Православная Жизнь
Год назад, 20 марта, протоиерей Владимир Коцаба принял постриг с именем Виктор. Как постриг меняет человека – читайте в интервью порталу «Православная Жизнь».
Архимандрит Виктор (Коцаба). Фото: © Серафим Росоха/Православная жизнь
Виктор – победитель
– Отче, Вы ожидали, что получите имя Виктор в постриге? В честь кого Вас назвали? Просветите нас немножко.
– В честь мученика Виктора Дамасского. Я предполагал, какое может быть имя, но определенных предпочтений не имел. Для меня главным было не имя, а постриг, к которому я готовился, осознание важности и серьезности такого изменения в моей жизни.
– Что известно о Вашем святом покровителе?
– Немного, но о Викторе Дамасском и сейчас мало сведений, причем и те разноречивые. С 1906 года его мощи находятся в итальянском городе Фано. Имею надежду, что Господь сподобит когда-то там побывать и приложиться к нетленным останкам моего небесного покровителя. Сразу же после пострига один наместник монастыря передал мне в дар маленькую частицу мощей мученика Виктора, а другой близкий мне священник подарил старинную икону святого, в которую я и вложил мощи. Эта святыня находится в моем святом углу, где я каждый день молюсь своему Ангелу.
– Известно что-то о кончине мученика?
– Воин-христианин Виктор (с греч. «победитель») за отказ поклониться языческим богам мученически пострадал за Христа в средине II веке в Дамаске. По человеческим понятиям кончина святого была очень тяжелой. Его бросали в раскаленную печь, где он пробыл невредимым три дня, заставляли съесть отравленное мясо, ему вытягивали жилы, бросали в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами. Затем выкололи глаза, содрали кожу и обезглавили, после чего произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко. Память святого ежегодно совершается 24 ноября. Кстати, в росписях Киевского Софийского собора есть одно из древних изображений мученика Виктора (1 пол. ХІ века).
Монашество – тяжелый труд
Академический в честь Рождества Пресвятой Богородицы храм Киево-Печерской лавры
– Вы после пострига по правилам три дня не выходили из храма?
– Да, как полагается. В пятницу вечером в пещерном храме преп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах состоялся постриг. Вместе со мной постригали еще одного студента академии, отца Агафадора. До воскресенья мы находились в академическом храме Рождества Богородицы, но не были обделены вниманием и заботой: к нам постоянно приходили студенты, монашествующие, преподаватели, владыка ректор. Непрерывно читали Псалтырь. В полночь в храмовой тишине и полумраке с зажженными свечами совершали полунощницу, во время пения которой особые трепетные чувства наполняют душу. В воскресенье на Литургии мы причастились, с нас сняли клобуки. До этого все это время надо было находиться в головных уборах.
– Не снимали совсем?
– Совсем. А вот когда сняли, то такое состояние наступает, будто рождаешься заново на свет Божий: очень тяжело находится так долго в клобуке. Для пострига их даже шьют чуть большего размера, чтобы голова не так болела и уши остались целы. Только после прочтения молитвы на снятие клобука монах впервые покидает стены храма.
– Что Вы чувствовали после пострига?
– После пострига у всех бывает окрыленное состояние: чувствовалось особое вдохновение, сила, которую дает Господь. Создавалось впечатление, что искушения и страсти отходят от тебя, словно Бог ограждает щитом. Но, конечно, это ненадолго. Все мы, люди, грешные, и постепенно наши чистые души и сердца омрачаются грехом. Но отчаиваться не надо, ни в коем случае. Я всегда держу в уме и сердце слова одного современного монаха-подвижника, наместника монастыря возле Нью-Йорка схиархимандрита Иоакима (Парр): «Монашество – это когда человек в один день сто раз падает и сто раз поднимается». Монахи призваны к тому, чтобы всегда идти вперед, не останавливаться, падать, но подниматься, и так совершенствоваться… Монашество – тяжелый труд со многими искушениями, но Господь дает силы монахам для того, чтобы они прошли этот путь. Каждый верующий понимает и осознает, что человеческих сил недостаточно. Только полагаясь на волю Божию и Его всесильную помощь, соблюдая Евангельские заповеди, можно спасти свою бессмертную душу.
– Верно, что монаха может понять только монах? Вы прочувствовали это? Мирянин не может так понять и посочувствовать.
– Конечно, мирянину сложно понять монаха и войти в его состояние. Семейный человек живет иной жизнью. У монаха есть только Бог. Вспоминаю рассказ одного нашего архиерея, мама которого спрашивала перед постригом, кто же ему подаст чашку воды на старости лет. Он приехал к матери со своим духовником, и тот сказал, что Господь пошлет человеку, который Его избрал, людей и они подадут не только чашку воды, но и намного больше. Об этом не надо беспокоиться. Я это и раньше понимал, но в монашестве полностью осознал. Дела, которые совершаются в жизни по благословению, управляются очень просто и быстро – Господь помогает и Ангелы сопутствуют. Это очень важно, тем более для монаха, ведь он обязан жить по благословению.
Главный обет
– Какой главный обет монаха?
– Монах обещает Богу сохранить целомудрие, нестяжание и послушание. Это три столпа, на которых строится вся монашеская жизнь. Человеку, который всецело предается обету послушания, намного легче жить. Если что-то делаешь по своей воле – результат бывает плачевен. Кажется, что все правильно сделал, но чего-то не хватает. Для монаха быть в послушании – это основа жизни.
– Вам знакомо чувство одиночества? В монашестве оно не усугубилось?
– Когда-то у меня состоялся разговор с приснопамятным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Мы говорили на тему выбора жизненного пути. Тогда мне было 23 года. Я сказал, что как-то тревожно осознавать, что монах на всю жизнь остается один. Владыка мне ответил, чтобы я не переживал по этому поводу, ибо никогда не буду одинок. С монахом всегда Бог, и Он пошлет людей, которые ему нужны на определенном этапе жизни. Эти слова я всегда помню, даже выражение лица и эмоции, с которыми Блаженнейший говорил их. А теперь, спустя 10 лет, я нахожу подтверждение сказанному в своей собственной жизни. Господь посылает мне достаточное количество прекрасных людей, некоторые из них открываются для меня по-новому. Человек не должен лишаться общения. Но самое главное – гармония в общении с Богом.
– От каких привычек пришлось отказаться, став монахом? Что Вы оставили в прошлой жизни?
– В монашестве я осознал всю серьезность самодисциплины. Очень важно иметь правильный и твердый жизненный настрой. После пострига владыка ректор митрополит Антоний подарил мне «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова с дарственной подписью и кратким пожеланием: «Всегда помни монашеские обеты». Эти слова красной нитью должны проходить в жизни монаха. Когда человек расслабляется, даже немножко, он перестает чувствовать падение. А упав, понимает, что надо было очнуться раньше. Искушения будут в любом случае, потому что жизнь монаха – это постоянная борьба с самим собой, со своими помыслами. Монах должен победить себя. Мне всегда памятно выражение нашего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Мы должны быть строгими к себе и милостивыми к другим».
– Как Вы боретесь с чувством жалости к себе?
– Когда я анализирую все свои мысли, поступки и дела, мне себя не жалко. Я никогда не пытаюсь находить вину в другом человеке, но ищу ее в себе. Иногда мысли направлены на самооправдание, но их надо глушить, потому что враг в тонких межчеловеческих отношениях пытается посеять вражду, недопонимание, которое потом переходит в гнев и озлобление. С греховными помыслами размышлять нельзя, их нужно пресекать в зарождении.
Расстояние – не помеха!
– Почему именно 20 марта было выбрано днем пострига?
– Блаженнейший Митрополит Онуфрий назначил этот день для пострига.
– А кто Вас постригал?
– Когда была объявлена дата пострига? Быстро это время пролетело?
– Мой разговор о постриге с Митрополитом Онуфрием состоялся за несколько месяцев до Великого Поста. В один из воскресных дней перед началом Четыредесятницы за богослужением Блаженнейший подозвал меня к себе и благословил готовиться к постригу на ближайший пост. Тогда я поехал к своему духовнику отцу архимандриту Серафиму, который несет послушание наместника монастыря в Беларуси (возле города Бреста). Он много лет подвизается в своей обители, за пределы которой выезжает крайне редко, поэтому к поездке в Киев на мой постриг он готовился весьма серьезно и заблаговременно. Он и стал моим восприемником. Я благодарю Бога, что когда-то Он сподобил меня встретиться с этим духовным и умудренным годами человеком.
С духовником, архимандритом Серафимом
– Что значит восприемник?
– Это тот человек, под духовное водительство которого вручается новопостриженый монах. Восприемник должен наставлять и вести врученное ему духовное чадо. Меня с моим духовником разделяет 600 км и граница с другим государством, но я стараюсь ездить к отцу Серафиму при первой же возможности. Он мне так и говорит: «Жаль, что ты так далеко, но ничего, расстояние не помеха!» Если возникают вопросы, звоню ему, советуюсь, принимаю благословение. Его слово для меня закон, даже если у меня есть свое видение на тот или иной вопрос. Бывает, звоню старцу, а он уже ждет и знает что я по делу, а не просто с праздником поздравить. Очень важно не самочинствовать, а выполнять благословение духовника, через которого человеку приоткрывается воля Божия.
– Вы уже стали чьим-то восприемником?
– Я еще молод (улыбается).
– Это от возраста зависит или теоретически Вы можете стать?
– Теоретически могу, конечно. На практике, по установившейся уже традиции, новопостриженных иноков воспринимает духовник монастыря. Это, как правило, опытный и духовный человек, который является авторитетом для братии. В духовной академии тоже есть духовник, который свой опыт передает молодым монахам, ставшим на эту стезю.
Испытания нужны каждому человеку, а особенно монаху
– Что бы Вы посоветовали тем, кто решил стать монахом? Может быть, испытать себя как-нибудь? Как отличить юношеский порыв от реального желания стать монахом?
– В первую очередь я бы посоветовал не спешить. Этот выбор должен быть осознанным и обдуманным. Нужно внимательно послушать себя. Если человеку на жизненном пути начертано быть монахом, то рано или поздно Бог приведет его к этому.
– Интересно, у Вас всегда к монашеству было стремление?
– С юности своей я всегда смотрел на монашествующих по-особенному, с благоговейным трепетом, воспринимал их как непростых и неземных людей, как часть чего-то небесного. Мне всегда импонировали монахи, имеющие глубокий духовный опыт, трезвомыслящие, рассудительные, которые могут красиво держать слово, защищать Церковь, поднимать Ее авторитет в обществе. Образ ученого монаха всегда был перед моими глазами. Так Господь управил, что я сподобился пополнить ряды монашеской братии. Теперь каждый день пытаюсь опытно стремиться к достижению того монашеского идеала, который нарисовал себе с ранних лет.
Каждый должен пройти свой путь, который без ошибок просто невозможен. Говорят, что лучше учиться на чужих ошибках, но все же есть такие ситуации, в которые нужно попасть самому для того, чтобы все почувствовать и понять. Тогда ты можешь поделиться с другими приобретенным опытом, твоя теория будет подтверждена практикой, а слова будут весомыми, пронизанными пережитым. Они станут подспорьем и помощью другим. Все испытания, которые Господь посылает в жизни, надо с благодарностью принимать. За все благодарить Бога! Помните, как в жизни одного египетского пустынника наступило спокойное время, без искушений. Он очень опечалился, что Господь его забыл, если не посылает ему испытаний, благодаря которым человек становится ближе к Богу. Ведь когда в жизни исчезают проблемы, мы расслабляемся и отдаляемся от нашего Творца. Испытания нужны каждому человеку, а особенно монаху. В падении и восхождении глубокий опыт школы монашеской жизни. Так человек познает Бога. Это бесценный путь. Приобретая знания и опыт, надо помнить, что когда-то они могут принести пользу другому человеку.
Источник
Фраза: пускать «монаха»,что обозначает?
монах — змей воздушный.
значит обозначает: пускать воздушного змея .
Другие вопросы из категории
Отцы и Дети. Пожалуйста,очень срочно и нужно. Можно 6-10 предложений написать,умоляю!!
о чем научила вступление вот такое Один из матива пушкина в произведении «Полтава»
Читайте также
ночью оттого, что у них нет мяса
1)Как называется последняя повесть романа?
2)Сколько повестей в журнале Печорина?
3)Чей это портрет:». рожа у него была самая разбойничья:маленький,сухой,широкоплечий. А уж ловок был,как бес! Бешмет всегда изорванный,в заплатках,а оружие в серебре»?
4) Закончите фразу. «Герой нашего времени»,милостивые государи мои,точно портрет,но не одного человека:это портрет,составленный из пороков. «.
5) Допишите название повести. Контрабандист Янко, «ундина»,слепой мальчик-это герои .
6) Что уронил Грушницкий у колодца,чтобы привлечь внимание Мэри?
7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мэри?
8) С кем стрелялся Печорин на дуэли?
9)Что обозначает название повести «Фаталист»?
10) Кто передал автору журнал Печорина?
11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?
12) Кого любила Вера?
13) Кто из героев романа поет песню: «Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены»?
14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мэри?
15) «. эти господа,вероятно,второпях,забыли положить пулю в мой пистолет. » Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?
блистать в обществе с вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости»
Источник