- «Радоваться с трепетом… »
- Письмо седьмое.
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 2:11
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Тихон Задонский
- Свт. Феофан Затворник
- Прп. Максим Исповедник
- Прп. Амвросий Оптинский
- Прп. Серафим Саровский
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Евагрий Понтийский
- Архиеп. Ириней (Клементьевский)
- Еп. Ириней (Орда)
- Лопухин А.П.
- Прот. Григорий Разумовский
«Радоваться с трепетом… »
Протоиерей Игорь Макаров пишет своим прихожанам…
Протоиерей Игорь Макаров пишет своим прихожанам…
Об авторе. Протоиерей Игорь Анатольевич Макаров родился в 1967 году в городе Потсдам, Германия, в семье военнослужащего. Окончил Благовещенское высшее военное командное училище. С 1991 до 1995 года работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1996 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма во имя Новомучеников и Исповедников Российских поселка Прибрежный г. Самары.
Письмо седьмое.
Здравствуйте, мои дорогие!
Как все переменчиво в жизни, как тревожно… Но поразительно верно, разумно, последовательно!…
На днях были с матушкой в онкологическом центре. Первое обследование после операции по удалению раковой опухоли. Три дня скрывали друг от друга безсонницу и говорили о пустяках. Были явные подозрения на метастазы в лимфоузлах, и вопрос стоял остро: стоит ли строить планы на будущее?… И вот первые результаты: «метастаз не обнаружено».
Отлегло… Радоваться еще боимся, но по лабиринтам больничных коридоров идем уже шагом бодрым.
Неожиданная и радостная встреча ждет нас с матушкой впереди.
Мы знаем друг друга давно, мы собратья с ним по служению и по «несчастью» тоже. Рядом с ним его верная матушка. Обнимаемся, делимся новостями и узнаем, что у батюшки все не так хорошо…
Чужая боль всегда сильнее своей. Свою можно как-то перетерпеть, не пускать ее в душу. Чужая входит без спросу.
— Как быстро забывается боль, — говорит батюшка и улыбается, — как трудно было перенести последнюю «химию», а теперь от радости продолжающейся жизни даже не помнится, как это было.
Икона Божией Матери «Всецарица». Пред этой иконой молятся об исцелении от онкологических заболеваний.
От этих слов становится легче. И опять непонятно: кто кого утешает? Кому не хватает надежды?
Как быстро забывается боль! Как долго помнится радость! Но только тогда, когда внутри не закрыто! Когда стражем души еще не стали страх и отчаяние.
«Не мерою дает Бог». Всего дает Он не в меру, льет через край… И с теми, у кого сердце открыто, всегда хорошо: добра и надежды, благодарности и терпения… всего — через край! И тебе достается.
Очень мы благодарны вам, дорогой батюшка и дорогая матушка, за вашу поддержку! Христос посреди нас!… Я не называю ваших имен, хотя понимаю, что они очень многим не только известны, но и дороги очень… Мы будем молиться.
Теперь, мне кажется, я начинаю понемножечку понимать, что значит «радоваться с трепетом». Это не значит радоваться осторожно, с оглядкой, боясь потерять. Скорее наоборот. Это значит радоваться сполна, радоваться с благодарностью, с благоговением, дорожить данной радостью. И еще я понимаю, что нельзя извлекать свою радость из течения жизни. Делить свою жизнь на темные и светлые полосы — значит ее перечеркивать.
Я, конечно, не первый, кто получил этот дар — новой жизни. Каждый сам для себя открывает, для чего дана ему эта жизнь. Но как это часто бывает: суета, повседневщина, новые трудности… Всё забывается. Вот бы выжечь на сердце клеймом, на всю жизнь: «Раб Бога. Слуга человека. Враг себе самому».
«Всему свое время… » Конечно. Но кажется мне, что время сейчас другое, новое время. Христос разрушил границы между настоящим и будущим, между земным и небесным, между страданием и блаженством…
В жизни нет никакой путаницы, непонятности, неразберихи. В жизни все верно, разумно, последовательно. Путаница у нас в голове. Только не пытайтесь распутать все сами. Как ни странно, самыми запутавшимися в жизни оказываются люди думающие, творческие, передовые. Постарайтесь довериться!
Было у меня одно замечательное письмо. Это письмо прислала мне женщина, с которой встречались мы всего один раз. Она писала о своей жизни: о деревенских заботах, о муже, о детях. И как это у нее все получалось?!… Факты говорили о том, что жизнь нестерпима: дом стоит еле-еле, денег нет, муж алкоголик, дети в страхе живут. Это факты. Но слова ее были другие, мысли другие. Она видела все как-то иначе… Таких светлых писем я читал в своей жизни не много! Прочитав его, нужно было какое-то время, для того чтобы прийти в себя, переставить привычные жизненные ориентиры, себя обозначить… Это письмо всегда лежало у меня на столе, рядом с Евангелием и Псалтырью, и я часто давал его почитать тем, кто приходил ко мне с обидой на жизнь, с горьким отчаянием, с жалостью к себе самому. После прочтения мне не нужно было уже ничего говорить, люди все понимали сами… С годами это письмо стало потрепанным, желтым, а потом и вовсе исчезло. Я помню всё, что было в этом письме, но если бы меня сейчас попросили восстановить его по памяти — я бы не смог. У меня нет таких светлых слов. Я так не вижу!… А как бы хотелось!…
Теперь я уже могу произносить проповеди с амвона, могу говорить с теми, кто ко мне обращается за советом, но, если позволите, я бы продолжил писать эти письма. Как я уже говорил, это надо в первую очередь мне. Когда пишу, я вижу ваши глаза, ваши лица, и они как-то ближе, открытее, чем это может быть в жизни. Меньше границ, меньше условностей. Больше доверия и прямоты. Так, как я дерзаю писать, сказать, наверное, я бы нескоро решился. Благодарю за то, что вы их терпеливо читаете.
Очень надеюсь на ваши молитвы и верю в их силу.
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 2:11
Свт. Иоанн Златоуст
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
Что же значит: «работать Господу со страхом»? Значит: исполняя всякую заповедь, совершать это со страхом и трепетом, возносить молитвы с сокрушенным сердцем и смирённым умом. И не только «работать со страхом», но и «радоваться с трепетом» повелевает Дух Святый чрез пророка. Так как исполнение заповеди обыкновенно доставляет радость упражняющемуся в добродетели, то и ей, говорит он, надобно предаваться со страхом и трепетом, чтобы нам, забывшись от бесстрашия, не погубить трудов и не оскорбить Бога. Но как возможно, скажешь, радоваться с трепетом? Эти два чувства не могут быть вместе в одно и тоже время, будучи весьма различны между собою. Радость есть удовлетворение желаний, наслаждение приятным, забвение неприятного; а страх есть преувеличение ожидаемых бедствий и происходит в отчаивающейся совести. Как же можно «радоваться… со страхом», и не просто со страхом, но и «с трепетом», который есть усиленный страх и знак великого беспокойства?
Как, скажешь, это может быть? Этому научают тебя серафимы, которые самым делом исполняют такое служение. Они наслаждаются неизреченною славою Создателя и созерцают непостижимую красоту, – не говорю, какова она по самому существу своему (потому что она непостижима, незрима, невообразима, и нелепо было бы так думать о ней), но сколько они могут, сколько они в состоянии просвещаться этими лучами. Они постоянно служат вокруг царского престола, пребывают в постоянной радости, в вечном веселии, в непрестанном удовольствии, восхищаясь, ликуя, неумолчно славословя. Стоять пред лицом этой славы и просвещаться происходящим от нее светом, это – их радость, восторг, веселие, слава. Может быть, и вы несколько почувствовали удовольствие и в вас пробудилось желание этой славы.
Беседа 1-я на слова пророка Исаии.
Свт. Тихон Задонский
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
6) «Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом». Ибо «страх Господень есть начало премудрости» (Притч 1:7). Уразумейте силу пришествия Христова в мир. Он от Отца Своего Небесного послан в мир, чтобы спасти мир: «пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Тогда, помышляя о своем состоянии, ужаснетесь и, рассуждая о Его величестве и своем не достоинстве, с радостью шею вашу под иго Его святое и благое преклоните. Уразумейте, что быть в царствии Его — это блаженство, и Ему, как благому и милостивому Господу и Царю, служить — пресладко и радостно; а вне царствия Его быть и Ему не служить есть окаянство, бедствие и погибель. Ибо, кто вне царствия Его находится и Ему не служит, тот иго сатанинское влечет и ему грехами и прихотями служит. Непременно всякий живущий на земле или в царствии Христа находится и Ему служит, или вне царствия Его и служит дьяволу. Чью волю и повеление творит, тому и служит. Сладко и радостно Христу, Царю Небесному, служить. Мерзко же и бедственно служить дьяволу, князю тьмы и богу века сего, который разум рабов своих ослепляет и влечет их за собой в погибель вечную. «Служите же Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом», — увещевает Дух Святой через раба Своего. Свергните с шеи вашей тяжкое иго сатанинское и возьмите иго Христово на себя, «ибо иго» Его «благо и бремя» Его «легко» (Мф. 11:30). 7) Это отеческое увещание касается не только тех людей, которые Христа, Сына Божия, в мир пришедшего, не принимают и учению Его святому противятся, как-то: идолопоклонники, магометане, жиды, и прочие им подобные, но и тех, которые именуются христианами, учение Христово принимают, и имя Его святое исповедуют, но жизнью и нравами своими противятся Ему, и делами своими «отрекаются» от Него, «будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:16). Ибо не только тот противится Христу, кто учения Его не принимает и не признает Его за Христа, Спасителя мира, но и тот, кто воли Его и заповедей Его не исполняет, и противно учению Его святому живет, не делает того, что Христос повелевает.
Размышления и замечания из текстов. Размышление 3.
Свт. Феофан Затворник
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
См. Толкование на Пс. 2:10
Прп. Максим Исповедник
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
Что означают слова псалма: Служите Господу со страхом и ликуйте с трепетом, и как возможно в одно и то же время и трепетать, и ликовать? И почему Давид в XVIII псалме говорит: Страх Господень чист, пребывает вовек (Пс. 18,10); а Иоанн говорит: Любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18), и, если страх изгоняется, то как пребывает?
Страх бывает двух видов: один — из-за проступков, а другой — по достоинству того, что любимо. Страх из- за проступков любовь устраняет, а страх по достоинству того, что любимо, сохраняет. Ликование есть радост ное настроение по причине обретения чего-либо, а ве селье — наслаждение обретенным.
Прп. Амвросий Оптинский
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
А что значат слова: и радуйтеся Ему с трепетом, объясняет святой Иоанн Лествичник: «Отвергай рукою смирения, как недостойный, приходящую радость, да не обольстившися ею, волка вместо пастыря приимешь». Простее сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть в прелесть вражию. Как удержать в этом святую средину, должно всегда помнить совет преподобного Марка Подвижника: «Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное». Также помнить предостережение Григория Синаита в последней или 7-й главе «О безмолвии» в «Добротолюбии»: «Что сотворит кто, егда преобразуется бес во ангела светла».
Письма.
Прп. Серафим Саровский
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало мудрости. Пусть будут в уме его всегда напечатлены сии пророческие слова: Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом.
Он должен проходить путь свой с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтобы не отнеслось к нему сие страшное определение Божие: Проклят [человек] творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10).
Поучения.
Вопросы и затруднения.
Блж. Феодорит Кирский
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом
Ибо должно не на одно человеколюбие надеяться, но веселясь и радуясь о спасении, страшиться и трепетать соединеннаго с человеколюбием правосудия. Ибо сказано: «мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10:12). Когда, имея страх владычний, будем делать, чтò должно, больше причин к веселию будем иметь в сделанном нами; потому что приобретем благую совесть, которая доставит нам великую радость. Сказано же: «с трепетом», то есть, с сокрушением, чтобы радость Божия не превратилась в радость мирскую.
Евфимий Зигабен
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
Работайте Господеви со страхом
Так как вы уже ведаете и понимаете,—говорит далее к ним,—что Христос есть и Бог и праведный—неусыпный судья и мздовоздаятель, и что вы, как стяжание Его, почтены титлом Его наследников; то вам остается теперь, обуздавши свои страсти и приведши в надлежащее устройство образ своей жизни, служить Ему со страхом, как Господу: ибо где страх Божий, там и заповедей Его исполнение.
И радуйтеся Ему с трепетом
И служа, радуйтесь Ему, как Спасителю и Ходатаю своему. Так и Апостол говорит: радуйтеся о Господе; и паки реку, радуйтеся (Филип. 4,4); но однако же эта радость ваша да будет не без трепета. Радуйтесь с упованием и вместе трепещите за грехи; ибо суд Его праведен и нелицеприятен, от котораго никто не укроется.
Евагрий Понтийский
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
Если только в несчастиях ты вспоминаешь о Судии и о том, сколь грозен и неподкупен Он, то ты еще не научился работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом. Знай, что в духовных отрадах и праздниках Ему должно служить с большим благоговением и трепетом.
Главы о молитве.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему со трепетом.
Чудным образом соединил любовь со страхом: ибо глагол работайте свойствен есть рабам боящимся, а слово со страхом означает почтение сыновнее или любовь, в каком разуме положено и у Пророка Исаии, в главе 11, ст. 3, где так сказано о Христе: исполнит Его дух страха Божия (Ис. 11:3). Во Христе же не было страха рабскаго, но почтение сыновнее, которое иначе любовию нарицается, и повсюду в Писании берется за страх сыновний. Аки бы сказал: работайте Господеви, но работою свободною, сынам свойственною. Следующия за сим слова: и радуйтеся Ему с трепетом означают одно и то же, но с переменою порядка и слов. Ибо в первой части стиха положил в глаголе страх рабский, а в имени любовь сыновнюю; в последней же, напротив того, в глаголе положил радость сына любящаго, а в имени трепет раба боящагося.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Еп. Ириней (Орда)
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом
См. Толкование на Пс. 2:10
Лопухин А.П.
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
См. Толкование на Пс. 2:10
Прот. Григорий Разумовский
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом
См. Толкование на Пс. 2:10
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Источник