- Тахограф пишет «Необходимо заменить НКМ», что это?
- Что представляет собой СКЗИ в составе контролирующего устройства?
- Функции модуля защиты в тахографе
- Важность присутствия данного элемента в тахографе
- Порядок активации и правила эксплуатации устройства
- Как производится установка нового оборудования
- Когда необходимо производить замену модуля НКМ?
- Что нужно для замены модуля СКЗИ?
- Этапы замены блока НКМ:
- Кто вправе менять НКМ в Санкт-Петербурге?
- Сроки установки нового блока СКЗИ
- Сколько стоит заменить модуль?
- Почему нельзя самостоятельно производить замену блока НКМ в тахографе?
- Калибровка тахографа или замена блока НКМ. В чем разница?
- ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ?
- ЗАМЕНА БЛОКА НКМ
- КАЛИБРОВКА
- Замена НКМ в тахографе
- Технология замены СКЗИ
- Сроки выполнения операции
Тахограф пишет «Необходимо заменить НКМ», что это?
В бортовом самописце появилось сообщение следующего содержания: «необходимо заменить НКМ в тахографе», что это может означать? Это значит, что пора заменить модуль СКЗИ (НКМ) в контрольном приборе.
Если тахограф пишет «Заменить НКМ», то скорее всего вышел срок эксплуатации устройства. Кроме этой надписи вы можете видеть ошибки и такого типа: «НКМ заблокирован», «нет связи с СКЗИ» либо тахограф просто перестает принимать водительскую карту. Если на дисплее появилась одна из таких ошибок, пора обратиться в сервисный центр!
Что представляет собой СКЗИ в составе контролирующего устройства?
СКЗИ или НКМ – это особый прибор, выполняющий важные функции в тахографе. В него вносятся данные о тахографе, а также любые сведения о работе авто. Вся информация, записанная в навигационный криптографический модуль, зашифрована и хранится в архиве.
Визуально блок СКЗИ выглядит как маленькая коробка из пластика с защитой от взлома, а внутри неё находятся такие элементы:
- микросхема для шифровки данных;
- часы;
- контроллер;
- автономный ИБП;
- хронограф;
- GPS-приёмник;
- блок памяти;
- акселерометр.
Функции модуля защиты в тахографе
Блоком СКЗИ снабжаются цифровые тахографы, предназначенные для использования на территории России. Элемент выполняет следующие функции в тахографе:
- шифрование и хранение данных;
- обеспечение возможности использования цифровых подписей для дешифровки информации;
- защита записанных данных от несанкционированного доступа с целью внесения изменений.
Важность присутствия данного элемента в тахографе
В соответствии с действующим законодательством РФ, тахографы, которыми оснащаются ТС, совершающие рейсы по России, в обязательном порядке должны комплектоваться модулем СКЗИ. За отсутствие модуля, езду с не активированным или неисправным блоком предусмотрены штрафные санкции.
Модуль криптографический защиты информации не ставится в тахографы ЕСТР, которые устанавливаются на авто, совершающие международные перевозки. В таких контролирующих устройствах применяются другие технологии шифрования зафиксированной информации.
Порядок активации и правила эксплуатации устройства
Для активации СКЗИ необходимо посетить лицензированную мастерскую, где мастера выполнят необходимые действия в соответствии со следующей инструкцией:
- Создадут запрос на получение сертификата (уникального электронного ключа) с помощью ввода информации об организации и ТС.
- Загрузят данные о компании в бортовой самописец, считают номера тахографа и блока СКЗИ.
- Направят в Росавтотранс запрос на сертификат.
- Дождутся выдачи сертификата и загрузят его в тахограф. Активация прошла успешно!
Цифровые контрольные устройства с блоком СКЗИ могут использоваться только на одной машине – на той, данные о которой были внесены в тахограф в момент активации СКЗИ. Эксплуатируется СКЗИ не больше 3 лет – ровно столько действует ключ, выданный ФБУ. За этот срок ресурс хранения информации будет исчерпан, поэтому тахограф пишет «заменить НКМ», что значит, пришло время установить новый блок СКЗИ в тахограф. Если этого не сделать, использование бортового самописца будет невозможным, так как он попросту заблокируется.
Как производится установка нового оборудования
Тахограф пишет «Необходимо заменить НКМ», что значит – пришло время обратиться в мастерскую для периодической замены модуля. Сам цифровой контрольный прибор после установки и активации нового блока СКЗИ можно будет использовать дальше.
Когда необходимо производить замену модуля НКМ?
Ставить новый элемент в самописец по закону нужно:
- В момент первичной установки тахографа.
- Если СКЗИ вышел из строя по каким-то причинам.
- Если возникла необходимость поменять регистрационные данные или сменился владелец ТС.
«Необходимо заменить НКМ» — пишет тахограф так и тогда, когда закончился 3 годичный срок эксплуатации СКЗИ.
Что нужно для замены модуля СКЗИ?
Первым делом необходимо найти мастерскую, предоставляющую услуги установки и активации модуля СКЗИ (НКМ). Сервисный центр должен иметь лицензии Федеральной Службы безопасности и числиться в реестре «Росавтотранса».
Этапы замены блока НКМ:
- деактивация и демонтаж цифрового контрольного устройства с передачей сведений об этом в «Росавтотранс»;
- извлечение блока СКЗИ из паза;
- установка нового элемента;
- активация НКМ;
- установка самописца на ТС;
- калибровка тахографа.
Старый блок СКЗИ хранится в течение 12 месяцев у владельца автотранспорта, после чего элемент подлежит уничтожению, а № регистрации исключается из Реестра.
Кто вправе менять НКМ в Санкт-Петербурге?
Установка нового навигационного криптографического модуля в тахограф должна выполняться исключительно мастерскими, имеющими лицензии Федеральной Службы безопаности на обращение с криптографическими средствами.
Сроки установки нового блока СКЗИ
Процедура замены модуля НКМ в тахографе длится не более получаса. Но из-за того, что необходимо ожидать ответа от Росавтотранса, процесс может затянуться до 5-6 часов. К этому сроку стоит добавить еще время, которое уйдет на калибровку прибора.
Сколько стоит заменить модуль?
В сумму услуги входит стоимость самого модуля и оплата труда мастера, который будет выполнять демонтаж старого, установку нового элемента и последующую настройку оборудования. При заказе комплексной услуги стоимость замены СКЗИ в тахографе будет ниже.
В компании «ТС-Технолоджи» всегда в наличии есть модули для всех видов тахографов, а также необходимые ресурсы для оказания данной услуги «под ключ». Обращайтесь!
Почему нельзя самостоятельно производить замену блока НКМ в тахографе?
Работы по замене элемента вправе выполнять только сертифицированные сервисные центры. Любые несанкционированные действия в отношении самописцев расцениваются как попытки изменения записанных данных, что карается по закону.
Источник
Калибровка тахографа или замена блока НКМ. В чем разница?
Для того, чтобы выполнить приказ Минтранса №36, мало просто установить тахограф, необходимо еще и правильно его обслуживать — вовремя проводить калибровку и замену блока НКМ. Блок НКМ — это устройство криптозащиты данных в тахографах, устанавливаемых для передвижения по Российской Федерации, также известных, как тахографы СКЗИ . И вот тут получилась путаница.
В последнее время мы часто сталкиваемся с такой ситуацией: при проверке тахографа сотрудники ГИБДД сообщают водителю о необходимости провести калибровку. Когда клиент звонит в нашу тахографическую мастерскую , оказывается, что необходимо сначала заменить блок НКМ и только потом откалибровать тахограф. Кажется, вас пытаются ввести в заблуждение? Разбираемся.
Дело в том, что сотрудники ГИБДД — не специалисты в тахографии, чаще всего они знают только о калибровке устройства (по закону она должна производиться не реже раза в 3 года). При этом блок НКМ тоже необходимо заменять раз в три года, и из-за этого возникает путаница.
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ?
ЗАМЕНА БЛОКА НКМ
Блок НКМ служит для записи и шифрования данных тахографа, который используется для передвижения по РФ.
Его следует менять раз в 3 года. Этот срок ограничен техническими параметрами блока (размер объёма информации) и на законодательном уровне — временем использования криптоключа данного размера.
Если у вас усановлен тахограф ЕСТР, то никакого блока НКМ в нем нет, и менять, соответсвенно, его не надо.
КАЛИБРОВКА
Калибровка нужна, чтобы данные пробега и скорости тахографа совпадали с данными на спидометре и одометре.
В обязательном порядке она проводится:
— при установке (активации) устройства,
— при замене блока НКМ,
— при замене колес.
Однако владелец ТС может делать калибровку чаще по собственному желанию.
Источник
Замена НКМ в тахографе
Периодическая замена НКМ в тахографе выполняется на всех устройствах, оснащенных такими модулями. При этом сам бортовой самописец можно использовать и в дальнейшем – но на место старого криптографического устройства нужно установить новый элемент.
Замена НКМ в тахографе производится только в специализированных организациях, у которых есть лицензия ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием. Чтобы выполнить эту операцию в Москве, и гарантировать юридически безупречное оформление процедуры, обратитесь в нашу компанию.
Технология замены СКЗИ
Замена НКМ (навигационного криптозащитного модуля), иначе называемого СКЗИ (средство криптозащиты информации), в тахографе производится по следующему алгоритму:
- Самописец демонтируется и деактивируется (с этого момента ранее действующий сертификат активации считается недействительным).
- Криптографический модуль извлекается из гнезда.
- Производится замена СКЗИ — новый элемент устанавливается в тахограф и активируется.
- Устройство монтируется на автомобиль, затем калибруется.
При замене блока НКМ тахографа снятый элемент передается на хранение владельцу автомобиля (по закону срок хранения составляет 1 год). Повторно устанавливать модуль на этот или другой автомобиль нельзя. После завершения этого срока устройство уничтожается, а акт об его утилизации направляется в ФБУ «Росавтотранс» для исключения регистрационного номера из реестра.
Сроки выполнения операции
При достаточной квалификации персонала сама процедура занимает не более 30-40 минут. За это время мастера выполняют демонтаж устройства, устанавливают блок криптозащиты и снова подключают самописец. Сложность заключается в том, что для активации необходимо получить электронно-цифровую подпись нового модуля. Из-за задержек при связи с сервером ФБУ «Росавтотранс» срок может увеличиться до 4-5 часов.
Также стоит обратить внимание, что калибровка устройства после того, как в него будет установлен новый шифровальный элемент, тоже может занять некоторое время.
Источник