

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени числительного

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;

Начальная форма — двое;

Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Во дворе меня ждали двое товарищей.

Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;

4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

Морфологический разбор местоимения

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.

Начальная форма — ты.

Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;

4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.

Морфологический разбор глагола

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

время (прошедшее / настоящее / будущее),

лицо (если есть), род, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Снег усиливался с каждой минутой.

Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;

I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.

Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.

Морфологический разбор наречия

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Морфологические признаки (неизменяемость).

Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

Источник

Оцените статью