- Разбор существительного как части речи
- Что такое разбор существительного
- Правила разбора
- Пример разбора существительного
- Морфологический разбор имени существительного
- Как выполнить морфологический разбор имени существительного?
- План морфологического разбора существительного
- Образцы разбора
- Видеоурок
- Морфологический разбор имени существительного
- Морфологический разбор слова в начальных классах
- Морфологический разбор существительного
- Морфологический разбор имени прилагательного
- Морфологический разбор имени числительного
- Морфологический разбор местоимения
- Морфологический разбор глагола
- Морфологический разбор наречия
Разбор существительного как части речи
Что такое разбор существительного
Выполнить разбор слова с точки зрения его принадлежности к классу существительных — значит проанализировать:
- что оно обозначает: предмет или явление,
- какими морфологическими признаками обладает,
- какую роль выполняет в предложении.
Такой анализ часто еще называют морфологическим разбором, поскольку с точки зрения лингвистики именно морфология изучает слово как часть речи.
Какие характеристики существительного относятся к морфологическим? Это его род, склонение, разряд (включает два признака), число, а также падеж. Первые три признака — род, склонение и разряд — не зависят от того, какое место в предложении занимает слово, поэтому называются постоянными. В отличие от них, число и падеж существительные могут менять, поэтому оба этих признака относятся к непостоянным характеристикам.
Правила разбора
Обычно разбор существительного как части речи происходит по стандартной схеме. Приведем ее.
- Указываем, что существительное означает (предмет или явление), какой вопрос ему можно задать, а также его начальную форму.
- Перечисляем постоянные и непостоянные морфологические характеристики:
- в первую очередь постоянные признаки:
- определяем одушевленность слова-существительного по простому правилу: одушевленные предметы — это все живое, они отвечают на вопрос кто?, соответственно, неодушевленные предметы — это все неживое, отвечают на вопрос что?;
- определяем, какое перед нами существительное: собственное или нарицательное? Все собственные слова пишутся с заглавной буквы; к ним относят имена, фамилии, названия исторические, географические, различных произведений и тому подобное. Все прочие существительные относятся к нарицательным;
- определяем, какой род имеет существительное. Иногда род этой части речи определить невозможно. Например, в предложении «Мой сосед — ябеда» существительное «ябеда», с одной стороны, относится к женскому роду, а с другой — к мужскому, так как характеризует слово «сосед». Здесь нужно учитывать второй аспект, то есть род определяем по смыслу предложения;
- последний неизменяемый признак — склонение существительного. Различают три основных вида склонения, иногда встречаются разносклоняемые и несклоняемые слова;
- непостоянные (изменяемые) характеристики:
- определяем падеж существительного в контексте данного предложения. В русском языке известно шесть падежей;
- последний морфологический признак — это число существительного — единственное или множественное. Иногда встречаются такие слова, которые имеют какую-то одну форму числа. Например, слова: молоко, железо, детство, Урал могут находиться только в единственном числе. А часы, ножницы, листва, деньги — только во множественном. Для таких существительных данный признак неизменен.
- в первую очередь постоянные признаки:
- На последнем этапе определяем, каким членом предложения является анализируемое существительное. В предложениях эта часть речи выступает либо в качестве главного члена — подлежащего, либо как второстепенный член — дополнение. Но бывают исключения.
Пример разбора существительного
Разберем в предложении «В воздухе витает запах дождя» слово «дождя» как часть речи по предложенной схеме.
- Существительное, обозначающее явление. Начальная форма — дождь. В предложении отвечает на вопрос родительного падежа: запах чего? — дождя.
- Морфологические признаки:
- неодушевленное, нарицательное, мужского рода, II-го склонения;
- отвечает на вопрос родительного падежа, находится в единственном числе.
- В данном предложении — дополнение.
Источник
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имени существительного — это указание постоянных и непостоянных признаков существительного как самостоятельной части речи.
Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор существительного. Приведем образец и примеры разбора существительных, имеющих разную грамматическую форму.
Прежде чем узнать, как выполнить морфологический разбор существительного, напомним, какие слова можно отнести к этой части речи.
- (кто?) сын, сосед, человек;
- (что?) дорога, небо, чертеж.
Как выполнить морфологический разбор имени существительного?
Приняв о внимание это определение, морфологический разбор имени существительного начинаем с указания части речи и общего грамматического значения.
Общее грамматическое значение имени существительного заключается в способности обобщённо называть предмет.
Затем выявим постоянные признаки имени существительного:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- отвлеченное или конкретное;
- вещественное, собирательное;
- род (мужской, средний, женский)
- склонение (первое, второе или третье).
У некоторых существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком, если эти существительные имеют форму только единственного или множественного числа.
Остальные признаки являются непостоянными. Существительные изменяются по падежам и числам.
Морфологический разбор существительного закончим указанием его синтаксической роли (какой член предложения). Имя существительное может быть любым членом предложения как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство).
Эти этапы разбора существительного как части речи представим в виде плана.
План морфологического разбора существительного
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
II . Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- по значению конкретное или абстрактное, вещественное, собирательное;
- род
- число (у существительных только единственного или множественного числа);
- склонение
б) непостоянные признаки:
III . Синтаксическая роль
Источник изображения: http://razum.myinsales.ru
В предложении может быть несколько существительных. То существительное, которое требуется разобрать как часть речи, указывается цифрой 3 справа над ним. Приведем примеры морфологического разбора существительного.
Образцы разбора
Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.
I. Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».
II . Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевленное
- вещественное
- женский род
- I склонение
б) непостоянные признаки:
- творительный падеж
- единственное число
III . Синтаксическая роль — дополнение.
У меня над головой яркая синева неба³.
I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».
II . Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевленное
- конкретное
- средний род
- II склонение
б) непостоянные признаки:
- родительный падеж
- единственное число
III . Синтаксическая роль — определение (несогласованное).
Слово «неба» поясняет существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:
Синева неба = небесная синева.
I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».
II . Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевленное
- конкретное
- множественное число
- склоняется как существительное множественного числа
б) непостоянные признаки:
III . Синтаксическая роль — обстоятельство.
Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.
I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».
II . Морфологические признаки
а) постоянные признаки:
- нарицательное
- одушевленное
- конкретное
- женский род
- I склонение
б) непостоянные признаки:
- винительный падеж
- единственное число
III . Синтаксическая роль — дополнение.
Видеоурок
Источник
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой «3»: Над лугом 3 порхают пестрые бабочки.
Схема морфологического разбора имени существительного:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
- склонение;
4. Непостоянные признаки:
5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Пример устного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .
Птицу
1. Птицу — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.
2. Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж — кто?)
3. Постоянные признаки:
- существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
- существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
- существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя — моя птица .
- существительное первого склонения, т.к. имеет окончание — а и относится к женскому роду.
4. Непостоянные признаки:
- существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу .
- существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.
5. В предложении является дополнением: птицу .
Образец письменного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .
Птицу
- Птицу — сущ. (кого?)
- Н. ф. — птица.
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
- птицу
Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц 3 .
Птиц
- Птиц — сущ. (кого?)
- Н. ф. — птица
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
- птиц
Дано предложение: Шахматы 3 — сложная, но интересная игра.
- Шахматы — сущ. (что?).
- Н. ф. — шахматы
- Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
- Мн. ч., И. п.
- Шахматы
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Морфологический разбор слова в начальных классах
Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.
Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.
Морфологический разбор существительного
1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.
3. Указать признаки:
род (мужской / женский / средний);
склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)
падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);
число (единственное / множественное).
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени существительного
Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».
Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.
Начальная форма — котёнок.
нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;
в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.
4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).
Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.
Котята — сущ., погнались (кто?) котята;
Н.ф. (начальная форма) — котёнок;
Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;
4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).
род прилагательного, падеж, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени прилагательного
Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».
Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.
Начальная форма — красивый.
В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.
Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.
Красивая (мелодия) — прилаг.;
Мелодия (какая?) — красивая — определение.
Морфологический разбор имени числительного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.
(для количественных: целое/дробное/собирательное);
число и род (если есть);
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени числительного
Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».
Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;
Начальная форма — двое;
Постоянные признаки: простое, собирательное;
непостоянные: в форме именительного падежа;
Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.
Во дворе меня ждали двое товарищей.
Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;
4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.
Больше интересных материалов:
Морфологический разбор местоимения
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),
б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора местоимения
Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».
Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.
Начальная форма — ты.
Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.
Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).
Я позвоню тебе в пятницу вечером.
Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;
4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.
Морфологический разбор глагола
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.
спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),
время (прошедшее / настоящее / будущее),
лицо (если есть), род, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора глагола
Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».
Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.
Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;
глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.
4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).
Снег усиливался с каждой минутой.
Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;
I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.
Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.
Морфологический разбор наречия
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Морфологические признаки (неизменяемость).
Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора наречия
Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».
Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.
Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).
На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.
Источник