- ГБУ «ЦСПСД города Сарова»
- Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям города Сарова»
- Расширение социального опыта воспитанников через взаимодействие с социумом.
- ФГКУ « Специальное управление федеральной противопожарной службы №4 МЧС России»
- МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Сарова
- Расширение социального опыта детей дошкольного возраста с нарушением зрения через взаимодействие с социумом
- «Расширение социального опыта детей дошкольного возраста с нарушением зрения через взаимодействие с социумом».
ГБУ «ЦСПСД города Сарова»
Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям города Сарова»
Расширение социального опыта воспитанников через взаимодействие с социумом.
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Несформированность способности общения в детстве негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. На современном этапе общества выявлена тенденция роста негативных и деструктивных явлений среди молодого населения: жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность. Современный мир соткан из технологий и гаджетов. Новые поколения учатся пользоваться айпадом и айфоном раньше, чем начинают говорить. Многих из нас это умиляет и удивляет, но почему-то не пугает. Настораживает, по сути, только детских психологов.
Уже сейчас заметно, что дети предпочитают играть именно с гаджетами. Многие из них не умеют правильно общаться со сверстниками или заводить друзей во дворе. Формирование навыка социализации, который раньше дети естественным путем осваивали, гуляя или проводя время со сверстниками, сейчас перекладывается на школу.
В школе же проявляются другие «болезни» мира технологий. Казалось бы, новые возможности позволяют разнообразить и сделать увлекательным процесс обучения. Но на практике дети постоянно отвлекаются на свои гаджеты и теряют способность сосредотачиваться.
А ведь есть еще и социальные сети, которые сейчас все чаще становятся ключевыми в вопросе самооценки. Дети заводят собственные профили с младших классов и формируют представление о себе на основе лайков. Для социального одобрения им нужно все меньше реальных достижений, достаточно разместить подходящий пост или удачное фото. Такая оценка себя — очень поверхностна и нестабильна. Современные подростки разучились решать конфликты. В случае возникновения непонимания, они, скорее, удалят человека из списка виртуальных друзей и перестанут с ним общаться, нежели постараются найти решение проблемы.
Чем мы можем помочь нашим детям? Я считаю, что развитие социальных связей нашего учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка. Установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления нашего Центра является одним из путей расширения социального опыта воспитанников. Практика работы показала, что установление сотрудничества — процесс длительный, зависящий от различных факторов. Главный из них – инициирующая роль Учреждения и, в первую очередь, самого педагога. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия Центра и различных структур общества, происходит обогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказывается на развитии и социализации детей. Подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться только в условиях социального партнерства. Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, способствует успешной социализации личности детей, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику. Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком своего детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Нашими социальными партнерами в воспитании, развитии и социализации детей «Теплого дома» являются:
- ОГИБДД МУ МВД России по ЗАТО Саров
ФГКУ « Специальное управление федеральной противопожарной службы №4 МЧС России»
- ОДН ОУУП и ПДН МУ МВД России по ЗАТО Саров
- Отдел «Городская художественная галерея» МБУК «Городской музей» г.Сарова Нижегородской области
- МКУК «Центральная городская детская библиотека имени А.С.Пушкина»
МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Сарова
- МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» города Сарова.
- МБУ ДО«Детская школа искусств» города Сарова.
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Молодежный центр»
- Дом Ученых ВНИИЭФ
- МБУК «Саровский драматический театр»
- МБУК «Городской музей» города Сарова
- Отдел «Музей народной игрушки» МБУК «Городской музей» города Сарова
- Научно — духовный центр Саровского монастыря
- Историко-краеведческий центр «Истоки»
- ФГБУ «Мордовский государственный природный заповедник имени П.Г. Смидовича»
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Икар».
В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания, умения детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества. А теперь, поконкретнее, о роли каждого социального партнера в расширении социального опыта воспитанников.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с филиалом № 4 ДГБ им. Пушкина. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей нашего учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Мы организуем посещение детьми мероприятий библиотеки различной тематической направленности, литературные чтения, всевозможные конкурсы (чтение стихов, творческие конкурсы, выставки книг, рисунков и т.п., кроссвордов)
Задачи художественно-эстетического воспитания и социализации в этом направлении воспитанников, успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. Сотрудничество с ДК «Строитель», Молодежным Центром, ДК ВНИИЭФ, Домом Ученых, ДШИ, Художественной галереей, городским театром позволяет развивать творческие способности наших воспитанников, привлекая их к участию в различных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.
Разорвав нить с православием в начале прошлого столетия, наше общество потеряло духовную связь времен. Когда от дедов крупицы духовной мудрости переходили к внукам, свято соблюдавшим традиции веры и благочестия. За все эти годы в нашей стране, утеряно, то, что прежние поколения впитывали с детства и потом становилось естественными правилами поведения: любовь к ближним, учтивость к старшим, сострадание и милосердие к немощным и больным. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Мы установили тесное сотрудничество на постоянной основе с духовно-научным центром Саровского Свято-Успенского мужского монастыря и историко- краеведческим центром «Истоки». С помощью проводимых совместных мероприятий наши дети усваивают ценности православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовным традициям, бережному отношению к миру.
Расширять и совершенствовать знания о правилах пожарной безопасности позволяют нам сотрудничество с пожарной частью МЧС г. Сарова. Встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ (конкурсы рисунков, поделок), консультации, инструктажи способствуют целенаправленной деятельности по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих возникновению пожаров.
Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Мы, взрослые, должны сформировать у воспитанников умение адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь им овладеть элементарными навыками поведения на улице, развивать самостоятельность и ответственность. Важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Для того чтобы больше заинтересовать детей правилам движения мы тесно сотрудничаем с ГИБДД города.
В рамках современных реалий проблематике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних уделяется достаточно большое внимание, тем не менее, сами эти проблемы не исчерпывают себя и имеют место быть в любом обществе, не зависимо от уровня его развития. Помочь нашим воспитанникам не запутаться в этих проблемах, помогает сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних. Инспектора проводят с детьми беседы профилактического и разъяснительного характера. Именно комплексный подход являет собой полноценную возможность наиболее эффективного решения проблемных моментов по линии несовершеннолетних.
Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у воспитанников — важнейшая социальная задача. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
В решение этого вопроса нам помогает сотрудничество Центра со спортивными клубами, стадионом «Икар». Видится нам полезным и взаимовыгодным. Совместные мероприятия помогают научить наших воспитанников полюбить спорт с детства и сделать здоровый образ жизни приоритетным для себя.
В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Занятия в кружках ДДТ помогают зажечь в душе ребенка чудесный огонек поиска добра, любви, ведут юного человека по трудной, но интересной дороге познания творчества. Без преувеличения можно сказать, что система дополнительного образования – значимый социальный фонд, без наличия которого дети остаются во многом обездоленными и беззащитными перед всевозможными криминальными структурами.
Экологическое воспитание – еще одно из направлений развития детей, социализации их в обществе. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. Нашими давними социальными партнерами в этой работе являются городская СЮН и Мордовский Государственный Заповедник. Воспитанники Центра участвуют практически во всех конкурсах, объявленных Мордовским Заповедником и часто являются победителями. Нравится детям ездить в заповедник на экскурсии. Последняя состоялась в июне 2016 года.
Социальное партнерство – это один из механизмов формирования гражданских и патриотических качеств личности ребенка. Идеальным социальным партнером в этом направлении выступает музей, который обеспечивает социокультурное пространство для решения проблем гражданско-патриотического воспитания детей. В нашем городе городской музей и музей народной игрушки находятся в шаговой доступности. Всегда открыты для сотрудничества и с радостью откликаются на просьбы провести ту или иную экскурсию по запросу педагога.
Жаль, что из-за экономического кризиса в стране, а из-за этого нехватки средств на бензин автотранспорта, временно оборвались связи с такими социальными партнерами, как: «Центр Ремесел» в Выездном, краеведческий музей в Темниково, Санаксарский Монастырь, музей им. А. П. Гайдара в Арзамасе, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, музей матрешки в Вознесенском и др. Будем надеяться, что «трудные времена» пройдут, и наши связи опять возобновятся. Неоспоримость воздействия на расширения социального опыты воспитанников Центра перечисленных учреждений, очевидна и доказана временем. В свое время лично имела с ними тесный контакт и неоднократно возила воспитанников на различные мероприятия.
Мы можем сделать вывод, что конструктивное, взаимовыгодное взаимодействие нашего Центра с социальными партнерами создаёт условия для заинтересованности каждой из сторон, ведь так гораздо эффективнее можно достичь свои цели, чем в одиночку. Я ещё раз хотела бы подчеркнуть, что такое взаимодействие имеет большой потенциал, значительные перспективы и способно расширить социальный опыт наших воспитанников. Надеюсь, что дальше мы будем поддерживать и развивать эти отношения.
Выступление на методическом объединение педагогов ГБУ «ЦСПСД г. Саров» подготовила воспитатель стационарного отделения Кокоулина И. А.
Источник
Расширение социального опыта детей дошкольного возраста с нарушением зрения через взаимодействие с социумом
Ирина Ашурок
Расширение социального опыта детей дошкольного возраста с нарушением зрения через взаимодействие с социумом
«Расширение социального опыта детей дошкольного возраста с нарушением зрения через взаимодействие с социумом».
«Ребенок не формируется извне, а подобно растению, творит себя изнутри, и этот процесс строго индивидуальный. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, «материальной базой», где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить эти ресурсы, создать для него благоприятную питательную среду».
Дошкольное детство – это новое пространство жизни, в котором у детей складывается определенная картина мира, чувственно-образные способы ее познания, происходит присвоение социального опыта.
Есть в городе Черногорске небольшой уютный дом для ребят с нарушением зрения – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Колосок». Расположен он вдали от городского шума, суеты больших дорог и многоэтажек.
Наш детский сад специализированное учреждение, главная задача которого – не дать зрительному заболеванию нарушить общий ход развития малыша, создать условия для формирования полноценной личности, интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Социализация предполагает обязательное освоение ребенком социально-культурного опыта, результаты которого позволят активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности.
Условиями успешной социализации являются коммуникативные и адаптационные способности личности. В связи с этим в нашем дошкольном образовательном учреждении созданы оптимальные условия для приспособления ребенка к обществу.
Социализацию детей с нарушением зрениянаш педагогический коллектив осуществляет в трех основных направлениях:
1. Повышение социально-психологической компетентности детей, т. е. их способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.
2. Расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения. По возможности приближаем учебный процесс к реальным, жизненным условиям, включаем ребят в процесс активной практической деятельности, моделируем жизненные ситуации.
3. Формирование у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих, для успешной социально-трудовой адаптации.
В своей деятельности мы ориентируемся на принципы Федерального государственного образовательного стандарта:
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — это социальная адаптация слабовидящих дошкольников в общество здоровых сверстников. Решить ее можно лишь общими усилиями всех субъектов педагогического процесса. Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно поэтому мы уделяем внимание выстраиванию на должном уровне отношений с родителями воспитанников. Проводим общие родительские собрания, Дни открытых дверей, открытые занятия для родителей.
Воспитатели организуют экскурсии в музей, посещают с детьми театральные и цирковые представления, выставки.
Добрые дружеские отношения сложились у нас с Городским обществом слепых. Вот уже несколько лет юных артистов с песнями, танцами и поздравлениями приглашают в городскую библиотеку.
Музыка и радость — это слова синонимы. Музыка положительно влияет на эмоциональный мир ребенка. Пение помогает детям, имеющим проблемы с речью. Проникаясь обстановкой праздника,они раскрываются: поют, танцуют, читают стихи, с удовольствием перевоплощаются в сказочные персонажи.
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятный период для формирования продуктивного воображения. Очень важно, чтобы окружающие взрослые помогали дошкольникам пробовать себя в творчестве, побуждали их к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, самые элементарные умения и навыки. В рамках городского театрального фестиваля дети показали Представление-поучение «Умные сказки про глазки». Идея события направлена на профилактику снижения зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды. Вовлечение детей в театральную деятельность способствует их внутреннему раскрепощению, снятию чрезмерного возбуждения, тревожности, зажатости. В процессе сотворчества педагогов и детей формируется устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, создаются условия для развития воображения и творческих способностей детей. Участие в постановках помогает дошкольникам обрести уверенность в себе.
Мы учим дошкольников быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Так в 2014 году ребята выступали на республиканском фестивале «Утренняя звезда». Наши воспитанники активно участвуют не только в городских и региональных, но и во всероссийских детских конкурсах. В марте 2015 года дети средней группы стали дипломантами Всероссийской интеллектуальной Олимпиады «Наше наследие», посвященной Великой Победе, организованной Московским Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом. Необычные задания привлекли внимание детей, познакомили с техникой военного времени, формой солдат – защитников, вызвали желание узнать еще больше о подвиге русского народа. Затаив дыхание, слушали малыши рассказы о войне и ее героях. А сколько радости испытали, получив красочные дипломы.
Расширяя социальный опыт детей с нарушением зрения через взаимодействие с социумом, мы, педагоги детского сада стараемся сделать процесс сохранения и улучшения зрения у наших воспитанников радостным и полезным. Важно научить ребенка не только читать и писать, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к людям, к жизни.
Источник