- Как раскрыть тему итогового сочинения по литературе?
- Критерии раскрытия темы в сочинении
- Охват материала: школьная программа, знание текстов.
- Сужение и расширение темы
- Что значит раскрыть тему?
- Тема «о чём это произведение?» это «круг проблем»
- Идея «чему учит это произведение?»
- Сущность понятий «тема», «идея», «сверхзадача», «сверх сверхзадача», «сквозное действие»
- Что значит раскрыть тему произведения
- Итоговое сочинение: как правильно раскрыть тему и не получить «незачёт»?
Как раскрыть тему итогового сочинения по литературе?
Критерий «Раскрытие темы» итогового сочинения и других литературных сочинений.
«Раскрытие темы» . Наиболее типичная формулировка в рецензиях на сочинения — «тема раскрыта», «тема не раскрыта», «тема раскрыта не полностью». Многие выпускники и абитуриенты жалуются, что это нарочито непонятное выражение, позволяющее «придраться» к любому сочинению. Для того чтобы не возникало подобных недоразумений, разъясним: да, действительно, «раскрыть тему» — это профессиональное выражение, но оно имеет все же вполне конкретное значение. Перечислим все критерии «раскрытия темы».
Критерии раскрытия темы в сочинении
Охват материала: школьная программа, знание текстов.
Для полного раскрытия темы нужно постараться охватить весь относящийся к ней «программный» материал. Другими словами — необходимо очень хорошо знать тексты произведений, легко ориентироваться в них.
1) Если, например, вы пишете сочинение по лирике поэта, то в нем должны быть по крайней мере упомянуты те его стихотворения, которые входят в программу и имеют отношение к данной теме. Важно помнить не только наиболее очевидные, но и другие примеры.
Так, например, «Тема поэта в лирике Пушкина» ассоциируется прежде всего с стихотворениями «Пророк», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». Но она присутствует и в более ранней элегии «Деревня», которая тоже входит в вашу программу, но ассоциируется чаще с «Темой природы. » или «Темой свободы. » у Пушкина.
2) Если ваше сочинение — анализ системы персонажей в драме или романе, а в формулировке темы нет указания на отдельные персонажи, — то для полного раскрытия темы нужно охватить все персонажи, включая второстепенные, внесюжетные, внесценические (Кулигин и Феклуша в «Грозе» А. Н. Островского, друзья Репетилова или брат Скалозуба в «Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Сужение и расширение темы
Недопустимо произвольное «сужение» или «расширение» темы.
Пример «сужения темы»: в сочинении «Образы молодых людей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» автор заявляет: «Мне бы хотелось поговорить о Чацком», — и дальше говорит только о нем.
Пример «расширения темы»: в сочинении «Пейзажная лирика Пушкина» автор много рассуждает о пейзажах в романе «Евгений Онегин» и в повести «Капитанская дочка», хотя эти произведения не относятся к лирике поэта.
Таким образом, для полного раскрытия темы необходимо охватить все относящиеся к ней произведения автора, характеры, сюжеты и т. п. При этом некоторые из них могут быть просто упомянуты (это, кстати, компромиссный вариант для вас в том случае, если вы плохо помните текст произведения, но точно знаете, что его следует включить в сочинение на данную тему), а другие (по вашему выбору) рассмотрены более подробно.
Источник
Что значит раскрыть тему?
Основное требование к сочинению – раскрыть тему.
Раскрыть тему в сочинении – это значит:
последовательно проанализировать данный текст под углом определенной проблемы;
развернуто и логически связанно ответить на поставленный вопрос.
Для того чтобы раскрыть тему, сочинение должно опираться на 3 основания:
оно должно начинаться с постановки вопроса или проблемы (во вступлении);
завершаться ответом на вопрос или итоговым выводом (в заключении);
движение же от вопроса к ответу, от постановки проблемы к выводу должно определяться основной мыслью сочинения – идеей, исходящей из его темы (в основной части).
Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие в ней. Например, в теме: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни» — главное, ключевое слово – «энциклопедия».
Почему В.Г. Белинский назвал роман Пушкина энциклопедией русской жизни? (Пушкин сумел отразить в своем произведении быт, традиции, нравы, образ жизни русского дворянства 1-ой трети 19 века).
О чем мы узнаем из этого произведения? (О воспитании дворян как в столице, так и в провинции, о распорядке дня «молодого повесы», о столичной моде, об интерьере, о круге чтения, о репертуаре театров, о верованиях, праздниках, обрядах народа, о дуэлях, о моральных устоях и т.п.)
Например, в теме: «Война и мир» — роман-эпопея» или «Жанровые особенности романа Л.Н. Толстого Война и мир»» ключевые слова – «роман-эпопея» и «жанровые особенности».
Жанр «Войны и мира» — роман-эпопея. И это необходимо доказать в своей работе. Для романа-эпопеи как жанра характерны следующие особенности:
изображение исторических событий
большое количество действующих лиц и сюжетных линий
показ различных социальных слоев
протяженность во времени.
Пишущий должен показать и доказать, что «Война и мир» — это роман-эпопея, опираясь на примеры из текста.
Тема «о чём это произведение?» это «круг проблем»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ
В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.
Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.
Сочинение — это тезис и его аргументация.
ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Целенаправленная интеллектуальная деятельность, приведшая к результату — выводу.
ВЕРНЫЙ ПОХОД: СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ
Идея «чему учит это произведение?»
Идея художественного произведения – это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.
Идея текста это главная мысль произведения, которая волнует автора. То для чего текст создан. Проблема, о которой автор хочет говорить.
Идея —какую цель, какие проблемы что хотел выразить, показать автор в этом произведении.
Идея – это ради чего я снимаю – духовный посыл.
Сущность понятий «тема», «идея», «сверхзадача», «сверх сверхзадача», «сквозное действие»
Тема (гр. – положенное в основу) – круг жизненных явлений, событий и проблем, положенных в основу художественного произведения. Определение темы полностью зависит от индивидуальности режиссера и его мировоззрения. Тема является важным компонентом действенного анализа в работе режиссера над пьесой и спектаклем.
Идея (гр. – мысль) – основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание произведения. Мысль, намерения, план, отношения. Актер должен иметь свою “индивидуальную идею” (выражение Михаила Чехова) в работе над ролью.
Сверхзадача – (К.С.Станиславский) – основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни. Это то, ради чего я, как режиссер, ставлю спектакль, что хочу изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочу вызвать в нем. Индивидуальная идея режиссера и актера.
Сверх-сверхзадача – в контексте всей системы и всей артистической жизни Станиславского – это не отдельная идея, не мысль, не идеологическая конструкция. Это глубочайшая внутренняя потребность художника, идя «от себя», сообщить миру самое сокровенное. Сверхзадача не предшествует творческому акту, а выявляется в нем самом. Репетируя и затем творя на сцене, артист осваивает сверхзадачу роли, познает другого как самого себя, действует в предлагаемых обстоятельствах, мобилизуя опыт сознания и сверхсознания. Переживай, проживая роль, он испытывает чувства особого рода: изображаемого лица и художника, оценивающего свое творчество.
Сквозное действие (К.С.Станиславский) – это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача. Сквозное действие – это путь, по которому режиссер, актер идут к своей цели в спектакле, роли. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу. Все характеры, мизансцены должны лежать на линии сквозного действия. Каждое сквозное действие имеет свое контрсквозное действие. Сверхзадача – хотение. Сквозное действие – стремление. Выполнение его – действие.
Источник
Что значит раскрыть тему произведения
Очень мне нравится слово «бредогенератор». Производитель бреда. Читаешь иное сочинение и думаешь: «Это вообще о чем? Бред!», ну а автор, соответственно – бредогенератор.
Как же избежать сей участи на итоговом сочинении?
Это просто: надо ПРАВИЛЬНО задать вопросы (то есть выделить проблемы) и развернуто на них ответить. Тогда тема будет раскрыта.
Самая распространенная причина неудовлетворительной оценки за сочинение – нераскрытая тема. Порой ученик совсем не понимает, что это значит, а все просто: надо дать полный аргументированный ответ на поставленный вопрос.
В чем разница между пересказом и интерпретацией?
Раскрыть тему не значит пересказать текст. Это самая распространенная ошибка.
Для среднестатистического выпускника разница в мотивации: за пересказ вы получите 0 баллов, за интерпретацию – максимум 2. Ну что, заинтересовались?
Тогда делаем над собой усилие и пытаемся понять суть вопроса.
Итак, детский стишок «Наша Таня громко плачет…». Пересказ: на берегу плачет маленькая девочка Таня. Ее мячик оказался в воде. Кто-то из взрослых утешил девочку и достал ее мяч.
Интерпретация: в произведении рассказана печальная история. Маленькая девочка очень расстроена, и она громко плачет, потеряв свою игрушку. Автор глубоко сочувствует девочке, называя ее «Танечка», словами другого, по-видимому, взрослого героя, утешая ребенка, помогая ему понять, что в жизни все можно исправить.
Почувствовали разницу? Да, во втором случае не просто изложены события, а выделена и проговорена позиция автора. Позиция автора проявляется во всем произведении: в оценке героев и их поступков, в композиции, в подборе слов, выборе средств изображения. Вот об этом и надо говорить, давая ответ на поставленный вами же вопрос.
Работаем над раскрытием темы
Возьмем тему пробного экзамена по направлению «Любовь». Например: «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» Ф.М.Достоевский».
Начинайте с самых общих вопросов. Что такое любовь? Почему она способна изменить человека? Почему она всесильна?
Второй блок: кого из героев изменила любовь? Сделала лучше? Помогла в жизни? Это уже подбор материала.
Третий блок: как проходил этот процесс? Что сделали, или думали, или чувствовали при этом герои?
Неплохо бы задать и еще один вопрос: как изображает это автор? Что при этом подчеркивает? На чем останавливает свой взгляд?
И последнее: какова главная мысль, которую автор пытается донести до читателя? Что ему особенно важно?
На каких произведениях можно раскрыть тему?
«Война и мир» — истории князя Андрея и Наташи, позже – Пьера и Наташи.
«Отцы и дети» — Базаров и Одинцова.
«Евгений Онегин» — Онегин и Татьяна.
«Обломов» — Обломов и Ольга.
Я выберу произведение, где эта проблема раскрывается неоднозначно. Это «Преступление и наказание».
Почему? Просто хочется показать вам, что решение проблемы может быть не на поверхности, или все же не подтверждать высказывания автора, что, в свою очередь, говорит не о любви как о преображающей силе, а становится обвинением человеку, не вынесшему испытания чувством (Онегин, Обломов).
Итак, «Преступление…». Главный герой Раскольников совершил преступления во имя собственной теории и испытывает страшные муки совести. Он отдаляется от людей, впадает в полубезумное состояние. Только один человек не просто понимает героя, а сочувствует ему – это Соня Мармеладова. Именно она своей любовью к человеку Раскольникову и человеку вообще заставляет героя признаться, понять чудовищность своего поступка и своей теории, переродиться.
Это тезис. Теперь его надо доказать.
Вспомните сцены с участием Сони и Раскольникова, особенно «Чтение Евангелия». Соня говорит с героем, испытывая не презрение, а жалость, которая рождает милосердие, сочувствие, и под воздействием этого чувства Раскольников, во-первых, признает чудовищность преступления, во-вторых, понимает его бессмысленность (он никому не помог), в-третьих, решает признаться. Автор подчеркивает мысль о том, что только любовь и милосердие могут изменить героя, а не интеллектуальные игры Свидригайлова и психологические ловушки Порфирия. А это вывод, главная мысль.
Переродился герой? Конечно.
Под воздействием любви Сони к человеку вообще? Да.
При этом о традиционном понимании чувства речи не идет. Речь о любви вообще как одной из самых благотворных сил в жизни человека.
Вернитесь к вопросам-проблемам. Мы ответили на них? Да, почти на все.
Вам на заметку: уже просто тезис и краткое доказательство – 150 слов. А если вы еще и развернете эти абзацы, то натужно вымучивать несчастные 200 уже будет неактуально!
Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
Источник
Итоговое сочинение: как правильно раскрыть тему и не получить «незачёт»?
Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, есть смысл обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в её формулировке. Важно решить для себя, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развёрнуто обосновать.
Плохая идея — готовиться только к одному направлению и на экзамене даже не рассматривать другие варианты. Вполне возможно, что подготовленные заранее примеры совершенно не подойдут к данной на экзамене формулировке темы, зато пригодятся для сочинения по другому направлению. Но лучше всего при подготовке рассмотреть два-три направления, а не одно.
Раскрывая тему сочинения, нельзя отклоняться от формулировки темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.
Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.
Попробуй выделить ключевые слова в темах прошлых лет:
• Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
• Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
• Когда поражение ценнее победы?
• Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
• Может ли быть неравенство в дружбе?
• Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
Первое из выделенных слов «вопросительное», оно указывает на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).
Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», т.е. указывающее на тот ракурс ответа, которого нужно придерживаться в рассуждении.
В сочинении важно дать прямой ответ на поставленный в теме вопрос (во вступлении или в заключении), а произведения нужно подобрать так, чтобы этот ответ был убедительным, опирался на конкретные примеры.
• ПОЧЕМУ важно уметь КОНТРОЛИРОВАТЬ свои эмоции?
• ПОЧЕМУ НЕ КОНЧАЕТСЯ поединок чести с бесчестьем?
• КОГДА поражение ЦЕННЕЕ победы?
• ВСЕГДА ЛИ опыт УБЕРЕГАЕТ от жизненных ошибок?
• МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НЕРАВЕНСТВО в дружбе?
• Кто говорит, что НА ВОЙНЕ не СТРАШНО, тот ничего не знает о войне.
Источник