- Пунктуационный разбор предложения
- Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения
- Что такое пунктуационный разбор
- Пунктуация конца речевой единицы
- Пунктограммы ПП и СП
- Пунктуация при наличии однородных членов
- Выделение на письме прямой речи
- Пунктограммы русского языка
- Пунктуационный разбор предложения схема и образец
- Порядок пунктуационного разбора простого предложения
- Вывод
- Пунктуационный анализ разбор предложения
- Порядок пунктуационного анализа
- Примеры пунктуационного разбора
- Образец № 1 письменного анализа
- Образец № 2 письменного анализа
Пунктуационный разбор предложения
Различают три взаимосвязанных вида разбора предложения:
Пунктуация играет важную роль в составлении высказывания, наполняя его чувствами и выделяя важные моменты повествования.
Умение правильно разобрать предложение пунктуационно – залог грамотности, поскольку вероятность ошибиться в расстановке знаков препинания становится минимальной.
Пунктуационный разбор предложения разделен на несколько основных действий:
- в первую очередь нужно определить эмоциональное содержание текста, а для этого – проверить, каким знаком препинания заканчивается высказывание. Отсюда, предложение является восклицательным, вопросительным или повествовательным;
- обозначить одну или несколько грамматических основ, а именно какие главные члены содержит высказывание и сколько их. Если присутствуют подлежащее и сказуемое, то это двусоставное предложение, если только одно из них, то односоставное. Кроме того, станет понятно сложное или простое по составу предложение;
- схематично подчеркните подлежащие и сказуемые, и однородные члены предложения, при их наличии;
- присвойте номера знакам препинания и аргументируйте каждый случай его отсутствия или наличия.
Когда текст содержит внутри прямую речь, то сначала выделяем слова автора, затем прямую речь. От ее местонахождения зависит расстановка знаков препинания. Если слова героя стоят перед или за словами автора, то для оформления прямой речи нужно 4 знака препинания. Если комментарии автора разрывают текст героя, то будет 7.
Образцы выполнения пунктуационного разбора предложения:
- Они слушали,(1) как шумит ветер,(2) как дождь стучит по крыше,(3) с журчанием стекая по трубам.(4)
(1) — сложное двусоставное предложение с двумя придаточными (2).
(4) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
- Он смотрел в грозовое небо и думал о том,(1) что скоро начнется шторм.(2)
(1) – сложноподчиненное предложение, соединенное подчинительным союзом «что». Первая грамматическая основа с однородными сказуемыми, связанными союзом «и» – «смотрел» и «думал» — запятая в этом случае не ставится.
(2) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
- Вы уже видели новорожденного(1), улыбающегося всем вокруг (2), мило надувающего губки (3), трогательно прижимающегося к маме(4)?
(1) – простое двусоставное предложение, так как грамматическая основа одна. К нему присоединены причастные обороты.
(2,3) – перечисление словосочетаний, выраженных причастными оборотами.
(4) – вопросительное предложение, так как интонация и содержание предполагают вопрос.
- Ее все в нем привлекало:(1) внешность,(2) ум,(3) доброта,(4) порядочность,(5) любовь к детям.(6)
(1) – простое двусоставное предложение, где «все привлекало» — обобщающее словосочетание, за которым идет перечисление. Поэтому здесь ставится двоеточие.
(2,3,4,5) – однородные дополнения, соединенные запятыми.
(6) – предложение заканчивается точкой, следовательно, оно невосклицательное и повествовательное по содержанию.
- «(1)Давайте поторопимся, -(2,3) сказал учитель, -(4,5) потому что урок скоро закончится»(6).(7)
(1,6) – кавычки, которые выделяют прямую речь в тексте.
(2,3,4,5) – оформление прямой речи в случае, когда комментарии автора разрывают слова героя.
(7) – повествовательное невосклицательное предложение, так как на конце предложения точка.
Слова автора – это простое двусоставное предложение.
Текст героя – сложноподчиненное предложение с причинным союзом «потому что».
Источник
Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения
Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….
Что такое пунктуационный разбор
Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:
- пунктуационного,
- синтаксического,
- графического.
Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.
Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.
Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.
Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:
- Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
- Объяснение их постановки.
Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:
- Пронумеровать каждый символ пунктуации.
- Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
- Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
- Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).
Пунктуация конца речевой единицы
Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:
- повествование,
- вопрос,
- восклицание,
- недосказанность.
В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.
В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:
Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.
Пунктограммы ПП и СП
В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.
Тире следует ставить:
- Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), инфинитивами, количественными числительными.
- Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения неопределенная форма глагола, а другой существительное (в Им.пад.).
- Перед указательными местоимениями: это, вот.
- Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.
Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.
Пунктуация при наличии однородных членов
- между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
- перед союзами противительного вида,
- при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
- парное соединение (между парами).
- перед второй частью двойных союзов.
Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:
Точка с запятой , необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.
Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:
Выделение на письме прямой речи
Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):
- В начале: А: «П!», А: «П?», А: «П».
- В конце: «П», – а., «П!» – а., «П?» – а.
- В центре: «П, – а, – п».
Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.
Пунктограммы русского языка
Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:
- обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств,
- уточняющие члены,
- выделение сравнений и оборотов,
- конструкции с союзом «как»,
- обращения, вводные слова, междометные выражения.
Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:
- сочинительная связь частей,
- подчинительная,
- без помощи союзов.
Пунктуационный разбор предложения схема и образец
[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)
Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:
7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !
1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.
1 – запятая отделяет придаточное «который знал».
2 – завершает придаточное.
3 – продолжение основной главной части.
4 – начало третьего придаточного.
5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».
6 – не требуется выделение: есть союз «и».
[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)
Точка – завершение повествовательного предложения.
Начало придаточного. Всего 4 придаточных.
2, 3. Деепричастный оборот.
Начало второго придаточного.
5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.
Начало и конец придаточного.
Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.
Порядок пунктуационного разбора простого предложения
Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:
Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4
4 – Точка. Высказывание повествовательное.
1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.
2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.
Примерный план разбора:
- Выписать предложение.
- Объяснить завершающий знак.
- Найти и выделить грамматическую основу.
- Объяснить причины постановки символов.
- Составить схему.
Как разбирать сложную конструкцию:
- Выписать предложение.
- Объяснить конечный знак.
- Выделить грамматические основы.
- Объяснить причины необходимости знаков между частями.
- Объяснить каждый знак в ПП.
- Составить графическую схему.
Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:
Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3
Пояснения:
3 – Точка, предложение повествовательное.
1 – запятая между ПП.
2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.
Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6
6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.
1 – начало первого придаточного.
2 начало второго придаточного.
3 – разграничение однородных придаточных.
4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».
5 – выделение деепричастия.
Пример пунктуационного разбор предложения
Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор
Вывод
Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.
Источник
Пунктуационный анализ разбор предложения
В русском языке существуют различные языковые разборы, в том числе пунктуационный. Данная статья поможет понять, что такое пунктуационный разбор и в чем его специфика, как разобрать предложение и в чем заключается значение пунктуационного разбора.
Пунктуационный анализ предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация. Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.
Порядок пунктуационного анализа
Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении. Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.
При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибиться и поставить их. Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.
Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно. Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.
- Объяснить употребление знака препинания.
- Указать его тип по функции (выделительный, отделительный, разделительный).
- Определить, одиночный он или парный.
Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.
Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.
Это интересно: Предложение с однородными членами широко употребляется в устной и письменной речи.
Примеры пунктуационного разбора
Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.
Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)
1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение от главного.
2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Небо кажется фиолетовым.
1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.
3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:
Он видел, как девушка кормила голубей, слетевшихся к ней, как беззаботно было на улице.
1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.
2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Образец № 1 письменного анализа
Люди принялись разводить огонь: один принёс сухую жердь, изрубил её на поленья, другой притянул целый ворох хворосту с речки, а третий достал кремень и огниво (С. Аксаков).
Сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной), повествовательное, невосклицательное; отделительный знак — точка.
- I : II — бессоюзное сложное предложение БСП (II часть — пояснение); знак разделительный, одиночный.
- (0), (0) — однородные члены предложения, связанные бессоюзной связью; знак разделительный, одиночный.
- 2 — 3 — бессоюзное сложное предложение БСП (смысловые отношения — одновременность событий); знак разделительный, парный.
- 3 — 4 — сложносочиненное предложение ССП (смысловые отношения — сопоставление, выражены союзом а); знак разделительный, одиночный
Образец № 2 письменного анализа
Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),8 поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него.
Грамматические основы:
- Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения
- которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).
- очки спадают
- он не в силах отнять
Объяснение знаков препинания
- Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
- Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;
- Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен той или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).
Источник