Что значит работа с источником

Работа с источниками информации

При современном уровне развития информационных технологий большинство людей сталкиваются с огромными объёмами информации, что приводит к сложности хранения и отсутствию быстрого доступа к необходимым сведениям. Подобная информационная нагрузка может приводить к отсутствию плана действий при работе с новыми источниками информации, нерациональному структурированию и хранению полученной информации и как следствие, непродуктивной организации деятельности.

Ввиду этого можно сделать вывод, что при работе с источниками информации в современно обществе как никогда раньше необходима определенная методика, с помощью которой будет возможно получить наиболее полезные данные, затратив наименьшее количество времени и усилий.

1 Методика работы с источниками информации

Умение работать с текстовой информацией позволяет правильно оценить научное произведение, разобраться в структуре, а также зафиксировать в удобной форме всю необходимую информацию. Данная работа является сложным процессом, так как требует усвоения новых понятий и определенных усилий для того, чтобы понять автора произведения. Причем эффективность данной работы в основном снижают следующие ошибки:

  1. Отсутствие целенаправленного подхода к изучению новой информации;
  2. Недостаточное использование информационно-справочных ресурсов;
  3. Нерациональная форма организации записей.

Чтение научной и специализированной литературы в большинстве случаев происходит в два этапа: предварительное ознакомление и тщательная проработка.

Предварительное ознакомление с научно-литературным произведением в основном используют для экономии времени при первом знакомстве с произведением и первичной оценке представленной информации. Данный этап позволяет определить необходимость изучения произведения, а также ценность информации. Изначально этап включает в себя изучение данных об издательстве, авторе (или авторах), дате публикации, аннотации, предисловия, оглавления и др., а также, в свою очередь, на данном этапе может быть произведено беглое чтение произведения с целью поиска необходимой полезной информации и выделения фрагментов для последующей тщательной проработки.

Читайте также:  Yes gaming активация выполнена что это значит

Тщательная проработка научно-литературного произведения включает в себя усвоение текста в необходимой степени. Данный этап включает в себя попытку понять, расшифровать и осмыслить информацию. Усвоение прочитанного на данном этапе предполагает более глубокую проработку информации, чем запоминание, которое часто отождествляют с понятием усвоения. В свою очередь, основные мысли любого произведения возможно усвоить лишь в том случае, если в полной мере разобрана его структура построения (последовательность и логика доказательств автора, связи между отдельными положениями и т. д.).

Всё это предполагает глубокий и детальный анализ текстовой информации, проведение которого требует ведения записей по ходу ознакомления, а в некоторых случаях, наглядного представления логических связей. Для тщательной проработки также используют выделение отдельных фрагментов, нумерацию отдельных положений и обращение к дополнительным справочно-информационным ресурсам для разъяснения непонятных и новых терминов (также возможно ведение словаря терминов и/или сокращений).

При наличии определенного опыта могут возникнуть те или иные несогласия со взглядами автора произведения и появиться аргументированные доводы против каких-либо положений автора. Всё это можно отнести к творческому подходу. Внимательное ознакомление с произведением должно вызывать какие-то мысли, соображения и даже гипотезы, отвечающие собственным взглядам.

Изучение научной и специализированной литературы обязательно должно сопровождаться ведением записей, что приводит к лучшему усвоению прочитанного и дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде. [1] Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма. Ведение записей — обязательный элемент работы над источником информации, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

Записи должны быть предельно полными, чтобы заменить повторное обращение к материалу, а для того, чтобы записи занимали как можно меньше времени при чтении, необходимо стремиться к лаконизму в изложении, использованию сокращений и применению условных знаков и символов. Также необходимо учитывать требования к наглядности, обозримости записей и их расположению в соответствии с логическими связями и иерархией понятий.

Также можно сформировать определенные требования к выписке данных из научных и специализированных произведений. При этом необходима особая тщательность потому, как любая небрежность может обернуться значительными потерями времени на уточнение и повторный поиск необходимой информации. Обычно выписывают все данные, которые будут полезны в ходе дальнейшей работы. Дословные выписки (цитаты) необходимы лишь тогда, когда информация потребуется именно в форме, представленной автором. Формализованные (шаблонные) выписки также могут быть полезны. Они представляют собой заранее подготовленные карточки с определенными графами под конкретные данные для более быстрой выборки данных из источника. Использование закладок с подписями, пометок и выделений (на полях, в тексте, либо на отдельных вложенных листах), которые позволяют быстро находить различного рода указатели, перечни сокращений, карты, схемы, таблицы и т. д., также может быть целесообразно. В качестве результата работы с источником информации может также выступать перечень страниц, содержащих полезные материалы, с указанием на определенные абзацы или строки для более удобного поиска информации [2] .

Для более подробной проработки материала составляют план, отражающий структуру и содержание, который в дальнейшем используют в качестве предварительного этапа работы перед составлением конспекта, либо перечня тезисов. Перечень тезисов представляет собой основные положения научного произведения, расположенные в логической последовательности, в которой наиболее правильно отображены основные идеи автора. В свою очередь, конспект представляет собой краткое изложение (обзор), содержащее основные мысли произведения, без подробностей и второстепенных деталей. В некоторых случаях целесообразно использовать формализованный конспект (в табличной форме), либо графический конспект, в котором элементы располагают в таком виде, при котором видна иерархия и взаимосвязь между ними.

Составление словаря терминов, понятий и сокращений также является одним из основных этапов проработки научного произведения. При огромном количестве различных терминов, сокращений и специальных обозначений, подобный словарь может значительно облегчить работу.

2 Современные методы работы с данными

Объем данных, а также их разнородность, с которыми специалистам приходится сталкиваться в современном мире, в большинстве случаев требует применения специализированного программного обеспечения для получения, хранения, структурирования, анализа и последующего извлечения информации. В данном разделе постараемся разобрать основное современное направление информационных технологий, которое нашло широкое применение в работе с данными.

Из большого разнообразия развивающихся информационно-коммуникационных технологий в настоящее время можно выделить область хранения и обработки больших объемов данных (от англ. Big Data [3] ). В современном мире, изучение и анализ данных приобретает глобальный масштаб. Но прежде, чем приобрести какую-либо ценность, данные должны пройти через несколько стадий. Модель DIKW [4] лежит в основе концепции управления данными. При этом уровень данных находится в самом основании модели DIKW, следующим уровнем будет информация, добавляющая к данным контекст, затем будет идти знание, которое имеет практическое применение и, соответственно, некоторую ценность, а последней ступенью является мудрость, позволяющая получить из данных факты и на их основе принимать решения. Однако если аппаратная база для хранения и обработки данных больших объемов уже существует и активно внедряется, то теоретическая область от нее отстает. Именно это послужило причиной возникновения так называемой науки о данных (Data Science [5] ).

В более широком значении, наука о данных – это область, которая позволяет извлекать знания из набора данных. От обычной статистики её отличает более комплексный подход, при котором для анализа используют все возможные источники, включающие в себя не только таблицы со статистикой, но также и различные другие источники данных.

Наука о данных быстро становится важнейшим направлением в организациях, которые собирают данные в сети Интернет. Наиболее известные компании, такие как Google, Amazon и Facebook имеют собственные научные команды обработки данных, работающие с доступными им данными. В свою очередь, разработка компанией Google алгоритма PageRank [6] является одним из первых примеров применения науки о данных. Google сканирует Web-сайты и присваивает числовой вес гиперссылкам на каждой странице, измеряя тем самым относительную важность этих ссылок, но, к сожалению, полная информация о PageRank является интеллектуальной собственностью Google и недоступна. Однако данный алгоритм служит средством ранжирования Web-контента в зависимости от условий поиска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно-исследовательская деятельность в современном обществе может включать в себя работу как с отдельными источниками информации, так и обработку огромных массивов неструктурированных данных, что при современном уровне развития информационных технологий является трудоемкой, но всё же выполнимой задачей. Рациональное применение методов работы с источниками информации приводит к более продуктивной деятельности, а применение информационных технологий открывает новые возможности.

Мортимер Адлер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. 3-е издание. / М. Адлер // Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 344 с. ↑

Кузнецов И. Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. ↑

Больши́е да́нные (англ. big data) — обозначение структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия. ↑

Модель DIKW (англ. data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость) — информационная иерархия, где каждый уровень добавляет определённые свойства к предыдущему уровню. ↑

Термин Data Science был введен профессором Вильямом Кливлендом в работе под названием Data Science: An Action Plan for Expanding the Technical Areas of the Field of Statistics. ↑

PageRank — один из алгоритмов ссылочного ранжирования. Алгоритм применяется к коллекции документов, связанных гиперссылками (таких, как веб-страницы в сети Интернет), и назначает каждому из них некоторое численное значение, измеряющее его «важность» или «авторитетность» среди остальных документов. ↑

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Работа с источниками информации

Цель работы с научной информацией – установить, каковы существуют представления о предмете избранного исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе.

Обработка и переработка массива отобранной информации логически состоит из двух последовательных комплексов действий: ознакомительного (чтение источников) и исследовательского (осуществления записей различного вида).

Чтение источника (книги, статьи, отчета и т.п.) рекомендуется осуществлять в два этапа:

I этап — ознакомительное чтение;

II этап — основное чтение с записями.

Первый этап – это предварительное ознакомление с источником (книгой, отчетом, статьей и т.д.).

Рекомендуется следующая последовательность ознакомления:

I. Название, заглавие.

П. Кто автор или авторы.

III. Издательство или учреждение, организация, предприятие, выпустившее (сформировавшее) этот источник.

IV. Время издания, подготовки, написания.

V. Есть ли аннотация.

VI. Прочитать оглавление.

VII. Есть ли предисловие от автора (авторов), учреждения, организации.

VIII. Справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения), прикнижная (пристатейная) библиография и т.п.

Ознакомление должно дать ответ – представляет ли источник интерес, и если да, то в чем, какими методами его можно обработать.

Очень важно представить ход мыслей автора (авторов) источника – что докладывается, каковы основные идеи, какие аргументы приводятся в обоснование этих основных идей. Полезно делать отметки – на полях (если источник информации принадлежит читающему) или закладками (если источник предоставлен во временное пользование – библиотекой, информцентром, предприятием, учреждением). Отмечаются важнейшие тезисы, понятия, категории, формулы.

Второй этап – основное чтение источника и записи. Запись – наиболее эффективный путь усвоения информации. Это связано с тем, что она представляет (должна представлять) творческий процесс анализа содержания источника, определение наиболее существенного в информации, содержащейся в источнике, и отбор самого важного для того, чтобы дать эту информацию в сжатом («свернутом») виде.

Главное – не запоминать содержание источника, а усвоить, т.е. обеспечить накопление и расширение знаний. Следовательно, акцент должен быть сделан на том, чтобы разобраться в логической структуре источника, выделить главное, что пригодится для обоснования его основных положений, установить связи между этими положениями.

При изучении литературы следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов необходимо привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.

Качество исследования в значительной мере определяется тем, насколько хорошо освоена методика изучения специальной литературы, работы с книгой. Сложность работы с книгой обусловлена тем, что чтение специальной литературы всегда связано с необходимостью усвоения новых понятий. А так как практически каждая книга оригинальна по своей композиции, требуются определенные усилия, чтобы проследить за ходом мысли автора. Основными условиями успешной работы со специальной литературой являются: установка, вдохновение, внимание, сосредоточенность, настойчивость, систематичность, усидчивость, самостоятельность.

Правильная установка, или целевая направленность, способствует активизации мышления, лучшему запоминанию и уяснению читаемого, обострению его восприятия.

Изучение специальной литературы требует творческого подхода, для чего необходимо вдохновение. Если нет вдохновения, нужно усилием воли заставить себя работать над книгой творчески. Глубина проработки литературных источников во многом зависит от умения сконцентрировать внимание, сосредоточиться на главном. Во время чтения должны быть устранены различные раздражители (музыка, шум, разговоры и т.д.). Наличие таких раздражителей мешает усвоению информации. Некоторые читатели полагают, что шум, музыка их не отвлекают. Это не совсем так. Если помехи и не осознаются, то фиксируются нервной Системой. Поэтому устранять их необходимо.

Важными факторами при проработке литературы (особенно нового текста) являются настойчивость и систематичность. Четко осмыслить текст с первого раза невозможно, приходится читать и перечитывать, добиваясь полного его понимания. Последовательное, систематическое, аналитическое чтение облегчает усвоение прорабатываемого материала.

Определяющий фактор успешной работы над специальной литературой – ее самостоятельность. Каждый абзац должен быть тщательно проанализирован, продуман в соответствии с поставленной целью. Только вдумчивый, самостоятельный анализ прочитанного позволят убедиться в правильности своих суждений, закрепить полученные знания, осмыслить новое понятие, представление.

Наряду с изучением текста важным этапом его проработки является запоминание прочитанного. Существуют три способа запоминания: смысловой, механический, повторением.

Смысловой способ основан на запоминании логических связей между отдельными элементами текста. Однако при чтении необходимо понять не только отдельные элементы, но и весь текст в целом, его смысл, направленность, значение. Поэтому особое внимание необходимо уделять логическим связям. При таком способе запоминания текст хранится в памяти определенное время. Постепенно он начинает забываться. Сразу после восприятия информации процесс забывания происходит особенно быстро, со временем темп его замедляется. Так, в средним через один день теряется около 23-25% заученного, через 5 дней – около 35% и через 10 дней – 40%.

Механический способ запоминания требует многократного машинального повторения и заучивания прочитанного. Этот способ малоэффективен, поскольку при таком запоминании теряется связь между отдельными элементами.

Повторение – один из наиболее эффективных способов запоминания – бывает пассивным (перечитывание несколько раз) и активным (перечитывание с пересказом). Второй прием более эффективен, так как позволяет сочетать заучивание и самоконтроль.

Читать книгу можно по-разному: полностью, не опуская ничего, даже примечаний, или частично, бегло, анализируя и критически оценивая содержание, методику изложения и т.п., конспектировать ее или делать отдельные выписки.

Если в результате беглого просмотра принято решение не читать книгу, необходимо сделать соответствующую отметку в своей библиографической карточке (например, «устарело», «повторяет известное» и т.п.).

Как правило, книгу читают целиком, от начала до конца, реже только часть, отвечающую теме исследования. Но и в том и в другом случае требуется сплошное чтение.

Изучать литературу следует после составления библиографии. При изучении ее необходимо соблюдать следующие правила: переходить от более простого материала к более сложному; знакомиться сначала о общенаучной литературой, а потом со специальной, вначале с теоретической, а затем прикладной, с книгами, а затем со статьями, в первую очередь с новыми работами, а потом со старыми, прежде с первоисточниками, а затем с комментариями или критическими статьями. Кроме того, нельзя приступать к чтению книги в состоянии усталости. Читать книгу нужно медленно.

Начинающему исследователю необходимо уяснять смысл незнакомых слов, записывать возникающие по ходу чтения вопросы, а затем находить на них ответы, отделять основное от второстепенного.

Дойдя до конца параграфа (пункта), в целях контроля за усвоением прочитанного следует задать себе примерно такие вопросы: в чем главная мысль раздела, что отсюда вытекает, согласуется ли работа с другими источниками, что можно возразить автору?

На начальной стадии чтения целесообразно использовать некоторые приемы, облегчающие усвоение и уяснение текста.

К таким приемам относятся:

— пересказ содержания текста;

— перевод текста в тезисную форму;

— составление логической или графической схемы изложения материала;

— подчеркивание цветными карандашами (если книга собственная);

— дробление сложного фрагмента на части.

Даже второстепенный, на первый взгляд, материал (иногда он может быть изложен в подстрочных примечаниях, приложениях или набран петитом) необходимо внимательно прочитать. Он часто оказывается уникальным и ценным, особенно для начинающего исследователя. Если понимание текста затруднено, несмотря на то что отдельные его слова и словосочетания понятны, следует пропустить его и вернуться к нему позднее. Разъяснение непонятного места надо искать в соответствующих учебниках или обратиться за ним к специалисту.

Как показывает опыт, сплошное чтение всех источников, включенных в библиографию, нецелесообразно. Ознакомившись с результатами фундаментальных исследований, далее можно читать только те главы и параграфы, которые имеют прямое отношение к теме данного исследования.

Тщательная проработка литературных источников предусматривает, кроме сознательного чтения, дополнительные действия, направленные на более углубленное усвоение содержания источника или более широкое его использование. Можно оказать, что проработка литературы — наиболее важный этап ее изучения. На этом этапе исследователь делает выписки, конспектирует, составляет тезисы, делает собственные умозаключения и фиксирует их и т.д.

Различают записи по типу и форме. Они могут быть двух типов: конкретные и справочные. Конкретную информацию содержат: выписки, конспекты, аннотации, чертежи, схемы, таблицы, иллюстрации и т.п. В справочных записях указывается только местонахождение информации.

Изучение литературных источников требует определенных навыков .библиографической работы, культуры чтения, умения вести записи прочитанного, правильно использовать их и т.д. Особенно важны последние. Записи помогают систематизировать полученные при чтении знания, сосредоточить внимание на главных, основных положениях. В дальнейшем они используются как в процессе исследования, так и при оформлении его результатов.

Как уже отмечалось, чтение литературных источников с «карандашом в руке» (отчеркивание абзацев, подчеркивание отдельных слов или предложений) облегчает усвоение их содержания, позволяет быстро восстановить в памяти прочитанное. Однако делать пометки можно лишь в собственных книгах, да и то не всегда: не рекомендуется это, например, в уникальных изданиях. Поэтому чащевсего при проработке литературного источника прибегают к разного рода записям.

Записи должны быть четкими, многократно повторяющиеся слова можно сокращать.

При первом чтении лучше ограничиться записью страниц, на которых расположен интересующий вас текст. На первых порах целесообразно делать почти дословные записи, прибегая иногда к прямому цитированию или выпискам. В дальнейшем, по мере приобретения навыков работы с литературой, записи могут быть лаконичными.

Все термины и понятия, незнакомые или смысл которых не ясен, следует с помощью словаря и справочников точно определить, т.е. составлять и непрерывно пополнять словарь терминов, понятий, сокращений, аббревиатур.

При записи используется не только зрительная, но и двигательная память. Формы записи многообразны.

Наиболее распространенными являются:

— план (простой или развернутый);

— тезисы (простые или развернутые);

План – последовательное перечисление вопросов, рассматриваемых в источнике информации, наряду с названием разделов и параграфов книги, перечнем вопросов, затрагиваемых в статье, и т.п. План раскрывает логику источника, показывает ориентации в его содержании. Обычно он составляется по ходу ознакомления с источником, но может быть разработан и после ознакомления с ним.

Особыми разновидностями плана являются структурный план, который последовательно раскрывает идеи источника, и логический план, который показывает его логику.

Разработка плана источника – средство развития логического мышления; развития навыков сжато и последовательно излагать свои мысли.

Тезисы – сложная форма записи. Составляются после ознакомления с совокупностью источников, тематически между собой связанных.

Резюме – краткая оценка прочитанного источника информации. Пишется после прочтения и осмысления текста информации. Содержит характеристику цели, главного содержания источника, логики, новизны и практического значения выводов, содержащихся в источнике.

Конспект – универсальная форма записи. Он объединяет все другие формы: план, тезисы, аннотации, резюме.

Конспект как форма накопления знаний активно способствует пониманию и усвоению их ориентации, помогает выработке навыков краткого изложения важнейших вопросов, освещающихся в источниках информации, умению ясно излагать содержание источника своими словами, быстро восстанавливать в памяти содержание прочитанного.

Конспект как форма накопления материалов для исследования требует включать и собственные суждения исследователя по вопросам, освещаемым в источнике – новые аргументы к тем или иным тезисам источника, согласие или несогласие с положениями источника, выделение тех разделов в тексте источника, которые должны быть дополнительно рассмотрены. Обогащает конспект включение в него графических материалов, таблиц, схем, хронологии исследуемых процессов. Особенно ценно составление структурно-логических схем.

Составные элементы конспекта – план источника информации (статьи, отчета, монографии); изложение основных мыслей источника; оценочные характеристики основных положений источника тем, кто конспектирует. В тексте конспекта уместны цитаты, схемы, таблицы, доказательства, приводимые в источнике.

При конспектировании фундаментальных научных монографий необходимо сопровождать конспект историографической справкой о времени и условиях, при которых создавался источник, целях, которые ставились автором источника, желательно составление справочного словарика категорий и терминов, используемых в источнике.

Конспект не должен быть чрезмерным по объему, так как конспектирование – не тиражирование источника, а краткое творческое его осмысление.

Конспект – основа для всех видов научного творчества от простейших, исходных форм (сообщение на семинаре, участие в проведении ситуационных и деловых игр) до дипломного проекта, научной работы, диссертации.

Конспект как форма накопления материалов для исследования может быть как по отдельным источникам, так и тематическим. Это более высокая и более сложная форма записи. В нем по одной теме ведется конспектирование нескольких источников. В тематическом конспекте особенно важным является творческая оценка, сопоставление различий в характеристике одних и тех же процессов, имеющихся в различных источниках. Тематический конспект – основная форма непосредственной подготовки к научному докладу, к написанию контрольных и курсовых работ, дипломных проектов, статей.

Единого метода конспектирования также не существует. Каждый ведет конспект так, как ему представляется наиболее целесообразным, удобным. Собственный метод складывается по мере накопления опыта работы с литературными источниками. Тем не менее есть некоторые общие правила конспектирования.

Для конспекта нужна отдельная тетрадь или отдельные листы, в которых указываются фамилия исследователя, тема и задача исследования. В начале конспекта каждой новой книги, брошюры или статьи следует привести ее выходные данные: фамилию и инициалы автора, полное название произведения, место издания, выпустившее его издательство и год выхода в свет, количество страниц.

По форме конспекты могут быть разными. Если просто излагается содержание работы, конспект может быть сплошным, с выявлением особо важных положений подчеркиванием, различными значками. Можно выписывать только отдельные положения, касающиеся тех или иных аспектов исследования.

Одним из наиболее распространенных приемов конспектирования является следующий: страницы тетради разделяют пополам (по вертикали), в левой части конспектируют источник, а в правой помещают дополнения по отражаемым в конспекте вопросам.

Конспектировать нужно не в процессе первого чтения, а по прочтении абзаца, пункта или даже параграфа. Это поможет следить за ходом мысли, выделить главное.

Запись собственных выводов и умозаключений – самое ценное в работе исследователя. При любых обстоятельствах возникшая мысль должна быть тут же записана, чтобы не быть безвозвратно утраченной. Своевременно незафиксированная мысль или найденная ценная информация впоследствии восстанавливается с трудом, а иногда вообще не восстанавливается. Поэтому не стоит полагаться на свою память, и даже отличную память не следует без надобности перегружать.

Не следует многократно воспроизводить одни и те же данные и аргументы. Лучше отдать предпочтение свежим, пусть даже спорным мыслям, зафиксировать и проанализировать их.

Начинающему исследователю необходимо помнить, что нельзя ограничиваться ознакомлением с литературой только по реферативным журналам или отказываться от изучения литературного источника только потому, что его название не полностью соответствует теме исследования.

Если работу предполагается оформлять с использованием средств компьютерной техники, то целесообразно конспектировать путем набора материала в одном из текстовых редакторов с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы. Если при первоначальном наборе текста требуемый формат набора не соблюдался, то в последующем может потребоваться дополнительное редактирование таблиц, графиков, рисунков и т.д., что увеличивает трудозатраты при подготовке работы. В ходе написания работы нецелесообразна смена используемых программ даже одного наименования, различных версий (например, Word 6.0. на Word из пакета программ Microsoft Office – 2000) по тем же соображениям.

После изучения подобранной литературы целесообразно составить развернутый план и структурно-логическую схему будущей работы. Развернутый план будущей работы представляет собой дальнейшую детализацию утвержденного плана дипломной работы и задания (выполняющего роль плана). В развернутом плане выделяются вопросы, развивающие проблемы, вынесенные в наименование параграфов научных работ. Развернутый план согласовывается с научным руководителем.

Практика написания научных работ показывает, что в развернутом плане достаточно выделить примерно пять исследуемых подвопросов. Когда таким образом будет проработан и осмыслен каждый параграф или вопрос, составление полного текста работы с целенаправленным использованием рекомендованных источников не составит большого труда. Развернутый план обеспечивает последовательность изложения материала, где каждая глава, параграф, вопрос и подвопрос, вытекая из предыдущих, занимает свое место. В тех случаях, когда нет детально разработанного развернутого плана, неизбежна диспропорция составных частей работы, пробелы в изложении или, наоборот, наличие повторов. В этом случае снижается качество работы, бессистемное и бесплановое ее ведение отрицательно скажется на морально-психологическом состоянии автора, появляется неудовлетворенность выполненным трудом.

Источник

Оцените статью