- Независимая оценка пожарного риска
- Оглавление
- Экспертная оценка пожарных рисков ― обязательная или добровольная процедура?
- В каких случаях требуется расчет пожарного риска?
- У кого есть право проводить оценку рисков?
- Какие компенсирующие мероприятия можно обосновать с помощью пожарного аудита?
- Почему услуга оценки пожарных рисков востребована и какие вопросы она решает?
- Порядок проведения независимой оценки пожарного риска
- Что значит расчет пожарного риска
- I. Общие положения
- II. Требования к компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска
- III. Оформление результатов расчетов оценки пожарного риска
Независимая оценка пожарного риска
В каких случаях должна проводиться независимая оценка пожарного риска? Кто имеет право проводить данную процедуру? В чем преимущества этой услуги? На эти вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».
Оглавление
Оценка пожарного риска подтверждает соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, которые установлены федеральными законами и техническими регламентами.
Если объект запроектирован с отступлением от норм по пожарной безопасности, производится расчет пожарного риска. При этом, уровень пожарной безопасности объекта не снижается, а оценка риска констатирует реальное состояние объекта и предлагает комплекс противопожарных мероприятий повышающих уровень безопасности объекта.
Оценку пожарных рисков имеет право проводить эксперт, аккредитованный ГУ МЧС России по субъекту и входящий в состав реестра экспертов России в области независимой оценки пожарного риска.
Эта процедура позволяет:
- снизить расходы при проектировании и монтаже дорогостоящего оборудования;
- определить уровень риска возникновения пожара на объекте;
- установить адекватную частоту проверок.
Экспертная оценка пожарных рисков ― обязательная или добровольная процедура?
Расчет пожарных рисков ― не обязательная процедура. Она нужна, чтобы привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности и реже видеть представителей надзорных органов. К примеру, назначение здания изменилось и, чтобы не оплачивать бесконечные штрафы при проверках инспектора, имеет смысл посчитать пожарные риски и реализовать прописанные в расчете противопожарные мероприятия.
В каких случаях требуется расчет пожарного риска?
Оценка пожарного риска зданий и сооружений необходима в следующих случаях:
- здание или сооружение спроектировано с отступлениями от норм пожарной безопасности;
- присутствуют нарушения требований ПБ, которые невозможно или очень трудно/затратно устранить;
- разработки специальных технических условий;
- при желании собственника провести профессиональную независимую оценку объекта.
Независимая оценка пожарных рисков поможет:
- сократить количество пожарных проверок;
- узнать о проблемных моментах до начала проверки и устранить их во избежание штрафов или предписания о приостановлении деятельности;
- оптимизировать затраты на противопожарную защиту объекта.
У кого есть право проводить оценку рисков?
Ответ на этот вопрос дан в Постановлении Правительства от 07.04.09 №304.Согласно документу, такой возможностью наделены исключительно независимые аудиторы, имеющие лицензию и аккредитацию МЧС. Никто другой официально этого делать не может. Остерегайтесь недобросовестных подрядчиков, утверждающих обратное.
Дело в том, что каждый аудитор внесен в специальный реестр, что помогает подтвердить законность деятельности проверяющего. Стоимость и сроки определяются на основании ключевых характеристик объекта: класс пожарной безопасности, планировка, этажность, целевое использование, количество сотрудников и посетителей.
Цена за оценку может расти, если требуется разработать дополнительные противопожарные мероприятия, способ построения полей опасных факторов, модели дополнительного времени и пути эвакуации. Кроме этого, если государственный пожарный надзор выявил нарушения при проверке, то они тоже принимаются в аудит. В этом случае оценка будет максимально корректной, но стоимость увеличится.
Какие компенсирующие мероприятия можно обосновать с помощью пожарного аудита?
Когда здание не соответствует заявленному классу функциональной пожарной опасности и нарушения устранить невозможно, разрабатываются компенсирующие мероприятия. К отступлениям относятся:
- отсутствие естественной вентиляции;
- узкие пути эвакуации;
- узкие лестничные марши и площадки лестничных клеток;
- нарушение уклона эвакуационных лестниц;
- недостаточное количество эвакуационных выходов из отдельных помещений, с этажа и/или здания в целом;
- плохая освещенность путей эвакуации;
- отсутствие системы дымоудаления;
- отсутствие системы пожаротушения;
- отсутствие системы пожарной сигнализации;
- отсутствие внутреннего противопожарного водопровода.
Почему услуга оценки пожарных рисков востребована и какие вопросы она решает?
С введением независимой пожарной экспертизы у собственников зданий и сооружений появился ряд возможностей, облегчающих отношения с надзорными органами:
- в соответствии со ст. 6 ч.1 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ положительный расчет риска позволяет обосновать отступления от требований нормативных документов;
- на основании ст.63 приказа МЧС России от 30.11.2016 №644, внеплановое мероприятие по контролю проводится в форме проверки соответствия режимным требованиям ПБ;
- согласно ст. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 №390, понижение категории риска на одну ступень, снижает частоту прохождения плановых проверок противопожарной безопасности на срок от 1 года до полного их прекращения.
Порядок проведения независимой оценки пожарного риска
Организация, проводящая пожарный аудит, выполняет следующие процедуры:
- проводит экспертизу документов, характеризующих пожарную опасность объекта;
- обследует объект защиты;
- проводит оценку индивидуального пожарного риска;
- при необходимости разрабатывает мероприятия по устранению пожарных рисков.
Если на объекте не обнаружены отступления от требований пожарной безопасности, составляется и регистрируется заключение, освобождающее вас от дальнейших проверок.
Для решения спорных вопросов мы можем предложить:
- определение уровня пожарной безопасности объекта;
- проверку эффективности существующих систем пожарной безопасности;
- максимально эффективные решения для сокращения затрат на выполнение требований Госпожнадзора.
На протяжении многих лет мы успешно оказываем услуги по экспертной оценке пожарных рисков для самых разнообразных объектов. Наши специалисты рассказывают:
- как подготовиться к встрече с пожарной инспекцией;
- какие документы необходимо подготовить;
- какие проблемные моменты необходимо устранить до начала проверки;
- как избежать штрафов или приостановки деятельности;
- как оптимизировать затраты на противопожарную защиту объекта.
Для этого свяжитесь с нами любым удобным образом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.
Источник
Что значит расчет пожарного риска
от 27 ноября 2014 года
Порядок проведения оценки пожарного риска
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению оценки пожарного риска на объекте защиты.
2. Оценка пожарного риска проводится в целях определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Объектами защиты являются производственные объекты и объекты непроизводственного назначения, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также здания класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1.
К производственным объектам относятся объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.
К объектам непроизводственного назначения относятся объекты общественного назначения, в том числе учреждения образования, здравоохранения, сервисного обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности населения, временного пребывания населения (гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, дома отдыха, учреждения туризма, лагеря для детей, общежития учебных заведений), жилые здания.
К зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 относятся здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
4. Оценка пожарного риска проводится в случаях:
а) составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска;
б) обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.
5. Оценка пожарного риска проводится путем определения расчетных величин пожарного риска на объекте защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
6. Расчетные величины пожарного риска являются количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
7. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности производственных объектов является риск гибели людей при пожарах, в том числе:
а) риск гибели персонала производственного объекта;
б) риск гибели людей, находящихся в селитебной зоне вблизи производственного объекта (населения, проживающего на прилегающей к производственному объекту территории).
Риск гибели людей при пожарах на производственных объектах характеризуется числовыми значениями индивидуального и социального пожарных рисков.
8. Величина индивидуального риска для работника из числа персонала производственного объекта определяется как частота поражения определенного работника производственного объекта опасными факторами пожара в течение года.
Индивидуальный риск для работника производственного объекта определяется как сумма величин индивидуального риска при нахождении работника на территории и зданиях, строениях и сооружениях производственного объекта.
9. Для производственных объектов социальный риск принимается равным частоте возникновения событий, при реализации которых может пострадать не менее 10 человек.
10. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объектов непроизводственного назначения является индивидуальный риск гибели людей, находящихся на объекте.
11. Величина индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей, находящихся в зданиях и сооружениях объектов непроизводственного назначения, определяется как частота воздействия опасных факторов пожара на человека в течение года.
12. Расчет по оценке пожарного риска на объекте непроизводственного назначения допускается не проводить для:
а) объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей;
б) хозяйственных построек на дачных, огородных, садовых и приусадебных участках;
в) отдельно стоящих зданий и сооружений высотой не более двух этажей, общей площадью не более 300 м и одновременным нахождением не более 50 человек.
13. Для оценки пожарного риска производственных объектов и объектов непроизводственного назначения используются вероятностные критерии поражения людей и окружающих зданий и оборудования опасными факторами пожара. Детерминированные критерии применяются при невозможности применения вероятностных критериев.
Для объектов защиты, в связи с компенсированием погрешности в определении величины пожарного риска с применением вероятностных критериев, необходимо увеличение индивидуального и социального пожарных рисков на коэффициент безопасности 0,8.
14. Объект защиты не соответствует требованиям пожарной безопасности, если расчетные величины индивидуальных и социальных пожарных рисков с учетом коэффициента безопасности составляют более нормативных значений пожарных рисков.
15. Расчетные величины пожарного риска определяются с использованием методик, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
16. Методики должны быть:
а) научно обоснованными;
б) соответствовать рассматриваемым опасностям;
в) повторяемыми и проверяемыми.
17. Методики должны содержать порядок:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) вычисления пожарного риска.
18. В методики должны быть внесены изменения и дополнения, учитывающие изменения нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности, результаты научных исследований, накопленный отечественный и международный опыт в области оценки пожарных рисков.
19. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
20. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии подтверждения их компетентности, позволяющей выполнять эти расчеты по оценке пожарного риска.
21. Процедура подтверждения компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска и проверка их деятельности на предмет соответствия выполняемых расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
22. Проверка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соответствия выполняемых ими расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляется не чаще одного раза в 2 года.
23. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с требованиями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и настоящего Порядка должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
24. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводившие расчеты по оценке пожарного риска, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и достоверность сведений, содержащихся в расчетах при оценке пожарного риска.
II. Требования к компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска
25. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на проведение расчетов по оценке пожарного риска, направляют заявку (заявление) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
К заявлению прилагаются:
— копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенные в установленном порядке;
— копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе, заверенная в установленном порядке;
— руководство по качеству, содержащее следующие разделы и сведения:
— заявление о политике в области качества осуществления работ по оценке пожарных рисков на объектах защиты, находящихся в стадии проектирования, строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации, ликвидации), эксплуатации;
— порядок и сроки повышения квалификации специалистов, занятых в оценке пожарных рисков;
— организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
— процедуру оценки пожарных рисков, включая:
а) этапы оценки пожарных рисков:
— прием и рассмотрение заявок (заявлений) для оценки пожарных рисков;
— заключение договора на проведение оценки пожарных рисков;
— подготовку и утверждение программы проведения оценки пожарных рисков и персонального состава экспертной группы;
— обследование объекта защиты;
— подготовку документации по оценке пожарных рисков и выдачу отчета на объект защиты;
— ведение реестра выданных отчетов по оценке пожарных рисков;
направление в заинтересованные органы государственного надзора информации о нарушениях, выявленных на объекте защиты при проведении оценки пожарных рисков и создающих угрозу жизни и здоровью людей;
б) порядок подготовки и установления срока действия отчетов по оценке пожарных рисков;
в) немедленное информирование соответствующих органов государственного надзора при выявлении в ходе оценки пожарных рисков недостатков, которые могут привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей;
г) порядок ведения архивов;
д) страхование гражданской ответственности при проведении оценки пожарных рисков;
е) процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае неподтверждения компетентности, не позволяющей выполнять расчеты по оценке пожарного риска;
ж) документ, подтверждающий наличие у заявителя актуализированного фонда (или автоматизированной информационно-справочной системы) официально изданных нормативных и справочных документов по проведению оценки пожарных рисков;
з) сведения о квалификации персонала.
Для подтверждения квалификации персонала заявитель представляет заверенные в установленном порядке копии дипломов об образовании и выписки из трудовых книжек персонала, договоров (трудовых соглашений) с временно привлекаемым персоналом, документов, удостоверяющих окончание персоналом специализированных курсов повышения квалификации (если образование по профилю деятельности получено или предыдущие специализированные курсы повышения квалификации окончены более пяти лет назад) и прохождение обучения на семинарах. Персонал заявителя по оценке пожарных рисков должен в пределах своих должностных инструкций знать и уметь выполнять утвержденное руководителем заявителя руководство по качеству;
и) сведения о наличии материально-технической базы.
26. Заявитель, претендующий на проведение оценки пожарных рисков, должен иметь в штатной численности не менее 3 специалистов, имеющих высшее техническое образование или среднее специальное образование и обладающих соответствующим (не менее 5 лет) стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности.
III. Оформление результатов расчетов оценки пожарного риска
27. Результаты расчетов оценки пожарного риска обосновываются и оформляются таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальной оценке.
28. Расчеты оценки пожарного риска следует документировать в форме отчета, в который включаются:
а) титульный лист;
б) список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
в) сведения о подтверждении компетентности на проведение расчетов по оценке пожарного риска;
Источник