Особенности художественно-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста
Надежда Мишурова
Особенности художественно-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста
«Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс творческой
личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное
и создавать художественные ценности»
Все понимают, что термин «эстетика» означает красоту. Поэтому под художественно эстетическим воспитанием следует понимать обучение видеть красоту у детей дошкольного возраста. Научить малышей видеть и воспринимать прекрасное – долг родителей и воспитателей. Бывают дети, которые с рождения любят рисовать, рассматривать изображения на детской одежде независимо от пола. Родители мальчиков пугаются, увидев такие проявления у сына. Хотя развитие творческой личности является главной задачей в садиках и дома.
Удивительно, но во чреве матери можно начинать формирование эстетического развития у будущего малыша. Посещая выставки, театры, филармонии у матери появляются положительные эмоции, которые благоприятно влияют на развитие плода.
Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств предметов и явлений.Ребенок радостно реагирует на отдельные наиболее яркие качества: ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, лицо матери, её улыбку, ласковую речь. В первый год жизни у ребёнка совершенствуется сенсорно – эмоциональная восприимчивость.На втором году происходит совершенствование восприятия: ребёнок воспринимает отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведения искусства. У него возникают адекватные реакции на весёлую и грустную музыку, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки…
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребёнка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы (ритм, рифма, цвет). У детей становятся разнообразными реакции на содержание произведения в целом, активно развивается подражание в простых видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малыша.
В детском саду художественно эстетическим воспитанием детей занимаются согласно федеральным государственным образовательным стандартам.
В понятие эстетического воспитания входят:
• Обучение сопереживанию героям сказок и других произведений.
• Уроки восприятия и понимания произведений искусства.
• Формирование картины о культуре зарубежных стран, фольклоре.
• Осуществление детской самодеятельности (утренники, выставка поделок).
Но важная роль такого обучения лежит также на плечах родителей. Именно они закладывают основу предпочтений ребенка.
Сферы художественно эстетического развития детей раннего возраста:
Отношение к окружающей среде
Порядок и обстановка в квартире, чисто выглаженная одежда вырабатывают понимание у малыша, что является красивым, а что – нет. У девочки мама должна сформировать вкус к одежде, особенно сочетания цветов. Большинство родителей в условиях кризиса надевают на малыша в садик такую одежду, которую не жалко испачкать. Но подобный практический подход портит подобное воспитание. Малыша должна окружать красота во всем, чтобы он хотел соответствовать ей. Также ошибкой является наказание маленького человека за испачканную одежду. Так, для любимого чада понятие аккуратность, красота воспринимаются негативно.
Ученые доказывают взаимосвязь с формированием интеллекта и прослушиванием классической музыки детей с младенчества. Многие мамы замечали, что груднички засыпали под музыку Чайковского, Моцарта. Прослушивание классики формирует вкус у ребенка. Такие дети не заскучают в опере, балете в будущем.
Приобретение малышу книг с яркими картинками, одежду с рисунком поможет воспитать вкус. К тому же не стоит стесняться и показать с помощью компьютера картины великих художников. Особое внимание следует уделить занятиям лепкой, рисованием, аппликацией и другими видами творчества.
Читая книги малышу, большинство выбирает сказки Пушкина, стихотворения Агнии Барто. Вкус к литературе напрямую зависит от эрудированности родителей. В садиках на утренники особое внимание уделяется театральной деятельности. Малыши в костюмах рассказывают стишки, поют песни. Если кроха не посещает садик, тогда можно с помощью игрушек устраивать представления. С четырех лет можно отдавать любимое чадо в кружки посвященные творчеству. Набор в музыкальные школы происходит при достижении ребенком шести лет.
Эстетическая жизнь ребёнка замечательна своим универсализмом –и этим наиболее отлична от жизни взрослых: все прекрасное, каким бы оно ни было, привлекает и увлекает его. Ребёнок любит и музыку, и сказку, и рисование, и леку, и танцы, и сценические представления. Ему совершенно чужда черта, любить два вида искусства – он любит все виды искусства.
Важно понимать, что не эрудированные люди – это те, кому в детстве не дали художественно эстетического воспитания. Такое развитие ребенка должно формироваться совместно с воспитателями и родителями.
Таким образом, особенности эстетического развития детей действительно занимают важное место во всей системе учебно – воспитательного процесса, так как за ними стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом.
Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.
Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два — ладошка».
Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.
Уголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.
Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.
Источник
Особенности художественно-эстетического развития детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие— это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Художественно-эстетическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Художественно-эстетическое развитие предусматривает решение следующих целей и задач:
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественнотворческой деятельности.
- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
- развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Художественно-эстетическое развитие включает в себя приобщение к искусству, конструктивно-модельную деятельность, музыкальную деятельность и п риобщение к искусству.
Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Детей раннего возраста знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия.
В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу.
Строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.
Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания. Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, развиваю эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, формируют способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым
Учатся подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучаются к сольному пению.
Приобщение к искусству.
Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста.
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ «Осень», т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем.
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку.
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников.
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло.
«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»
Консультация для родителей.
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Источник