- Как помочь себе раскрыть творческий потенциал
- Творчество – это не по шаблону
- Видео
- Книги, которые помогут начать мыслить нестандартно
- Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет
- Каждый день творите
- Анализируйте
- Как управлять творческим мышлением в реальной жизни
- Чрезмерная сосредоточенность
- Негативное мышление
- Критерии креативности поТорренсу
- Кафе, чтобы написать первую книгу
- Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»
- Библиографическое описание:
Как помочь себе раскрыть творческий потенциал
Творчество – это не по шаблону
Понятие «творчество» определяют как способность создавать что-либо, чего раньше не существовало, либо нечто на основе уже имеющихся моделей, но по-своему переосмысленное творческим человеком. Чтобы что-то сотворить, необходимо отойти от уже имеющихся шаблонов или модифицировать их, даже в самых незатейливых вещах, будь то интересная для аудитории презентация, или, скажем, «цепляющий» рекламный текст. Повар, создающий рецепт нового блюда, по-своему сочетая ингредиенты и добиваясь этим новых вкусовых ощущений, – тоже творец. Элементы творчества могут проявляться практически в любой сфере деятельности – и в сфере продаж, и в логистике, и в бухгалтерском учете, если вы придумываете нестандартные пути решения задач, тем самым улучшая эффективность результатов работы.
Наш эксперт, практикующий психолог-психотерапевт Ричард Тулей считает, что в желании людей использовать творческие подходы в труде есть глубокий философский смысл. «В каждом из нас есть естественная тяга к развитию себя, познанию себя с разных сторон, желанию понять свои способности и возможности. Также мы все (или большая часть из нас) узнаем себя, пытаясь понять смысл жизни и окружающий мир. Зачем мы здесь? Кто я? Почему все так, а не иначе? Эти вопросы задает себе человек, у которого открыто творческое начало, – говорит психолог. – Из этого берется желание познать себя посредством самовыражения в творчестве. Творческий человек не боится новизны и все время пробует себя в чем-то новом. По-другому не может».
Любой творческий процесс начинается с идеи, которая возникает как продукт мыслительной деятельности, эмоций и чувств человека. «У тебя должна быть идея, что ты собираешься делать, но она должна быть не совсем определенной», – делился когда-то своим рецептом творчества великий новатор в изобразительном искусстве Пабло Пикассо. Но у каждого может быть свой, индивидуальный способ генерирования идей, основанный на логике и анализе имеющихся данных, либо как чистое «озарение», например, как таблица химических элементов, которая приснилась гениальному Менделееву. Или можно «подсмотреть» идеи у природы, как, например, великий испанский архитектор Антонио Гауди создал уникальный метод строительства, наблюдая за муравейником. Главное – желание внести в сферу вашей деятельности что-то новое, что-то свое.
Тем не менее, надо признать, что поле возможностей для раскрытия творческого потенциала человека в разных сферах деятельности не одинаковое, и часто нехватка творческой составляющей на основном месте работы стимулирует человека к поиску ее в других сферах.
Видео
Книги, которые помогут начать мыслить нестандартно
Кажущаяся «неспособность» нашего мозга мыслить нестандартно может объясняться многими причинами, одна из которых обычно имеет основу в раннем детстве. А именно – это постоянные попытки учителей в школе, родителей дома да и всего окружения остановить бурную фантазию ребёнка и вписать его поведение в определённые рамки, созданные обществом. Однако развить нереализованную гибкость ума вполне реально в любом возрасте и при любых обстоятельствах, и о том, как это делать, написано немало трудов. Здесь вы найдёте список книг, которые: научат вас искусству правильного использования мозга, расскажут о ретикулярной активирующей системе и помогут находить интересное и новое даже в привычном маршруте.
Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет
Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген лишнего веса. Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.
За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что творческое мышление, как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.
Каждый день творите
Напишите список творческих мелочей. Идеи можно найти на просторах интернета, поспрашивать знакомых. То есть речь идет о любом хендмейде. Пробуйте то, что не пробовали. Сегодня существует множество наборов для творчества:
- рисование по футболкам;
- изготовление подушек и игрушек;
- раскраски по номерам;
- вышивание крестиком.
Не забывайте и про аппликации, которым нас учили еще в детском саду. Каждый день выполняйте по одному творческому маленькому делу. Не забывайте при этом выстраивать далекие перспективы и планы.
Анализируйте
Анализировать важно не только свое нынешнее положение, но и представляемый успех запланированного дела. Представьте, что ваша творческая цель достигнута. Распишите в дневнике свое состояние по следующему плану:
- Что говорит моя самоуверенность?
- Что говорит моя самореализация?
- Что говорит мой внутренний ребенок?
- Что говорит мой разум и логика?
- Что говорят мои эмоции и чувства?
- Что говорят другие грани меня?
Зафиксируйте эти чувства. Они позволят вам увидеть сразу множество идей.
Как управлять творческим мышлением в реальной жизни
Итак, с теорией покончено. Пришло время разобраться, как управлять своими мыслями так, чтобы возникали вспышки озарения, чтобы находились нестандартные решения.
Внимание! Далее предполагается, что человек обладает определенным багажом знаний, он является профессионалом в своей области. Перед ним стоит проблема, которую он пытается решить.
Два самых больших препятствия для творчества – это чрезмерная сосредоточенность на проблеме и негативное мышление.
Чрезмерная сосредоточенность
Чрезмерная сосредоточенность означает, что вы не можете отпустить свое текущее понимание проблемы: ваши цели, ваш график, варианты, которые вы уже перечислили, и так далее. Чтобы позволить вашему мозгу создавать новые связи, вы должны освободить свой ум от всего этого.
Важно убрать и негативные эмоции, такие как гнев, разочарование, беспокойство и страх. Эти чувства наполняют мозг гормоном кортизолом, который блокирует вашу способность вспоминать то, что вы сохранили в памяти. Вы буквально не можете мыслить творчески.
Когда вы застряли на проблеме, найдите время, чтобы отойти и расслабиться. Когда ваш ум будет ясен, он будет искать, чтобы объединить то, что находится на его полках памяти, а затем…ага! У вас будет вспышка озарения — сочетание примеров из истории, которые формируют идею.
Это не обязательно будет одна мощная вспышка. Вместо этого может быть серия небольших озарений, которые вы вряд ли воспринимаете как отдельные когнитивные события. Как бы то ни было, ментальный механизм для больших и малых прозрений одинаков — это чувство возбуждения по мере формирования идеи.
Если вы работаете над привычной задачей, продолжайте работать до тех пор, пока не закончите ее, даже если это займет время до полуночи. С привычными задачами вы уже знаете, что делать: вам не нужна новая идея, вам не нужно присутствие духа.
Но если это задача, где вам нужно творческое, необычное решение, не работайте до полуночи. Вместо этого выделите время, чтобы дать своему уму пространство для блуждания.
Сходите в спортзал, поужинайте с друзьями, примите долгий душ и, прежде всего, хорошенько выспитесь. Это значительно увеличивает ваши шансы на вспышку озарения, чтобы решить вашу проблему.
Внимание! Давать отдых голове можно небольшими частями. Если в течение рабочего дня запланировать несколько коротких прогулок, время для приготовления чая, поход в магазин, мозг очистится от текущей основной проблемы, а потом вернется к ней вновь, возможно, что уже с решением.
Но нельзя путать этот тип разгрузки от чрезмерной сосредоточенности с отвлечением. Творческое расслабление является преднамеренным: то, что вы выбираете делать. Отвлечение является реактивным и почти непроизвольным. Ваш ум перескакивает с одной задачи на другую, он снова загружен поиском решения.
Некоторые считают это многозадачностью, но на самом деле вы не сможете делать много вещей одновременно. Вашему мозгу нужно время, чтобы переключиться с одного предмета на другой. Когда вы отвлекаетесь на каждую новую задачу, вам не хватает времени для творчества. В режиме многозадачности можно решать только обыденные и знакомые проблемы.
Присутствуя на совещании, конференции, рабочей встрече, никогда не отвлекайтесь на телефон. Понятно, что в современном мире это трудно и многие ждут от вас немедленного ответа, но это того не стоит. Отвлекаясь на телефон, вы теряете связь с обсуждением, перестаете видеть задачу.
Если встреча не стоит того, чтобы слушать, лучше не ходить на нее вообще. Если там обсуждают важные вещи, то нужно сосредоточиться на них, как бы не было скучно в определенные моменты.
Негативное мышление
А как насчет негативного мышления, другого большого препятствия для творчества? Ключевым элементом присутствия духа является принятие влияния обстоятельств на творческий выбор, с которым вы сталкиваетесь в жизни.
К сожалению, такой взгляд на обстоятельства противоречит обширной традиции личных советов, которая приобрела всеобщую привлекательность. Со всех сторон можно услышать, что негативное мышление надо подавлять, а делать упор на позитивное мышление.
Несомненно, негативное мышление может быть ужасным. К сожалению, многие люди вырастают, слыша подобные мысли от семьи, друзей, учителей и часто даже от самих себя.
Но даже позитивное мышление может нанести вред. Оно полностью игнорирует роль обстоятельств в том, чего вы можете достичь.
Мы предпочитаем третью категорию: творческое мышление. Оно может звучать не так мотивирующе, как позитивное мышление, но это лучшее руководство к жизни.
Критерии креативности поТорренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Кафе, чтобы написать первую книгу
Голова переполнена яркими и живыми идеями – для сюжетов, героев и историй, но как-то не получается собрать всё воедино и выплеснуть на бумагу? Причин тому может быть много, и часто дело даже не в страхе просто начать писать, а в окружающей атмосфере, сбивающей полёт фантазии. Многим повседневные дела мешают сосредоточиться, и спасением для них становится уединение в одном из уютных кафе, где, заказав кофе или чай, можно сидеть с ноутбуком или тетрадью сколько душе угодно. Антураж таких мест просто создан для того, чтобы человек мог расслабиться, отстраниться от будничного шума и суеты – и дать волю своему креативному мышлению. Кстати, многие из популярнейших книг – «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «Фиеста» Эрнеста Хемингуэя, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса – были написаны как раз в кафе или ресторанчиках. В этой статье вы найдёте целый список мест в Москве, которые помогут вам сочинять, писать и творить, а приятным бонусом в них станет вкусный кофе и сытная полезная еда.
Источник
Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»
Дата публикации: 11.05.2018 2018-05-11
Статья просмотрена: 5603 раза
Библиографическое описание:
Мухина, М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» / М. А. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50156/ (дата обращения: 22.12.2021).
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности
В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы одной из задач становится реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности. С декабря 2010 года в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который говорит о необходимости расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, актуальным становится формирование творческой личности. Создание условий, в рамках гуманитарной парадигмы современного образования, способствующих развитию творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач.
Понятие «творчество» имеет разные трактовки. Творчество — это деятельность, направленная на создание некоторого нового объекта или нового качества объекта (результат творчества), которое ранее не существовало. В зависимости от принадлежности результата различным сферам человеческой деятельности творчество может быть техническим, политическим, научным, художественным, спортивным и т. п.
Творчество — не только результат познания, но и средство познания и элемент структуры познания. Творчество возможно при наличии свободы, внутренних и внешних условий для развития потенциальных творческих способностей [3, с. 30].
Творчество (креативность) — «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта» (Э.Фромм). Творчество протекает в проблемных ситуациях, в которых неизвестен путь действий или не ясна сама цель [1, с. 66].
В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. К работе была привлечена большая группа авторитетных ученых (А. М. Матюшкин, Е. Л. Яковлева, Е. И. Щебланова, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Е. С. Белова, Г. Д. Чистякова, В. И. Панов, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Друинин, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков), созданная ими концепция носит название «Рабочая концепция одаренности».
Что понимают авторы концепции под творческим потенциалом? Прямого ответа на этот вопрос нет. Понятие «потенциал» и используется в науке предельно широко, как равнозначное понятие возможности, ресурсу, а иногда — способности.
Согласимся с исследователем Мильчак Н.А, что потенциал личности может быть рассмотрен как то, что является «внутренним запасом», включая особенности нервной системы, приобретенный опыт (по Л. С. Выготскому, — «интрапсихическое») [2, с 33–34].
Существуют различные толкования понятия «творческий потенциал». Дж. Гилфорд трактует творческий потенциал как «совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению» [4, с 33–34]. Варданян В. А., говоря о творческом потенциале в художественно-изобразительной деятельности, значительно расширял понимание творческого потенциала личности, введя в него мотивационные параметры [5, с 33–34].
Копосова М. А. понимает творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации. Рыцака В. Г. [3, с 30] характеризует творческий потенциал как систему личностных способностей, позволяющую максимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями.
В работе Левина И. Л. творчество рассматривается в потенциальном и актуальном аспектах. Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30].
Лучшее сочетание внутренних факторов для творчества: наличие творческих черт личности, способностей и интеллекта по уровню выше среднего (коэффициент интеллекта — более 120), средний уровень уверенности в себе [1, 66–67]. В таблице 1 представлены черты творческой личности, творческие способности и блоки творчества (факторы, мешающие проявлению творческого потенциала).
Факторы, влияющие на проявление творческого потенциала
Черты творческой личности
Творческие способности
Блоки творчества
- смелость (способность к риску)
- оригинальность (нестандартность идей и поступков)
- независимость
- спонтанность
- чувство юмора
- эстетическое чутье
- использование жизненных кризисов для выработки нового подхода и виденье своей проблемы
- сохранение детской способности к игре
- самопринятие
- уверенность в своих силах и способностях
- внутренняя мотивация (создание своего нетрадиционного подхода ко всему и ориентация на внутренние критерии и оценки)
- наличие черт женственности у мужчин и черт мужественности у женщин
- настойчивость в решении своей проблемы
- склонность к самоанализу
- зоркость в поиске
- дивергентное мышление (целостное, интуитивное)
- гибкость в мышлении и действиях
- легкость ассоциирования
- быстрота мышления
- оригинальность идей
- чувствительность к неоднозначным вещам и к противоречиям
- богатое воображение
- способность к доработке идей
- восприятие тонких различий и сходства
- страх
- высокая неуверенность в себе
- повышенный социальный конформизм
- депрессия
- лень
- высокая самокритичность
- сильная активированность ядерных, базальных стремлений к сохранению жизни и к силе личности
В развитии творческого потенциала большую роль играют педагоги и родители. Творческий взрослый, уважающий личность ребенка и его интересы, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий образец творческого поведения и внимательный к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности [1, 66–67].
Творческость составляет первичный творческий потенциал, проявляющийся как любознательность и исследовательская активность ребенка, определяющий более высокие темпы развития как психического, так и интеллектуального; обеспечивающий легкость и успешность учения во всех специальных областях. Творческий потенциал проявляется в виде специальных способностях (художественных, математических и др.) и интересов к соответствующей области деятельности, а о его наличии можно судить по легкости усвоения специального учебного материала. Творческий потенциал составляет «ядро» (когнитивное и личностное) последующего творческого развития [2, с 33–34].
Творческий потенциал заложен в каждом ребенке, следовательно, каждый из них потенциально может находить новое, творить, принимать решения и действовать нестандартно и оригинально в различных и (или) в некоторых ситуациях. Творческое начало следует развивать с самого раннего детства, так как иначе оно может быть подавлено уже к 5-летнему возрасту.
Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности.
Педагогу важно научить создавать такие ситуации в процессе учебной деятельности не стихийно, не от случая к случаю, а систематически, реализуя в системно-деятельностный подход (как основа ФГОС помогает эффективно развивать способности детей к творчеству и включение школьников в такую деятельность, когда они будут самостоятельно осуществлять алгоритм действий, которые направлены на решение поставленных перед ними учебных задач) и интегративные подходы. Учебный процесс нужно уметь организовать так, чтобы в нем обучающиеся открывали для себя субъективно новые знания и приобретали жизненно значимые (практико-ориентированные) умения.
Источник