/dev/energy
Сайт о том, как стать программистом и как с этим жить потом
Удалённая работа vs Офис
В прошлой статье я рассказал о том, какую роль в карьере программиста играет высшее образование. В ней я упомянул такой любопытный фактор, как Систематическая ошибка выжившего. В этой статье я бы хотел продолжить рассмотрение вопросов, связанных с суждениями, зачастую основанными на этой ошибке — поговорим про работу в офисе и удалённую работу. Этой теме посвящено много статей, и я бы хотел провести сравнительный анализ.
Для того, чтобы оценить оба типа работы, стоит чётко описать их, ведь множество ответов содержатся в определении процессов.
Fulltime
Fulltime или работа в офисе по графику — это распространённый в России вид работы IT-подразделений, который подразумевает совместную работу команды в офисе в рамках рабочих часов. Зачастую начало и окончание рабочего дня варьируется, позволяя приходить на работу не в 9 утра, а, к примеру, в 11, но и работать допоздна. Впрочем, в командах, которые нацелены на достижение результата, и время ухода с рабочего места не привязано ко времени.
Стоит отметить, что множество команд с гибкими графиками работают по методологии Scrum, которая подразумевает утренние встречи команды. И в большинстве случаев такие встречи назначаются на 10 утра, чтобы минимизировать временную разницу между статусами разработки разных членов команды. Поэтому, как видите, гибкость графика становится довольно относительной. Вследствие этого команды создают окна начала и окончания рабочего дня, имея в течение рабочего дня 5-6 часов, когда вся команда гарантированно находится на месте, чтобы обсудить рабочие вопросы и поработать совместно.
Офисы встречаются совершенно различные — это могут быть огромные open-space или же разделённые комнаты. Крупные компании строят офисы с нестандартными помещениями, такими как «тихие зоны», пространства для отдыха и даже комнаты для сна. Такие концептуальные офисы буквально позволяют жить, не покидая офис (что, разумеется, так себе перспективка 🙂 ).
Open-space, на мой взгляд, наиболее неудачная конфигурация офиса, которая смешивает между собой сотрудников различных направлений, создавая шум, некомфортные температурные условия и прочие раздражители. И хотя изначально концепция открытого офисного пространства была призвана наладить отношения между взаимодействующими сотрудниками и снизить их разделённость. Но в настоящее время такой подход в большинстве случаев представляет собой всего лишь способ сэкономить деньги на аренде помещений, ведь рассадка сотрудников производится не по результатам анализа взаимодействия департаментов, а по возможности посадить группу А в часть офиса Б. Исследования же и вовсе показывают пагубное влияние открытых офисов на работоспособность команд.
Абсолютное большинство компаний не строят свои собственные офисы, а арендуют помещения, перемещаясь между разными бизнес-центрами в среднем раз в 3-5 лет. Разумеется, расположение офиса влияет не только на стоимость его аренды, но и на время, которое сотрудники тратят на дорогу до работы. Желание кандидатов работать в компании резко снижается, если они понимают, что будут тратить на дорогу до офиса и обратно слишком много. Приемлемые цифры у всех разнятся, но в среднем это около 45-60 минут в один конец для города Москвы, например. Помимо этого в середине дня сотрудники, как ни странно, хотят есть, а это значит, что отсутствие возможности нормального питания рядом с офисным зданием будет существенным минусом.
Тем не менее, офисные сотрудники имеют более высокие заработные платы по сравнению с теми, кто работает на фрилансе. Конечно, везде есть исключения, но всё же это так. Помимо прочего офисные сотрудники часто имеют компенсации в виде медицинского обслуживания (ДМС), оплачиваемых отпусков, корпоративных скидок и бонусов и прочих плюшек.
Офисная работа хороша для тех, кто хочет развиваться совместно с сильными наставниками, которые готовы делиться своими знаниями. Они будут рядом практически всегда, а значит для быстрого карьерного роста будут созданы просто идеальные условия. Также в коллективе работает правило «Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя»: по прошествии некоторого времени работа станет на порядок легче. И не только потому, что всё кругом будет знакомо, но и потому, что сотрудник зарекомендует себя в коллективе, получив кредит доверия от коллег.
Freelance
Когда речь заходит о фрилансе, обыватели сразу же представляют себе бородатого парня на мотороллере, едущего на пляж, чтобы в перерывах между занятиями сёрфингом и покупками смузи позаниматься работой. Разумеется, это не так. Более того, не нужно путать понятия фриланса и удалённой работы, хотя фриланс по сути своей является подвидом удалёнки.
Для начала стоит отметить, что есть совершенно разные типы удалённой работы. Кто-то работает на компанию из дома, имея на руках трудовой договор и все условия сотрудничества, сравнимые с фултайм сотрудником, кто-то организует ИП и предоставляет услуги разработки, кто-то ищет работу сам, самостоятельно отыскивая клиентов и заказы на биржах фриланса. Последние двое как раз и есть фрилансеры, то есть люди, которые сами предлагают свои услуги компаниям.
Удалённая работа даёт довольно большую степень свободы (в сравнении с офисной работой). График работы фрилансеры определяют сами, за исключением тех работников, которые работают по договору или контракту — для них часы работы чётко прописаны. Поэтому, даже находясь на другом конце Света, они вынуждены жить по времени работодателя. К примеру, работая по графику из Тайланда на Москву, сотрудник будет начинать свой рабочий день около 14 местных часов, а заканчивать, соответственно, около 23 часов.
Если же говорить о совсем «свободных» фрилансерах, то они действительно регулируют свой график сами, вне зависимости от того, где находятся. Это действительно отличная возможность для многих, но нужно помнить и о подводных камнях такого подхода.
Во-первых, если работа идёт дома, то самой главной помехой часто являются домашние. Семье поначалу будет трудно понять, что присутствие дома не означает полноценную доступность для участия в домашних делах, а постоянное выдёргивание из процесса будет мешать ценному состоянию потока. Именно поэтому множество удалённых работников предпочитают работать в кафе, коворкингах и других местах, где можно сосредоточенно смотреть в ноутбук.
Во-вторых, проблемой могут стать самоконтроль и прокрастинация. В работе в одиночку рядом не будет никого, кто будет контролировать работу, «стоять над душой» и прочее. Вся ответственность за результат будет целиком и полностью в ответственности исполнителя. И к этому надо быть готовым, ведь сидя, например, в бунгало на берегу моря всегда будет хотеться отложить ноутбук и прыгнуть в воду.
Кстати, с водой и морем связан третий фактор риска. Многие люди хотят уехать в тёплые края, относясь к тому, что там будет также приятно, как и во время отдыха. Конечно же, там будет теплее зимой, чем на просторах холодной Родины, однако не стоит забывать про то, что работать всё таки надо. И это с учётом предыдущих двух факторов. Поэтому романтический взгляд на тёплые края может существенно испортиться. Более того, тёплые страны могут расстроить жарой и влажностью, в условиях которых захочется работать исключительно в помещении с хорошим кондиционером.
Однако удалённая работа даёт возможность самостоятельно организовать своё рабочее место именно так, как хочется, что даёт несравнимый комфорт. Также до этого рабочего места не нужно ехать час — работник всегда находится рядом с рабочим местом и может начать работу. В этом есть не только огромный плюс, но и большой минус. Несоблюдение баланса между работой и личной жизнью быстро приведёт к выгоранию, о котором я не так давно писал.
Коллектив и партнёров удалённые работники также выбирают самостоятельно, и это позволяет менять обстановку настолько часто, насколько этого хочется. Только не надо забывать о том, что для фрилансера немаловажной частью карьеры является его портфолио и история взаимодействия. Если их испортить, то в будущем поиск заказов будет осложнён.
Заказы стоят денег, которые могут поступать нестабильно, в отличие от офисной зарплаты. Многие проекты оплачиваются по факту завершения, а некоторые заказчики не всегда чисты на руку, поэтому денег можно не увидеть или очень долго, или совсем. Так что работа по документально зафиксированному договору — это сильная страховка для удалённого работника, хотя она и влечёт за собой увеличение бюрократической волокиты.
Непонятно. Серебряной пули нет?
Да, каждый выбирает свой подход к работе сам. Нет однозначно хорошего и правильного выбора. Впрочем, как и всегда. Выбирая тип работы, каждый должен ориентироваться на свои персональные предпочтения, которые должны удовлетворяться теми свойствами каждого из типов, которые я описал выше.
Я надеюсь, что мой обзор был для Вас полезен и помог продвинуться в выборе дальнейшего движения в карьере. Вне зависимости от того, где Вы работаете — на берегу моря или на 57 этаже бизнес-центра — нужно помнить следующие вещи:
- работа должна выполняться качественно и добросовестно
- в идеале работа должна приносить удовольствие, а не быть каторгой — тогда и место её проведения не будет играть такой сильной роли
Источник
О вреде part time занятости
Part Time — это зло.
Не абсолютное, конечно, зло, но в 90% случаев это так.
Под part time я имею ввиду «параллельную» работу над разными задачами в рамках разных проектов и/или в одном проекте но в рамках различных областей компетенций. «Параллельная» в кавычках т.к. по имеет место переключение между задачами до их их полного завершения.
Давайте попробуем разобраться в причинах и последствиях такого широко распространенного явления.
Зачем?
Как правило part-time занятость применяется в следующих базовых случаях
- Для оптимизации использования ресурсов
Если сотрудник решает поставленную задачу за половину рабочего дня, совершенно логично озадачит его и на вторую половину (при плате 100% времени) - При недостатке компетенций
Чем больше уникальных компетенций сосредоточено в отдельном человеке, тем более востребованным он становится и тем большее количество проектов требуют их участия. - Внеплановые задачи
Куда ж без них… Такова реальность, что внеплановые задачи абсолютно различных приоритетов могут возникать на любом из проектов.
Кто-то может, а кто-то нет
Не стоит забывать и о сотрудниках. Есть «резиновые» и «нерезиновые» люди.
Первые достаточно гибки в своем подходе к задачам. Любая дополнительная активность не вызывает у них стресс, и они достаточно комфортно себя чувствуют, имея на руках большое количество задач.
Вторые же напротив — выстраивают жесткую очередь выполнения задач, а любое ее изменение вызывает стресс и как следствие — сопротивление.
Таким образом, если сотрудникам первого типа мы можем давать «параллельные» задачи, то сотрудникам второго типа — только под страхом расстрела.
А если на примере .
В качестве примера можно рассмотреть 2 часто встречающиеся ситуации.
Пример 1:
Сидит программист Вася и пишет проект А. Приходит к Васе начальник и говорит человеческим голосом — а давай-ка ты, Вася, параллельно подключишься к проекту Б, потому что… Конечно, Вася «подключается»…
Пример 2:
Сидит программист Вася и пишет проект А. Пишет долго и успешно и в один прекрасный момент предлагают Васе дополнительно этим же проектом поуправлять. Важно — задачи по разработке с Василия не снимаются. Конечно, Вася соглашается…
И что же дальше .
А дальше мы рискуем получить некоторое количество проблем.
С точки зрения сотрудника:
- Размывается фокус приложения усилий. При работе над одним проектом гораздо проще сконцентрироваться, чем при работе над 2-3-мя
- Появляются дополнительные косты на переключение между задачами. Мне очень понравилась аналогия Асхата Уразбаева на тренинге по Agile: компьютеру при переключении между задачами как минимум требуется выгрузить из памяти текущую и загрузить следующую из очереди. С людьми дело обстоит примерно так же
- Приходится устанавливать приоритеты проектам, и здесь уже не столь важно — самостоятельно или взаимодействуя я менеджером проекта.
С точки же зрения PMa:
- Проекты теряют управляемость, т.к. заранее не возможно понять сколько именно времени будет потрачено на конкретный проект. Увы, здесь не будут работать псевдодоговоренности «до обеда работаем по проекту А, после — по проекту Б»
- Существенно повышается риск получить bottleneck при одновременных авралах на конкурирующих проектах
Что касается второго примера — тут все прозаичнее — у нас больше нет программиста на проекте, а новоиспеченный PM лажает. Любые новые обязанности должны, на мой взгляд, развиваться изолированно и целенаправленно. Это тема для отдельного поста.
Классические антипаттерны
- Недооценка задач. Классический пример — «посмотри плз то письмо». Нужно переключиться, найти письмо, убедиться что это нужное письмо, прочитать, осознать, ответить, вспомнить чем занимался до того и на чем остановился… Ну вы поняли 🙂
- Неумение сказать «нет». Сотрудник зачастую не может отказать руководителю и принимает задачу. Важно понимать, что виноват не только PM, но и сотрудник, принявший задачу.
- Отсутствие элементарных навыков планирования и управления рисками
- .
Что с этим делать .
Идеальный случай — не допускать парт тайм задач.
Если параллельная загрузка все же случилась, несколько рекомендаций помогут снизить риски:
- Параллелить лучше задачи с полярными приоритетами с точки зрения проекта. Важная user story отлично сочетается с освоением новой технологии. Первая работает на проект, вторая — на скилы сотрудника.
- Четко ограничить лимит работам. Да, это в большинстве случаев не поможет, но у сотрудника появляются оринтиры
- Ограничить продолжительность такого режима работы. неделя — ок, 2 — куда ни шло, больше — готовьтесь к проблемам
- Поручать парт-тайм задачи проверенным и лояльным сотрудникам. В случае возникновения проблем — с такими людьми можно договориться быстро и безболезненно, не выслушивая аргументы «я же работал по проекту А, а на проект Б времени не осталось»
- Создать максимально комфортные условия для парт-тайм сотрудника
- .
Безусловно, есть люди, способные эффективно работать в part-time режиме на среднесрочном и долгосрочном интервалах. Но о них — как-нибудь в другой раз.
Источник
9 вещей, которые вы должны знать о фул-тайм фрилансе
Для большинства из нас полноценный, фул-тайм фрилансинг кажется воплощением мечты. Мы становимся сами себе боссом, работаем в любое время и несем ответственность за наш собственный успех. Все это звучит великолепно — и это так, но работа на 100% фрилансе не для всех. В то время как некоторые фрилансеры преуспевают, другие считают, что они не так хороши в работе на себя, как в компании с 9 до 5.
Многие люди чувствуют себя отлично, работая полный рабочий день в традиционной офисной обстановке. Может потому, что они любят работать в команде, любят обмениваться идеями друг с другом и могут пошутить с коллегой, сидящим в кабинке рядом с ними. Есть люди, которым не подходит жизнь фрилансера. Прежде чем сделать решающий шаг, рассмотрите следующие аспекты жизни фрилансера, чтобы увидеть, подходит ли это вам.
1. Вы будете работать в одиночку (много)
Фриланс – профессия для одиночек. Если раньше вы работали прямо посреди шума и офисной суеты, то теперь вы работаете из своего дома, изолированного от общества.
Дети будут в школе, ваш близкий друг будет на работе, а вы будете дома, работая на своем ноутбуке, Mac или ПК. Будут дни, когда вы будете проводить встречи, чтобы предоставить свои услуги или встретиться с партнерами, но иногда вы можете провести целый день, не проронив ни слова! Вскоре изоляция начнет влиять на ваше настроение и работу.
Если вы привыкли к тому, что рядом работают люди, подумайте о том, чтобы снять офис с кем-то вместе, или работать в коворкинге.
2. Вы несете ответственность за себя
Работа на полную ставку означает, что вы несете ответственность за себя и свою работу больше, чем когда-либо. Рядом нет никого, кто следил бы за тем, сколько работы вы выполняете или достигли ли вы своих целей.
Чтобы стать успешным фрилансером, вы должны быть ответственны сами за себя. В противном случае вы можете потратить полдня на твиттер или другие соцсети.
Ваша работа пострадает, и ваши клиенты увидят халатность в работе, которую вы выполняете. Существует множество инструментов, приложений и методов, которые помогут вам сосредоточиться на работе, но в конечном итоге все сводится к самодисциплине.
3. Вам понадобится самодисциплина
Когда вы впервые начинаете работать фрилансером, это так заманчиво – забить на все и работать поздно вечером. Но что на самом деле делают эти ночные дела, так это то, что ты так устаешь, что вставать утром сложно. Затем вы думаете, что, поскольку вы работаете на себя, вы можете установить свои собственные рабочие часы, чтобы было нормально спать.
Вот где основная ошибка.
Если вы спите и просыпаетесь поздно, весь ваш день перестраивается. Вместо того, чтобы работать утром, вы работаете всю ночь. Это не только вредно для здоровья, но и превращает все ваши часы бодрствования в рабочие часы.
Придерживайтесь своего рабочего времени в офисе. В конце концов, ваши клиенты работают в стандартное рабочее время (в основном), и они будут пытаться связаться с вами именно в эти часы. Будьте доступными.
4. Вы должны иметь дело с клиентами!
Если вы не общались напрямую с клиентами вашей компании в годы работы в офисе, ваш самый первый контрольно-пропускной пункт будет связан именно с ними.
При общении с клиентами вы должны быть вежливыми и честными. Здесь нет места для раздражения или сарказма — даже когда с ними ужасно работать. Подумайте об этом так: ваш клиент теперь ваш начальник, и вы должны относиться к нему соответствующе.
Многие клиенты предпочитают работать с фрилансерами, с которыми легко, и которые всегда стараются достичь 100% результата. Так что впечатлите своего клиента, и у вас по большей части будет все хорошо.
5. Вы должны научиться вести переговоры
На постоянной работе вы получаете ежемесячную фиксированную зарплату с повышением каждый год, медицинскую страховку, оплачиваемый отпуск и другие льготы. На фрилансе ваш заработок напрямую зависит от ваших расценок, и во фрилансе нет никаких льгот.
Чтобы добиться успеха, вы должны быть в состоянии договориться о разумных расценках. Нет ничего плохого в том, чтобы начинать с низких ставок — при условии, что вы постоянно повышаете их, приобретаете репутацию для себя и всегда улучшаете свои навыки, чтобы заслуживать более высокой оплаты.
Неспособность договориться о цене означает, что вы застрянете на низкой оплате — и никто другой не поможет вам повысить ваши ставки.
Вот краткий совет по повышению ставок: всегда указывайте новым клиентам цену немного выше, чем вы работаете с текущими клиентами, и продолжайте расти.
6. Нельзя позволить эмоциям одержать верх
Фриланс не дает вам буфера против разгневанных клиентов, необоснованных требований и отказов. Вместо того, чтобы слышать претензии от вашего начальника или коллеги, вы будете слышать их непосредственно от клиента.
Будь то отказ (их труднее всего принять), необоснованное требование или просто недовольный клиент, вам придется действовать тактично.
Держите свои эмоции под контролем и вместо того, чтобы идти в наступление, контролируйте себя. Клиенты — это ваш доход; вы не можете позволить себе откидать их.
7. Вы должны знать, что в тренде
Вам нужно быть в курсе тенденций в вашей отрасли, чтобы опередить конкурентов. Это не означает, что вы тратите время на то, чтобы все попробовать, но выясните, какие тренды влияют на вашу отрасль, и как вы можете использовать их в своих интересах.
Несколько лет назад, когда блоггинг очень популярен, фрилансерам, которые быстро создали собственные блоги, удалось не только привлечь больше клиентов, но и зарекомендовать себя лидерами в своей нише.
Как внештатный сотрудник, работающий полный рабочий день, вы должны следить за новыми тенденциями и иметь возможность быстро выяснить, какие тренды принесут наибольшую пользу вашему бизнесу.
8. Вам нужна ваша семья и друзья
Прежде чем переходить в новый для себя мир, убедитесь, что ваша семья поддерживает ваше решение. Когда вы начинаете заниматься фрилансом, все станет довольно напряженным. Вы потратите большую часть своего времени на поиск клиентов и постоянно будете беспокоиться о том, чтобы свести концы с концами.
Если у вас нет поддержки вашей семьи (а это не только финансовая поддержка), уровень стресса будет стремительно расти.
Будут дни, когда вы почувствуете, что ничего не получается. Именно тогда поддержка семьи имеет наибольшее значение. То, что кто-то — партнер, супруг (а), ваши родители или даже один из ваших детей — скажет вам, что все получится, или они верят в вас, может значительно повысить вашу уверенность в себе.
Друзья также являются отличным источником поддержки в течение первых нескольких месяцев. Они могут помочь распространить информацию о ваших услугах и направить вас к людям в их социальном и профессиональном кругу.
9. Вы должны иметь дополнительные сбережения
Прежде чем уйти с работы на полную ставку, начните подрабатывать в свободное время. Это поможет вам оценить ваши шансы на успех, и когда вы переключитесь на фул-тайм фриланс, у вас уже будет несколько клиентов.
Но здесь есть подвох. Через некоторое время вы можете почувствовать уверенность в том, что их платежи могут удержать вас на плаву, но не ожидайте, что, когда вы займитесь фрилансом на полную ставку, у вас будут одни и те же клиенты, которые будут обеспечивать вас работой.
Думайте об этом как о создании бизнеса с нуля. В конечном итоге вам нужно будет выйти и найти клиентов, что отнимает много времени.
До тех пор, пока вы не сделаете достаточно, чтобы свести концы с концами или получить прибыль, вам придется запускать руку в сбережения. Постарайтесь иметь достаточно сбережений на 6 месяцев, прежде чем бросить работу.
Секреты успеха
Секрет успеха на фрилансе заключается в том, чтобы относиться к нему как к бизнесу. Вы генеральный директор своей внештатной компании. Вы несете ответственность за все, что с этим связано.
Придерживайтесь трудовой этики, которой вы придерживаетесь в свои офисные дни, и у вас все будет хорошо. Разница лишь в том, что вы можете сделать перерыв, когда хотите, и работать дополнительно, когда это необходимо. Вы проводите больше времени со своей семьей, так как вы тратите меньше времени, застревая по дороге в пробке, возвращаясь с работы.
Установите свои собственные часы: если вы можете выполнить свою работу за 4 часа вместо 8, никто не заставляет вас оставаться в офисе. Это же круто?
Источник