- Расчёты с контрагетами: предоплата, отсрочка платежа, оплата частями
- Предоплата
- Постоплата
- Отсрочка платежа
- Рассрочка и оплата частями
- Как проводить постоплату и частичную оплату через РРО
- Предоплата
- Что такое предоплата
- Аванс и задаток, в чем отличие
- Зачем нужна предоплата
- Сколько процентов составляет предоплата
- Когда используется полная предоплата
- Виды предоплаты
- Какие гарантии по предоплате
- Возврат предоплаты, причины
Расчёты с контрагетами: предоплата, отсрочка платежа, оплата частями
12 июня 2020 Пригодится для: Предприниматели
Предоплатой принято считать аванс и задаток, постоплата — это рассрочка, оплата частями, отсрочка платежа.
От способа расчётов с контрагентами зависит ваш денежный поток. Если вы продавец, вам выгодно работать по предоплате, если заказчик — по постоплате.
Отчёт о движении денежных средств ФЛП
В договоре важно прописать способ оплаты и штрафные санкции за просрочки оплат, чтобы избежать недоразумений и споров в будущем, особенно если клиент перестанет платить и нужно будет требовать оплату через суд.
Рекомендуем фиксировать и контролировать сроки оплат (в таблице, учётной системе, 1С и т. д.), чтобы отслеживать статус оплат по сделкам и вовремя реагировать — кто, сколько и за что должен, прогнозировать кассовые разрывы.
Всегда проверяйте статус контрагентов — злостных неплательщиков в специальных сервисах, чтобы внезапно не обнаружилось, что контрагент — банкрот, а вы — один из тех, кто хочет взыскать с него долг.
Проверка контрагента: что нужно узнать заранее
Не ограничивайтесь устными переговорами с должниками, отправляйте письменные претензии и требования, эти документы понадобятся, если придётся взыскать задолженность через суд.
Предоплата
Поставщику и продавцу почти всегда выгодно получить оплату по договору до того, как он приступит к выполнению обязательств. Даже если клиент передумает покупать товар или откажется от услуги в процессе её предоставления, предоплата компенсирует понесённые затраты.
Есть нюансы для СПД, которые дают дополнительную скидку при условии предоплаты или привязывают стоимость сделки к курсу валют, но с точки зрения денежного потока, деньги, полученные заранее, — это всегда деньги в обороте. А это даёт возможность вовремя закупать новый товар, платить подрядчикам и сотрудникам. Предоплату можно брать частями — в виде процента от суммы — или в полном объёме.
По закону, если исполнитель не выполнил обязательства или выполнил, но нарушил сроки договора, клиент может требовать вернуть предоплату (п. 2 ст. 693 ГКУ).
А вот если клиент вовремя не внёс предоплату — исполнитель вправе приостановить или вовсе не выполнять обязательства (п. 3 ст. 538 ГКУ).
В договоре можно прописать начисление процентов на сумму предоплаты за не вовремя поставленный товар с момента получения предоплаты (п. 3 ст. 693 ГКУ).
Аванс и задаток могут считаться предоплатой, но их нельзя путать .
Предоплата считается задатком, если вносится для подтверждения и обеспечения выполнения обязательств после подписания договора (ст. 570 ГКУ). Всё, что не задаток, считается авансом.
Если предоплату получили до подписания договора и письменно зафиксированных обязательств ещё не возникло — это аванс. На аванс не распространяется действие ст. 571 ГКУ, двойной компенсации в случае срыва сделки не будет.
Если принимаете задаток, нужно знать ключевые моменты (ст. 571 ГКУ).
Сделка не состоялась по вине покупателя. По закону предоплата остаётся у исполнителя/продавца. Если сделка сорвалась, когда исполнитель/продавец начал выполнение обязательств или частично выполнил их, клиент должен компенсировать понесённые затраты, если они превышают предоплату (п. 1 ст. 571 ГКУ). Можно прописать иные условия в договоре, они будут приоритетнее. Не хотите брать дополнительных плат — регулируйте договором.
Пример: Ателье (ФЛП 3-й группы ЕН) получило предоплату за индивидуальный пошив костюма — 50%, стоимость костюма 5 тыс. грн, предоплата 2,5 тыс. грн. Дизайнер сделал выкройку, закупил ткань и фурнитуру на костюм на сумму 3 тыс. грн. А клиент взял и передумал, хочет отменить заказ и забрать деньги. Что делать исполнителю: вы вправе не возвращать предоплату и требовать от клиента 500 грн, которые потратили на выполнение заказа. Раз заказ сорвался по вине клиента, предоплата остаётся у ателье.
В примере с ателье цена вопроса 3 тыс. грн, а если речь об изготовлении офисной мебели, дорогостоящих поставках, изделиях по индивидуальному дизайну и размеру, суммы будут внушительными. Всегда учитывайте этот момент в договоре.
Сделка сорвалась по вине исполнителя/продавца. Тогда он обязан вернуть покупателю задаток и компенсацию в размере задатка, т. е. двойной задаток. Если были допзатраты со стороны клиента, свыше задатка, поставщик тоже должен их компенсировать.
Сделка сорвалась до того, как исполнитель приступил к исполнению, неважно, по чьей вине, — он просто возвращает задаток (п. 3 ст. 571 ГКУ).
Для клиента предоплата — рискованное условие сотрудничества с новым контрагентом, ведь недобросовестный поставщик может взять предоплату и скрыться. Мы советуем проверять контрагентов.
Как оформить в учёте. В книге учёта предоплату включаете в доход в день поступления денег. Если сумму пришлось вернуть, корректируете доход.
Всё, что нужно знать предпринимателю о книге учёта доходов
Сначала вы фиксуете сумму оплаты или предоплаты в графе 2, а когда возвращаете её, делаете запись в графе 3 без знака «минус».
Постоплата
Постоплата удобна заказчикам. По сделке с постоплатой поставщик передаёт товар / оказывает услугу/проект покупателю уже сейчас, а деньги получает когда-то потом, как определили в договоре. Постоплату ещё называют «товарный кредит».
В договоре можно предусмотреть выплату процентов за услугу отсрочки платежа (п. 5 ст. 694 ГКУ), но это не обязательно. Не путайте их с процентами, которые выплачиваются за просрочку оплаты, это отдельный платеж, который платится из суммы долга за период просрочки.
Для исполнителя/производителя постоплата — это всегда риск того, что деньги он не получит никогда или придётся повозиться, чтобы выбить оплату.
Для продавца/исполнителя сотрудничество с контрагентами в формате постоплат чревато кассовыми разрывами, ведь товар вы отгрузили и деньги заработали, но получите их позже . Для вас это замедление денежного потока, отсрочка платежей подрядчикам, дополнительный контроль оплаты.
Управленческий отчёт о доходах и расходах
Без необходимости лучше не соглашаться на такой вариант сотрудничества, ведь, возможно, вам придётся выбивать у контрагента эти деньги и потратиться на юристов.
На сотрудничество по постоплате ФЛП продавливают большие бренды, к примеру супермаркеты. Если хотите вывести свой товар на новый уровень, придётся согласиться на такой формат работы.
Постоплату можно использовать с проверенными клиентами, с которыми есть положительная история сотрудничества. Важно зафиксировать в договоре конкретные сроки оплаты и штрафы за просрочку.
Отсрочка платежа
Отсрочка платежа — это тоже постоплата. Это единоразовый платёж на полную стоимость товара/услуги, который вы получите не сразу, а через определённый период времени. Часто используется в посредничестве, дропшиппинге. Предполагается, что заказчику нужно время, чтобы перепродать этот товар конечному потребителю, получив от него оплату, рассчитаться с поставщиком.
При таком варианте оплаты право собственности на товар переходит к заказчику сразу, в момент получения товара (пп. 14.1.245 НКУ). Посредник получил товар, перепродал его и после получения оплаты рассчитался с заказчиком.
С отсрочкой можно оплачивать не только товар, но и услуги, если готовы подождать какое-то время с оплатой.
Срок отсрочки может быть любым, как договоритесь с клиентом — 3 дня, неделя, месяц с момента поставки.
Такой вид подходит крупным маркетплейсам, ритейлерам, которые оптом закупают товар, размещают товары на площадках, в наземных магазинах и продают конечному потребителю в розницу.
Отсроченные оплаты и лимиты единщиков. Будьте внимательны с получением отсроченных платежей, если лимит дохода для нахождения на вашей группе на грани превышения. Часто это происходит в конце года, когда вы наконец-то договорились, что клиенты выплатят вам всё, что должны.
Новые лимиты для единщиков
Рассрочка и оплата частями
При использовании рассрочки платёж разбивается на части и выплачивается оговорёнными суммами до полного погашения обязательства по оплате в течение определённого срока.
Важный момент: право собственности на товар переходит к покупателю в момент полной выплаты стоимости товара (пп. 14.1.249 НКУ).
Если покупатель просрочил оплату: продавец вправе расторгнуть договор и отозвать товар (п. 2 ст. 695 ГКУ). И даже начислить штрафные проценты на сумму просрочки и применить индекс инфляции за весь период просрочки (п. 1 ч. 5 ст. 694, ч. 2 ст. 625, ст. 536 ГКУ). Но можно предусмотреть в договоре и другие санкции.
Срок рассрочки устанавливает сам продавец, часто его привязывают к стоимости товара: чем дороже, тем дольше срок оплаты.
Рассрочку используют в розничной и мелкорозничной торговле. Если торгуете на маркетплейсе, можете подключить оплату частями в сотрудничестве с банком.
Добавляете услугу рассрочки на сайт, с возможностью выбрать разные периоды выплат для клиента. Вам нужно заплатить комиссию банку за услугу, но это выгодно, ведь вы получаете полную оплату, а клиент погашает рассрочку не вам, а банку.
Вы должны запомнить такие моменты, если работаете по схеме постоплаты:
- Цена товара фиксируется, т. е. покупатель должен выплатить стоимость, которая была на момент покупки, даже если товар подорожал или упал в цене (п. 2 ст. 694 ГКУ).
- У продавца есть право залога на товар, пока покупатель не уплатит его стоимость полностью, другими словами, продавец вправе требовать вернуть товар, если покупатель окончательно не рассчитался за него в оговорённый срок (п. 6 ст. 694 ГКУ).
- Право собственности на товар может переходить к клиенту как в момент получения товара, так и при полной оплате — как пропишете в договоре. Но есть нюанс по рассрочке. В пп. 14.1.245 НКУ сказано: товарный кредит предполагает, что право собственности переходит к покупателю в момент передачи товара. При этом рассрочка предполагает переход права собственности после полного расчёта (пп. 14.1.249 НКУ). А рассрочка — это тот же товарный кредит.
- Клиент просрочил оплату: продавец вправе потребовать вернуть товар обратно с выплатой процентов за просрочку (ст. 694 ГКУ).
Как проводить постоплату и частичную оплату через РРО
Авансовые оплаты проводятся с указанием в кассовом чеке «предоплата товаров», а если расчёт по отсроченному платежу — проводить с использованием режима предварительного программирования «погашение кредита».
Возврат товара тоже проводят через РРО, путём регистрации отрицательной суммы. Бывает, что в РРО нет отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчётов: налоговики советуют регистрировать выдачу денег (отмена ошибочной суммы) с помощью операции «служебная выдача» (консультация в ЗІР, подкатегория 109.02).
Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик
Источник
Предоплата
Что такое предоплата
Предоплата — предварительная полная или частичная оплата товаров и услуг. Она применяется для гарантированной оплаты покупаемого товара. Находит применение в торговле и сфере оказания услуг.
Предварительная оплата или аванс как вид оплаты за товар, услугу, работу допускается Гражданским кодексом РФ, ст. 487.
При внесении предоплаты в договоре указывается сумма предоплаты, перечень услуг и окончательная стоимость. Ни один из этих параметров не меняется. Например, стоимость аренды жилья всегда указана заранее.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
При внесении предоплаты заказчик подтверждает, что согласен и готов начать сотрудничество. Внесение предоплаты для исполнителя — это начало выполнения заказа. При этом заказчик обязан выплатить остаток суммы в установленный срок, а заказчик к этому сроку обязан оказать услугу.
Предоплата — это, как правило, инициатива продавца. Покупателю это не всегда выгодно. Он должен понимать, что рискует. Однако он вынужден заключать такую сделку, т.к. других предложений, без предоплаты, в конкретном случае нет.
В то же время предоплата — это гарантия стабильных отношений контрагентов. Если сделана предоплата, покупатель от покупки, как правило, не отказывается.
Аванс и задаток, в чем отличие
Задаток — денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне.
Задаток рассматривается как один из способов обеспечения сделки. Соглашение о задатке совершается в письменной форме.
Аванс — это полная или частичная оплата товара или услуги, у которых итоговая цена не определена или определена приблизительно.
Аванс в переводе с французского «avance» — опережение. Определения понятия аванс в законодательстве нет. Поэтому понятие аванс сложилось из практики заключения письменных договоров или устной договоренности между продавцом и покупателем.
Например, окончательная стоимость может измениться при изготовлении мебели или строительстве дома в зависимости от использованных материалов.
- вносится в качестве первого платежа, но не влечет обязательства по совершению сделки;
- может быть возвращен покупателю по его требованию;
- возвращается, если продавец не исполнил своих обязательств, вне зависимости от причины неисполнения.
Если аванс не внести, то заказчик имеет полное право не приступать к работе.
Аванс и задаток — это предварительные платежи по будущей сделке.
Разница понятий аванса и задатка:
- Если при предварительном платеже не заключается соглашение, то это будет аванс, а не задаток, так как аванс не требует документального оформления.
- Аванс только частично покрывает стоимость договора. Предоплата, в зависимости от условий, может быть полной.
- Если работа не выполнена по вине заказчика, то вся сумма ранее переданного задатка остается у исполнителя.
- Если виноват исполнитель, он обязан вернуть всю сумму задатка в двойном размере.
Зачем нужна предоплата
Предоплата активно применяется в практике работы компаний, оказывающих услуги. Применяя предоплату, исполнитель стремится к уменьшению риска в намеченной сделке. Объявляя о предоплате, он хочет убедиться в благонадежности и платежеспособности заказчика. А также получает возможность приобрести материалы, нужные для оказания услуг, например, закупить краску для ремонта.
Заказчик менее заинтересован в предоплате. Ему приходится частично оплачивать работу, которая еще не сделана. Он может столкнуться с неисполнением работы: ремонтники получили предоплату и исчезли. В этом случае грозит судебное разбирательство.
Таким, образом, рискуют оба контрагента. Чтобы уменьшить риск, необходимо заключать письменный договор, в котором указать, что момент внесения предоплаты является началом оказания услуг.
Сколько процентов составляет предоплата
Размер предоплаты, как правило, определяется продавцом в индивидуальном порядке. На законодательном уровне он не установлен.
Рекомендуется при составлении договора двум сторонам согласовать размер предоплаты и срок ее уплаты после заключения договора. Факт передачи предоплаты фиксируется в расписке.
Сложилась практика внесения предоплаты в зависимости от объекта продажи или вида оказываемых услуг.
Например, размер задатка при покупке квартиры составляет обычно 5-10% от общей стоимости. Эта сумма является частичной оплатой и засчитывается в основной платеж.
При покупке тура обычно вносится 20-30%, если до начала более 14 дней.
При бронировании гостиницы вносится, как правило, 10-20% от общей стоимости.
Когда используется полная предоплата
- Когда сумма договора небольшая и срок соглашения короткий.
- Когда клиент новый и покупатель не доверяет ему.
- Когда стоимость продукции может измениться в короткое время.
- Когда работает привлекательная система скидок, обычно это бывает при продажах через интернет.
При покупках через интернет почти всегда требуют полную оплату. Отправляя товар по почте без предварительной оплаты, продавец очень сильно рискует: часто товар без предварительной оплаты не забирают. Если товар поступает с фабрики, которая требует полную оплату, продавцу приходится отправлять товар после 100% оплаты. Поэтому покупка через интернет — это всегда риск.
Виды предоплаты
- Полная — размер составляет полную стоимость товара, т.е 100%.
- Частичная — оговоренный процент от стоимости сделки, чаще это 30% или 50%.
- Револьверная — оговоренный заранее процент при сделках, имеющих регулярный характер, например, поставка в супермаркет продуктов.
Условия предоплаты прописываются в заключаемом договоре купли-продажи или предоставлении услуг.
- Договор, действующий длительное время, например, поставка продуктов питания в школу в течение учебного года.
- Разовой договор с частичной оплатой, например, изготовление мебели из материала заказчика, обычно вносится 50% предоплаты.
- Разовой договор с оплатой полной стоимости и поставкой через некоторое время. Чаще используется при покупке товаров онлайн. В данном случае продавец несет полную ответственность за сделку, а покупатель сильно рискует.
Какие гарантии по предоплате
Статья 487 Гражданского кодекса РФ обязывает продавца, получившего предоплату, передать товар в установленный срок. В то же время покупатель согласно ст. 457 вправе требовать товар или возврат суммы предварительной оплаты. Статья 395 предусматривает выплату процентов на сумму предварительной оплаты.
Возврат предоплаты, причины
Если покупатель отказывается от приобретения товара, продавец обязан вернуть внесенную предоплату в полном объеме согласно Закону о защите прав потребителей РФ.
Возврат не возможно вернуть, если в письменной форме договора прописано условие о не возврате залога.
Как осуществляется возврат:
- заказчик пишет исполнителю заявление о возврате предоплаты;
- ждет в течение 10 суток, пока продавец принимает решение;
- заключенный договор расторгается сторонами;
- заказчик получает деньги одним из способов, указанным в заявлении на возврат.
Если продавец не возвращает предоплату, покупатель имеет полное право подать жалобу в отдел по защите прав потребителей или прокуратуру.
Когда невозможно вернуть предоплату:
- Если сделан заказ услуги, тогда из предоплаты удерживаются затраты компании на приобретение материалов, транспортировка.
- Если товар заказан с доставкой из магазина, удерживаются затраты по транспортировке.
- Если в договоре есть пункт о залоге, то залог остается у продавца.
- Если не был заключен письменный договор.
Причины возврата:
- несоблюдение продавцом даты поставки товара или предоставления услуги;
- предоставление покупателю не соответствующего условиям товара, например, не тот цвет, размер;
- представленный товар не соответствует качеству.
Если продавец дорожит репутацией, он удовлетворит претензию.
Источник