- Работа с людьми
- Что самое важное в работе с людьми?
- Тренер как пример счастливой жизни
- Отношение к людям
- Способность отдавать энергию
- Какой отсюда следует вывод?
- Стать идеалом?
- 8 простых советов по работе с людьми
- 1. Критика работы других должна быть исключительно конструктивной
- 2. Помогайте по мере возможности сотрудникам
- 3. Делитесь своими обязанностями
- 4. Не бойтесь брать инициативу в свои руки
- 5. Иногда проще сделать, чем объяснять, что этого делать нельзя
- 6. «Звезды» разваливают команду
- 7. Никогда не показывайте подчиненным своего превосходства
- 8. Улыбайтесь чаще
Работа с людьми
15 октября 2007
При взаимодействии с большим количеством соискателей работы приходится часто иметь дело с молодыми людьми, не определившимися в выборе своей будущей сферы деятельности. Собеседования с ними, в большей степени, имеют профориентационный смысл. На вопрос «Какую работу вы бы хотели найти?» многие отвечают: «Хочу работать с людьми», хотя большинство соискателей не имеют представления, что это за предмет деятельности — «люди». Естественно, дальнейшая практическая работа ставит все на свои места, но бывает жаль тех специалистов, которые ошиблись с выбором, но продолжают работать в этой сфере.
Работа, помимо прочего, должна приносить удовлетворение по своему содержанию.
Практика общения с различными специалистами показывает, что многие из них не предрасположены «работать с людьми». В результате, человек мучается на своей работе, претерпевая частые конфликты с коллегами, с руководством. Поставленные задачи такой специалист решать не может, в связи с чем страдает и работодатель. Этого человека пытаются переучивать, перевоспитывать, на него приходится обращать больше внимания, постоянно опекая и контролируя. Естественно, если работник обладает особыми человеческими ценностями, либо он не заменим в , то его не увольняют. Ну а в обратном случае — всегда находится причина и механизм, как от такого «специалиста» избавиться. Что интересно, после увольнения человек чаще всего вновь устраивается на работу, подобную прежней. Причиной смены рабочего места специалист называет (и часто сам в этом уверен) любую, но только не истинную. Среди стандартных обычно отмечают следующие: низкая заработная плата; несвоевременная выплата зарплаты; бесперспективность компании; «далеко ездить»; «плохой директор»; «бардак в организации» и т.д.
Итак, что такое «работа с людьми»? Все понимают, что пока у нас везде работают люди, а не роботы, повсюду приходится взаимодействовать именно с людьми. Их может быть много, может быть всего один человек. Речь идет о профессиях, где предметом деятельности является взаимодействие с людьми, и результат труда зависит от того, как эффективно было построено это взаимодействие. В частности: руководитель высшего или среднего уровня; менеджер по продажам; преподаватель; психолог; менеджер по персоналу; консультант и др.
Чтобы отделить эту сферу деятельности, выясним, каковы другие. Например, многие люди комфортнее всего чувствуют себя, когда считают, то есть взаимодействуют с цифрами, знаками. К этой категории относятся экономисты, бухгалтеры, аудиторы. Для них смыслом работы является процесс «погружения в сладостный мир цифр, отчетов и форм», и они с трудом соглашаются переходить, например, на руководящую работу, особенно не имеющую отношения к цифрам.
Всем известно, что «компьютерщики» особенно выглядят. Наиболее типичные для них характеристики внешности – это некая сутулость, очки, особенная прическа, и наличие знаменитого (особенно года назад) «турецкого» свитера. Есть еще ряд особенностей их поведения: в частности, речь компьютерщика очень конкретна, она лишена эмоциональной окраски. (Естественно, встречается большое количество исключений). Внешние проявления внутренней сути в данном случае характеризуют специалистов, предрасположенных к работе с техникой. Сюда можно отнести технических специалистов, ремонтников, монтажников и др.
Существуют еще несколько сфер, где предметом взаимодействия являются, например, природа, животные, музыка, художественные образы.
Так в чем же заключается особенность работы с людьми, в чем сложность такой деятельности? В первую очередь, это можно понять, испытав в той или иной степени прелести руководящей деятельности. Именно менеджер (в смысле управленец) добивается цели или выполняет задачу посредством организации действий подчиненных ему специалистов. Если бы подчиненные выполняли все задания точно в срок, и так, как требуется, было бы здорово. Но люди — это не техника и не цифры. Люди, при воздействии на них, имеют свойство проявлять себя образом. Человек, помимо прочего, существо социальное, и его действия часто связаны или подчинены влиянию среды и обстановки. Человек к тому же существо ленивое, и он не всегда будет делать то, чего ему не хочется делать. Поэтому, чтобы управлять человеком, нужно учитывать миллионы мелких особенностей, нужно разбираться в его психологии. Хороший управленец должен быть сильным личностно, энергетически насыщенным человеком. А дается это не всем и не всегда. Как бы не вел себя менеджер на людях, все равно при взаимодействии со своими подчиненными ему приходится тратить много энергии и сил. В связи с этим, часто приходится слышать от уставших руководителей: «Зачем мне все это нужно, пусть идет все так, как идет. Почему я за все отвечаю?».
В последние годы появилась целая категория специалистов, работающих с людьми: менеджеры по персоналу. В основном на эту должность принимаются выпускники психологических факультетов. Так уж сложилось — на нашем рынке труда предложение превышает спрос. К сожалению, многие из новоиспеченных психологов не обладают обсуждаемой предрасположенностью к работе. Общеизвестный факт, что менеджером по персоналу работать очень тяжело (если речь идет о хорошей работе). Сложность в том, что руководство компанией осуществляет директор, который, кстати, может быть и не очень продвинутым управленцем. А менеджеру по персоналу необходимо реализовывать принципы кадровой политики компании, часто не обладая соответствующими полномочиями либо ресурсами. Такая ситуация часто приводит к тому, что специалисту приходится решать задачи своей должности за счет наивысшей концентрации личных сил и активнейшего взаимодействия с персоналом компании.
В качестве вывода хочется отметить, что великолепные навыки работы с людьми включают в себя искреннюю заинтересованность в окружающих, способность понимать людей и намерение сосредоточиться на позитивном взаимодействии с окружающими. Наше поведение в отношении других людей определяет их поведение в отношении нас. Хороший специалист это знает.
Рифат АМИРОВ,
Генеральный директор Агентства «Карьера»
Источник
Что самое важное в работе с людьми?
Итак, вы работаете с людьми или хотели бы это делать – в качестве психолога, преподавателя, коуча или тренера. Первый естественный вопрос, который вы можете себе задать «Что я должен учитывать в первую очередь, чтобы приносить пользу людям и в то же время быть успешным самому?».
Я не буду формулировать конкретные принципы работы с людьми: для меня важнее личностные качества. И в таких случаях обычно говорят о способности открываться, умении слушать. Если речь идет о ведении семинаров или тренингов, то конечно, никак не обойтись без умения структурировать информацию, грамотно и интересно подавать ее, держать внимание аудитории.
Но есть качества, которые действительно необходимы для успешной работы с людьми – это вовсе не общительность или способность быстро и остроумно отвечать на вопросы. И даже не профессионализм в выбранной области, как ни странно. Да, без компетентности никуда, но и она в каком-то смысле вторична.
Самое главное – ваше отношение к людям, готовность делиться с ними тем, что у вас есть, транслировать то, какой вы есть, а также ваш уровень развития и энергии в целом.
Люди не всегда осознают это, но, как правило, они приходят на обучение или к психологу вовсе не за информацией. Они приходят за отношением, за энергией, которую может дать им специалист, и за личным примером. И, действуя интуитивно, они не ошибаются.
Люди могут не понимать на уровне ума, но на уровне души они прекрасно все чувствуют. И тянутся больше всего именно к тем, кто способен что-то им дать.
Тренер как пример счастливой жизни
Доказано, что успешность или неуспешность нашей жизни зависит от наших знаний всего лишь на 10%. Следующий по значимости фактор – наши убеждения, и самый главный – окружение, то есть примеры, которые вы видите перед глазами. Люди, с которыми мы общаемся, как минимум наполовину определяют то, насколько успешной будет наша жизнь. Это касается и личной жизни, и здоровья, и, конечно же, бизнеса. И окружение может быть обогащающим (продвигающим) или токсичным.
Механизм влияния окружения довольно сложный, в нем много нюансов. Если упрощать, то можно объяснить его следующим образом. Наши действия по большей части определяются не теми мыслями и чувствами, которые мы сами способны отследить и осознать, а более глубокими слоями личности, которые часто даже не осознаются. В психологии их принято называть бессознательным и подсознанием. Если бессознательная часть психики против чего бы то ни было, мы не сможем достичь цели, как бы ни стремились к ней на сознательном уровне.
А подсознание позволяет нам получать только то, что оно считает безопасным, то, что оно уже видело. То есть ему необходим пример чужого опыта.
Постоянно видя перед собой примеры неудач, бедности и несчастья, мы подсознательно будем думать, что только так можно и нужно жить. А окружив себя примерами счастливой и гармоничной жизни, успеха и радости – сможем поверить, что изменения к лучшему возможны и безопасны.
Тренер или наставник может стать частью продвигающего окружения, и это одна из его основных функций.
Отношение к людям
Второе качество, необходимое наставнику или тренеру – любовь к людям. Я поясню, что имею в виду, потому что ни в коем случае не хочу читать вам мораль о правильном отношении к человечеству, обязательной доброте и так далее. Естественно, ваше и только ваше дело – как вы относитесь к окружающим и как оцениваете их. Речь о другом.
Принятие и доброе отношение – то, что очень не хватает большинству людей. Большинство из нас не приучены принимать такими как есть, ни самих себя, ни окружающих. Мы постоянно находимся в своего рода «критичном режиме»: постоянно придираемся друг к другу и к себе, требуем измениться, стать лучше, больше похожими на некий идеал… Поверьте, это очень тяжело – для всех участников взаимодействия.
Любовь – то, что больше всего нужно человеку. Это наша базовая потребность с рождения, а скорее всего, даже раньше – с момента зачатия мы нуждаемся в принятии и любви.
Именно поэтому люди, которые способны принимать себя и других такими, какие они есть, всегда будут успешны. Рядом с ними комфортно находиться, их хочется слушать. Порой не так важно, что они говорят, как то, что они транслируют.
Замечу, что я не говорю о том, что учитель обязан обожать всех окружающих, терпеть любое поведение или позволять нарушать свои границы. Он не должен быть и святым, он остается таким же человеком. Принятие – не обязательно одобрение. Это просто признание того факта, что события, факты или характер человека именно таковы. Конечно, если вы способны еще и любить их такими, это и вовсе замечательно.
Но дефицит любви и принятия у людей таков, что даже небольшая разница в отношении делает тренера привлекательным для аудитории.
Для кого-то принятие может оказаться для кого-то самой сложной частью работы с людьми, но оно творит чудеса – с вашей жизнью и с вашим успехом.
Способность отдавать энергию
И, наконец, третье качество – способность делиться энергией с аудиторией, заряжать ее и этим мотивировать.
Хороший тренер – тот, кто способен поделиться своими силами с другими, тот, кто способен много отдавать.
Такая перспектива может пугать. Возникает вопрос – откуда взять столько сил и энергии, особенно если людей на тренинге будет много – а мы ведь именно этого хотим добиться?
Но энергия – не то, что нужно экономить и пытаться придержать. Гораздо продуктивнее – научиться создавать ее круговорот, постоянное движение к себе и от себя. То есть уметь получать ее здоровым образом, не тратить на паразитов и неконструктивные действия и мысли и, наконец, уметь делиться – из полноты, из избытка, осознано.
Для этого нужно провести ревизию своей жизни и посмотреть, на что уходят силы, а что вам их дает. Есть привычки, дающие энергию, а есть такие, которые ее отнимают. Очевидные истины вроде влияния режима сна, здорового образа жизни и питания, а также вредных и полезных привычек я специально рассматривать не буду, но укажу несколько менее очевидных источников и поглотителей энергии.
Например, очень много сил отнимает бардак в любой сфере жизни, неорганизованность, долги и кредиты, лишние вещи, хлам и грязь, невыполненные обещания и обязательства, незавершенные отношения, претензии и обиды, подавление эмоций.
Дает энергию движение, спорт, путешествия и вообще любые новые впечатления, уборка и наведение порядка, достижение целей, забота о себе, подарки себе, нахождение на природе, конструктивное общение.
Если создать баланс в энергии, вы сможете делиться ею, не опасаясь опустошения и подзаряжая других людей. И это привлечет к вам аудиторию.
Какой отсюда следует вывод?
Чтобы успешно работать с людьми, необходимо в первую очередь привести в порядок свою собственную жизнь. Заниматься собой, развиваться и полноценно жить, следить за уровнем энергии и балансом в разных сферах жизни, иметь увлечения и дела, которые приносят радость. И тогда вы сможете быть максимально полезным – как окружающим, так и себе самому.
Когда речь идет о тренингах по психологии, о тренингах личностного роста, это особенно важно. Ведь люди приходят к такому учителю с конкретным запросом улучшить свою жизнь. И чем реализованнее учитель, тем быстрее они достигают результата.
Стать идеалом?
Не пытайтесь только стать идеальным – у вас нет, и не может быть такой задачи. Идеальный наставник, или наставник, пытающийся быть таковым – только повод для разочарования. Старайтесь быть собой, точнее – наилучшей версией себя. Этого может оказаться более чем достаточно, чтобы люди к вам потянулись и захотели учиться у вас. И никакие правила работы с людьми не дадут вам такого результата.
Источник
8 простых советов по работе с людьми
Любой, кто работает с людьми, знает насколько это сложно, а порой даже тяжело. Так хочется, чтобы коллеги были понятливыми и адекватными профессионалами. А может быть все идет неплохо, но хочется еще лучше?
Тогда на помощь приходят реальные методики, реализация которых в конкретном коллективе стимулирует и мотивирует сотрудников работать еще лучше, значительно повышая отдачу за гораздо меньший промежуток времени.
Качественное управление персоналом в некоторых ситуациях действительно творит чудеса. Попробуйте, возможно, и вам они смогут реально помочь.
1. Критика работы других должна быть исключительно конструктивной
Никогда не нападайте и не повышайте голос на своего подчиненного или просто коллегу! Любой грамотный психолог вам скажет, что такой способ «общения» малопродуктивен, ведь тогда человек, которого критикуют, вынужден будет защищаться и оправдываться, но абсолютно не услышит того, что вы изначально хотели до него донести.
Научитесь сдерживать себя и не указывать слишком агрессивно на конкретные ошибки. Пусть тон вашего обращения будет дружеским, в таком диалоге гораздо легче обсудить ошибки подчиненного, и он действительно постарается в будущем предпринять максимум возможных усилий, чтобы больше не допустить их.
Если же что-то не получается у вас лично, то не стоит молча бороться с препятствием – не нужно стесняться спросить совета или помощи у более опытного коллеги.
2. Помогайте по мере возможности сотрудникам
Старайтесь хотя бы иногда делать что-то для других. Работа команды будет только тогда максимально эффективной, если каждый будет вносить посильный вклад в общее дело. Вспомните и постоянно пользуйтесь одним замечательным способом: чтобы получить от кого-то что-то нужное, сначала сами сделайте что-нибудь для этого человека.
Это может быть что угодно: от элементарной дружеской беседы, до личной помощи в том или ином деле. Результат вы обязательно заметите, ведь с человеком, который позитивно настроен и хорошо относится к вам лично, работать в дальнейшем гораздо проще.
3. Делитесь своими обязанностями
Не взваливайте всю работу на себя, разделите конкретные дела на несколько человек, а самого «громкого» вашего критика назначьте своим помощником. Такой подход станет первым шагом для нормализации ваших взаимоотношений.
Если в вашем коллективе реально много людей, каждый из которых имеет свое личное мнение и при этом считает его единственно верным, то самым лучшим средством в данной ситуации является непосредственное общение с такими коллегами.
Не стоит их игнорировать, гораздо проще их выслушать и даже законспектировать вашу беседу. Вы обязательно заметите, что в каждом из подходов есть рациональное зерно, которое можно и нужно воплотить в жизнь, даже если вы сами в этой ситуации окажетесь неправы.
4. Не бойтесь брать инициативу в свои руки
В больших группах порой очень сложно сразу же наладить продуктивную работу, потому что мало кто хочет стать инициатором рабочего процесса. Станьте первым, кто начнет действовать, а коллеги последуют за вами. Это старый, проверенный временем и очень эффективный способ работы.
5. Иногда проще сделать, чем объяснять, что этого делать нельзя
Довольно-таки странный принцип, но в некоторых сложных ситуациях он действует просто безотказно, особенно, когда длительное обсуждение серьезной проблемы практически зашло в тупик, а все рациональные аргументы и доводы, которые вы предлагаете, просто не действуют.
Эмоциональная атмосфера такого диспута излишне накалена, а результата так и нет. Попробуйте просто согласиться со своими собеседниками, но выполните именно то, что вы считаете нужным.
В некоторых случаях не стоит спорить и перечить всем подряд, пытаясь доказать рациональность вашего мнения, ведь невозможно достичь результата, если эмоции победили разум. Нужно просто сделать по-своему, а потом сказать, что именно «так и было». Да, это несколько не корректно, зато очень действенно.
6. «Звезды» разваливают команду
Чтобы предотвратить развал, лучше всего убрать их из коллектива. Практически в любом, даже в самом дружном и сплоченном коллективе находится такой сотрудник, который противопоставляет себя всем и не хочет работать в группе.
Причины такого поведения на рабочем месте могут быть абсолютно разными, но, как правило, все они сводятся просто к нежеланию работать в команде.
Если такому сотруднику позволить делать так, как он хочет, то затем появятся и другие желающие, которым захочется поступить подобным образом, в итоге команда просто развалится. Поэтому отправлять таких «звезд» в свободное плавание нужно немедленно по мере их появления. Исключений в этом правиле ни для кого не бывает.
7. Никогда не показывайте подчиненным своего превосходства
Не демонстрируйте по поводу и без, что вы руководите ими. Исключите из межличностного общения «руководящий тон». Всех людей без исключения всегда раздражает покровительственная манера общения и соответствующий тон.
Попробуйте общаться обычным тоном, без какого бы то ни было превосходства, тогда подчиненные будут уважать вас как коллегу, а работает такая команда гораздо эффективнее, чем тот коллектив, в котором начальник постоянно стремится показать, кто здесь главный.
8. Улыбайтесь чаще
Искренняя улыбка делает человека более привлекательным и открытым. Любой диалог, который предваряется доброжелательной улыбкой, будет проходить в позитивной атмосфере, а это значит, ваши собеседники практически уверены, что все проблемы, которые вы будете обсуждать улыбаясь, обязательно будут решены в положительном ключе.
Не будьте для своих коллег «грозовой тучей», с которой изначально никто не хочет общаться, научитесь улыбаться, и люди обязательно улыбнутся вам в ответ.
Работа с людьми является достаточно сложной сферой деятельности, а чтобы качественно ее выполнять, нужно иметь бесконечную выдержку, терпение и позитивный эмоциональный настрой, а кроме этого, нужно уметь понимать настроение и мысли коллег. Постарайтесь найти верный подход к каждому работнику, вне зависимости от его характера и личностных качеств, и тогда итогом такой работы станет дружная работоспособная команда.
Источник