- Рациональное поведение участников экономических отношений
- Рациональное поведение потребителя
- Рациональное поведение производителя
- Рациональное поведение собственника
- Рациональное поведение семьянина, работника, гражданина
- Заключение
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
- Содержание:
- Типы рационального поведения
- Виды потребления
- Этапы рационального поведения
- Источники денежного дохода потребителя
- Виды потребительских расходов
- Рациональное поведение производителя
- Формы предпринимательства
- О рациональном поведении потребителя
Рациональное поведение участников экономических отношений
Экономическим поведением называют действия субъектов экономической деятельности – потребителей, производителей, работников, руководителей. Оно связано с выбором наиболее выгодного варианта среди множества возможных. Рациональное поведение – способность иметь ясные цели и достигать их наилучшим способом. Рациональное экономическое поведение – поведение участников экономических отношений, направленное на достижение наилучших результатов в условиях имеющихся ограничений. Это поведение рознится в зависимости от роли участника отношений.
Рациональное поведение потребителя
Потребление – приобретение и использование товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Потребитель – гражданин, приобретающий и использующий различные блага для личных нужд. Рациональное экономическое поведение потребителя заключается в продуманности действий для достижения максимальной пользы при имеющихся ограничениях. У каждого человека есть желания, потребности, цели – эти факторы первичны в его экономической деятельности. Рациональное поведение индивидуума включает следующие этапы:
- осознание своей потребности в приобретении;
- изучение информации о нем;
- анализ различных вариантов;
- выбор.
В своем выборе человек руководствуется правом свободно распоряжаться финансовыми ресурсами, что называется суверенитетом потребителя. На выбор потребителя оказывает влияние еще ряд факторов:
- желания и предпочтения;
- мода;
- редкость товара;
- срок использования товара;
- моральные, культурные, религиозные нормы.
Человек всегда находится в ситуации ограниченного количества доступных ресурсов, что определяет необходимость делать выбор. Свободу потребителя также ограничивают цены и ассортимент товаров и услуг. Рациональный человек способен:
- к постановке цели;
- к анализу издержек и выгод;
- к достижению максимальной выгоды.
Существует 2 типа рационального поведения потребителя:
- подчиненное личным интересам с учетом выгод и издержек;
- диктуемое сиюминутной целью, происходящее непосредственно в момент выбора.
В основе рационального экономического поведения лежит контроль над расходами и соотнесение их с доходами. Потребительские расходы делятся на обязательные и произвольные. Первые – предназначены для элементарного жизнеобеспечения человека: покупки еды, одежды, лекарств, оплаты транспорта и т.д. Вторые – идут на приобретение благ, без которых человек может существовать. Доходы физического лица – это денежные средства или материальные ценности, получаемые в результате его деятельности. Соотношение обязательных и произвольных расходов при имеющихся доходах определяет уровень жизни людей в стране. Уровень жизни человека зависит не только от размера его доходов и сбережений, но и от того, насколько он разумен и последователен в своих расходах.
Рациональное поведение производителя
Для производителя (предпринимателя) главной целью является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Рационализация производства ставит перед предпринимателем проблему эффективного использования ресурсов. Это главный фактор повышения производительности и максимизации прибыли. Способы повышения производительности труда:
- снижение затрат;
- специализация (разделение труда);
- увеличение объема выпускаемой продукции;
- расширение производства при повышении спроса;
- переключение на выпуск другого товара при снижении спроса;
- модернизация производства, внедрение новых технологий;
- улучшение качественных характеристик продукции;
- профессиональный рост сотрудников;
- создание системы мотивации персонала к эффективной деятельности;
- освоение новых рынков;
- эффективное управление.
Производитель всегда должен быть осведомлен о ситуации на рынке, анализировать спрос, формировать оптимальную цену.
Рациональное поведение собственника
Собственник – физическое или юридическое лицо, обладающее материальной или интеллектуальной собственностью, а также использующее их полезные свойства для личных целей. Частная собственность имеет разновидности:
- индивидуальная – находится под контролем одного человека или семьи;
- паевая – принадлежит группе граждан на правах совместного владения, величина пая устанавливается в денежном выражении;
- акционерная – разновидность паевой собственности, в которой величина пая исчисляется в акциях.
Обладание собственностью предполагает расходы, покрывающие:
- уплату налогов;
- ее содержание;
- страхование;
- обеспечение сохранности.
Собственник может распоряжаться своим имуществом и извлекать доход любым законным способом по собственному усмотрению:
- продавать;
- передавать в доверенное управление другому лицу;
- отдавать в залог;
- дарить;
- отказываться от прав на него.
Рациональное поведение собственника заключается в максимально эффективной эксплуатации принадлежащей ему собственности и сокращении сопутствующих издержек.
Рациональное поведение семьянина, работника, гражданина
Семьянин – глава семьи, ответственный за распределение доходов. Рациональное экономическое поведение семьянина представляет собой:
- продуманное совершение трат с учетом доходов;
- распределение их согласно потребностям семьи;
- создание накоплений и инвестирование их с учетом прибыльности и рисков.
Работник – физическое лицо, работающее по трудовому договору на работодателя и получающий заработную плату. Рациональное поведение работника состоит в выборе действий, которые принесут ему наибольшую выгоду – это касается и дохода, и карьерного, личностного роста. Для реализации своих целей работник должен:
- знать трудовое законодательство;
- эффективно использовать свое рабочее время;
- быть готовым работать сверхурочно на подходящих ему условиях;
- стремиться к профессиональному росту;
- уметь отстаивать свои права;
- выбирать наиболее выгодные предложения работы на рынке труда.
Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе определенному государству. Отношения гражданина с государством состоят из его прав и обязанностей. Экономические права реализуются в создании материальной базы для жизни и деятельности. Гражданин имеет право:
- трудиться в надлежащих условиях;
- свободно выбирать профессию и род деятельности;
- на свободу экономической деятельности;
- на социальную защиту;
- на свободное владение и распоряжение частной собственностью.
Экономические обязанности гражданина состоят в отчислении части дохода в пользу государства. Он должен владеть полнотой информации о налогах и льготах и своевременно их выплачивать. Рациональное поведение гражданина заключается в выборе оптимальных решений в его экономических взаимоотношениях с государством.
Заключение
Человек – главный субъект экономических отношений в обществе. Он обладает свободой выбора, принимает решения согласно своим целям и предпочтениям с учетом своих возможностей и всех имеющихся условий. Концепция рациональности базируется на утверждении, что в экономических отношениях выигрывает только тот, кто придерживается рационального поведения. При этом существует понимание, что человек далеко не всегда поступает рационально. Принимая решения, он часто руководствуется не разумом, а эмоциями, испытывает влияние сложившихся традиций, общественных установок, сиюминутного порыва. Тем не менее, роль рациональности в поведении людей очень велика.
Источник
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Содержание:
Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.
Типы рационального поведения
- Личные интересы составляют основу рационального поведения.
- Определение задач диктуются рациональным поведением.
Главный постулат рациональности – получение прибыли при минимальных усилиях.
Рациональность можно разделить на:
Полная | – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли. |
Ограниченная | – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды. |
Органическая | – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора. |
Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.
Виды потребления
- Производственное – применение сырья в ходе изготовительного процесса.
- Непроизводственное – использование произведённого продукта для удовлетворения нужд общества.
Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.
Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.
Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.
Этапы рационального поведения
- Сопоставление товара и пользы, приносящей им;
- Осмысление известных сведений о продукте или поиск новых;
- Оценка приобретения;
- Решение о покупке или не покупке товара.
Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.
Источники денежного дохода потребителя
- Вознаграждение за производственный труд – заработная плата;
- Бюджетные выплаты (пенсии, субсидии, стипендии);
- Денежная прибыль за предпринимательство;
- Доход от имущества или ценных бумаг.
Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.
Виды потребительских расходов
- Минимальные или же базовые расходы — средства личной гигиены, одежда, продукты питания, затраты на транспортные средства и т.д.
- Произвольные – мебель, техника, учебники, велосипед и т.д.
Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.
Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.
Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.
Рациональное поведение производителя
Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.
Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.
Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.
Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.
Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.
Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.
Виды предпринимательства
Формы предпринимательства
- По объектам:
- Малый бизнес — включает в себя до 50 человек, используемых на производстве.
- Средний бизнес – включает в себя до 500 человек, используемых на производстве.
- Крупный бизнес – включает в себя 1000-2000 тысяч человек, используемых на производстве.
- Тип фирмы:
- Индивидуальное предпринимательство — предпринимательство, которым единолично владеет индивид.
- Партнёрство – совместное владение бизнесом двух человек.
- Кооператив – совестное ведение бизнеса с 3-мя и более людьми.
- Корпорация – совокупность индивидов, ведущих совместную предпринимательскую деятельность.
Предпринимательство заключает в себе следующие функции:
Источник
О рациональном поведении потребителя
В 2020 году Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель».
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.
В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя. Этапы рационального поведения потребителя:
— поиск информации о товаре или услуге;
— оценка возможных вариантов покупки;
Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, т.е. обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Изготовитель вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель, продавец или уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, которые ему предоставлены законом «О защите прав потребителя». К таковым правам относят право потребителя по своему выбору:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Срок гарантийного ремонта при этом не может составлять более 45 дней. На время ремонта покупатель вправе потребовать предоставить ему товар с теми же основными характеристиками во временное пользование;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара вышеуказанные действия потребитель может осуществить только в течение двух недель со дня покупки. После двух недель в течение гарантийного ремонта технически сложный товар можно потребовать отремонтировать за счет продавца или изготовителя. Во всех случаях это можно осуществить только при обнаружении в товаре недостатков, т.е. в отношении товара ненадлежащего качества.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (т.е. качественный товар) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Однако не все товары можно обменять. К товарам надлежащего качества, которые не подлежат обмену, относят технических сложные товары, бытовую химию, лекарства, книги и т.п.
Интересные факты. Закон «О защите прав потребителей» многократно расширяет права покупателя в сравнении с теми, которые предоставлены ему Гражданским кодексом РФ. Обычно при возникновении споров иски подаются в суд по месту жительства или нахождения ответчика и при этом облагаются судебной пошлиной. Иски о защите прав потребителей истец-покупатель вправе подать по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Такие иски, кроме того, не облагаются судебной пошлиной.
Источник