Что значит путь познания

Что представляет собой путь самопознания

Человек, познавший себя, способен много добиться в жизни, т. к. он знает, в каком направлении ему следует двигаться. Процесс развития не является хаотичным: здесь необходимо соблюдать планомерность и последовательность действий. Самопознание является неотъемлемой частью развития и совершенствования личности.

Что такое путь самопознания

Самопознание можно отнести к эзотерическим учениям, которые берут свое начало в древних восточных религиях и науках. Главенствующее место в этих учениях отводится осознанию человеком своего предназначения в этом мире. Познать себя означает проникнуть в глубины подсознания, достигнуть гармонии души и разума.

Путь самопознания — единственный путь, способный привести к житейской мудрости, счастью, процветанию, пониманию себя и окружающего мира. Это сложный путь, проделать который многим мешают неправильные мысли, стереотипы, общественное мнение, осуждение, догмы, предубеждения, неверие в собственные силы и апатия. Познавая себя, человек становится ближе к божественной силе. Он готов созидать, нести добро и свет в мир, выполнять свою жизненную миссию.

Человек, нашедший себя и свою нишу, становится доброжелательным, целеустремленным и реализованным во всех сферах жизни.
В зависимости от уровня организации самопознание делится на такие сферы:

Читайте также:  Тромбоциты 416 у женщины что это значит

Биологическая сфера

Эта сфера включает в себя познание индивидом своих физических возможностей, особенностей организма и его функционирования. Она также включает в себя изучение изменений, которые происходят с телом в тех или иных условиях и обстоятельствах.

Социальная сфера

Социальная сфера является наиболее обширной и включает в себя способности к обучению и наработке навыков, умение адаптироваться и приспосабливаться к окружающим условиям, умение находить общий язык с разными людьми.

Личностная сфера

К личностной сфере можно отнести черты характера и свойства психики человека, его предприимчивость, умение находить решения проблем и делать соответствующие выводы.

Начало пути самопознания

Начальным этапом самопознания является умение слышать себя, свой внутренний голос. Это важный навык, без которого невозможно познать свои глубинные чувства и стремления. При появлении в голове мыслей необходимо их сортировать: что это за мысли и кому они принадлежат. Часто людей посещают мысли, навязанные чужим мнением и жизненным опытом, не имеющие ничего общего с действительностью.

Также следует прислушиваться к своим ощущениям. Необходимо задать себе вопрос: как я чувствую себя в этот момент — хорошо или плохо? Иногда в такой процесс вмешивается человеческое эго и диктует неверные ответы. Эго представляет собой механизм, защищающий человека от всего нового и непонятного. Через призму собственного эго мы воспринимаем окружающую реальность. Эго — это все то, что навязано извне, тот опыт, который мы получаем в течение жизни.

Наше эго смотрит на все с позиции моды, престижа, общественного одобрения и признания. Оно мешает услышать голос собственной души и понять ее желания.
Чтобы научиться прислушиваться к собственным ощущениям, можно выполнить простое упражнение. Выходя на прогулку, следует самостоятельно выбрать маршрут, опираясь на собственные ощущения. Если внутренний голос говорит свернуть налево, значит необходимо сделать это. Если в пути возникнет ощущение, что нужно поменять маршрут, это желание необходимо выполнить.

При этом человек может замечать, как начинают происходить приятные вещи: загорается зеленый свет, вовремя подъезжает нужный транспорт, улыбается прохожий, открываются все двери на пути.
Это происходит потому, что человек выбирает путь, основываясь на своих ощущениях. Это помогает развивать интуицию.

Открытие любви на пути самознания

Любовь — главная движущая сила, порождающая жизнь. Человек рождается для любви. Его основная цель и миссия на Земле — научиться любить. Любовь является ключом ко многим дверям, она дает понимание множества аспектов человеческой жизни. Любовь неотделима от человека, она протекает, как река, сквозь мир и все живые существа, населяющие его. Она — основа существования, не искаженная вымышленными ценностями и идеалами.

Путь самопознание и избавление

Познав себя, человек становится хозяином своей жизни, он может осознанно управляет ею, создавать в своей судьбе позитивные события, не плыть послушно по течению. Став на свой путь, человек движется к своему счастью.
Если все время приходится преодолевать себя, заставлять и уговаривать себя сделать что-то, это означает, что человек идет не по своему жизненному пути. Множество препятствий, разочарований, негативных событий и неприятных людей встретятся ему на чужом пути. Таким образом жизнь дает сигнал, что с этой дороги нужно свернуть, т. к. она не приведет к цели.

К человеку, нашедшему свое предназначение, приходит просветление. Он становится свободным от стереотипов и чужого мнения, он контролирует свои мысли и действия, легко находит выход из разных ситуаций. Он идет в ногу со временем, избавляется от шаблонов мышления.

Открытие Я — творца на пути к себе

Каждый человек наделен неисчерпаемой созидательной силой. Все люди — творцы по своему призванию, способные создавать новые шедевры. При этом многие используют свою энергию не во благо человечеству. Это происходит из-за неведения: они не осознают свою миссию — нести добро в этот мир.

Познавая себя, человек способен сделать множество открытий, больших и даже глобальных. Чтобы понять себя, необходимо осознать, что индивидуум является единым целым, неотъемлемой частью всего живого на Земле. Все люди и события связаны между собой невидимой нитью, поэтому и существует понятие «бумеранг». Делая добро, человек обретает его вдвойне. Совершая злые поступки, следует быть готовым к тому, что зло настигает человека с удвоенной или даже утроенной силой. Все человечество находится в едином энергоинформационном потоке.

В каждом человеке есть частичка Бога, создателя, творца. Чтобы почувствовать это, необходимо прислушаться к себе, к своим эмоциям, желаниям и чувствам, найти свое предназначение.
Нужно проникнуться любовью к себе и ко всему живому, ощутить себя частью Вселенной, очистить свое сознание. В таком состоянии человек становится творцом своей судьбы. Он уже не ждет помощи свыше, не надеется на случай. Он действует в соответствии со своими внутренними ощущениями и пониманием себя.

Как найти свой путь самопознания

Как утверждают многие мудрецы, путь к познанию себя лежит через разотождествление. Люди привыкли ассоциировать себя с телом и другими вещами — материальным положением, общественным и семейным статусом и т. п. Человек начинает думать и действовать в соответствии с этими представлениями о себе и окружающем мире.

Самопознание призвано помочь человеку понять, что он не является чем-то материальным. Избавление от иллюзий и предрассудков открывает перед ним двери к духовному счастью, которое многократно превосходит материальное. Счастливым может стать каждый. Ежедневная работа над собой, занятия различными духовными практиками помогут обрести внутреннюю гармонию и смысл жизни.

Техника использования наблюдений и размышлений

Каждый человек от природы наделен большим потенциалом, который ему предстоит раскрыть в течение жизни. Для достижения этой цели необходимо устремить свой взгляд вовнутрь, не искать ответы и подсказки во внешнем мире, не следовать советам других людей. Нужно генерировать собственные мысли, идеи, избавляться от старых привычек, которые становятся препятствием на пути к познанию себя.

Существует простая техника, пользуясь которой, можно стать более осознанным. Чтобы начать ее практиковать, нужно пройти 4 этапа:

  1. Прийти к осознанию того, что человек — это не тело, не разум и даже не эмоции. Чтобы наблюдать себя со стороны, необходимо выйти за рамки отождествления себя с материей.
  2. Наблюдать за любыми душевными проявлениями: чувствами, эмоциями, мыслями, движениями.
  3. Любой вид деятельности порождает размышления по поводу совершенных действий. Третий этап ознаменован тем, что человеку придется много думать о своих поступках и их мотивах.
  4. Длительные наблюдения приводят к состоянию чистой души, избавлению от ненужных мыслей, повышению концентрации внимания. На этом этапе приходит ответ на вопрос: «Кто я есть»?

Эмоции являются важной частью понимания своей природы, но они являются продуктом ума, порождением эго, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни. Большинство эмоций являются неосознанными, как и ежедневные мысли, привычки, реакции на раздражители.

Оставаясь сторонним наблюдателем, человек перестает ассоциировать себя с чем бы то ни было, ему открывается его истинное «Я». Это является признаком чистого сознания.
Необходимо долго практиковать эту технику, чтобы овладеть ею в совершенстве. Она является эффективным средством познания себя, выявления новых возможностей.

Техника использования медитации

Медитация — метод восприятия действительности, осознания глубины внутреннего мира. Она помогает привести в равновесие разум и тело, достичь внутренней гармонии и спокойствия. Для этого существуют различные способы медитации, благодаря которым осуществляется проработка всех чакр. Медитация может происходить как под музыку, так и в полной тишине. Индийский духовный наставник Ошо утверждал, что медитацией может быть любая деятельность. Важное правило — иметь при этом высокий уровень осознанности и присутствие в текущем моменте.

Одним из наиболее популярных способов избавления от ненужных мыслей и эмоций выступает 15-минутная практика. В течение этой медитативной практики осуществляется выход вовне всех негативных проявлений эмоционального и физического характера.

В процессе медитации включается подсознание, мысли становятся легкими и светлыми, ощущается внутренняя свобода. Длительность такой медитации следует рассчитать индивидуально, отталкиваясь от эмоционального состояния. Средняя продолжительность курса составляет от 10 до 12 суток. Если во время медитации человек чувствует себя комфортно и расслаблено, а после ее окончания наблюдает изменения в лучшую сторону, то длительность курса можно увеличить.

Вывод

После того как человек осознал свое истинное предназначение, достиг единства тела, души и разума, он ощущает прилив сил и энергии, становится активным и целеустремленным. Медитативные практики приводят к состоянию покоя и душевного равновесия. Человек начинает легко адаптироваться к разным стрессовым ситуациям, не реагирует на раздражители, которые раньше выводили его из состояния равновесия.

Медитации и другие духовные практики помогают исцелить душу, укрепить физическое и моральное здоровье. После использования этих техник человек перестает замыкаться в себе, расширяет горизонты своих познаний.

В эзотерике существует такой постулат: познай себя, и ты познаешь Бога. Душе предстоит пережить множество воплощений, после которых она обретет себя и найдет покой, который является признаком того, что путь выбран верно.

Чтобы развиваться и познавать себя, необходимо быть открытым всему новому, не цепляться за отжившие убеждения и догмы, смотреть в лицо своим страхам и побеждать их. Таким образом можно приоткрыть завесу тайны и найти собственную нишу в этом мире. Прислушиваясь к своему внутреннему голосу, который направляет нас в нужную сторону, можно многого достичь.

Источник

Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции

Что такое познание?

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

  • Ощущения, т.е. отражения определенных свойств предметов материального мира и его явлений путем их воздействия на органы чувств. Данное воздействие позволяет людям ощущать различные свойства вещей, в частности, их форму, цвет, запах и т.д.
  • Восприятия, создающего на основе чувств целостные образы вещей, явлений и процессов. Восприятие помогает сформировать представление.
  • Представления — т.е. получаемый при помощи органов чувств обобщенный и наглядно сформированный образ определенной вещи, процесса либо явления, впоследствии сохраненный в человеческом сознании и воспроизводимый им уже без участия органов чувств.

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

  • Понятия, т.е. мысли, утверждающие общие и существенные характеристики вещей.
  • Суждения – мысли, утверждающие либо отрицающие что-либо о предмете.
  • Умозаключения, под которыми подразумеваются мысленные связи между несколькими суждениями с выведением из них уже принципиально нового суждения. Выводы бывают индуктивными (их получают методом развития частных суждений к общим), дедуктивными (здесь развитие мысли наоборот, идет от общего к частному) и полученными по аналогии.

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

  • Научным познанием называют научно обоснованное получение объективных знаний, отражающих законы, по которым развивается и функционирует окружающая реальность. Данная форма объединяет в себе описание, объяснение и предсказание различных процессов, наблюдаемых и отмечаемых исследователями по мере накопления знаний.
  • Суть обыденной формы сводится к получению знаний посредством наблюдения за каким-либо явлением. Получаемая информация представляет собой совокупность различных данных, не сводимых в единую систему. Целью подобной познавательной деятельности является применение полученных знаний на практике.
  • Художественным (или творческим) познанием называют способ отражения действительности с помощью художественной символики и образов.
  • Философская форма познавательной деятельности формируется вокруг стремления ученых найти разумные и логичные объяснения явлениям, происходящим в нашем мире, одновременно определив место человека в окружающей действительности.
  • Религиозную форму познания относят к самопознанию, с ее помощью индивид изучает религиозные моральные основы, а также познает Бога.
  • Мифологическое познание было характерно для первобытного общества, с его помощью люди могли объяснить непонятные им явления вмешательством высших сил.
  • Самопознанием называю процесс узнавания человеком самого себя, своих личных качеств, свойств и особенностей. К основным методам самопознания относят самоанализ, сравнительный анализ, проводимый индивидом при сравнении себя с окружающими, наблюдение человека за собой и собственным поведением и др.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

  • истинность и объективность полученных знаний;
  • получение информации сопровождается применением специальных методов, характерных для научной деятельности;
  • у исследователя есть возможности проверить добытые им знания;
  • исследование характеризуется высокой степенью теоретической обобщенности.

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

  • Научные факты – это отражения реальных фактов из окружающей действительности в сознании человека. Научные факты могут подвергаться верификации – специальной проверке, призванной доказать их истинность;
  • Эмпирические законы, представляющие собой обобщения эмпирических, т.е. взятых из практического опыта, фактов, позволяющих выявлять связи между процессами и явлениями окружающей реальности;
  • Проблемы – теоретические либо практические вопросы, появляющиеся у исследователей в ходе познавательного процесса и требующие обоснованных ответов;
  • Гипотезы – формируемые на базе научных фактов предположения, объясняющие какое-либо явление или процесс. Нередко гипотезы требуют доказательств своей истинности и научной проверки;
  • Теории — самые полные формы научных познаний об определенном предмете, явлении или процессе. Теория формируется на основе доказанной и проверенной гипотезы, представляя собой комплекс, в чей состав входят идеи, принципы и положения, предоставляющие людям наиболее полную картину окружающего их мира.

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

  • Научные наблюдения, т.е. организованную и целенаправленную работу по восприятию исследователем вещей и явлений с получением объективных сведений о них;
  • Эксперименты представляют собой исследования определенных явлений в специализированных, искусственно созданных для этого условиях. Они производятся для проверки уже выдвинутых гипотез и теорий либо для сбора данных, необходимых для начала научного поиска;
  • Анализ способствует мысленному либо реальному разложению конкретной вещи на образующие ее элементы для их детального изучения;
  • Синтез противоположен анализу, с его помощью ученые объединяют различные составные элементы определенного предмета для выявления связей между ними в составе целостной вещи;
  • Моделирование призвано воспроизвести характеристики конкретного предмета с помощью другого предмета, создаваемого специально для этой цели;
  • Метод аналогии заключается в выдвижении исследователем предположения о сходстве двух внешне разных вещей по причине сходства некоторых свойств и признаков данных вещей;
  • Абстрагирование основано на мысленном отвлечении от перечня свойств предмета для понимания сути одного, важнейшего для исследования свойства указанного предмета;
  • Формализация отображает результаты познавательного процесса с помощью формул, понятий и утверждений;
  • Идеализация призвана помочь исследователю мысленно создать не существующий в реальности, но необходимый для исследования абстрактный объект;
  • Математизация помогает выразить свойства изучаемого объекта числовым способом посредством использования разнообразных измерительных методов;
  • Дедукция позволяет ученым делать выводы, двигаясь от общего к частному;
  • Индукция, наоборот, основывается на выводах, сделанных от частного к общему.

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Источник

Оцените статью